Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №119352

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности 6
1.1 Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности 13
Вывод по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности 24
2.1 Выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников 24
2.2 Разработка и внедрение комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование здорового образа жизни у младших школьников 36
2.3 Анализ процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников 43
Вывод по второй главе 51
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 58

Актуальность исследования состоит в том, что, проблема формирования и привития здорового образа жизни находится в центре внимания современной России. Однако, несмотря на большое число исследований, в ней еще много нерешенных вопросов. Проблема формирования здорового образа жизни - комплексная проблема, которую изучают и инструктора лечебной физической культуры, и психологи, и педагоги.
В рамках Федерального Государственного образовательного стандарта культура здорового и безопасного образа жизни реализуется средствами урочной и внеурочной деятельности. Система образования формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Важный этап в формировании понятия «здоровый образ жизни» - это младший школьный возраст. Именно в это время происходит интенсивный рост организма ребенка, его адаптация к новым школьным условиям. Кроме того, сам учебный процесс требует интенсивного умственного труда. И от того, какие условия для учёбы и развития ребёнка созданы в образовательном учреждении, в первую очередность зависят здоровье и формирование здорового образа жизни младшего школьника. Второе для младших школьников особенно актуально, так как в это время происходит определение личной позиции в разных сферах жизнедеятельности.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения возникла с момента организации систематического обучения детей в России. Данной проблемой занимались такие известные исследователи, как, Н.М. Амосов, М.И. Лисина, В.А. Сластенин, М.В. Антропова, А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, Е.О Смирнова, И.П. Подласый, А.В. Мудрик и др.
Ухудшения здоровья школьников в России стало серьезной педагогической проблемой. Одной из причин спада здоровья, является жизненный уклад семьи, где воспитываются дети. У школьников и их родителей нет установок на ценностное отношение к здоровью своему и своих близких. Это объясняется тем, что пропаганда педагогических знаний о здоровом образе жизни недостаточна. Одним из возможных способов решения проблемы снижения здоровья младших школьников, является формирование у них здорового образа жизни.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования: спроектировать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Объект: процесс формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
Предмет: формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности будет проходить эффективнее, если:
- разработать критерии, показатели, уровни сформированности здорового образа жизни;
- спроектировать и внедрить комплекс занятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
- создать благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников.
2. Спроектировать диагностический комплекс и выявить уровень сформированное™ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и внедрить комплекс внеурочных занятий, эффективно влияющих на формирования здорового образа жизни младших школьников.
4. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «школа» № 165 городского округа Самара.
Практическая значимость: материалы работы могут применяться учителями начальных классов при разработке комплекса внеурочных занятий и подборе заданий и упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни у младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников, можно сказать о том, что здоровый образ жизни играет очень важную роль в развитии учеников и требует привития ценностного отношения.
В процессе написания бакалаврской работы было сформулировано определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», определены педагогические условия, эффективно влияющие на формирование здорового образа жизни, выделены критерии и уровни сформированности, подобраны диагностические методики и проведена опытно-экспериментальная работа по теме данного исследования.
Под здоровым образом жизни, понимается активная деятельность человека, первоначально нацеленная на поддержание и коррекцию здоровья. Образ жизни не устанавливается самостоятельно в зависимости от условий, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Первоначальной профилактикой и главным правилом в укреплении детского здоровья является формирование здорового образа жизни.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ школы № 165. В исследовании участвовали ученики четвертых классов. Констатирующий этап эксперимента предполагал проведение диагностических методик, которые были подобраны на каждый выделенный критерий. Констатирующий этап эксперимента был проведен с целью выявления исходного уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников. Результаты проведения данного этапа эксперимента показали, что большинство детей экспериментальной группы находятся на среднем уровне, но так же есть ученики с низким уровнем, это подтверждает необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
Спроектировав диагностический комплекс и выявив уровни сформированности здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, была доказана необходимость разработки и внедрения комплекса внеурочных занятий, направленного на формирование здорового образа жизни. Были определены следующие педагогические условия, эффективно влияющие на данный процесс: использование игровых технологий, занимательного материала зворовьеформирующей направленности, использование бесед, наглядных средств обучения, оздоровительных упражнений, виртуальных путешествий, а так же мотивации детей к ведению здорового образа жизни и приобщение к культурно-гигиеническим правилам. Данный этап эксперимента состоял из трех этапов занятий. Первый этап - подготовительный, он включал в себя два классных часа, которые были направлены на расширение знаний о понятии здорового образа жизни и его ведении. На втором, основном этапе, было семь занятий, направленных на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и стремления к сохранению и укреплению здоровья. Третий этап - заключительный. Данный этап состоял из одного занятия, на котором подводились общие итоги и была проведена работа по стимулированию детей к самостоятельному поддержанию здоровья.
Контрольный эксперимент показал повышение уровня сформированности здорового образа жизни в экспериментальной группе и снижение среднего и низкого уровней. У учеников контрольной группы можно проследить незначительные изменения в динамике уровней сформированности здорового образа жизни.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы доказана эффективность разработанного комплекса внеурочных занятий по формированию здорового образа жизни и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы. Формы, методы и приемы обучения, соответствовали возрастным возможностям младших школьников, имели здоровьеформирующую направленность, а так же установку на поддержание, укрепление и охрану своего здоровья.


1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. : Просвещение, 2013. 243 с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 176 с.
3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л. : Наука, 1987. 123 с.
4. Бехтерев В.М. Психология и педагогика. М. : Юрайт, 2016. 151 с.
5. Баль Л.В.Букварь здоровья. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 196 с.
6. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] : URL: http://www.who.int/publications/ru (дата обращения: 25.11.2017)
7. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. М. : Здоровья, 1989. 57 с.
8. Горбачев Д.Ю. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста средствами мультимедиа и Интернет — технологий // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №3. С.25
9. Дьяченко М.И. Психологический словарь: справочник. М. : ХАРВЕТ, 2001. 435 с.
10. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ. М. : 2013. 128 с.
11. Емельянова Т.В. Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников. // Научный альманах. 2015. №10-2(12). С. 170-174.
12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985. - 384 с.
13. Жбанков Р. Г. . Учись быть здоровым. М. : Просвещение, 2014. 143 с.
14. Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни. М. : Волгоград: Учитель, 2012. 174 с
15. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Спб. : 2014. 230с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ