Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Работа №119323

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы129
Год сдачи2017
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления 12
1.1. Общекультурные компетенции бакалавров психолого-педагогического образования как проблема исследования 12
1.2. Роль содержания и методов современного психолого-педагогического образования в развитии общекультурных компетенций будущих бакалавров 30
1.3. Модель и условия развития общекультурных компетенций у студентов-бакалавров психолого-педагогического направления средствами активного обучения 42
Выводы по первой главе 58
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления 60
2.1. Диагностика уровня развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления 60
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического направления средствами активного обучения в вуз 78
2.3. Контрольный срез 98
Выводы по второй главе 106
Заключение 107
Список используемой литературы 111
Приложение 120

Современная система высшего образования ориентирована на подготовку высокоинтеллектуального специалиста, который не только информирован в тех или иных областях знаний, а является специалистом высокой культуры. Фундаментом в деле формирования будущего педагога как личности, обладающей высоким уровнем общей и профессиональной культуры, личности, готовой к активному утверждению своей позиции в педагогическом процессе, - являются общекультурные компетенции.
Структурно в компетентности педагога выделяются базовые компетенции, а именно - комплекс универсальных знаний, которые способны выделяться широким уровнем обобщения. В составе данных (базовых) компетенций находятся и общекультурные, по мнению современных исследователей, выступающие фундаментальной составляющей профессионализма, мастерства, индивидуального творчества будущего педагога.
Развитие перечисленных качеств личности возможно лишь при условии включения будущего педагога в активную познавательную деятельность, путем создания в процессе профессиональной подготовки разнообразных ситуаций педагогического взаимодействия и, таким образом, превращения будущего специалиста в подлинного субъекта данного процесса. Общекультурными компетенциями определяется активная жизнедеятельность человека, обеспечивается способность его ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, тем самым гармонизируются внутренний мир и отношения с социумом.
Следовательно, в процессе развития общекультурных компетенций будущего педагога особое значение приобретают технологии активного обучения. Посредством данных технологий все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, осуществляется обмен информацией, происходит совместное решение учебных проблем, погружение в атмосферу делового сотрудничества при решении профессиональных задач.
Учитывая современную нацеленность высшего образования на становление и развитие компетенций как готовности и способности будущего профессионала к деятельности и общению, предполагается создание таких условий, при которых каждый участвующий в образовательном процессе имеет возможность проявить как интеллектуальную и познавательную активность, так и личностную социальную позицию, проявить свою индивидуальность, выражая тем самым себя в качестве субъекта обучения.
Особое значение в подготовке современного учителя начальных классов приобретает активное творческое обучение. Данная форма обучения выступает как специальная организация познавательной деятельности. Она ориентирована на повышение эффективности образовательного процесса, на достижение высоких результатов. В рамках подобного обучения усиливается познавательная мотивация, а также формируются и развиваются общекультурные компетенции будущих бакалавров.
Содержание Федерального государственного стандарта высшего образования нацелено на подготовку квалифицированных специалистов с высоким уровнем развития компетенций общекультурного и профессионального уровня. Тем более эти качества важны для педагога начальной школы, которому предстоит развивать важные социальные и личностные качества младших школьников.
Вышеизложенные материалы нацеливают на необходимость более глубокого научно - теоретического обоснования и практического решения проблемы развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления в процессе активного творческого обучения в вузе.
Степень разработанности проблемы исследования.
Исследования культуры и связи культуры с образованием личности посвящены работы М.М. Бахтина, Л.Н. Когана, Н.Г. Марковой, Э.В. Соколова, Н.З. Чавчавадзе).
Вопросы изучения условий развития общекультурных компетенций педагога, их роли при подготовке современного выпускника вуза, соотношению психолого-педагогического образования с общекультурной компетентностью педагогов обращались в своих исследованиях И.А. Зимняя, А.А. Петров, С.Л. Троянская.
Вопросы структуры и функции, а также содержание компонентов в структуре общекультурной компетенции как важнейшей характеристики современного учителя в образовательной организации занимались В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер.
В науке известны подходы, выделяющие виды компетентности будущих педагогов в процессе обучения и получения образования в вузе: профессиональная компетентность (В.А. Адольф); психолого-педагогическая компетентность (Т.А. Маркина, С.Г. Молчанов); коммуникативная компетенция учителя (Г.С. Трофимова), персональная компетентность будущего учителя (С.Г. Зоголь).
Содержание и технология применения активных методов обучения в образовании представлены в трудах ряда авторов (А.А. Вербицкий, Ю.Н. Емельянов, М.А. Петренко).
Несмотря на достаточное количество научной литературы по проблеме формирования общекультурной компетентности в процессе психолого-педагогического образования, этот данный вопрос представляет малоизученную область теории практики обучения бакалавров в вузе, потому что факторы, влияющие на процесс становления общекультурных компетенций, еще не выявлены. Однако, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма выпускника вуза, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Бакалавр психолого-педагогического направления должен сочетать в себе высокий уровень знаний, умений, навыков, способностей и опыт при достаточно высоком уровне культуры.
В теории и методике профессионального образования непропорционально малое число исследований посвящено разработке показателей развития общекультурной компетенции бакалавров психолого-педагогического направления, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального образования» в условиях активного обучения в вузе.
Выявленные недостатки объясняются наличием противоречий между:
• возрастающими потребностями общества в становлении человека культуры в системе образования и несоответствующей данной потребности уровня развития общекультурных компетенций будущих учителей;
• потребностью высшей школы в совершенствовании процесса обучения, направленного на развитие общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования и недостаточным научным обеспечением в условиях реализации активных форм обучения в вузе;
• необходимостью использовать в практике подготовки бакалавров активного творческого обучения, обеспечивающего развитие общекультурных компетенций будущих учителей начальных классов и недостаточной разработанностью педагогических условий, содержания, форм и методов обучения и развития общекультурных компетенций студентов -бакалавров.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования: каковы содержание модели и педагогических условий развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления средствами активного обучения в вузе?
Актуальность проблемы исследования обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Развитие общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления средствами активного обучения в вузе.
Объект исследования: процесс обучения бакалавров психолого-педагогического направления по профилю «Психология и педагогика начального образования».
Предмет исследования: содержание модели и педагогические условия развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления средствами активного обучения.
Гипотеза: развитие общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования будет эффективным, если:
• рассматривать общекультурные компетенции как универсальные надпредметных компетенции, определяющие личностное и профессиональное развитие будущего учителя начальных классов, его научное мировоззрение и систему ценностных ориентаций, положительную мотивацию к профессиональному самосовершенствованию;
• разработать модель и реализовать педагогические условия, учитывающие возможности активного обучения бакалавров психолого-педагогического образования, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального образования»;
• содержание активного обучения определяется нацеленностью на освоение студентами ценностей профессии учителя начальных классов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по развитию общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования в условиях реализации активного обучения в вузе.
2. Выявить критерии, показатели и уровни развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования по профилю педагогика и психология начального образования.
3. Разработать модель развития общекультурных компетенций у будущих учителей начальных классов средствами активного обучения в вузе.
4. Экспериментально проверить эффективность структурно-содержательной модели и педагогических условий развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования.
Методологическую основу исследования составили труды по изучению теории личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); идеи гуманизации и гуманитаризации образования, обусловливающие культурологический подход в образовании (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Н.С. Розов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); идеи компетентностного подхода в высшем образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя), исследования развивающего потенциала активного обучения в профессиональном развитии и становлении компетенций специалистов, бакалавров, магистров (А.А. Вербицкий, В.Н. Кругликов, В.С. Смолкин).
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Научное исследование было организовано в три этапа.
На первом этапе (2015 г.) обозначена актуальность темы диссертации, проводился анализ литературы, подготовлены научно-методические материалы для проведения опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2015-2016 г.г.) содержательно реализован педагогический эксперимент. Сконструирован комплекс диагностических методик, направленных на выявление общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления. Разработана и внедрена авторская методика применения комплекса активных методов обучения, повышающая уровень развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления.
На третьем этапе (2016-2017 г.г.) был проведен последовательный анализ результатов, обобщены и оформлены результаты педагогического эксперимента, сформулированы выводы по исследованию.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• уточнено определение понятия «общекультурные компетенции бакалавров психолого-педагогического направления» как надпредметных универсальных по характеру компетенций, определяющих личностное и профессиональное развитие будущего учителя начальных классов, его систему ценностных ориентаций, положительную мотивацию к самоорганизации и самообразованию, лежащих в основе профессиональных общения и самосовершенствования;
• выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления: нацеленность активного творческого обучения в вузе на освоение ценностей будущей профессиональной деятельности, личностных и профессиональных качеств, значимых в профессии учителя начальных классов, использование активных методов, форм обучения; создание образовательной среды, обеспечивающей творческое взаимодействие субъектов обучения;
• определены критерии и показатели развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования в процессе активного обучения: аксиологический (овладение системой базовых культурных ценностей); когнитивный (способность самостоятельно приобретать знания и повышать свой образовательный уровень); деятельностный (ориентирование на нормы и образцы общечеловеческой и педагогической культуры при отборе методов и средств профессиональной деятельности).
Теоретическая значимость исследования заключена в конкретизации определения «общекультурная компетенция бакалавров психолого-педагогического направления» относительно системы и содержания начального образования.
Определенный вклад результаты проведенного исследования вносят в теорию вузовского образования благодаря реализации структурно-функциональной модели развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования средствами активного обучения.
Практическая значимость исследования заключается в реализации педагогических условий развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления на основе создания методического обеспечения данного процесса: программы дисциплин по выбору «Теории и методики музыкально-эстетического образования», «Творческое развитие младшего школьника», программы производственной практики, обеспечивших эффективность развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления на основе использования активного творческого обучения.
Результаты исследования, его выводы, положения, а также разработанные автором курсы учебных дисциплин по выбору и программы производственной практики создают основу для научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса вуза, направленного на развитие общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления в процессе активного обучения.
Материалы проведенного исследования могут использоваться в процессе обучения студентов в вузе и в программах повышения квалификации педагогических кадров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления происходит в течение всего периода получения образования в вузе, их полное оформление происходит в ходе освоения содержания дисциплин по выбору студентов, а также в процессе активной производственной практики.
Общекультурные компетенции бакалавров психолого-педагогического направления рассматриваются как универсальные надпредметные компетенции, определяющие личностное и профессиональное развитие будущего учителя начальных классов, его мировоззрение, систему ценностных ориентаций и положительную мотивацию к профессиональному общению и самосовершенствованию.
2. Уровни развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления в процессе активного обучения при освоении учебных дисциплин по выбору и программы производственной практики характеризуются критериями, соответствующими выделенным группам общекультурных компетенций: аксиологическим, когнитивным, деятельностным.
3. Модель развития общекультурных компетенций в процессе активного обучения позволяет содержательно представить компоненты данного процесса: методологический, содержательный, результативный.
4. Обеспечение высокого уровня развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления достигается при создании определенных педагогических условий, использующих возможности активного творческого обучения как совокупности форм, методов и средств обучения, активирующих субъектный опыт профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 83 наименований литературы, содержит 8 таблиц, 4 рисунка, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Высшее образование на современном этапе характеризуется культурологической направленности и гуманистическим потенциалом в развитии личности человека как субъекта культуры. Это выражается в том, что современное образование ориентировано на приобщение студентов к духовности и культурным ценностям.
Проведенный анализ литературы, позволяет уточнить понимание сущности понятий «культура» и «общекультурные компетенции», что позволило разрешить первую задачу нашего исследования. Общекультурные компетенции бакалавров психолого-педагогического направления включают все базовые функции культуры и педагогической деятельности учителя: трансляции культросозидательного социального опыта, аксиологическая, креативная, коммуникативная коммуникации.
Общекультурные компетенции бакалавров психолого-педагогического направления являются неотъемлемой составляющей его общей и педагогической культуры, важной личностно-профессиональной характеристикой, рассматриваются как универсальные надпредметные компетенции, определяющие личностное и профессиональное развитие будущего учителя начальных классов, его научное мировоззрение и систему ценностных ориентаций, положительную мотивацию к самоорганизации и самообразованию, лежащих в основе профессионального самосовершенствования.
В отечественной системе вузовской подготовки студентов психолого-педагогического образования не определены факторы, которые влияют на процесс развития и становления общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления на основе активного обучения; не разработаны показатели сформированности общекультурных компетенций с учетом специфики педагогической деятельности учителя начальных классов. Также недостаточно используются возможности активного обучения, особенно это касается вопросов самообразования бакалавров в вузе. При этом опыт научно-теоретических исследований и практическая работа подтверждает важность системного развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления, поскольку от качества этого процесса зависит успешное саморазвитие и самообразование личности в педагогической профессии.
Важным источником и средством развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления является активное обучение в вузе как система форм, методов, средств педагогического взаимодействия, основанная на активизации субъектного опыта будущего учителя начальной школы и включения его в активную познавательную и коммуникативную деятельность по решению учебных и профессиональных задач.
Наиболее существенное влияние активное обучение оказывает на формирование аксиологических, когнитивных, деятельностных общекультурных компетенций.
Общекультурные компетенции бакалавров психолого-педагогичного направления характеризуются показателями, отражающими качество развития личности способностей к самоорганизации и самообразованию в профессиональном развитии, способность к коммуникации и взаимодействию в коллективе.
Показателями, характеризующие уровень развития общекультурных компетенций (высокий, средний, низкий) бакалавров психолого-педагогического направления в процессе активного обучения выступают: аксиологический (овладение системой базовых культурных ценностей в профессии учителя начальной школы, уровень развития ценностного сознания, стремления к самоорганизации и самообразованию); когнитивный (уровень развития культуры мышления, способности к анализу, синтезу, оценке общекультурной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность самостоятельно приобретать знания и повышать свой образовательный уровень); деятельностный (ориентирование на нормы и образцы общечеловеческой и педагогической культуры при отборе методов и средств профессиональной деятельности; способность работать в коллективе).
Разработанная нами структурно-функциональная модель развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления средствами активного обучения в вузе включает три компонента - теоретико-методологический, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный.
Проведенный теоретический анализ философской и психолого - педагогической литературы по теме исследования позволил выделить педагогические условия, при которых наиболее эффективно развиваются общекультурные компетенции в процессе применения активного обучения: 1) комплексное использование активных методов и форм обучения, 2) нацеленность обучения на освоение ценностей профессиональной деятельности, 3) создание образовательной среды, обеспечивающей творческое взаимодействие субъектов обучения, положительную мотивацию к профессиональному самосовершенствованию.
В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования, на констатирующем этапе педагогического эксперимента осуществлялось выявление уровня развития показателей общекультурных компетенции . Результаты диагностики на констатирующем этапе исследования позволили сделать выводы о необходимости проведения процесса формирования всех качеств и способностей в структуре общекультурных компетенций.
В процессе формирующего этапа эксперимента нами проводилась опытно-экспериментальная работа, нацеленная на реализацию педагогических условий и разработанной модели развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования при организации активного обучения в вузе. В рамках активного обучения были использованы исследовательские, поисковые, проблемные, эвристические, творческие и практические методы обучения и разнообразные активные методы обучения: исследовательский, проблемный, поисковой, эвристический, проектный, Метод Learning Together «Учимся вместе», веб-квест, методы стимулирования и установки на успех, метод командной поддержки при решении индивидуальных заданий, а также формы активного обучения мастер-класс, тренинг, научные доклады на конференции, проблемный семинар.
Контрольный этап эксперимента был нацелен на анализ результаты, развития общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления.
Анализ данных, полученных до и после формирующего эксперимента, позволил нам сформулировать сделать выводы о том, что в результате проведенной опытно-экспериментальной работы количество студентов с низким уровнем развития общекультурных компетенций уменьшилось, тогда, как с высокими показателями развития общекультурных компетенций - увеличилось.
Проведённое исследование позволило достичь поставленной цели и доказать выдвинутую гипотезу.


1. Авдеева, Н. В. Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности/ Н.В. Авдеева // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 306-308.
2. Александрова, К.Ю. Формирование общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджера в вузе как педагогически организованный процесс/ К.Ю. Александровна // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012.- №151.- С. 259-264.
3. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 2006. - 126 с.
4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
5. Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя/ И. Андреева // Педагогическая техника. - 2006.- №2.- С.74-86.
6. Ахметжанова, Г. В. Многоуровневая система развития педагогической функции будущего учителя в процессе непрерывного образования: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Г. В. Ахметжанова, - Ульяновск, 2006. - 387 с.
7. Ахулкова, А.И. Технология формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа / Дисс. канд. пед. наук / А. И. Ахулкова. - Курск, 2004. - 197 с.
8. Бадмаева, Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов / Н.Ц. Бадмаева, А. А. Реан, В. А. Якунин // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.
9. Бронзино, Л.Ю. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среде вуза /Л.Ю. Бронзино, М.Н. Филатова // Современные исследования социальных проблем.- 2012.- №6 (14). - С.10 - 15.
10. Болотов, В. А. Компетентностая модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10. - С.8-14.
11. Бондаревская, Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Школа духовности. - 2009. - № 6. -С. 41-66.
12. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Научное изд- во «БРЭ», 2003. - 1888 с.
13. Буденкова, Е.А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]/ Е.А. Буденкова // Научный интернет журнал «Мир науки», 2016.- Том 3. - № 3. URL: http://mir- nauki.com/PDF/46PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
14. Бундин, М.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов вуза : учебное пособие / М.В. Бундин, Н.Ю. Кирюшина.- Нижний Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012.- 64 с.
15. Вербицкий, А.А. Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения/ А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2010.- № 2.- С. 51-56.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ