Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение специфики наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №119305

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы35
Год сдачи2023
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская общеобразовательная школа-интернат» Ключевского района Алтайского края.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 12
1.3 Методы развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22
2.1 Организация и методы исследования наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 22
2.2 Результаты диагностики наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Актуальность исследования. На сегодняшний день безусловным является положение о том, что в умственном развитии ребенка дошкольного возраста важное значение имеет наглядно-образное мышление. Ведь развитие этой формы мышления в значительной степени означает успешность ее перехода к более сложной понятийной форме мышления. Поэтому проблема образного мышления на протяжении всей истории своего существования имеет достаточно основательную базу исследований, благодаря чему определились основные подходы его изучения, основные механизмы его образования и функционирования, основные формы его реализации и т.д.
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него мышления. Под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и являющимся доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста – А. Р. Лурия [17] и др.
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно много исследований по этой проблеме, где описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии. Исследователи отмечают конкретность мышления у детей с задержкой психического развития и недостаточное развитие у них мыслительных операций, а также их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется: недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение, трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий, замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью.
Следовательно, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ведущим остается наглядно-образное мышление. Необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения, соответствующие их индивидуальным особенностям и возможностям, а также совершенствовать технологии коррекционного психолого-педагогического воздействия. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений.
Степень изученности проблемы. Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых – Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др. Изучением проблемы развития наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития занимались отечественные психологи и педагоги: Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Е. В. Соколова и др. Методы и приемы развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития охарактеризованы С. Ш. Джапаровой, Н. А. Лиман, О. Н. Назарова и др.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы «Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития».
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточностью разработанных практических комплексов дидактических игр в работе воспитателей ДОУ для развития наглядно-образного мышления у детей указанной категории, что составляет проблему исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме, а также раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
2. Подобрать комплекс диагностических методик, направленный на изучение наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Установить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальном исследовании.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: условия развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень развития наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР в основном средний и низкий, что обусловлена несформированностью психических функций детей
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.;
- подходы к развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с развитием в норме – Л. М. Веккер, Н. Н. Верещагина, С. Ш. Джапарова и др.;
- подходы к развитию наглядно-образной формы мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Т. А. Власова, А. Р. Ибрагимова, М. С. Певзнер и др.;
База исследования и выборка: КГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская общеобразовательная школа-интернат» Ключевского района Алтайского края. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Структура работы: исследование состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа научных источников были рассмотрены теоретические основы для изучения и развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных задач. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать об окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью органов чувств (слух, зрение и т.д.).
Наглядно-образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря нему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета.
В процессе исследования отмечено, что задержка психического развития сильно тормозит развитие мышления старших дошкольников. При анализе психолого-педагогической литературы были выявлены следующие трудности в развитии наглядно-образного мышления у детей данной категории:
1) трудности, связанные с недоразвитием понятий;
2) трудности, связанные с произведение аналитико-синтетической деятельности;
3) трудности в переносе прошлого опыта на решение новых задач;
4) трудности, связанные с недостатком мотивационной сферы и слабыми интеллектуальными интересами;
5) трудности, связанные с обобщением словесных и наглядных элементов.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наглядно-образное мышление развито в основном на среднем и низком уровнях.



1. Аглиева, Ф. Х. Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры [Текст] / Ф. Х. Аглиева / Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : Сборник статей международной научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа : Омега Сайнс, 2015. – С. 3-6.
2. Баранова, Г. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Г.А. Баранова, И. В. Анисимова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2017. – № 3. – С. 34-39.
3. Барсукова, И. М. Развитие мышление у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС [Текст] / И. М. Барсукова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 69-71.
4. Вахрушева, Л. Н. Развитие механизмов мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
5. Веккер, Л. М. Психика – речь – сознание [Текст] / Л. М. Веккер. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 365 с.
6. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
7. Верещагина, Н. В. Если ребенок отстает в развитии [Текст] / Н. В. Верещагина. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2012. – 64 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 1973. – 176 с.
9. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 432 с.
10. Гусева, И. Т. Словесно-логические игры на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / И. Т. Гусева // Дефектология. – 2018. – №2. – С. 41-44.
11. Джапарова, С. Ш. Нарушения наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития [Текст] / С. Ш. Джапарова // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : научно-практическая конференция : Сборник статей. – Симферополь : АРИАЛ, 2017. – С. 81-83.
12. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – Москва : Лабиринт, 2017. – 471 с.
13. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А. В. Запорожец. – Москва : Академия, 2016. – 294 с.
14. Ибрагимова, А. Р. Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / А. Р. Ибрагимова, Э. Б. Шахова // Образование и педагогические 66 науки в XXI веке : Актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза : Наука и Просвещение, 2018. – С. 301-303.
15. Кротова, Ю. В. Основные направления коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Ю. В. Кротова // В сборнике : Специальное образование XXI века : от ранней помощи до профессиональной подготовки. Сборник научных трудов. Отв. редактор Л. М. Кобрина. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 131-135.
16. Лиман, Н. А. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР [Текст] / Н. А. Лиман. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 225 с.
17. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. – [2. изд.]. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 335 с.
18. Мельник, Ю. Ю. Особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Ю. Ю. Мельник, Т. В. Коротовских // Современные проблемы общей и специальной педагогики : материалы Международной заочной научно-практической конференции. – Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2019. – С. 449-454.
19. Морозова, И. Т. Особенности развития познавательных процессов у дошкольников с ЗПР [Текст] / И. Т. Морозова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 74-77.
20. Назарова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза [Текст] / О. Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 551-555.
21. Панкова, Е. Н. Развитие наглядно-образного мышления посредством интерактивной игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е. Н. Панкова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-3. – С. 12-14.
22. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды : Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология : [пер. с фр.] / [предисл. В. А. Лекторского и др., с. 9-53] [Текст] / Ж. Пиаже. – Москва : [Просвещение], 1969. – 659 с
23. Повернова, С. А. Игра как средство развития мыслительных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С. А. Повернова // В сборнике : Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья : Опыт, проблемы, инновации. материалы XIII всероссийской научно-практической конференции : в 3-х частях. – 2019. – С. 264-267.
24. Сиволапов, С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР [Текст] / С. К. Сиволапов // Дефектология. – 1998.– №2. – С. 38.
25. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психологического развития [Текст] / Е. В. Соколова. – Москва : Издательство: Сфера, 2009. – 320 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022.– 50 с.
27. Федорова, А. М. Математическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр [Текст] / М. И. Федорова // Педагогика. – 2019. – №3. – С. 36-39.
28. Феоктистова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) [Текст] / С. В. Феоктистова // В сборнике : Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии». Сборник научных статей. Отв. ред. Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 25-31.
29. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития [Текст] / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 10. – С. 256-262.
30. Яшкина, Р. И. Развитое наглядно-образное мышление как условие готовности старшего дошкольника с ЗПР к обучению в школе [Текст] / Р. И. Яшкина // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ