Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Юридическая ответственность субъектов предпринимательства в условиях цифровой экономики

Работа №119233

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие цифровой экономики в предпринимательской среде Российской Федерации 8
1.1. Понятие, основные институты, этапы развития «цифровой экономики» 8
1.2. Правовое регулирование цифровой экономики в Российской Федерации 21
Глава 2. Юридическая ответственность в условиях цифровой экономики и перспективы её развития 30
2.1. Административная ответственность агрегаторов в условиях цифровой экономики 30
2.2. Гражданско-правовая ответственность в условиях цифровой экономики 46
2.3. Особенности ответственности субъектов электронных торгов как субъектов цифровой экономики 49
2.4. Новеллы законодательства в вопросах ответственности владельцев социальных сетей 65
Глава 3. Проблемы и перспективы развития законодательства о юридической ответственности в сфере использование цифровых валют и цифровых активов 75
3.1. Понятия и правовое регулирование в сфере использование цифровых валют и цифровых активов 75
3.2. Перспективы развития законодательства о юридической ответственности в сфере использование цифровых валют и цифровых активов 79
Заключение 86
Список используемой литературы и используемых источников 91

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап развития экономики и вовлеченность в неё огромного количества участников обусловлен быстрорастущими и развивающимися институтами так называемой цифровой экономики, а также переходом традиционных сегментов рынка и экономики и рыночных процессов в цифровой формат. В условиях складывающихся процессов в большинстве стран мира и в России в том числе должна существовать нормативная база, регулирующая как отношения, складывающиеся в цифровой экономике, так и правовой статус её участников. Считается неизбежным, что в условиях цифровой экономики потребуется государственная стандартизация процессов, контролирующих оборот в цифровой экономике, реформирование системы раскрытия сведений о её участниках, новая система документооборота, стандартизация информационных процессов обмена и передачи информации и денежных средств, которые в конечно м итоге упростят деятельность самих этих участников (поскольку все будет происходить в автоматическом режиме без участия инициаторов). Новизна самого процесса, важность государственного регулирования посредством внесения изменений не только в действующее законодательство, но и раскрытие перспективных отраслей права обуславливают актуальность исследования.
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время раскрыты темы относительного возможного налогового, таможенного либо кадрового администрирования в условиях будущей цифровой экономики. Также существуют публикации относительно так называемой электронной коммерции. К значимым, можно отнести публикации Соболевой Г.В., Поповой И.Н., Терентьевой Т.О., Смирновой Е.Е., Давлиевой С.Н., Рожковой М.А. (в том числе Л.В. Кузнецовой), Бычкова А. И. Публикации перечисленных авторов в полной мере раскрывают суть термина «цифровая экономика», дискуссируют на тему будущего в цифровой экономике в сфере налогов, таможенного либо кадрового администрирования, раскрывают темы электронной коммерции и её виды. Применительно к теме исследования считаю возможным раскрыть не только саму суть термина «цифровая экономика», но и определить её правовую основу, институты цифровой экономики, выделить среди них самые значимые, масштабные и на их примере определить существующие меры юридической ответственности.
Объектом исследования в данной работе будут общественные отношения, возникающие между человеком, обществом, государством и субъектами цифровой экономики, при неправомерном поведении последних. Среди «классических» продавцов и покупателей в цифровой экономике есть и её регуляторы - операторы торговых площадок, операторы информационных систем, различные цифровые посредники, которые так же должны нести ответственность за свои неправомерные действия по отношению к участникам, в деятельности которых они выступают в посреднической роли. В последнее десятилетие огромную популярность приобрели электронные валюты. Это так называемые биткоин, эфириум, лайткоин и другие. Необходимо выяснить законность «создания» и оборота этой валюты в России и возможные меры ответственности.
Предметом исследования выступают нормы права, которые уже в какой- то мере регулируют, либо контролируют цифровую экономику. Пристальный интерес будут вызывать законодательные акты, в том числе проекты законодательных актов, которые уже несут в себе меры санкционного воздействия за недобросовестное поведение субъектов цифрового мира. Говоря о мерах юридической ответственности, необходимо будет провести анализ существующих норм, выявить их недостатки и привести примеры судебной практики.
Цель исследования: Охарактеризовать меры юридической ответственности по отношению к наиболее масштабным и востребованным элементам цифровой экономики и предоставить их анализ на примере существующей судебной практики.
Задачами исследования являются:
• изучение существующей теоретической и нормативной базы по теме исследования,
• определить, какие элементы цифровой экономики уже осуществляют деятельность в России, выделить из них наиболее масштабные и востребованные,
• определение основных и наиболее актуальных проблем, возникающих в сфере регулирования деятельности отдельных субъектов цифровой экономики и мер привлечения к ответственности в сфере цифровой экономики. Какие направления цифровой экономики нуждаются в дополнительном государственном регулировании.
Методологическая основа исследования. Какая-либо серьёзная методологическая основа исследования по данной теме отсутствует. В настоящее время действующая система норм только начинает путь своего становления к регулированию цифровых экономических отношений и только предполагает виды ответственности субъектов цифровых правоотношений. Также нет речи о механизмах её реализации.
Нормативно-правовая база на момент проведения исследования, опирается на такие нормативные акты как Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», «Паспорт национального проекта, другие нормативные акты и законопроекты.
В качестве гипотезы исследования выдвигаю предположение, что цифровая экономика - это высокотехнологичная и высоко конкурентная среда предполагающая тотальный контроль со стороны государства, в которой меры юридической ответственности, применяемые к субъектам цифровой экономики, носят автоматизированный характер, самые распространенные и типовые нарушения рассматриваются правосудием без участия человека в форме компьютерной программы и бумажный документооборот по таким случаям между органами государственной власти отсутствует. Также предполагаю, наличие надлежащей правовой базы, регулирующей деятельность как субъектов цифровой экономики, так и её элементов, например, таких, как цифровые деньги и «майнинг».
В качестве альтернативы выдвинутой гипотезы, предполагаю отсутствие отдельных отраслевых законов, регулирующих деятельность субъектов цифровой экономики, недостаточную защищенность субъектов цифровой экономики и отсутствие мер юридической ответственности.
Теоретическая основа исследования будет основываться на немногочисленных трудах российских ученых затрагивающих тему «цифровая экономика» и только зарождающейся нормативной базе, которая предполагает внесение изменений в базовые отраслевые законы. Также в работе будут использованы интернет-ресурсы как российской (https://digital.ac.gov.ru/about/; https://data-economy.ru/), так и зарубежных доменных групп.
Научная новизна исследования. Цифровая экономика в Российской Федерации — это платформа, на которой только создается новая модель взаимодействия между государством, бизнесом, властью, обществом, гражданами, экспертным и научным сообществами для повышения конкурентоспособности России на глобальном уровне. Данная модель только зарождается и предполагается, что «правила игры» для цифровой экономики и её субъектов только разрабатываются, что создает некое поле для фантазии и творчества. В свою очередь данный факт говорит о практической значимости работы. При достижении поставленных целей и задач эта работа будет интересна как будущим исследователям мер юридической ответственности в условиях цифровой экономики, так и лицам, на практике контролирующим деятельность таких субъектов цифровой экономики как «Google», «Ozon», «Wildberries», «Vk» и другие. Учитывая постоянно изменяющийся характер как цифровой экономики, так и регулирующей её деятельность правовой базы, эта работа будет интересна с аналитической точки зрения и представителям федеральных министерств и ведомств, осуществляющим за развитие программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Апробация и внедрение результатов работы будут проводиться в течении всего исследования. Часть результатов размещена в международном научном журнале «Новый юридический вестник» (№2 (26), февраль 2021 г.) Рубрика «Информационное право». Выходные данные статьи: Грязев В.И. Безответственность агрегаторов электронной коммерции в условиях цифровой экономики // Новый юридический вестник (№2 (26), февраль 2021 г.). С. 9 -12.
На защиту выносятся такие положения как:
• органы государственной власти не располагают необходимой законодательной базой, позволяющей ей в достаточной мере осуществлять контроль и регулирование в сфере цифровой экономики. Так же отсутствуют нормы, позволяющие дать точную характеристику как цифровой экономике, так и её субъектам,
• существующая законодательная база не позволяет в полной мере осуществлять эффективную защиту прав потребителей перед владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах),
• у контрольных (надзорных) органов отсутствуют эффективные меры контроля и принуждения таких субъектов цифровой экономики как владельцы социальных сетей. Эффективные и оперативные методы контроля и блокировки незаконного контента также отсутствуют,
• меры юридической ответственности в сфере электронных торгов зачастую носят карательный характер и не учитывают степень вреда, либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности и нуждаются в либерализации.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Магистерская диссертация состоит из 94 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цифровая эпоха и цифровые отношения глубоко проникли в нашу жизнь. Цифровые экономические отношения — это не только сложные высокотехнологичные операции посредством смарт-контрактов, искусственного интеллекта, цифровых валют и т.д. В настоящее время к цифровым экономическим отношениям можно отнести покупку товаров через интернет-магазины, покупку и установку программного обеспечения через Интернет, подключение дополнительных услуг к условиям мобильного тарифа на мобильный телефон, получения кредита через интернет-банкинг и многое другое. В настоящее время в научном сообществе пока не обсуждается, но в связи с пандемией и стремительной цифровизацией к участникам цифровой экономики можно смело отнести лиц, работающих на дистанционной работе, поскольку они также отвечают всем признакам цифровой экономики, т.е. предоставляют результаты своего труда работодателю посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и сетей связи общего пользования и заработанную плату также получают по средством интернет-банкинга.
На фоне всего сказанного несколько запоздалой реакцией нашего государства на стремительно изменяющиеся экономические отношения и их стремление в цифровую эпоху стало принятие таких актов как Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 (ред. от 21.08.2020) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», Паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) и многих других. Запоздалой её можно считать в связи с тем, что цифровая экономика проникла в нашу жизнь уже давно, учитывая, что в России, к примеру, интернет-магазин «Ozon» был открыт в 1998 году, а интернет-банкинг появился в конце 90-х.
Принятие данных нормативных актов было необходимым условием для развития цифровой экономики России, так как Правительство РФ все-таки понимало необходимость правового регулирования цифровой революции и зарождения цифровой экономики России, в которой необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками гражданского оборота, включая трансграничное взаимодействие правоохранительных органов различных стран.
Все это потребовало не только внесения изменений в отдельные нормативно правовые акты, касающиеся регуляции всех сторон жизни общества и государства (с вязь, транспорт, медицина, жилищно­коммунальное хозяйство, финансы и т.д.) и прежде всего необходимы поправки в базовые отраслевые законы - гражданское законодательство, процессуальное законодательство, трудовое, налоговое, но и издания новых по природе нормативных актов, регулирующих отношения, несвойственные классической экономике.
Итогом работы Государственной Думы РФ за последние два-три года стало принятие таких нормативно-правовых актов как федерального закона от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», федерального закона от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и многих других, направленных на развитие цифровой экономики. Данными законами введены такие понятия как цифровые права, владелец агрегатора информации о товарах (услугах), владелец социальной сети, обязанности владельцев социальных сетей и права пользователей, признаки социальных сетей, правила включения социальных сетей в специальный реестр, порядок блокировки нелегального контента, цифровая валюта, цифровые финансовые активы, оборот цифровой валюты, порядок регулирования отношений, «возникающих при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также особенности деятельности оператора информационной системы» [26].
Говоря о мерах юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности в цифровой экономике начальным этапом работы был анализ сложившейся нормативной базы на предмет её субъектного состава. Большая часть нормативных актов, принятых в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» не дали какой- либо определенности в этом вопросе. Такие классические стороны как «продавец» и «покупатель» остались прежними и в цифровой экономике. Исключением стали такие нормативные акты как федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие. В них субъектный состав дополнился такими лицами как владелец агрегатора информации, оператор электронной торговой площадки, владелец социальной сети, оператор информационной системы и другие. Их всех можно охарактеризовать как посредники между «пользователями» социальных сетей, «продавцом» и «покупателем», «заказчиком» и «исполнителем», и осуществляющими свою деятельность посредством программ для электронно-вычислительных машин в информационно - телекоммуникационной сети Интернет.
Тема исследования «Юридическая ответственность субъектов предпринимательства в условиях цифровой экономики» подразумевала изучение мер государственного принуждения к правонарушителю, установление для него предусмотренных правовыми нормами неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Анализ правовых норм, принятых в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» показал полное отсутствие интереса государства в этом вопросе. Логика регулятора в данном случае была очевидна - никакого смысла в новых видах и нормах ответственности субъектов предпринимательской деятельности нет и достаточно внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, несущие нормы санкционного характера. Каких-либо особых мер ответственности в отношении владельцев агрегатора информации, владельцев агрегаторов такси не вводилось. Всё сводилось к общим мерам ответственности продавца за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара, работы или качества выполненной услуги. Исключениями стали виды и нормы юридической ответственности за нелегальный оборот цифровой валюты и цифровых финансовых активов и в отношении участников электронных торгов, владельцев социальных сетей.
Считаю, что даже с учетом низкой разработанности темы исследования были изучены и проанализированы все меры ответственности, применяемые и которые будут применяться в будущем в цифровой среде к её субъектам. Были изучены и проанализированы на предмет правовых пробелов новейшие нормативные акты, регулирующие меры ответственности к субъектам предпринимательской деятельности в цифровой экономике.
В итоге необходимо отметить, что цифровая экономика в современной России только становится на путь своего развития и те нормативные акты, которые легли в её основу будут многократно пересматриваться. Юридическая наука до сих пор спорит о правильности многих терминов цифровой экономики, субъектном составе, требованиях идентификации лиц, осуществляющими операции с цифровыми валютами и т.д. Настоящая тема исследования будет актуальной еще долгие годы, но необходимо понять, что качественная цифровая экономика потребует от законодателя надлежащей нормативно-правовой базы, которая будет создавать необходимые правовые условия для развития цифровой экономики и обеспечивать недискриминационный доступ при условии соблюдения прав и свобод её участников, субъектов. Необходимо осознавать, что элементы цифровой экономики носят трансграничный характер и соответственно меры регулирования, контроля и ответственности также должны быть на межгосударственном уровне. Для начала необходимо создание международного центра компетенций и международной нормативно-правовой базы, отвечающей на все вызовы цифровой экономики. Особого подхода в этом случае потребуют и меры принуждения, т.е. меры юридической ответственности, так как они ни в коем случае не должны стать барьерами на пути к развитию экономики в целом.


1. Алиев В. М. Политико-правовые аспекты перехода к цифровой экономике в России // Российский следователь. 2018. N 9. С. 48 - 52.
2. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. N 11. С. 5 - 18.
3. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 1. С. 12 - 17.
4. Валеев Д.Х., Нуриев А.Г. Российское правосудие в реалиях цифровой экономики // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 5. С. 3 - 8.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) (Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
6. Гражданский кодекс Российской Федер ации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) (принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.) // Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г. - № 32. - Ст. 3301.
7. Ефимова Л.Г. Криптовалюты как объект гражданского права // Хозяйство и право. 2019. N 4. С. 17 - 25.
8. Жарова А.К., Демьянец М.В., Елин В.М. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. 440 с.
9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) «О защите прав потребителей» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140.
10. Захаркина А.В. Надлежащее исполнение альтернативных обязательств на новой нормативной платформе в условиях цифровой экономики Российской Федерации // Право и экономика. 2018. N 10. С. 41 - 47.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
12. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
13. Кучеров И.И. Право денежного обращения: курс лекций. М., 2013. С.37
14. Пономарева О.В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в развивающихся странах // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. N 9. С. 101.
15. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского о круга от 02.03.2020 N Ф02-443/2020 по делу N А10-4822/2019 // СПС КонсультантПлюс
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ