Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Общая характеристика источников правового регулирования предпринимательской деятельности

Работа №116157

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

предпринимательское право

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ источников правового регулирования предпринимательской деятельности 9
1.1 Понятие источников правового регулирования предпринимательской деятельности 9
1.2 Понятие и история становления системы источников правового регулирования предпринимательской деятельности 18
Глава 2 Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности 32
2.1 Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры как источники правового регулирования предпринимательской деятельности 32
2.2 Внутригосударственные источники правового регулирования предпринимательской деятельности 42
2.3 Значение правовых обычаев и обыкновений в регулировании предпринимательской деятельности 52
2.4 Акты Конституционного Суда РФ и высших судебных инстанций в правовом регулировании предпринимательской деятельности 62
Глава 3 Некоторые проблемы формирования системы источников правового регулирования предпринимательской деятельности 71
3.1 Формирование системы источников правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики 71
3.2 Проблемы формирования источников правового регулирования в отдельных сферах предпринимательской деятельности 78
Заключение 84
Список используемой литературы и используемых источников 87

В отечественной доктрине можно обнаружить достаточное количество работ, посвященных рассмотрению источников права, поскольку для разрешения любой юридической задачи необходимо выявить общеобязательные правила поведения, подлежащие применению. В части выявления норм права, применимых при регулировании предпринимательской деятельности, поиск не является простым в силу уникальности предпринимательских правоотношений. Эта уникальность проявляется в том, что в нормах предпринимательского права органично сочетаются частноправовые и публично-правовые начала, что свидетельствует о сближении частного и публичного права при регулировании деятельности с участием предпринимателей. В юридической литературе присутствует несколько точек зрения относительно категории «источник» права, что также не добавляет ясности, поскольку его называют и явлением, порождающим нормы права, и формой закрепления правовых норм, и отождествляют «форму» и «источник» ограничивая их только позитивным правом. Все это свидетельствует об актуальности исследования темы. Другой аспект актуальности связан с практической стороной вопроса, поскольку предприниматели, вступая в гражданский оборот, формируют систему рыночных отношений, которая является основой правового регулирования.
Цель исследования заключается в том, чтобы провести комплексное исследование источников правового регулирования предпринимательской деятельности, в выявлении проблем, возникающих в рамках формирования системы источников предпринимательского права на современном этапе развития гражданского оборота.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- проанализировать понятие источников правового регулирования предпринимательской деятельности;
- проанализировать понятие и историю становления системы источников правового регулирования предпринимательской деятельности;
- рассмотреть общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в качестве источников правового регулирования предпринимательской деятельности;
- рассмотреть внутригосударственные источники правового регулирования предпринимательской деятельности;
- рассмотреть значение правовых обычаев и обыкновений в регулировании предпринимательской деятельности;
- проанализировать место актов Конституционного Суда РФ и высших судебных инстанций в правовом регулировании предпринимательской деятельности;
- рассмотреть некоторые проблемы формирования системы источников правового регулирования предпринимательской деятельности.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности.
Предмет исследования: нормы, закрепленные в источниках правового регулирования предпринимательской деятельности.
Степень разработанности темы исследования: общая характеристика понятия и системы источников правового регулирования предпринимательской деятельности была предметом рассмотрения в работах, таких ученых как: В.А. Вайпан, Р.Н. Данелян, В.А. Лаптев, А.В. Михайлов, Н.В. Рубцова, Л.П. Чумакова и других авторов. Исследованию проблем формирования системы источников правового регулирования предпринимательской деятельности посвятили свои работы: Т.Н. Иванова, Х.В. Идрисов, О.А. Кузнецова, М.В. Мажорина и другие ученые.
Научная новизна исследования выражается в подходе к исследованию, который основан на взаимосвязанном системном анализе источников правового регулирования предпринимательской деятельности, взаимосвязанному исследованию нормативных правовых актов международного и внутригосударственного законодательства в сочетании с исследованием правовых обычаев и судебной практики.
Положения, выносимые на защиту:
• считаем возможным отказаться от идеи кодификации предпринимательского законодательства;
• необходимо признать, что важным регулятором предпринимательской деятельности являются, наряду с внутригосударственным правом, нормы наднационального и международного права, поскольку особенностью современного регулирования предпринимательской деятельности является формирование вненационального права и его значение в качестве применимого права к международным предпринимательским договорам. Возможность использования вненациональных норм в качестве применимого права провозглашается в документе Международной торговой палаты «Вненациональные нормы как применимое право к международным контрактам». На данном этапе развития оборота является необходимым предоставление участникам предпринимательской деятельности, при заключении договора или в последующем, возможности выбрать по соглашению между собой право или систему норм, применение которой не будет противоречить императивным нормам. Предлагаем следующий алгоритм реализации такой возможности: стороны, заключая контракт, включают в его текст одну из проформ или оговорку о применении норм вненационального «неправа», например, Принципов УНИДРУА вместо норм национального права, руководствуясь только лишь принципов автономии воли сторон. Далее сторонам необходимо включить в контракт арбитражную оговорку, чтобы открыть возможность применить к спору указанные в контракте неправовые нормы;
• необходимо обеспечить соответствие норм внутригосударственного права, регулирующих предпринимательскую деятельность и устанавливающих публичные обязанности предпринимателей, критериям правовой определенности, а также признать, что судебный прецедент может только тогда быть признан источником права, когда в нем будет содержаться новое правило, не предусмотренное законом;
• следует признать появление такого нового источника правового регулирования предпринимательской деятельности, как право цифровых платформ, под которым мы понимаем совокупность норм, обеспечивающих возможность использования цифровых процессов, ресурсов, сервисов на основе цифровых технологий большим количеством субъектов в отдельных областях предпринимательской деятельности и обеспечивающих взаимодействие указанных субъектов. В качестве методов исследования выступили метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и исторический методы.
В качестве нормативной основы выступили: международное, зарубежное и внутригосударственное законодательство, судебная практика, правовые обычаи и обыкновения.
Эмпирическую базу исследования составили труды российских и зарубежных авторов в части исследования источников правового регулирования предпринимательской деятельности.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в том, что с точки зрения теории предпринимательского права оно позволяет получить представление об исследуемой категории. В частности, автором были получены выводы о том, что понятие «источник» и «форма» не являются синонимами, в связи с тем, что у указанных терминов различное этимологическое содержание: источник означает место, где что-либо начинает свое распространение, рождается, в нашем случае, источник - это то, из чего возникает право, а под формой понимается внешнее выражение чего-либо, обусловленное определенным содержанием. Автор также пришел к выводу, что развитие экономических отношений требует совершенствования правовых норм, но не посредством кодификации, поэтому мы не являемся сторонниками принятия единого кодифицированного акта в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Исследование ряда результатов кодификации норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, показывает, что они не охватывают целиком весь нормативный материал о предпринимательстве, во всех случаях для регулирования предпринимательских отношений привлекается гражданское законодательство, а также используются публично-правовые институты.
С точки зрения практической значимости ценность представляют выводы, предложения и рекомендации. В частности, автор предлагает внести в п. 1 ст. 1210 Гражданского кодекса РФ изменения и изложить его в следующей редакции: «...1. Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право или систему норм, применение которой не будет противоречить императивным нормам, и которые подлежат применению к их правам и обязанностям по этому договору. », что более соответствует международной практике. По мнению автора, статья 5 Гражданского кодекса РФ также нуждается в доработке, и, исходя из сложившейся практики, считаем возможным изложить пункт 2 указанной статьи в следующей редакции: «2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства, не применяются», то есть необходимо исключить из текста слова «. или договору».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается, прежде всего, проведенным анализом значительного числа отечественных и зарубежных публикаций по проблематике исследования, а также продуктивным применением комплекса частно-научных методов.
Гипотеза исследования. Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать гипотезу исследования. Гипотезой исследования является тезис о том, что система источников регулирования предпринимательской деятельности представляет собой иерархически структурированную систему актов различной отраслевой принадлежности, структурно упорядоченное системное целое, обладающее относительной устойчивостью по отношению к составляющим его частям.
Апробация результатов исследования. Ряд выводов, приведенных в исследовании, изложен в научной статье, которая опубликована в одном из научных изданий.
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования в качестве выводов можно отметить следующие моменты.
Во-первых, считаем возможным разделение понятий «источник» и «форма» в связи с тем, что у указанных терминов различное этимологическое содержание: источник означает место, где что-либо начинает свое распространение, рождается, в нашем случае, источник - это то, из чего возникает право, а под формой понимается внешнее выражение чего-либо, обусловленное определенным содержанием. Форма правового акта представляет собой диалектическое единство процесса порождения акта и самого акта как особого социально-правового творения. На наш взгляд, развитие экономических отношений требует совершенствования правовых норм, но не посредством кодификации, поэтому мы не являемся сторонниками принятия единого кодифицированного акта в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Исследование ряда результатов кодификации норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, показывает, что они не охватывают целиком весь нормативный материал о предпринимательстве, во всех случаях для регулирования предпринимательских отношений привлекается гражданское законодательство, а также используются публично-правовые институты.
Во-вторых, качестве источников правового регулирования предпринимательской деятельности выделяют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, которые в соответствии со статьей 15 Конституцией РФ являются частью российской правовой системы. Ряд источников наднационального уровня, такие как международные договоры в рамках ЕАЭС носят «самоисполнимый характер и автоматически интегрируются в национальное законодательство государств-членов», другие, например, Решения Межправительственного совета, требуют принятия внутригосударственных актов. Кроме того, особенностью современного регулирования предпринимательской деятельности является формирование вненационального права и его значение в качестве применимого права к международным предпринимательским контрактам. На национальном уровне источники правового регулирования предпринимательской деятельности представляют собой систему актов, содержащих нормы различной отраслевой принадлежности, что обусловлено разнородностью складывающихся в сфере предпринимательства отношений. Как правило, акты носят комплексный характер, что не позволяет включить их в систему гражданского или административного законодательства, но это также не дает возможности выделить их в основу самостоятельной отрасли - предпринимательское право, поскольку все они, так или иначе, регулируют порядок осуществления предпринимательской деятельности, но этого явно не достаточно для обособления. Что касается правовых обычаев при регулировании предпринимательской деятельности, то здесь можно отметить, что они имеют особенную правовую природу, механизм образования их отличается от механизма, лежащего в основе формирования иных источников. Обычай занимает самостоятельное место в системе источников правового регулирования предпринимательской деятельности. На современном этапе развития законодательства в сфере предпринимательской деятельности происходит унификация обычных норм.
В-третьих, в рамках закрепления в нормах права порядка применения обычаев есть некоторые коллизии. Так, в силу пункта 3 статьи 3 обычаи морского порта не должны противоречить Конституции, нормам международного права, Кодексу торгового мореплавания, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. То есть, обычаю морского порта отводится регулирующая роль наравне с договорными нормами. Тем не менее, в пункте 2 статьи 5 ГК РФ при определении порядка применения обычая говорится о том, что если обычай противоречит договору, то он не применяется, то есть в рамках ГК РФ приоритет отдается договору.
В-четвертых, в условиях цифровой экономики возрастает роль обычая в качестве источника регулирования предпринимательской деятельности, поскольку с учетом трансграничности отношений обычаи заполняют пробелы в правовом регулировании, и представляют собой модель правовой унификации и гармонизации. Тем не менее, недопустимо ставить роль нормативно-правового акта под сомнение, он был и остается основным источником правового регулирования, но на сегодняшнем этапе развития правового регулирования предпринимательских отношений в РФ, транснациональная предпринимательская деятельность во многом регулируется обычаями, и формируется «право цифровых платформ», которое выступает в качестве нового источника правового регулирования. Считаем возможным констатировать появление такого нового источника правового регулирования предпринимательской деятельности, как право цифровых платформ, под которым мы понимаем совокупность норм, обеспечивающих возможность использования цифровых процессов, ресурсов, сервисов на основе цифровых технологий большим количеством субъектов в отдельных областях предпринимательской деятельности и обеспечивающих взаимодействие указанных субъектов.
В-пятых, в сфере инвестиционной деятельности необходимо на федеральном уровне закрепить критерии отнесения инвестиционного проекта к приоритетным, а сам перечень таких проектов должен формироваться с ориентацией на цели инвестиционной политики РФ и регионов. В источниках правового регулирования инновационной деятельности наблюдаются различные подходы к определению инноваций и инновационной деятельности, и отсутствуют общие признаки инновационного продукта, равно как и его определение, нет четких критериев отнесения предпринимателя к субъектам инновационной деятельности.


1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 22.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
2. Аюшеева И.З. Гражданско-правовые сообщества в условиях экономики совместного потребления // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 95-104.
3. Баракина Е.Ю., Ефимова Н.А. Перспективы внедрения и использования смарт-контрактов в сфере строительства // Юрист. 2021. № 4. С. 30-35.
4. Бархатова Е.Н., Миронов А.О. Мошенничество в сфере предпринимательства: теория, практика, проблемы // Безопасность бизнеса. 2021. № 2. С. 27-31.
5. Бляшкина Н.А. Правовые позиции судов как источник налогового права России // Финансовое право. 2017. № 3. С. 38-42.
6. Богдан В.В., Гринева А.В. О судебном прецеденте как способе минимизации частных и публичных правовых рисков: дискуссионные вопросы // Российский судья. 2018. № 11. С. 49-52.
7. Богданов Д.Е. Эволюция гражданско-правовой ответственности с позиции справедливости: сравнительно-правовой аспект: Монография. М.: Проспект, 2015. 304 с.
8. Брой У.Ш. Блокчейн и кибервалюты: нужна ли новая законодательная база // Право и цифровая экономика. 2018. № 1. С. 13-20.
9. Быков А. Г.: человек, ученый, учитель [Текст] / Юридический фак. Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова; [отв. ред. - Е. П. Губин]. - Москва: СТАРТАП, 2013. 415 с.
10. Вайпан В.А. Возможность возникновения права на долю в уставном капитале общества при отсутствии правоустанавливающих документов: пределы судебного усмотрения // Вестник арбитражной практики. 2017. № 3. С. 3-15.
11. Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: теория и практика // Право и экономика. 2015. № 10. С. 4-17.
12. Вайпан В.А. Соотношение конкуренции и государственного регулирования рынка в фокусе справедливости // Актуальные вопросы современного конкурентного права: сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. М.А. Егорова. М., 2018. С. 27-36.
13. Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика: монография. М.: Юстицинформ, 2017. 280 с.
14. Верещагин А.Н. Несколько мифов о прецедентном праве в России // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 4. С. 15-18.
15. Власенко Л.В. Налоговые правовые позиции судов: теория и практика: Монография / Под ред. И.А. Цинделиани. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 159 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ