Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет посредством игры на музыкальных инструментах 8
1.1 Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема исследования 8
1.2 Возможности игры на музыкальных инструментах в развитии чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет 17
Глава 2 Экспериментальное исследование по изучению и развитию чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет посредством игры на музыкальных инструментах 24
2.1 Выявление уровня развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет 24
2.2 Организация работы по развитию чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет посредством игры на музыкальных инструментах 41
2.3 Выявление динамики в уровне развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет 49
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Тематический план музыкальных занятий, направленный на развития чувства ритма детей 4-5 лет 65
Приложение В Название и вид детских музыкальных инструментов 67
В современной парадигме образования на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта происходит качественное изменение основных направлений развития дошкольного образования. Согласно новым требованиям, которые предъявляет Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, возникают новые принципиально качественные изменения в процессе подготовки специалистов дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта, содержание Программы должно обеспечить ребенку развитие его личности, мотивацию и способность для осуществления различных видов деятельности, в том числе и художественно-эстетического.
Ценностное восприятие и понимание музыкальных произведений искусства, сформированность элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки и реализация самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей - задачи художественно-эстетического развития детей.
При формировании ценностного восприятия музыкальных произведений искусства, музыкального развития детей дошкольного возраста особого внимания заслуживает развитие музыкального чувства ритма.
Одни исследователи говорят о том, что чувство ритма является основополагающим качеством и развить его невозможно. Другой круг ученых, таких как Э. Жак-Далькроз, К. Орф, Б.М. Теплов, утверждают, что при помощи специальных методик, который позволяет успешно его развивать. К. Орф является одним из создателей методики ритмического воспитания.
Музыкальный ритм представляет собой определенную категорию, которая выражает несколько направлений развития, таких как времяизмерительное, образное и другое.
Проблеме музыкального ритма, посвящено множество работ известных музыковедов. Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки представлены в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Г.М. Цыпина и других исследователей.
Часто у детей дошкольного возраста наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Поэтому повышение эффективности развития чувства музыкального ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания.
Анализ литературных источников показал недостаточную обоснованность использования музыкальных инструментов как средства развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет и позволил выделить противоречие между необходимостью развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет и недостаточным использованием в этом процессе игры на музыкальных инструментах.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы возможности игры на музыкальных инструментах в развитии чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет посредством игры на музыкальных инструментах».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет посредством игры на музыкальных инструментах.
Объект исследования: процесс развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: развитие чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет посредством игры на музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у детей 4-5 лет чувства музыкального ритма возможно, если:
• отобрать музыкальные произведения, способные развить чувство музыкального ритма у младших школьников;
• включить отобранные музыкальные произведения в программу музыкальных занятий;
• реализовать содержание работы, направленной на развитие чувства музыкального ритма у детей посредством игры на музыкальных инструментах.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет посредством игры на музыкальных инструментах.
2. Выявить уровень развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет.
3. Определить и апробировать содержание работы, направленной на развитие чувства музыкального ритма у детей посредством игры на музыкальных инструментах.
4. Выявить динамику в развитии чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• эстетические идеи о роли искусства в развитии личности (Ю.Б. Бореев, А.Ф. Еремеев),
• концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);
• теоретические исследования об особенностях музыкального воспитания детей (Н.И. Ануфриева, В.П. Анисимов, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская);
• работы ученых, посвященные проблеме развития музыкального чувства у детей (А.Н. Зимина, И. Каплунова, Г.А. Колодницкий) и развитию музыкального-ритмического чувства у дошкольников (К. Сишор, Г. Ревеш, Б.М. Теплов, В.И. Петршин, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова).
Экспериментальная база исследования:
Воспитанники группы «Лапушки» ГБОУ «Школа №2051» города Москвы.
В исследовании приняли участие 20 детей группы (8 в экспериментальном и 12 в контрольном эксперименте) в возрасте 4-5 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны музыкальные произведения, способные развить чувство музыкального ритма у младших школьников; уточнены показатели и описаны уровни развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования игры на музыкальных инструментах в развитии у детей 4-5 лет чувства музыкального ритма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленное содержание работы по развитию чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет посредством игры на музыкальных инструментах может быть использовано педагогами в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 11 таблицами, 13 рисунками.
Музыкальное воспитание является одним из важнейших компонентов гармоничного развития ребенка, что формирование чувства ритма представляет собой обязательный процесс в рамках музыкального воспитания детей 4-5 лет. Анализ литературных источников показал недостаточную обоснованность использования музыкальных инструментов как средства развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет.
В нашем исследовании чувство музыкального ритма детей 4-5 лет мы будем связывать с наличием у детей данной возрастной группы умения слышать и передавать ритм, умения двигаться под ритмичную музыку, умения читать и исполнять простой ритмический рисунок на инструменте.
Экспериментальная часть исследования проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный срез.
С целью определения уровня развития чувства музыкального ритма у детей 4-5лет дошкольного возраста, был проведен констатирующий эксперимент, представленный 4 диагностическими методиками, включающими по три задания. После проведения констатирующего этапа детей, участвующих в исследовании разделили на три уровня: низкий, средний и высокий. Исходя из полученных результатов исследования (преобладание низкого и среднего уровней развития чувства музыкального ритма), было сделано предположение, что поднять уровень возможно, если отобрать музыкальные произведения, способные развить чувство музыкального ритма у младших школьников; включить отобранные музыкальные произведения в программу музыкальных занятий; реализовать содержание работы, направленной на развитие чувства музыкального ритма у детей посредством игры на музыкальных инструментах.
На формирующем этапе были разработаны музыкальные произведения в соответствии с возрастом детей, включены отобранные произведения в программу музыкальных занятий и реализованы.
На контрольном этапе было проведено сравнение полученных усредненных результатов уровней развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет по 4 методикам на констатирующем и контрольном этапах.
Анализ показал положительную динамику в уровне развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет на контрольном этапе исследования, так низкий уровень опустился почти на 25 % (с 50 % на констатирующем этапе до 25 % на контрольном этапе). Средний уровень развития чувства музыкального ритма у детей 4-5 лет поднялся на 10 % (с 30 % до 40 %) и высокий - поднялся на 15 % (с 20 % на констатирующем до 35 % на контрольном).
Таким образом, мы можем говорить о том, что работа, проведенная на формирующем этапе эксперимента, подтвердила выдвинутую нами гипотезу исследования. Задачи решены, а цель достигнута.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. Дата доступа: 14.05.2021
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 (ред. 29.01.2019г.). Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=330197. Дата доступа: 14.05.2021.
3. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. М. : «Владос», 2004. 258 с.
4. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. М. : Академия, 2013. 110 с.
5. Бакланова Т. И. Музыкальный мир. Москва : Вентана-Граф, 2008. 238 с.
6. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие к теории вопроса // Музыкальное восприятие школьников. М. : Академия, 1975. 506 с.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1999. 130 с.
8. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 2003. 258 с.
9. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Академия, 2005. 677 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология // под ред. В.В. Давыдова. М. : Академия,2011. 554 с.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М. : Академия, 2012. 258 с.
12. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2017. 258 с.
13. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М. : Академия, 2010. 339 с.
14. Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук13.ос.07 - теория и методика дошкольного образования Екатеринбург, 2003 г.
15. Забурдяева Е. Посвящение Карлу Орфу. СПб : Питер, 2010. 223 с.
...