Семейный бизнес в деловой культуре Китая
|
Введение 15
Глава 1. Семья - основа китайского общества 25
1.1. Конфуцианские семейные ценности 25
1.2. Трансформация семейных ценностей в ХХ веке 31
Глава 2. Деловая культура Китая 38
2.1. Особенности деловой культуры Китая 38
2.2. Гуаньси в деловой культуре Китая 43
Глава 3. Семейный бизнес в Китае 47
3.1. Структура семейного бизнеса 47
3.2. Семейный бизнес в китайской экономике 55
3.3. Сильные и слабые стороны семейного бизнеса 61
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Глава 1. Семья - основа китайского общества 25
1.1. Конфуцианские семейные ценности 25
1.2. Трансформация семейных ценностей в ХХ веке 31
Глава 2. Деловая культура Китая 38
2.1. Особенности деловой культуры Китая 38
2.2. Гуаньси в деловой культуре Китая 43
Глава 3. Семейный бизнес в Китае 47
3.1. Структура семейного бизнеса 47
3.2. Семейный бизнес в китайской экономике 55
3.3. Сильные и слабые стороны семейного бизнеса 61
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Еще совсем недавно Китай был по преимуществу аграрной страной. Однако за последние тридцать лет коэффициент урбанизации в этой стране поднялся на 27 %. В 2009 г. более 43 % населения проживало в городах, а ежегодный прирост городского населения составляет 2,7 % . Поэтому считать, что Китай по-прежнему является крестьянской страной, было бы не совсем правильным. А с приходом урбанизации приходит и иной стиль жизни, другие ценности и привычки. Поэтому чисто традиционный Китай сегодня встретишь лишь в деревнях. А вот древние традиции делового и межличностного общения по-прежнему сильны и среди городского, и среди сельского населения. Здесь играет роль и национальная принадлежность, и клановость, и единство выходцев из отдельной провинции или даже уезда. Причем все эти факторы настолько сильны до сих пор, что, не принимая их во внимание, трудно рассчитывать на успешное ведение бизнеса в этой стране.
В начале 20 века Китай поражал многих иностранцев своей бедностью и низким уровнем развития. Почти все воспринимали Поднебесную, как безнадежно отставшую страну без будущего. Хотя еще Наполеон говорил о Китае, как о «великане, который спит» . Сейчас мир с удивлением и некоторой опаской наблюдает за тем, какой рост демонстрирует Китай, несмотря на локальные, региональные и глобальные кризисы.
К началу 21 века эта страна сумела существенно укрепить свои позиции в мировом хозяйстве и стала оказывать все более существенное влияние на характер и динамику развития мировой экономики в целом . Это позволяет говорить о наличии китайского экономического чуда или феномена. Действительно, несмотря на предпринимаемые большинством развивающихся стран и стран с переходной экономикой усилия, на практике только Китаю и некоторым другим странам восточноазиатского региона удалось достичь такого экономического роста, который позволил им существенно сократить разрыв с ведущими странами мира. Что, надо признать, не в полной мере удалось ни странам Латинской Америки, ни ближневосточным странам, ни бывшему СССР и этот факт, естественно, ставит вопрос о необходимости внимательного изучения китайского опыта .
Ведущая роль Китая на мировом рынке неоспорима. За годы реформ Поднебесная превратилась из отсталой аграрной страны в ведущую индустриальную державу, от промышленности которой зависит стабильность многих стран. Китай является второй экономикой в мире после США, обогнав Японию, которая занимала это место в течение 42 лет . Сегодня Китай - это крупнейший потребитель, производитель и экспортер в мире.
Актуальность темы.Динамичное развитие Китая в настоящее время не было легким. Предшествующие события в значительной степени усложнили поиски наиболее эффективных путей развития. Ведь в 20 веке Китай пережил такие события, как Синьхайская революция, Гражданская война, Великий скачок, Культурная революция.
Результатом Синьхайской революции стало свержение маньчжурской династии и провозглашение республики. Это событие фактически перечеркнуло всю династийную историю Китая, дав начало новому историческому этапу. Данные события нанесли огромный ущерб не только стране в целом, но также особенно ее экономическому развитию и деловой культуре, поскольку ее традиционная основа, восходящая к конфуцианской этике, была в значительной степени поколеблена, вплоть до попыток ее полного искоренения в годы Культурной революции. Все эти исторические потрясения не только затормозили развитие страны во всех сферах жизни, но и отбросили его на несколько десятилетий назад. Однако, как уже отмечалось, на сегодняшний день экономика Китая является одной из ведущих экономик мира. В чем же причина такого стремительного возрождения и подъема? Поневоле приходит на ум сравнение с популярным китайским образом чудесной птицы Феникс, способной возрождаться из пепла.
В значительной степени причины этого следует искать в особенностях и специфике исторического бытия китайского социума. Модель социальноэкономического развития Китая и характер его взаимодействия с внешним миром складываются под влиянием не столько внешних факторов и интересов, сколько под воздействием собственной национальной экономической, социальной и социокультурной специфики и уникальности, что в конченом счете и предопределяет успехи этой страны.
Такая специфика заключается в том, что Китай представляет собой очень мощную и древнюю цивилизацию. Непрерывное существование на протяжении целых тысячелетий китайской государственности обусловливает необычайно сильное воздействие социальных, политических и исторических традиций на формирование социально-экономической модели страны и ее отношений с внешним миром.
В качестве главных отличительных характеристик китайской цивилизации, которые оказывают существенное влияние на современные экономические процессы, часто выделяют следующие черты: особенности национального мировоззрения и языка, бюрократический характер традиционного китайского общества, сложную систему управления, которая основывается на конфуцианской философии, определяющей идеалы социального порядка. Наряду с хорошо продуманной экономической политикой и трудолюбием населения, все это, в совокупности, предопределило стабильность и успешность Китая в период трансформационных преобразований, хотя поиск наиболее оптимальных путей развития проходил достаточно сложно.
Одна из важных составляющих национальной специфики - это деловая культура Китая, имеющая давние исторические корни. В настоящее время в ней довольно причудливо сочетаются и традиционные, и современные черты, что усложняет ее функционирование и особенно понимание ее иностранцами. Тем не менее, мы должны констатировать, что китайская деловая культура является качественной характеристикой и одним из важнейших факторов успеха экономической деятельности.
Более того, она не просто создает условия для успешного ведения бизнеса. В Китае она формирует социально - историческую среду обитания, жизнедеятельности и воспроизводства китайского этноса в сфере экономических и деловых взаимоотношений со своей системой духовных и материальных ценностей.
Все вышесказанное имеет самое прямое отношение к сфере семейного бизнеса, который занимает важнейшее место в Китайской экономике. Согласно итогам исследования 2010 года, до 55 процентов всех действующих в Китае частных предприятий - это семейные фирмы в узком смысле. А в широком смысле их доля превышает 85 процентов .Однако в контексте нашей работы, прежде всего, следует рассмотреть и проанализировать не столько экономические, сколько социокультурные аспекты той роли, которую играет семейный бизнес в деловой культуре Китая. Нам известно, что предпринимательство, основанное на семейных связях, имеет очень длинную историю, особенно в период династий Мин и Цин. Но именно с периода политики реформ и открытости оно, составляя неотъемлемую часть деловой культуры Китая, в полной мере начинает содействовать развитию китайской экономики. Более того, очевидно, что именно устойчивость, консерватизм, трудолюбие, родственные связи, умение подчинять личные интересы общественным - все эти качества, которые формирует традиционная китайская семья, позволили стране сохранить здоровую, жизнеспособную основу, уцелевшую даже в годы революционных катаклизмов. И эти же качества позволили Китаю начать стремительный рост уже в новых условиях. Семейные же ценности и практики поведения, как мы постараемся показать в нашей работе, стали неотъемлемой составной частью его деловой культуры.
Состояние изученности темы.Исследование места и значения семейного бизнеса в экономике и деловой культуре Китая привлекает значительный научный интерес как в научном и экспертном сообществе, так и у практиков, выстраивающих непосредственные деловые отношения с китайскими партнерами.
Однако в отечественной литературе степень изученности данной темы не является достаточно высокой. Такой аспект, как семейные ценности китайской семьи является предметом рассмотрения в работах «Древний Китай» , «Культы, религии, традиции в Китае» советского и российского востоковеда Васильева Л.С. В данных работах подробно изучены основные ценности традиционной китайской семьи, которые базируются на конфуцианских ценностях. Также рассмотрено влияние конфуцианства на семью, деловую культуру и государство в целом.
Следует отметить ряд работ известного востоковеда А.А.Маслова, посвященные образу жизни и системе ценностей китайского народа. Его работы «Китай и китайцы. О чем молчат путеводители» и «Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения», обращенные не только к специалистам, но и к массовому читателю, содержат, теме не менее, ценную информацию о деловой культуре китайцев, о правилах ведения семейного бизнеса, о поведенческих характеристиках в рамках деловой культуры.
Стоит также отметить работу«Деловой этикет на Востоке» Романовой Н.П., где исследованы особенности деловой культуры Китая.
В работе «Китайцы: традиционные ценности в современном мире» Тертицкого К.М. рассматриваются традиционные, в том числе и семейные, ценности китайцев и их трансформация в современном мире.
Естественно, при написании данной работы нельзя было обойти труды Малявина В.В. выдающегося советского и российского синолога. В его ставшей уже классической работе «Китай управляемый. Старый добрый менеджмент» глубоко и системно, в историческом контексте и на основе изучения современной деловой жизни Китая, рассмотрена структура семейного бизнеса, и его взаимосвязь с национальной деловой культурой.
Монография «Китай и китайцы глазами российского ученого» Бурова В.Г. является чрезвычайно актуальной, потому что содержит в себе исследование, посвященное освещению различных сторон общественной жизни в современном Китае. В ней содержится анализ модернизационных процессов в китайской экономике, с которыми напрямую связан семейный бизнес, а также сведения об образе жизни китайцев. Большое место в монографии уделено анализу дискуссий, которые посвящены современному конфуцианству. Данная монография также полезна и интересна тем, что содержит личные впечатления автора.
В книге Девятова А. «Бизнес с китайцами» содержится много информации, которая была необходима при написании данной работы. Девятов А. позиционирует себя как китаевед-практик, которому удалось понять китайскую специфику в течение десятилетий работы в бизнесе и разведке. Им подробно рассмотрены особенности деловой культуры Китая, в частности особенности их мышления, поведения, взглядов на жизнь при ведении бизнеса.
Невозможно не отметить монографию Абрамовой Н.А. «Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие» , в которой детально рассмотрены культурные особенности Китая в сфере деловой экономики при взаимодействии с культурами других стран.
Очень полезной оказалась работа Чен Мингджера «Китайский бизнес изнутри» . Она содержит информацию о развитии китайского семейного бизнеса, объясняет особенности ведения бизнеса китайцами.
Поскольку некоторые аспекты данной темы недостаточно глубоко изучены в отечественной литературе, при написании данной работы также была использована зарубежная литература на английском языке.
Часть из них содержит информацию о семейном бизнесе в деловой культуре Китая, а часть - в Китае в плане экономики. Этот аспект также является важным, потому что состояние экономики страны напрямую связано с ее деловой культурой. Это такие работы, как «Предпринимательство в семейном бизнесе: примеры из Китая» Азиатского института Новой Зеландии. В этой книге присутствует информация о семейных предприятиях в Китае с конкретными примерами. Их наличие помогает проследить жизнедеятельность семейных предприятий, увидеть, с какими реальными проблемами они сталкиваются.
«Процесс преемственности в китайских семейных фирмах: перспектива гуаньси» Тоу Джуньшена описан процесс преемственности в китайских семейных фирмах, а также факторы, которые влияют на этот процесс. Информация данной работы является очень ценной, поскольку преемственность в семейном бизнесе зачастую определяет дальнейшую судьбу самого бизнеса. Поэтому преемственность в семейном бизнесе также играет большую роль в деловой культуре.
В работе «Ведение бизнеса в Китае в течение трех столетий»21 Альберта Феурверка рассматривается изменение деловой культуры Китая в течение трех столетий в связи с изменением роли семьи в китайском социуме.
Книга Гарнота Р. «Частное предпринимательство в Китае»22 содержит информацию о сложностях, с которыми сталкиваются китайские семейные фирмы. Помимо слабых сторон, в ней также описаны преимущества семейных фирм в Китае, которые способствовали их стабильному развитию и процветанию.
Работа «Китайское предпринимательство: развитие малых семейных фирм в Китае» Чаня С. описывает этапы развития малых семейных фирм, рассказывает об отраслях, в которых они открывали свое дело. Как и Г арнот Р. данный автор рассматривает проблемы, с которыми пришлось сталкиваться семейным фирмам в Китае в аспекте деловой культуры.Книга «Тонкости китайских «гуаньси»: процесс развития модели «гуаньси»», написанная автором Чэнь С. описывает, какие факторы способствовали развитию «гуаньси» в Китае, а также какую роль «гуаньси» играют в сферах жизни китайцев, уделяя особое внимание сфере деловой культуры.
Тем не менее, лишь в немногих работах особенности, проблемы, значение семейного бизнеса рассматривается непосредственно в контексте и во взаимосвязи с национальной деловой культурой, что обусловило цель и задачи данной работы.
Цель данной исследовательской работы - изучение семейного бизнеса в контексте деловой культуры Китая.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
1. Выявить, какую роль играет институт семьи в китайском социуме.
2. Изучить семейные ценности и влияние на них конфуцианства.
3. Рассмотреть основные принципы деловой культуры Китая
4. Изучить, какую роль играют гуаньси в деловой культуре Китая.
5. Рассмотреть структуру китайского семейного бизнеса и его взаимосвязь с деловой культурой Китая.
6. Выявить, какую роль семейный бизнес играет в экономике Китая.
7. Определить сильные и слабые стороны семейного бизнеса в Китае.
Объектом исследования является семейный бизнес Китая.
Предмет исследования - аспект семейного бизнеса в деловой культуре Китая.
Поставленные цели и задачи в данной исследовательской работе определили методы исследования.
В ходе работы использовались общенаучные методы, такие как системный и аналитический. В ходе работы применялись также исторический и историко-генетический методы, для понимания истории развития семейного бизнеса в Китае с периода династии Мин до настоящего времени. Эти же методы позволяют изучить историю развития и трансформации самой семьи, как традиционной,так и современной. Сравнительный метод позволяет выявить черты сходства и отличия семьи и ее социальных функций в разные исторические периоды. Также сравниваются сильные и слабые стороны семейного бизнеса. Использовались также проблемнохронологический, статистический, описательный методы.
Хронологические рамки исследования. В данной работе развитие семейного бизнеса в рамках деловой культуры Китая рассмотрено с периодадинастии Мин по настоящее время.
Территориальные рамки - Китай.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрена китайская традиционная семья, базирующаяся на конфуцианских ценностях. В ней также анализируется трансформация семьи во второй половине 20 века. Во второй главе изучены особенности китайской деловой культуры. Особое внимание уделяется понятию «гуаньси» в семейном бизнесе, как важной составляющей деловой культуры Китая. В третьей главе рассмотрены составляющие семейного бизнеса в деловой культуре Китая. Также рассмотрено место семейного бизнеса в экономике Китая, поскольку деловая культура играет важную роль в развитии экономики.
В начале 20 века Китай поражал многих иностранцев своей бедностью и низким уровнем развития. Почти все воспринимали Поднебесную, как безнадежно отставшую страну без будущего. Хотя еще Наполеон говорил о Китае, как о «великане, который спит» . Сейчас мир с удивлением и некоторой опаской наблюдает за тем, какой рост демонстрирует Китай, несмотря на локальные, региональные и глобальные кризисы.
К началу 21 века эта страна сумела существенно укрепить свои позиции в мировом хозяйстве и стала оказывать все более существенное влияние на характер и динамику развития мировой экономики в целом . Это позволяет говорить о наличии китайского экономического чуда или феномена. Действительно, несмотря на предпринимаемые большинством развивающихся стран и стран с переходной экономикой усилия, на практике только Китаю и некоторым другим странам восточноазиатского региона удалось достичь такого экономического роста, который позволил им существенно сократить разрыв с ведущими странами мира. Что, надо признать, не в полной мере удалось ни странам Латинской Америки, ни ближневосточным странам, ни бывшему СССР и этот факт, естественно, ставит вопрос о необходимости внимательного изучения китайского опыта .
Ведущая роль Китая на мировом рынке неоспорима. За годы реформ Поднебесная превратилась из отсталой аграрной страны в ведущую индустриальную державу, от промышленности которой зависит стабильность многих стран. Китай является второй экономикой в мире после США, обогнав Японию, которая занимала это место в течение 42 лет . Сегодня Китай - это крупнейший потребитель, производитель и экспортер в мире.
Актуальность темы.Динамичное развитие Китая в настоящее время не было легким. Предшествующие события в значительной степени усложнили поиски наиболее эффективных путей развития. Ведь в 20 веке Китай пережил такие события, как Синьхайская революция, Гражданская война, Великий скачок, Культурная революция.
Результатом Синьхайской революции стало свержение маньчжурской династии и провозглашение республики. Это событие фактически перечеркнуло всю династийную историю Китая, дав начало новому историческому этапу. Данные события нанесли огромный ущерб не только стране в целом, но также особенно ее экономическому развитию и деловой культуре, поскольку ее традиционная основа, восходящая к конфуцианской этике, была в значительной степени поколеблена, вплоть до попыток ее полного искоренения в годы Культурной революции. Все эти исторические потрясения не только затормозили развитие страны во всех сферах жизни, но и отбросили его на несколько десятилетий назад. Однако, как уже отмечалось, на сегодняшний день экономика Китая является одной из ведущих экономик мира. В чем же причина такого стремительного возрождения и подъема? Поневоле приходит на ум сравнение с популярным китайским образом чудесной птицы Феникс, способной возрождаться из пепла.
В значительной степени причины этого следует искать в особенностях и специфике исторического бытия китайского социума. Модель социальноэкономического развития Китая и характер его взаимодействия с внешним миром складываются под влиянием не столько внешних факторов и интересов, сколько под воздействием собственной национальной экономической, социальной и социокультурной специфики и уникальности, что в конченом счете и предопределяет успехи этой страны.
Такая специфика заключается в том, что Китай представляет собой очень мощную и древнюю цивилизацию. Непрерывное существование на протяжении целых тысячелетий китайской государственности обусловливает необычайно сильное воздействие социальных, политических и исторических традиций на формирование социально-экономической модели страны и ее отношений с внешним миром.
В качестве главных отличительных характеристик китайской цивилизации, которые оказывают существенное влияние на современные экономические процессы, часто выделяют следующие черты: особенности национального мировоззрения и языка, бюрократический характер традиционного китайского общества, сложную систему управления, которая основывается на конфуцианской философии, определяющей идеалы социального порядка. Наряду с хорошо продуманной экономической политикой и трудолюбием населения, все это, в совокупности, предопределило стабильность и успешность Китая в период трансформационных преобразований, хотя поиск наиболее оптимальных путей развития проходил достаточно сложно.
Одна из важных составляющих национальной специфики - это деловая культура Китая, имеющая давние исторические корни. В настоящее время в ней довольно причудливо сочетаются и традиционные, и современные черты, что усложняет ее функционирование и особенно понимание ее иностранцами. Тем не менее, мы должны констатировать, что китайская деловая культура является качественной характеристикой и одним из важнейших факторов успеха экономической деятельности.
Более того, она не просто создает условия для успешного ведения бизнеса. В Китае она формирует социально - историческую среду обитания, жизнедеятельности и воспроизводства китайского этноса в сфере экономических и деловых взаимоотношений со своей системой духовных и материальных ценностей.
Все вышесказанное имеет самое прямое отношение к сфере семейного бизнеса, который занимает важнейшее место в Китайской экономике. Согласно итогам исследования 2010 года, до 55 процентов всех действующих в Китае частных предприятий - это семейные фирмы в узком смысле. А в широком смысле их доля превышает 85 процентов .Однако в контексте нашей работы, прежде всего, следует рассмотреть и проанализировать не столько экономические, сколько социокультурные аспекты той роли, которую играет семейный бизнес в деловой культуре Китая. Нам известно, что предпринимательство, основанное на семейных связях, имеет очень длинную историю, особенно в период династий Мин и Цин. Но именно с периода политики реформ и открытости оно, составляя неотъемлемую часть деловой культуры Китая, в полной мере начинает содействовать развитию китайской экономики. Более того, очевидно, что именно устойчивость, консерватизм, трудолюбие, родственные связи, умение подчинять личные интересы общественным - все эти качества, которые формирует традиционная китайская семья, позволили стране сохранить здоровую, жизнеспособную основу, уцелевшую даже в годы революционных катаклизмов. И эти же качества позволили Китаю начать стремительный рост уже в новых условиях. Семейные же ценности и практики поведения, как мы постараемся показать в нашей работе, стали неотъемлемой составной частью его деловой культуры.
Состояние изученности темы.Исследование места и значения семейного бизнеса в экономике и деловой культуре Китая привлекает значительный научный интерес как в научном и экспертном сообществе, так и у практиков, выстраивающих непосредственные деловые отношения с китайскими партнерами.
Однако в отечественной литературе степень изученности данной темы не является достаточно высокой. Такой аспект, как семейные ценности китайской семьи является предметом рассмотрения в работах «Древний Китай» , «Культы, религии, традиции в Китае» советского и российского востоковеда Васильева Л.С. В данных работах подробно изучены основные ценности традиционной китайской семьи, которые базируются на конфуцианских ценностях. Также рассмотрено влияние конфуцианства на семью, деловую культуру и государство в целом.
Следует отметить ряд работ известного востоковеда А.А.Маслова, посвященные образу жизни и системе ценностей китайского народа. Его работы «Китай и китайцы. О чем молчат путеводители» и «Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения», обращенные не только к специалистам, но и к массовому читателю, содержат, теме не менее, ценную информацию о деловой культуре китайцев, о правилах ведения семейного бизнеса, о поведенческих характеристиках в рамках деловой культуры.
Стоит также отметить работу«Деловой этикет на Востоке» Романовой Н.П., где исследованы особенности деловой культуры Китая.
В работе «Китайцы: традиционные ценности в современном мире» Тертицкого К.М. рассматриваются традиционные, в том числе и семейные, ценности китайцев и их трансформация в современном мире.
Естественно, при написании данной работы нельзя было обойти труды Малявина В.В. выдающегося советского и российского синолога. В его ставшей уже классической работе «Китай управляемый. Старый добрый менеджмент» глубоко и системно, в историческом контексте и на основе изучения современной деловой жизни Китая, рассмотрена структура семейного бизнеса, и его взаимосвязь с национальной деловой культурой.
Монография «Китай и китайцы глазами российского ученого» Бурова В.Г. является чрезвычайно актуальной, потому что содержит в себе исследование, посвященное освещению различных сторон общественной жизни в современном Китае. В ней содержится анализ модернизационных процессов в китайской экономике, с которыми напрямую связан семейный бизнес, а также сведения об образе жизни китайцев. Большое место в монографии уделено анализу дискуссий, которые посвящены современному конфуцианству. Данная монография также полезна и интересна тем, что содержит личные впечатления автора.
В книге Девятова А. «Бизнес с китайцами» содержится много информации, которая была необходима при написании данной работы. Девятов А. позиционирует себя как китаевед-практик, которому удалось понять китайскую специфику в течение десятилетий работы в бизнесе и разведке. Им подробно рассмотрены особенности деловой культуры Китая, в частности особенности их мышления, поведения, взглядов на жизнь при ведении бизнеса.
Невозможно не отметить монографию Абрамовой Н.А. «Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие» , в которой детально рассмотрены культурные особенности Китая в сфере деловой экономики при взаимодействии с культурами других стран.
Очень полезной оказалась работа Чен Мингджера «Китайский бизнес изнутри» . Она содержит информацию о развитии китайского семейного бизнеса, объясняет особенности ведения бизнеса китайцами.
Поскольку некоторые аспекты данной темы недостаточно глубоко изучены в отечественной литературе, при написании данной работы также была использована зарубежная литература на английском языке.
Часть из них содержит информацию о семейном бизнесе в деловой культуре Китая, а часть - в Китае в плане экономики. Этот аспект также является важным, потому что состояние экономики страны напрямую связано с ее деловой культурой. Это такие работы, как «Предпринимательство в семейном бизнесе: примеры из Китая» Азиатского института Новой Зеландии. В этой книге присутствует информация о семейных предприятиях в Китае с конкретными примерами. Их наличие помогает проследить жизнедеятельность семейных предприятий, увидеть, с какими реальными проблемами они сталкиваются.
«Процесс преемственности в китайских семейных фирмах: перспектива гуаньси» Тоу Джуньшена описан процесс преемственности в китайских семейных фирмах, а также факторы, которые влияют на этот процесс. Информация данной работы является очень ценной, поскольку преемственность в семейном бизнесе зачастую определяет дальнейшую судьбу самого бизнеса. Поэтому преемственность в семейном бизнесе также играет большую роль в деловой культуре.
В работе «Ведение бизнеса в Китае в течение трех столетий»21 Альберта Феурверка рассматривается изменение деловой культуры Китая в течение трех столетий в связи с изменением роли семьи в китайском социуме.
Книга Гарнота Р. «Частное предпринимательство в Китае»22 содержит информацию о сложностях, с которыми сталкиваются китайские семейные фирмы. Помимо слабых сторон, в ней также описаны преимущества семейных фирм в Китае, которые способствовали их стабильному развитию и процветанию.
Работа «Китайское предпринимательство: развитие малых семейных фирм в Китае» Чаня С. описывает этапы развития малых семейных фирм, рассказывает об отраслях, в которых они открывали свое дело. Как и Г арнот Р. данный автор рассматривает проблемы, с которыми пришлось сталкиваться семейным фирмам в Китае в аспекте деловой культуры.Книга «Тонкости китайских «гуаньси»: процесс развития модели «гуаньси»», написанная автором Чэнь С. описывает, какие факторы способствовали развитию «гуаньси» в Китае, а также какую роль «гуаньси» играют в сферах жизни китайцев, уделяя особое внимание сфере деловой культуры.
Тем не менее, лишь в немногих работах особенности, проблемы, значение семейного бизнеса рассматривается непосредственно в контексте и во взаимосвязи с национальной деловой культурой, что обусловило цель и задачи данной работы.
Цель данной исследовательской работы - изучение семейного бизнеса в контексте деловой культуры Китая.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
1. Выявить, какую роль играет институт семьи в китайском социуме.
2. Изучить семейные ценности и влияние на них конфуцианства.
3. Рассмотреть основные принципы деловой культуры Китая
4. Изучить, какую роль играют гуаньси в деловой культуре Китая.
5. Рассмотреть структуру китайского семейного бизнеса и его взаимосвязь с деловой культурой Китая.
6. Выявить, какую роль семейный бизнес играет в экономике Китая.
7. Определить сильные и слабые стороны семейного бизнеса в Китае.
Объектом исследования является семейный бизнес Китая.
Предмет исследования - аспект семейного бизнеса в деловой культуре Китая.
Поставленные цели и задачи в данной исследовательской работе определили методы исследования.
В ходе работы использовались общенаучные методы, такие как системный и аналитический. В ходе работы применялись также исторический и историко-генетический методы, для понимания истории развития семейного бизнеса в Китае с периода династии Мин до настоящего времени. Эти же методы позволяют изучить историю развития и трансформации самой семьи, как традиционной,так и современной. Сравнительный метод позволяет выявить черты сходства и отличия семьи и ее социальных функций в разные исторические периоды. Также сравниваются сильные и слабые стороны семейного бизнеса. Использовались также проблемнохронологический, статистический, описательный методы.
Хронологические рамки исследования. В данной работе развитие семейного бизнеса в рамках деловой культуры Китая рассмотрено с периодадинастии Мин по настоящее время.
Территориальные рамки - Китай.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрена китайская традиционная семья, базирующаяся на конфуцианских ценностях. В ней также анализируется трансформация семьи во второй половине 20 века. Во второй главе изучены особенности китайской деловой культуры. Особое внимание уделяется понятию «гуаньси» в семейном бизнесе, как важной составляющей деловой культуры Китая. В третьей главе рассмотрены составляющие семейного бизнеса в деловой культуре Китая. Также рассмотрено место семейного бизнеса в экономике Китая, поскольку деловая культура играет важную роль в развитии экономики.
Китай является одним из ключевых игроков в мировой экономике. За очень короткий период страна добилась огромных достижений, сотворив настоящее экономическое чудо.
Одна из самых характерных черт китайского характера - ощущение древности своей истории, своей культуры и цивилизации. Именно это дает китайскому населению некое внутреннее преимущество над другими нациями.
Деловая культура Китая во многом способствовала быстрому развитию экономики страны. Несмотря на воздействие иностранных деловых культур с началом открытости Китая миру, китайская деловая культура продолжает содержать в себе ценности, накопленные за весь период существования китайской культуры. Огромная роль в ней отведена конфуцианству, которое создает социокультурные основы для функционирования деловой культуры. Таким образом, деловая культура создает среду, в которой успешно функционирует семейный бизнес. Общая основа - конфуцианство - создает для него надежную основу, где действуют понятные и разделяемые обществом правила поведения и ценности. Семейный бизнес также, несмотря на трансформацию семейных ценностей, содержит в себе элементы конфуцианского учения, которое играет огромную роль в культуре Китая в целом. Именно принципы конфуцианства сыграли большую роль в том, что китайская семья оказалась очень удачным вариантом управления предприятиями в деловой культуре. Следовательно, семейный бизнес и деловая культура имеют общие корни. Именно поэтому, на наш взгляд, семейный бизнес естественно и легко существует в контексте национальной деловой культуре, инкорпорируя в нее определенные, свойственные традиционной китайской семье черты - патернализм, иерархию, неформальные связи, создание узкого круга доверенных лиц, имеющих доступ к принятию решений, взаимовыручка партнеров, поддержка членами семьи друг друга. Все эти черты могут как способствовать, так и препятствовать успешному ведению бизнеса. Кроме того, так как семья претерпевает серьезную трансформацию, то эти процессы, несомненно, сказываются и моделях семейного бизнеса. Так, например, все больше молодых людей и женщин предпринимают самостоятельные шаги в бизнесе, полагаясь, прежде всего, на собственные силы. Тем не менее, особенности и специфика национальной деловой культуры следует принимать во внимание при выстраивании долгосрочных отношений с китайскими партнерами.
Одна из самых характерных черт китайского характера - ощущение древности своей истории, своей культуры и цивилизации. Именно это дает китайскому населению некое внутреннее преимущество над другими нациями.
Деловая культура Китая во многом способствовала быстрому развитию экономики страны. Несмотря на воздействие иностранных деловых культур с началом открытости Китая миру, китайская деловая культура продолжает содержать в себе ценности, накопленные за весь период существования китайской культуры. Огромная роль в ней отведена конфуцианству, которое создает социокультурные основы для функционирования деловой культуры. Таким образом, деловая культура создает среду, в которой успешно функционирует семейный бизнес. Общая основа - конфуцианство - создает для него надежную основу, где действуют понятные и разделяемые обществом правила поведения и ценности. Семейный бизнес также, несмотря на трансформацию семейных ценностей, содержит в себе элементы конфуцианского учения, которое играет огромную роль в культуре Китая в целом. Именно принципы конфуцианства сыграли большую роль в том, что китайская семья оказалась очень удачным вариантом управления предприятиями в деловой культуре. Следовательно, семейный бизнес и деловая культура имеют общие корни. Именно поэтому, на наш взгляд, семейный бизнес естественно и легко существует в контексте национальной деловой культуре, инкорпорируя в нее определенные, свойственные традиционной китайской семье черты - патернализм, иерархию, неформальные связи, создание узкого круга доверенных лиц, имеющих доступ к принятию решений, взаимовыручка партнеров, поддержка членами семьи друг друга. Все эти черты могут как способствовать, так и препятствовать успешному ведению бизнеса. Кроме того, так как семья претерпевает серьезную трансформацию, то эти процессы, несомненно, сказываются и моделях семейного бизнеса. Так, например, все больше молодых людей и женщин предпринимают самостоятельные шаги в бизнесе, полагаясь, прежде всего, на собственные силы. Тем не менее, особенности и специфика национальной деловой культуры следует принимать во внимание при выстраивании долгосрочных отношений с китайскими партнерами.
Подобные работы
- ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2022 - НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В КИТАЕ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - Система управления в китайских компаниях
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Эволюция образа Татарской женщины в национальной культуре во второй половине XIX-начале XX вв.
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация корпоративной культуры Японии на современном этапе и ее социальные последствия
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Женщины в политической культуре Китайской Республики (Тайвань)
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Компьютерные игры как инструмент связей с общественностью в бизнесе
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКИМИ И РОССИЙСКИМИ
КОМПАНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и применение проектных команд с целью стратегического развития организации в сфере выставочного бизнеса
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2020



