Введение 3
Глава 1 Общая характеристика социального обеспечения и системы органов социального обеспечения в Российской Федерации 6
1.1 Понятия социальной защиты населения и социального обеспечения, их соотношение 6
1.2 Понятие государственной системы социального обеспечения и её структура 10
1.3 Негосударственные пенсионные фонды, как часть системы социального обеспечения Российской Федерации………………………………………...…13
Глава 2 Организация работы органов социального обеспечения 18
2.1 Деятельность органов Социального фонда Российской Федерации по предоставлению социального обеспечения 18
2.2 Организация работы органов социальной защиты населения 24
2.3 Организация работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования 27
Глава 3. Проблемные вопросы работы органов социального обеспечения и
способы повышения ее эффективности………………………………………..34
3.1 Правоприменительная практика в деятельности органов социального обеспечения 34
3.2 Повышение эффективности работы органов социального обеспечения 38
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Актуальность данной темы обуславливается тем, что социальное обеспечение нужно абсолютно каждому человеку в течение всей его жизни. При достижении определенного возраста, в случае потери кормильца, заболеваний, отсутствия работы, наличия детей, и в иных установленных законодательством Российской Федерации, случаях человек, так или иначе, нуждается в социальном обслуживании или материальной поддержке. Конституция Российской Федерации закрепляет права граждан в области социального обеспечения. В соответствии с положениями Конституции России всем гражданам гарантировано социальное обеспечение при достижении определенного возраста, в случае потери кормильца, заболеваний, для воспитания детей, инвалидности и в иных случаях, установленных законодательством. Каждый человек при этом имеет право на получение бесплатной медицинской помощи и на охрану здоровья в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения.
Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво.
Предоставление гражданам социального обеспечения осуществляется в виде пенсий, пособий и компенсационных выплат, социальных услуг и медицинской помощи, государственной социальной помощи, льгот и преимуществ. В общем, все перечисленные выше виды социального обеспечения предполагают собой муниципальную систему, которая рассматривается в данной дипломной работе. Осуществление конституционного права граждан на социальное обеспечение реализуется разными способами. Одним из основных способов является деятельность соответствующих органов, с помощью которых гражданам предоставляются различные виды социального обеспечения. В настоящий момент в стране действует довольно разветвленная система этих органов.
Выбор эффективной социальной политики является одной из важнейших задач новой российской власти. Оттого, как будет решаться эта задача, зависят уже не только условия жизни простых людей, но и общие перспективы экономического развития страны, обеспечение национальной безопасности, сохранение Российского государства.
Степень разработанности проблемы. Гражданская общественность Российской Федерации, в том числе, специалисты, ученые и государственные служащие озабочены нынешним состоянием социального обеспечения граждан Российской Федерации. Подтверждением этому являются многочисленные выступления в печати и средствах массовой информации. Тема социального обеспечения, граждан РФ нашла широкое отражение в трудах многих отечественных ученых. Изучением социального обеспечения занимались Н.А. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, В.С. Андреев, Р.И. Иванова, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин и другие.
Проблемы управления социальной работой содержатся в монографиях Холостовой Е.И. Пригожина А.Н.
Практические аспекты социальной работы рассматриваются в журналах: «Социальная защита», «Семья в России», «Вестник социальной работы» и др.
Объектом данной дипломной работы является система органов социального обеспечения РФ.
Предметом дипломной работы выступили закономерности организации и деятельности системы органов социального обеспечения.
Целью работы является исследование системы органов социального обеспечения и выявление способов повышения эффективности их работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Решить проблемные вопросы работы органов социального обеспечения и способы повышения ее эффективности;
- Рассмотреть правоприменительную практику в деятельности органов социального обеспечения;
- Повышение эффективности работы органов социального обеспечения.
При написании работы использовались следующие методы научного исследования: теоретический анализ и синтез, реферирование информационных источников, анализ научной литературы и документов.
Структура дипломной работы: введение, три главы и заключение, также прилагается список использованной литературы.
Таким образом, анализ организации и деятельности системы органов социального обеспечения РФ и проблемы, перспективы повышения их эффективности позволил заключить:
Система органов социального обеспечения РФ представлена Социальным фондом, негосударственными пенсионными фондами, органами социальной защиты населения, федеральным фондом обязательного медицинского страхования
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало её реформирования и практически полного обновления в области социального обеспечения.
Социальная защита населения – это совокупность финансовых, правовых и организационных мер страны, адресованных нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, и нацеленных на их материальное обеспечение, оказание им различной поддержки и помощи на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.
Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:
1. учёт специфики видов общественно полезной деятельности;
2. категории обеспечиваемых по уровню материального достатка, либо по иным критериям;
Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.
Ведущими организационно – правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.
Несмотря на то, что особенно в последнее время государство комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.
Подводя итог, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы:
1. разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий;
2. активная поддержка общественных организаций, всего населения;
3. совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
4. организация лицензированной деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
5. обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека;
6. улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
7. повышение ответственности всех органов власти за её реализацию.
1. Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 28.06.1952)
2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398
3. Семейный к?одекс Росси?йской Федера?ции от 29 дек?абря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от ред. от 19.12.2022) // Собра?ние за?конодательства Росси?йской Федера?ции от 1 янва?ря 1996 г. № 1 ст. 16.
4. Федера?льный за?кон №81-ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция) «О госуда?рственных пособи?ях гражданам, и?меющим детей» // "Собра?ние за?конодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с посл. изм.) // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
6. Федера?льный за?кон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О госуда?рственной соци?альной помощи» (последняя редакция) // "Собра?ние за?конодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831. Российская газета. № 247. 20.12.2001.
8. Федера?льный за?кон №256-ФЗ от 29 дек?абря 2006 года? «О дополни?тельных мера?х госуда?рственной поддержк?и граждан, и?меющих детей» // "Собра?ние за?конодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19.-утратил силу.
9. Федера?льный за?кон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О прожи?точном ми?нимуме в Росси?йской Федерации» // Офи?циальный са?йт к?омпании «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (последняя редакция) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
11. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015,с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
12. Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 N 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР"(утратил силу).
13. Постановление Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 "Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации"
14. Положение о Департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (утв. приказомМинюста РФ от 4 июня 2009 г. N 171
15. Решение № 2-3875/2014 2-3875/2014~М-4045/2014 М-4045/2014 от 15 декабря 2014 г. по делу № 2-3875/2014
16. Решение № 2-377/2020 -1097/2020~М-129 от 3 марта 2022 г. по делу № 2-377/2020
17. Приказ Минюста РФ от 4 июня 2009 г. N 171 "Об утверждении Положения о Департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов" (утратил силу)
18. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу)
19. Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 № 318(ред. от 10.03.2006) «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» (утратил силу).
20. Постановление Правительства РФ от 05.10.1999 N 1117 (утратил силу) "Об утверждении Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации"(утратил силу).
Специальная и учебная литература
21. Бочарова, О.В. Право социального обеспечения: учебное пособие / Юж. - Рос. Гос. техн. ун-т. - Н: ЮРГТУ, 2022. – 152 с.
22. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник / В.П. Галаганов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2019. — 154 c.
23. Миронова, Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие / Т.К. Миронова. — М.: КНОРУС, 2019. — 312 с.
24. Романова, Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения / Т.Ф. Романова // Финансовая практика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов на Дону, 2019. Вып.4
25. Старшинов, А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: дис. … канд. полит. наук: 23.00.22. – К., 2012. -166 с.
26. Лешенко, А.И. Организация и управление социальной работе в России: учебное пособие / А.И. Лешенко. – М.: Наука, 2022. – 120с.
27. Холостова, Е.И. Теория социальной работы: Учебник. / Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 2022. – 334с.
28. Шарин, В.И. Экономические основы социальной работы: Учебник / В.И. Шарин. – М.: ИНФРА,2023. – 235 с.
29. Юдин, В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учебное методическое пособие / В.П. Юдин. – К.:Казанскийгос. технол. ун-т,2022. – 121с.
30. Кузьмина, В.А. Оценка эффективности функционирования системы социальной защиты / В.А. Кузьмина, И.В. Антохонова // Российское предпринимательство. 2019. № 1. С. 57.
31. Скачко, Г. Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба, 2019, № 2. – с. 127
32. Шарин, В. Социальная защита населения: теоретические основы / В. Шарин. // Социальное обеспечение. 2019. – № 14. – 142 с.
33. Девятых Н. В. Особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта и объекта финансового контроля // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 470-472.
34. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве: монография. М.: Проспект, 2017. 480 с.
35. Чаплыгина М.А., Куриленко Е. Теоретические аспекты использования актуарных расчетов в страховом деле. Сборник: Проблемы развития общества: право, экономика, технологии. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции 22 апреля 2019 года. Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП. 2019. С. 263¬266.
36. Челнокова, Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. - М.: Проспект, 2019. - 104 с.
37. Филиппова Э.М. О принципах в праве социального обеспечения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. №2. Том 13. 2022. С. 66-69
38. Эрженков, Б. (2022). Социально-экономическое развитие Республики Бурятия. Экономика и управление, 4(154), 42-47.
39. Моисеева, Е.Н. Виды мер социально-правовой защиты материнства и детства в России / Е.Н. Моисеева // Вопросы российского и международного права. - 2022. - Т. 7. - № 11A. - С. 24-30.
40. Шахрай С. М. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М., 2022. 477 с.
Электронные ресурсы:
41. Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosmi№trud.ru/ (дата обращения: 01.02.2023).
42. Большая энциклопедия. Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id403348p1.html. (дата обращения: 01.02.2023)
43. Этика социальной работы. Режим доступа: http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/etika-sotsialnoy-rabotyi-194/Page-55.html(дата обращения: 01.02.2023)
44. Гарант. Ру информационно – правовой портал. Режим доступа: http://www.garant.ru/ia/aggregator/?t9ag_id=1440&yclid=193265736746536007
45. Пенсионный фонд РБ[Электронный ресурс]: официальный сайт – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/chelyabinsk/info(дата обращения: 01.02.2023)
46. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт – Режим доступа: http://www.cbr.ru/(дата обращения: 01.02.2023)
47. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. – URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 20.01.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.
48. Фонд социального страхования Бурятии. (n.d.). Помощь населению. https://www.bfss.ru/individam/ (дата обращения 10.05.2023г.).
49. Глава Верховного суда РФ сориентировал судей на защиту социальных прав граждан [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/7745725 (дата обращения 01.05.2022).
50. Изменения в пенсионной системе // Официальный сайт социального фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.pfrf.ru/branches/karelia/info/~business/779 (дата обращения 01.03.2023).