Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кредитная политика коммерческого банка (на примере АО«ОТП Банк»)

Работа №119068

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы кредитования в коммерческом банке 9
1.1 Основы кредитной политики коммерческого банка 9
1.2 Классификация кредитов в коммерческом банке 18
1.3. Оценка кредитной деятельности коммерческого банка 23
2 Анализ кредитной политики банка АО «ОТП Банк» 35
2.1 Характеристика коммерческого банка АО «ОТП Банк» 35
2.2 Анализ кредитной политики банка 49
3 Перспективы совершенствования кредитования 63
3.1 Проблемы кредитной политики коммерческого банка 63
3.2 Пути совершенствования кредитной политики АО «ОТП Банк» 69
Заключение 78
Список используемой литературы 85
Приложения

Современная экономика не возможна без инструментов кредитования, которые позволяют перераспределять средства между финансовыми компаниями, предприятиями и физическими лицами. Подобное перераспределение на условиях возвратности и платности, позволяют расти потребительской возможности граждан, а также развивать и увеличить производственные возможности предприятий. Подобный механизм поддерживает экономику страны в целом, что так же влияет на социальную политику государства.
Кредитование — это активная операция в банке, которая приносит доходы, но и вместе с ним риски для банка. Данный продукт для многих банков является отправной точкой для развития отношений между ними и заемщиком и выражается в осуществление дополнительных продаж страховых, банковских и не банковских продуктов. Развитие этих отношений в долгосрочной перспективе важны для обеих сторон, так как приносят им выгоду.
Для осуществления кредитной деятельности, которая способна не только привлечь заемщиков, но и приносить существенные доходы при минимальных рисках, каждый банк разрабатывает собственную кредитную политику. Данный документ регламентирует соотношение кредитных продуктов в портфеле банка, процесс оценки залога, заемщика, выдачи самого кредита. Также она регламентирует и оценку кредитного риска по банку в целом.
На кредитную политику банка влияет ряд макроэкономических и микроэкономических факторов.
Среди макроэкономических внешних факторов принято выделять экономическую ситуацию в стране в целом, государственную политику, на какой стадии экономический цикл государства, уровень реальной и официальной инфляции и процентных ставок по стране, уровень конкуренции в банковской сфере. На эти факторы коммерческий банк самостоятельно повлиять не может.
Особенно не предсказуемым макроэкономическим фактором являются юридические вопросы. Регулирующие органы оказывают большое влияние на кредитную политику всех банков страны через издание указов, нормативом, директив, максимальных и минимальных процентных ставок, и размеров обязательных резервов.
Микроэкономическими факторами, на которые банк может влиять, но при этом они также оказывают влияние на кредитную политику, являются ресурсная база банка, средняя стоимость привлечения денежных ресурсов на обеспечение деятельности банка, размер клиентской базы, в какой области специализируется банк, ликвидность кредитного учреждения в целом. Но с развитием кредитного рынка не менее важную роль теперь играет человеческий фактор, а именно квалификация персонала, их склонность к предварительному анализу, готовность работать с различными категориями заемщиков.
Кредит является по факту процедурой выдачи средств банка на условиях срочности и платности заемщику, в связи с этим возникает проблема поиска и привлечение средств для данного процесса. Источниками обычно становятся собственные средства банка, деньги клиентов, размещенные на счетах, хотя они являются самыми опасными с точки зрения срочности возврата, также деньги привлекаются с депозитов, пенсионных счетов, межбанковских кредитов, а также путем выпуска долговых ценных бумаг от имени банка кредитора. Источники кредитования также прописываются в кредитной политике банка.
Актуальность данной темы заключается в том, что кредитная политика частного банка на прямую , способна влиять на экономическую ситуацию в стране:
- через определение источников кредитования, благодаря чему формируются новые кредитные и прочие банковские продукты, увеличивающие или уменьшающие денежную массу в стране;
- через определение процентных ставок по кредитным продуктам, которые будут косвенно влиять на уровень инфляции и развитости той или иной отрасли экономики, через вливание кредитных средств в ее развитие;
- через формирование резервного фонда по кредитным рискам, которые в долгосрочной перспективе определяют будет ли существовать данный банк, и будут ли получать свои доходы его кредиторы.
Именно благодаря подобному влиянию, кредитная политика коммерческих банков важна в разрезе развития экономики страны в целом.
Целью данного исследования является изучение кредитной политики коммерческого банка на примере АО «ОТП Банк».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы кредитной политики коммерческого банка;
- классифицировать выдаваемые в настоящее время кредиты;
- изучить методики оценки кредитной деятельности коммерческого банка, которую применяют в Банке России и применяемую внутри банков;
- дать характеристика финансовой деятельности АО «ОТП Банк»;
- проанализировать структуру кредитного портфеля изучаемого банка;
- определить проблемы кредитной политики АО «ОТП Банк»;
- определить пути совершенствования кредитной политики АО «ОТП Банк».
Объектом исследования выступил АО «ОТП Банк». Для анализа финансового состояния банка и его кредитного портфеля были исследованы годовые отчеты с 2014 по 2016 годы. Предметом исследования выступила кредитная политика банка.
Практическая значимость работы обусловлена стремлением банков увеличить поток выдаваемых кредитов при снижении уровня риска по ним, данную цель решают меры совершенствование кредитной политики, которые были разработаны в ходе исследования.
В качестве научной основы работы были использованы учебные и научные работы отечественных и зарубежных авторов в области банковского менеджмента, кредитования и банковского дела, банковское законодательство, а также аналитические данные ЦБ РФ и банковская отчетность по МСФО АО «ОТП Банк» за исследуемый период.
В процессе выполнения работы использовались методы сравнения, аналитических коэффициентов и экспертной оценки.
Структура выпускной квалификационной работы представлена: введения, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложений, а также 13 таблиц и 8 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения данной работы был сделан ряд выводов по кредитной политике изучаемого банка и процесса кредитования в целом.
Так в процессе изучения были изучены потребительские (в том числе его разновидности) и корпоративные кредиты. Потребительский кредит был определён как особая форма кредита, которая предоставляется заемщику в виде отсрочки платежа на покупаемые ими товары и услуги.
Заемщиком при потребительском кредитовании выступает физическое лицо, кредитором банк или другое кредитное учреждение. Потребительское кредитование занимает самый большой объем в кредитном портфеле страны и АО «ОТП Банк» в частности.
Потребительское кредитование самое дорогостоящее на рынке данных услуг, и такая стоимость обусловлена повышенными рисками, так как кредиторами выступают физические лица, которые легко прекращают выплату процентов и благодаря новому закону о банкротстве легко проводят процедуру реструктуризации долга, вплоть до списания в связи с банкротством.
В последние несколько лет ставки по всем направления потребительского кредитования снижаются из-за жесткой конкуренции среди представителей банковского рынка, также увеличивается число бонусов, получаемых лояльными и надежными кредиторами.
Но и банки не спешат упускать возможность заработать на выдаваемом займе, используя различные способы расчёта процентной ставки по своим кредитным продуктам, что делает ценообразование на рынке непрозрачным и запутанным, не только для заемщиков, но и контролирующих органов.
В рамках кредитной политики изучаемого банка, потребительский кредит подразделяется на следующие продукты: экспресс-кредиты в точках продажи товаров и услуг, овердрафт по дебетовым и зарплатным картам, автокредиты и самый безопасный в плане возвратности ипотечный кредит, здесь залогом выступает приобретенная недвижимость.
Первые два кредитных продукта подразделяются в свою очередь на виды по способам погашения кредита: первый вариант аннуитетными платежами на срок кредитования, единовременное погашение в конце кредитного срока, с 2014 появился кредитный продукт с льготным периодом кредитования и дальнейшим погашением аннуитетными платежами. Каждый вид отличается своими особенностями, в том числе и размером резервируемой по нему суммы.
Также в рамках исследования проведен анализ корпоративных кредитов предоставляемых банков. Корпоративный кредит отличается от потребительского тем, что заемщиков выступает юридическое лицо и целью кредитования является покрытие денежных разрывов или развитие предприятия, по крайней мере, в изучаемом банке.
Несмотря на то что, практически все заемщики в рамках данного сегмента попадают под классификацию крупного займа и учитывается при расчёте норматива Н7, данный вид кредитования не является основным для данного банка. Флагманским кредитным продуктом является экспресс кредитования в точках продаж.
В работе проведен подробный анализ кредитного портфеля образованного под воздействие кредитной политики АО «ОТП Банк».
АО «ОТП Банк» входит в международную финансовую Группу ОТП (OTP Group), которая является одним из лидеров рынка финансовых услуг Центральной и Восточной Европы.
АО «ОТП Банк» это универсальная кредитная организация, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов для корпоративных клиентов и частных лиц. Банк входит в число 50 крупнейших банков России, а по ряду направлений входит в число лидеров рынка.
Основной цель кредитной политики АО «ОТП Банк» является формирование кредитного портфеля, который даст возможность поддерживать качество активов на допустимом по нормам Банка России уровне, который при этом будет обеспечивать целевой уровень доходности, при минимальном кредитном риске.
АО «ОТП Банк» выдает большое количество потребительских и корпоративных кредитов в год, продажа кредитных продуктов осуществляется прямо в точках продажи товаров, недвижимости и других торговых и сервисных компаниях. Скорость рассмотрения заявки по экспресс кредитам в настоящее время составляет не более 30 минут, благодаря автоматической системе оценки надежности потенциального заемщика. Рассмотрение заявки на автокредитование составляет от суток до трех, по ипотечным кредитам от 10 до 14 рабочих дней. Активная работа с потребительскими кредитами связано с большими рисками, но и приносят большой доход, этому способствует устойчивая схема кредитования, которая проверена временем и двумя кризисами.
В 2010 году флагманским продуктом стал экспресс кредитования, так как процент по нему в случае несоблюдения льготного периода превышает 35%, что покрывает все риски по данному кредитному продукту, а также риски по другим кредитным продуктам.
В 2015 году в области ипотечного и автокредитования акцент был сделан на обеспечении кредита. Даная мера была принята из -за увеличения просрочки по данным видам кредита.
Надежное и ликвидное обеспечения кредита поможет банку избежать губительных последствий сомнительного кредита и получить прибыль или, по крайней мере, вернуть свои средства. АО «ОТП Банк» за последние два года улучшил качество обеспечения своих кредитов. Если по автокредиту ранее принималось только поручительство физических лиц, то теперь обязательно обеспечением в виде недвижимости, транспортных средств или иного имущества.
Для покрытия непогашенной клиентами задолженности по кредиту используется резервный фонд на возможные потери по кредиту, который формируется в виде процента отчисляемого от суммы задолженности по ссуде и приходится на расходы банка.
За счет данного резерва происходит списание долгов по кредитам, которые признаны обреченными. Необходимость формирования в кредитной политике обусловлена необходимость с держания кредитного риска.
Несмотря на серьезную конкуренцию в сфере потребительского кредитования, к которому относится флагманский продукт банка, он сохраняет ведущую позицию по выпуску совместных с ритейл сетям кредитных карт, благодаря постоянно развивающимся продуктам и улучшениям в сфере обслуживания изучаемый банк прочно закрепился в данной нише.
Касательно корпоративного кредитования, было предложено расширить продуктовую линейку, так как у банка всего лишь три кредитных продукта, именно предлагается внедрить следующие продукты:
- продукты классического факторинга;
- торговое финансирование и документарные операции;
- продукты по управлению ликвидностью компаний.
По оценкам экспертов сейчас именно направление потребительского кредитовая будет приоритетным для банков в ближайшем будущем, настроенных на поддержание конкурентного преимущества в области розничного кредитования в долгосрочной перспективе. А в секторе корпоративного кредитования приоритетным направлением должны стать продукты по управлению ликвидностью компании, а также лизинг.
Не смотря на приоритетность направления потребительского кредитования для данного банка, данное направление сопряжено некоторые проблемы, главная из которых - рост риска по данному кредитному направлению.
В работе предложены меры по улучшению программ потребительского кредитования, одной из них является усиление механизма снижения кредитных рисков. Основой для этого является улучшение методики оценки кредитоспособности заемщика, и ее автоматизация.
Также предлагается увеличить кредитный потолок по направлению потребительских кредитов покупателей риэлтерских, строительных и мебельных магазинов. Следующим шагом станет введение нескольких страховых продуктов, которые должны предлагаться в офисах застройщиков, а также в магазинах техники, дополнительную гарантию на флагманов модели ведущих технологических брендов.
В рамках общего кредитного портфеля банка предаётся также уделить внимание диверсификации кредитного портфеля. Увеличение числа потенциальных заемщиков планируется проводить за счет автоматизации процесса обслуживание, выдачи онлайн кредитов, активизации работы клиентских менеджеров для юридических лиц. План стратегического развития АО «ОТП Банк» предполагает также развития обслуживания премиального сегмента, за счет личных менеджеров.
Также для увеличения клиентской базы отделом кредитования было принято решение ускорить полную автоматизацию данного процесса, и теперь это одно из приоритетных направлений модернизации банка, направленных на уменьшение затрат на такой трудоемкий процесс как оценка надежности заемщика, а благодаря объективности автоматического процесса оценки, он позволит снизить риски банка. А это важно в условиях высокой конкуренции, когда установка высокой процентной ставки невозможно для покрытия риска по кредитному продукту.
Для автоматизации предлагается использовать скоринговую систему, которая уже опробована на экспресс-кредитах, по которым очень низкий процент не возврата, теперь данную систему необходимо дублировать на оставшиеся кредитные продукты банка.
Скоринг это математическая или статистическая модель, помещенная в программный продукт, благодаря которому происходит оценка текущего потенциального клиента, на опыте работы с аналогичными по параметрам заемщиками в прошлом. При помощи статистической модели определяется вероятность возврата запрашиваемого кредита, и определяется вероятность обратного исхода. Если упростить определения, программа быстро находит текущего клиента с похожими характеристиками и выдает результат работы с ним, с экстраполяцией на потенциального заемщика и его кредитную историю.
Итогом работы программы является интегральный показатель (SCORE), чем выше его значение, тем выше надежность клиента, и банк может присвоить ему категорию надежности и принять решение о выдаче средств. Кроме данной модели анализа потенциальных заемщиков предлагается также внедрить технологию POS-кредитования, по факту это технология оформления без бумажных носителей, данные по клиенту запрашиваются на прямую у баз данных налоговой, базы приставов, судебной базы, открытой базы «неблагонадежных» заемщиков. При этом клиент подписывает разрешение позволяющее банку запросить данные у государственных структур, первой эту технологию опробовали негосударственные пенсионный фонды, исключив из цепочки оформления счета поход клиентом в пенсионный фонд России для написания заявления о переводе накопительной части пенсии, что увеличило привлекательность программы для клиентов.
Ожидаемый результат от этих нововведений заключается в следующем:
- сокращение сроков одобрения кредита. Увеличение числа и скорости обработки заявок за счет сведения бумажного документооборота к нулю;
- повышение эффективности оценки и усиление контроля за рисками конкретного заемщика;
- исключение субъективных факторов при принятии решения о кредитовании, полная объективность при оценке заемщика;
- оценка и управления риском кредитного портфеля по банку в целом;
- диверсифицированный подход в оценке заемщика для различных кредитных программ банка;
- кастомизация кредитного продукта под возможности конкретного заемщика;
- рост клиентской базы за счет персонализированной линейки кредитных продуктов;
- уменьшение численности кадрового состава банка, за счет этого экономия средств заработной платы;
- тотальный контроль всего процесса рассмотрения кредитного процесса;
- возможность единовременного централизованного внедрения новшеств в методологию оценка кредитоспособности заемщиков, для всей филиальной сети банка.
В целях уменьшения рисков АО «ОТП Банк», рекомендуется внести нововведение для заемщиков с 1 по 3 категорию по обеспечению залогового кредитования, а именно:
- автокредитование с обратным выкупом «buy-back»;
- ипотечное кредитование без первоначального взноса.
Подобные методики обеспечения уже апробированы в Европе и США, и она является одном из самых популярных способов приобретения автомобилей.
Внедрение данных мероприятий позволят банку привлечь новых заемщиков, допродать услуги банка текущим клиентам и более эффективно функционировать на рынке кредитования.



1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395 - 1 - ФЗ (действующая редакция, 2016).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996г. № 14 - ФЗ
3. Положение Банка России от 26.03.2004г. № 254-П «О порядке
формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
4. Об обязательных нормативах банков: инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 13.02.2017)
5. О порядке регулирования деятельности кредитных организаций: инструкция №1 Банка России от 30.01.2006.
6. О Порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам: инструкция № 62а Банка России от 30.06.1997 (ред. от 18.08.2003)
7. Абрамова, М. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система: тесты, задания, кейсы. Учебное пособие / М. Абрамова, Л Александрова - М.: КноРус, 2014. - 312 с.
8. Вайн, C. Оптимизация ресурсов современного банка / C. Вайн - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 200 с.
9. Вольхин, Н. Залоговик. Все о банковских залогах от первого лица/ Н. Вольхин - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 352 с.
10. Гамза, В. А. Безопасность банковской деятельности. Учебник/ В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин - М.: Юрайт, 2017. - 528 с.
11. Юденков, Ю.Н. Интернет-технологии в банковском бизнесе. Перспективы и риски/Ю.Н. Юденков, С.Л. Ермаков, И.Е. Сандалов, Н.А. Тысячникова - М.: КноРус, 2016. - 320 с.
12. Казимирова, Т.А. Деньги, кредит, банки/ Т.А. Казимирова, И.И. Зайцев - Брянск: Брянский ГАУ, 2015. - 189 с.
13. Лаврушин, О.И. Банковское дело. Современная система кредитования. Учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева - М.: КноРус, 2016. - 360 с.
14. Поморина, М.А. Финансовое управление в коммерческом банке/М.А. Поморина - М.: КноРус, 2017. - 376 с.
15. Baesens, B. Credit Risk Analytics: Measurement Techniques, Applications, and Examples in SAS (Wiley and SAS Business Series)/ B. Baesens - Wiley, 2016. - 512 p.
16. Ganguin, B. Standard & Poor's Fundamentals of Corporate Credit Analysis/ B. Ganguin, J. Bilardello - McGraw-Hill Education, 2015. - 464 p.
17. Golin, J.The Bank Credit Analysis Handbook: A Guide for Analysts, Bankers and Investors Baesens/ J. Golin, Ph. Delhaise - Wiley, 2013. - 1056 p.
18. Guthner, M. Quantitative Analytics in Debt Valuation & Management (Professional Finance & Investment)/M. Guthner - McGraw-Hill Education, 2012. - 368 p.
19. Moulin, S. Modeling the financial management of a commercial bank/ S. Moulin/ lulu.com, 2017. - 166 p.
20. Годовая консолидированная финансовая отчетность по МСФО за 2016 год АО «ОТП Банк»
21. Годовая консолидированная финансовая отчетность по МСФО за 2014 год АО «ОТП Банк»
22. https://www.otpbank.ru- Официальный сайт АО «ОТП Банк»
23. www.banki.ru- Банки.ру информационный портал: общая и аналитическая информация о действующих банках, вкладах, кредитах, ипотечных программах, рейтинга банков России
24. www.garant.ru- Справочная правовая система «Гарант»: мониторинг законодательства, новостная лента Федерального Собрания РФ, ФНС РФ, проекты законов, судебная практика.
25. www.consultant.ru- Справочная правовая система «Консультант»: российское законодательство, обзоры, консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению, справочная информация.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ