Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы гарантий правового статуса личности…………
1.1 Юридические гарантии как элемент правового статуса личности: понятие и общая характеристика……………………
1.2 Виды гарантий правого статуса личности
Глава 2. Понятие, виды и механизм реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…
2.1 Понятие и виды конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………
2.2 Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………
Заключение……………………………………………………………………
Библиографический список…………………
Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует своё понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение личности и её защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита права и свобод человека и гражданина, - указывается в ст.2, - обязанность государства».
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.
Актуальность выбранной темы заключается также и в том, что, не смотря на широкое изучение прав и свобод граждан недостаточное внимание уделяется конституционным гарантиям последних, а ведь без гарантированности не может идти речь и о соблюдении.
Целью работы является комплексное исследование института конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать понятие юридических гарантий как элемента структуры правового статуса личности.
2. Охарактеризовать виды гарантий правового статуса личности.
3. Исследовать понятие и виды конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
4. Рассмотреть особенности реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся при реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Предметом – институт конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, проблемы его реализации, научные работы по соответствующей тематике.
При написании работы были использованы работы Комковой Г.Н., Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., а также Конституция Российской Федерации и Международные пакты по правам человека.
При написании работы использовался теоретический (анализ литературы, статистических данных), эмпирический (изучение и обобщение практики), систематический, аналитический, сравнительно – правовой методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
В первой главе дается общая характеристику прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Вторая глава посвящена анализу конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, в ней раскрыты основные способы защиты человека и гражданина, а так же важная роль Уполномоченного по правам человека.
Поскольку темой работы являются конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.
Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. «Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 - не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует наличия специальных нормативных актов.
Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»), гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов. Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод.
Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов. В этой связи следует ещё раз упомянуть выдающийся документ своей эпохи французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789г., которая начинается со слов: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах». Целью «любой политической ассоциации» (т.е. государства) является недопустимость ограничения «естественных и неотчуждаемых прав человека».
Гарантированность прав и свобод – это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремиться к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако, для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространён в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключённой в определённые рамки. К ним относиться, в частности, правовая надстройка общества. Через неё у каждого человека формируются определённые нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти принципы на службу человеку и обществу – важная предпосылка реализации конституционного принципа гарантированности прав и свобод, превращая граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.
В современной российской действительности, когда растёт преступность, идёт обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хороший основой для борьбы граждан Российской Федерации за свои права, за своё человеческое достоинство.
Гарантированность защиты прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.
Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идёт, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.
Но, на ряду с этим необходимо внедрять механизм, представляющий собой определённые гарантии, в том числе и прежде всего правового характера, против злоупотребления властью, исключающий или предотвращающий нарушение прав и свобод. В этом направлении существенные подвижки сделаны в действующей Конституции Российской Федерации, о чём свидетельствуют нормы, обеспечивающие государственно – правовую защиту прав и свобод, а не просто их декларацию, чем в значительной мере грешили предыдущие отечественные Конституции.
1. Конституция Российской Федерации 1993г. [Текст]: [принята 12.12. 1993 г.] //Российская газета.-1993.-25 дек.
2. Всеобщая Декларация прав человека [Текст]: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблее ООН резолюцией 217А от 10 декабря 1948г.]//Российская газета.-1995.-5 апр.
3. "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023).
5. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации [принят 22.11.2001г., с изм. и доп. от 28.04.2023 г.] //Российская газета.- 2001.- 28 ноября.
6. ФЗ «Об оружии» [принят 13.11.1996г., последняя редакция]//СЗ РФ.-1996.-№51.
7. ФЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»/ СЗ РФ. 1997.№9
8. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/ СЗ РФ.2002.№23.
9. ФЗ «Об общественных объединениях» [принят 19.05.1995г., последняя редакция] // СЗ РФ.-1995.-№21.
10. ФЗ «О политических партиях» от 21.06.2001г. [принят 11.07.2001г., последняя редакция]//СЗ РФ.-2001.-№29.
11. ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»/ [Текст]: [принят 19.06.2004г., последняя редакция] //СЗ РФ.-2004.-№25.
12. ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [принят 28.06.2004г.]//СЗРФ.-2004.-№27.
Специальная литература:
1. Эбзеев, Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б. С. Эбзеев. – М.: Норма, 2007. – 384 с.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – 698 с.