Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития интереса у детей 5-6 лет к архитектуре Санкт-Петербурга 9
1.1 Архитектура города как средство развития детей 5-6 лет 9
1.2 Развитие интереса детей 5-6 лет к архитектуре: определение понятия 13
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 5 -6 лет познавательного интереса к архитектуре города Санкт- Петербург 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга 20
2.2 Содержание, формы, методы развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре города Санкт-Петербурга 34
2.3 Изучение динамики уровня развития познавательного интереса у детей 5-6 лет к архитектуре Санкт-Петербурга 40
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение 56
Дошкольный период - это время, когда у детей начинает развиваться познавательная активность. В этом возрасте можно выделить основные черты детского поведения: любопытство; желание узнавать что-то новое; поиск новых впечатлений; стремление экспериментировать и наблюдать.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников в настоящее время является актуальной. Изучением данной проблемы занимались многие ученые: Л.И. Божович, Е.А. Брежнева, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина. Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что познавательный интерес рассматривается как:
• средство живого и увлекающего ребенка обучения;
• мотив к интеллектуальной и длительной познавательной деятельности;
• предпосылка формирования готовности личности к дальнейшему образованию [8].
Развитию познавательных интересов способствуют яркие, содержательно насыщенные объекты и явления. В настоящем исследовании таким объектом, по нашему мнению, выступает архитектура, ознакомление с которой открывает ребенку мир культуры .
Архитектура является важнейшим компонентом культуры. Применительно к дошкольному детству архитектура выступает средством воспитания художественного вкуса у детей дошкольного возраста (Н.С. Бузакова, Н.С. Стерхова и др.), ценностного отношения к городу (К.В. Борчанинова, Н.А. Платохина и др.), художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста (С.Ю. Бологова и др.) [14].
Рассматривая архитектурные образы, у детей появляется потребность выразить свои впечатления в различных видах деятельности. Установлено, что средства архитектуры в практике работы дошкольной образовательной организации используются редко, для детей старшего дошкольного возраста характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, дети замечают только яркие, выделяющиеся детали.
Интерес к архитектуре у старших дошкольников может рассматриваться как проявление активного, эмоционально -положительного отношения к городу и его архитектуре. Структура интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга представлена единством нескольких компонентов (эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный, творческий).
Благодаря архитектурным ансамблям города дошкольники могут сформировать представления о его своеобразии, создавать благоприятную среду для их культурного развития. Архитектура также помогает в становлении некоторых направленностей детской личности.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить противоречие между:
- необходимостью развития познавательного интереса к архитектуре города и отсутствием методических рекомендаций к осуществлению данного процесса.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловило проблему исследования, каковы возможности развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга?
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема бакалаврской работы «Развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга.
Объект исследования: процесс развития у детей познавательного интереса.
Предмет исследования: педагогический процесс развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт- Петербурга возможно, если:
• содержанием выступает ознакомление детей с архитектурными ансамблями, ярко наглядно отражающими основные историко-культурные функции Санкт-Петербурга;
• реализуется поэтапная работа с детьми, в которой происходит постепенное углубление интереса дошкольников к архитектуре;
• педагогическое взаимодействие направлено на поддержку и инициирование эмоционально-познавательного и творческого отношения старших детей 5-6 лет к городу и его архитектуре.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре.
2. Выявить начальный уровень развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга.
3. Определить этапы и содержание работы с детьми 5-6 лет по развитию познавательного интереса к архитектуре.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре.
Теоретическо-методологической основой исследования являются:
• подходы к понятиям «познание» и «интерес» (Ю.Б. Зотов, И.Н. Казанцева, А.Ю. Дейкина, Л.С. Выготский);
• содержательные компоненты познавательного интереса (Г.И. Щукина);
• принципы проектирования содержания и педагогической технологии развития интереса детей к культурно-историческому наследию Санкт- Петербурга (К.В. Борчанинова, О.В. Солнцева).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
• эмпирические (беседы с детьми, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Новизна исследования состоит в следующем: выявлены возможности развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт- Петербурга.
Теоретическая значимость исследования
• уточнено понятие «развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга» как процесс изменения степени проявления дошкольниками знаний и представлений о построении, сооружении зданий, представленных в пространственной среде Санкт- Петербурга, желании их реализовать в деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в массовой практике дошкольной образовательной организации можно использовать диагностический материал изучения уровня развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга. Результаты исследования можно использовать в курсе преподавания дисциплины «Теории и технологии социализации детей».
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад № 206 «Сударушка» г. о. Тольятти, Самарской области. В исследовании участвовало 20 детей старшей группы. Возраст испытуемых 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников) и 6 приложений. Работа иллюстрируется 13 таблицами и 13 рисунками.
Теоретический анализ подходов к определению понятия «познавательный интерес» позволил рассмотреть познавательный интерес целенаправленное стремление обучающихся к овладению знаниями, активный поиск новых способов углубления познания.
В исследовании раскрываются содержательные компоненты познавательного интереса (эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный, творческий компоненты). Каждый компонент имеет специфику проявления, во взаимосвязи друг с другом обеспечивают успех в поведении и деятельности.
Обосновывается, что для проявления детьми познавательного интереса важны яркие объекты, предметы и явления. Таким объектом в настоящем исследовании выступает архитектура. Знакомство с архитектурой поможет ребенку приблизиться к сложному культурному миру, архитектура открывает ребенку особенности данного искусства, многообразие их форм, строения, цвета. Архитектурные строения вызывают у детей определенный эмоциональный отклик, помогает познакомить детей с некоторыми историческими событиями. Благодаря архитектурным ансамблям города дошкольники могут сформировать представления о его своеобразии, создавать благоприятную среду для их культурного развития.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что в основном дети имеют недостаточные представления о сооружениях, постройках Санкт-Петербурга, не проявляют активность в познании архитектурных объектов данного города, не проявляют стремление рассказывать об архитектурных зданиях, не всегда достигают результатов, чаще всего на помощь взрослого не реагируют. У детей не сформировано эмоционально-положительное отношение к архитектуре.
Формирующий эксперимент доказывает важность использования этапов развития (мотивационный, информационный и преобразовательный) у 49 детей 5-6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга. Установлено, что для поддержания интереса дошкольников к архитектуре используются разные формы и методы. Одним из самых эффективных методов является метод моделирования, благодаря чему дети могут почувствовать себя архитекторами, создавая что-то новое.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о динамики уровня развития у детей 5 -6 лет познавательного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга. Дети имеют представления об архитектурных сооружениях, называют Большой Екатерининский дворец, главную площадь Санкт-Петербурга, Зимний дворец, здание главного Адмиралтейства, Мариинский театр и так далее. Избирательно относятся к объектам архитектуры города, выделяют необычные, яркие и красочные постройки. Дошкольники проявляют активность, направленную на познание архитектуры, у них есть желание реализовывать знания об архитектуре в собственной деятельности; дошкольники достигают результаты при выполнении диагностических заданий, проявляют эмоционально-положительное отношение к архитектуре.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питербук, 2001. - 282 с.
2. Анциферов, Н.П. Город как объект экскурсий для внешкольников / Внешкольные экскурсии [Текст] / Н.П. Анцифиров. - М. : Красная новь, 1994. - 207 с.
3. Анциферов, Н.П. Душа Петербурга [Текст] / Н.П. Анцифиров. - Л.: Агентство «Лира», 1990. - 249 с.
4. Архипова, О.Г. Роль экскурсий в ознакомлении детей с родным городом: нравственное воспитание в детском саду [Текст] / О.Г. Архипова. - М. : «Просвещение», 1959. - 187 с.
5. Бабаева, Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева // Методические советы к программе «Детство». - СПб . : Детство-Пресс, 2002. - С. 4763.
6. Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века [Текст] / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее . - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 3-6.
7. Борчанинова, К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук / К.В. Борчанинова. - СПб, 2009. - 176 с.
8. Брежнева, Е.А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников [Текст] / Е.А. Брежнева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С. 12.
9. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 369 с.
10. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / В.В. Давыдов. - М. : Большая Рос. энциклопедия, 1993. - 1160 с.
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А.Ю. Дейкина. - М. : Просвещение, 2002. - 235 с.
12. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов ; под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Просвещение, 1987. • 144 с.
13. Казанцева, И.Н. Урок в школе [Текст] / И.Н. Казанцева. - М. : Учпедгиз, 1956. - 106 с.
14. Кожокарь, С.В. Удивительный мир Бориса Тхора [Текст] / С.В. Кожокарь // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №7. - С.96-103.
15. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. - М. : Знание, 1979. - 450 с.
...