Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №118930

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития личности ребенка в младшем школьном возрасте и возможностей предупреждения неблагоприятных его тенденций 10
1.1 Теоретический анализ проблемы психического и личностного развития детей в младшем школьном возрасте 10
1.2 Неблагоприятные тенденции и трудности в развитии личности в младшем школьном возрасте 19
1.3 Условия и факторы благоприятных и неблагоприятных тенденций личностного развития младшего школьника 31
1.4 Психолого-педагогические возможности предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности младших школьников 39
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей психологической профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности младших школьников 51
2.1 Организация экспериментального исследования и методы исследования 51
2.2 Эмпирическое изучение особенностей развития личности младших школьников 25
2.3 Разработка и апробация программы профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности м младших школьников 71
2.4 Анализ полученных результатов 85
Заключение 100
Список используемой литературы 106

Актуальность исследования. Достижение человеком высот своего развития, эффективная самореализация в актуальном социокультурном пространстве жизни, его личностное и психологическое благополучие всегда привлекали внимание науки, причем различных направлений и сфер. Для психологии это всегда являлось приоритетом, и исследования норм, критериев, показателей, свидетельствующих о наличии и специфике протекания всех процессов, в истории науки всегда ставились во главу угла.
Выявленные в ходе исследований и экспериментов психологические закономерности, связи и взаимосвязи, выделили приоритеты относительно отдельных возрастов и периодов психического и личностного развития человека, а также условий и факторов, во многом определяющих становление тех или иных особенностей личности, влияющих напрямую или опосредованно на полноту самореализации человека и его психологическое благополучие.
Особое место в научной и прикладной психологии занимало и занимает изучение личности в детские периоды развития в совокупности внутренних и внешних условий жизнедеятельности, а также всей многофакторной системы социокультурного пространства взаимодействий в системе отношений ребенка. Такое устойчивое внимание обусловлено доказанной значимостью детства для многих параметров поведения, деятельности, самореализации личности во взрослые периоды жизни человека, и младший школьный возраст здесь играет очень значимую роль.
Исследованиями психического и личностного развития ребенка занимались в отечественной и зарубежной психологии, и базовые основания заложили Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, A. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, а позже Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, B. С. Мухина, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова и многие другие. Благодаря этим изысканиям была установлена значимость этого возрастного периода, его особенности и закономерности, а также выделены основные задачи возраста и новообразования, которые должны быть сформированы именно в эти годы жизни ребенка. Так, было установлено, что в психике и личности ребенка происходят важные качественные изменения, порождая становление и функционирование таких сложных регулятивных компонентов, как произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия. Учебная деятельность, как ведущая, запускает механизмы развития всех личностных сфер ребенка - познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной, а это, в свою очередь, находясь в системе и в позиции взаимной обусловленности, обеспечивает целостное развитие психики и личности ребенка в направлении зоны его ближайшего развития.
Современные исследования тенденций развития младшего школьника направлены на поиски путей и способов формирования личности в максимально возможном объеме, способных обеспечить ребенку полноту и благополучность развития. Однако приходится утверждать, что на данный исторический момент большое количество детей младшего школьного возраста имеют те или иные сложности психического развития и личностного становления, демонстрируют отдельные или кластерные признаки неблагополучного развития или имеют тенденции к неблагоприятным маршрутам формирования возрастных новообразований.
Статистический анализ выявленных в экспериментальных исследованиях показателей тех или иных компонентов развития в этом возрасте показывает, что около 75 % детей имеют трудности в школьной адаптации, около половины детей демонстрируют несформированность произвольности в нужном объеме, учебно-познавательные мотивы сформированы всего у 50 % учащихся, пятая часть детей ориентирована в большей степени на учебные дисциплины, не имеющие познавательных и учебных задач (дисциплины «школьного» типа), среди мотивов преобладают внешне атрибутивные, а проблемы в общении со сверстниками имеют около половины учащихся начальной школы (особенно на начальных этапах вхождения в новую социальную ситуацию развития).
Проблема исследования. Факты, полученные исследователями, указывают на наличие неблагоприятных тенденций в развитии личности ребёнка младшего школьного возраста и указывают на необходимость внедрения и проектирования путей и методов их предупреждения и профилактики. Этот факт и подтверждает актуальность нашего исследования.
Противоречия прослеживаются в следующем:
• изученность проблемы психического и личностного развития в младшем школьном возрасте все еще не позволяет создать условия для минимизации неблагоприятных тенденций в период начального школьного обучения детей;
• имеющиеся научные данные об условиях и факторах, определяющих благоприятные и неблагоприятные пути развития личности в младшем школьном возрасте, не позволяют в полной мере реализовать возможности по созданию благоприятных условий продуктивного развития в этот возрастной период;
• несмотря на имеющиеся на современном этапе стратегические и технологические наработки в практической и помогающей психологии, а также развитость практической психологии образования, используются они все еще в недостаточной степени или не в том объеме, который бы позволил минимизировать ущербы развития, имеющиеся у ребенка в аспекте биологических, социальных или социо-психологических факторов в пространстве его жизни.
На основании этих противоречий нами была определена цель исследования - разработка и апробация программы психологической профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: возрастные особенности развития личности младшего школьника и его неблагоприятные варианты.
Предмет исследования: возможности психологической профилактики и предупреждения неблагоприятных тенденций развития детей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специальная программа, направленная на развитие рефлексии и самопонимания, как основ адекватной самооценки и самоорганизации младшего школьника, будет способствовать формированию новообразований и явится фактором предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности в младшем школьном возрасте.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический анализ проблемы возрастного становления личности младшего школьника и его неблагоприятных вариантов;
• провести анализ неблагоприятных тенденций развития в младшем школьном возрасте и возможности их предупреждения или компенсации, имеющиеся в арсенале практической психологии образования;
• провести эмпирическое исследование сформированности новообразований у детей младшего школьного возраста;
• разработать и апробировать программу предупреждения неблагоприятных тенденций развития личности в младшем школьном возрасте;
• проанализировать результаты и сделать выводы о возможностях целенаправленной и специально организованной работы практического психолога по профилактике неблагоприятных тенденций развития личности младшего школьника.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили психологические и социально-психологические подходы к исследованию возрастного развития человека Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинского, Л.Ф. Обуховой, М.И. Лисиной. Также, методологически наше исследование строилось на основании психолого-педагогических подходов В.В. Давыдова, Д.И. Фельдштейна, В.И. Дубровиной, А.Л. Венгера, О.В. Карабановой.
Методы и методики исследования:
• метод теоретического анализа;
• метод эксперимента;
• психодиагностические методы и методики:
• «Анкета для оценки уровня школьной мотивации в начальной школе» Н.Г. Лускановой [72];
• «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой [104];
• Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности», О.А. Карабанова [51].
• метод количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование условий и факторов, способных предупреждать неблагоприятные тенденции в развитии личности младших школьников проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 93 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тольятти (МБУ Школа № 93»), В исследовании приняли участие обучающиеся 4-го класса в количестве 52 человека: 26 мальчиков и 26 девочек.
Новизна исследования представлена особенностью организации психологической помощи детям младшего школьного возраста, испытывающим затруднения в период обучения в начальной школе, демонстрирующими личностные и поведенческие особенности, позволяющие предполагать неблагоприятные тенденции в развитии личности и сложности в формировании новообразований этого периода развития. Также особенностью исследования является апробация практико­ориентированного подхода в работе школьного психолога, где будут интегрированы цели психологической профилактики и цели развивающих программ, ориентированных на норму развития и зону ближайшего развития.
Теоретическую значимость исследования отражает анализ научных подходов к закономерностям психического развития в младшем школьном возрасте, который представляет этот этап становления, его цели и особенности не только с точки зрения нормы, но и с позиций возможных ограничений и неблагоприятных тенденций развития. Также рассмотрены и систематизированы условия и факторы, имеющие значимое влияние на успешность развития и психологическое благополучие ребенка, и, напротив, играющие негативную роль в детском развитии.
Практическая значимость исследования выражена в разработке и апробации психологической программы предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности ребенка младшего школьного возраста, ее возможности решения задач как развития, так и профилактики, а также доступность ее внедрения в практику работы с детьми этого возраста.
Научность и достоверность его результатов определялась благодаря применению научных методов теоретического анализа, следованию установленным в экспериментальной психологии требованиям к организации и проведению научных исследований и применению сертифицированного, валидного и надежного психодиагностического инструментария, позволяющего получить объективные и достоверные эмпирические данные.
Апробация результатов исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации, проходила в рамках работы над написанием научных статей и их публикации в специализированных журналах, а также в ходе участия автора в работе научно-практических семинаров, международных и всероссийских конференций, результаты которой отражались в опубликованных сборниках и материалах.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке и апробации программы, направленной на профилактику неблагоприятных тенденций в развитии личности детей младшего школьного возраста, построенной на проведенном автором анализе современных научных представлений о доминирующих личностных новообразований в этом возрасте и их роли в благополучном развитии ребенка и его дальнейшей реализации.
На защиту выносятся следующие положения:
• своевременное развитие личностных новообразований, а особенно рефлексии и самопонимания, является значимым условием, влияющим на успешность психического развития ребенка младшего школьного возраста и его психологическое благополучие в целом;
• недостаточность сформированности рефлексии на этапе возрастного развития ребенка в период 7-11 лет негативно влияет на детское развитие и эффективность становления его ведущей деятельности, что является фактором неблагополучных тенденций личности в аспекте зоны ближайшего развития ребенка;
• специально организованная программа психологической профилактики, направленная на формирование рефлексии и самопонимания у детей младшего школьного возраста, будет способствовать предупреждению у них неблагоприятных тенденций развития личности и нормативному возрастному становления ребенка в целом.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 19 рисунков, 10 таблиц, список используемой литературы (124 источника). Основной текст работы изложен на 115 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках магистерской диссертации нами было проведено исследование, направленное на изучение возможностей психологической профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности младших школьников, где мы предполагали, что специальная программа, направленная на развитие рефлексии и самопонимания, как основ адекватной самооценки и самоорганизации младшего школьника, будет способствовать формированию новообразований и явится фактором предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности в младшем школьном возрасте.
В ходе исследования нами были проанализированы научно-теоретические представления о нормативах возрастного становления личности детей младшего школьного возраста, выделены категории неблагоприятных вариантов развития, определены тенденции, свидетельствующие о наличии факторов, способных привести к недостаточности личностного развития ребенка этого возраста, а также изучены пути и способы их коррекции или профилактики в деятельности психолога образовательных учреждений.
В рамках проверки гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование, где на первом этапе были выявлены у испытуемых параметры сформированности новообразований личности младшего школьника, на втором разработана и апробирована программа предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности детей, а на третьем решались задачи анализа эффективности реализованной программы психологической профилактики.
В рамках теоретического анализа изучаемой проблемы было установлено, что в возрастной психологии четко выделены психологические особенности детей младшего школьного возраста и закономерности их психического развития, а системность и целостность научных исследований позволила определить детерминанты и факторы, влияющие на особенности и качества психики и личности ребенка. Так, было установлено, что в период с 6-7 и до 10-11 лет именно при осуществлении активной учебной деятельности, у ребенка происходит формирование всех личностных новообразований, таких как «произвольность, внутренний план действий, самоконтроль и рефлексия...» [117], а также развиваются его личностные сферы - познавательная, эмоционально-волевая, нравственная с определенными качественными характеристиками. К ним относятся произвольность, обеспечивающая деятельность и поведение ребенка в соответствии с целью, задачами и «новыми», социально обусловленными необходимостями жизни, рефлексия, поддерживающая систему соответствия деятельности и поведения эталонам и нормам, а также обеспечивающая во- многом самооценку и самоотношение детей. Все стороны и сферы личности в своем развитии находятся в позиции взаимной обусловленности, так как выпадение или сложности в развитии одной из сторон влекут за собой определенные последствия для всех других.
По мнению ученых, новый возрастной этап создает закономерную ситуацию внешнего и внутреннего напряжения, порождая или актуализируя сложности и проблемы развития. Неблагоприятные тенденции и трудности бывают обусловлены общими, частными или смешанными условиями и факторами. Так, эмоциональная сфера ребенка становится более сложной. Устойчивость эмоций, и положительных, и отрицательных, образуют «аффективный комплекс», где переживания за счет глубины оставляют «след», влияющий на личность, и определяют в последствие поведение ребенка. Появляющаяся агрессивность, которая может быть как психофизиологического (ослабленность здоровья, высокая истощаемость нервной системы), так и социо-психологического характера (особенности воспитания, специфика детско-родительских отношений, социальная среда и пр.), порождает межличностные проблемы и стимулирует проблемы адаптации и успешной социализации. В этом же возрасте частым негативным явлением становятся неврозы ребенка, что, понятно, не способствует успешности его в учебной деятельности и психологическому благополучию личности ребенка.
Распространенным негативным явлением в этом возрасте являются нарушения внимания и гиперактивность различной природы. Так, почти треть детей имеют диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) или нарушение внимание без гиперактивности (СДВ) [49]. Мотивационная сфера также имеет свои сложности, а значимая учебная мотивация не формируется непосредственно, а требует направленной работы педагогов и родителей. Учебно-познавательные мотивы младшего школьника формируются постепенно и в норме устойчиво проявляются примерно к 9-ти годам. В успешности формирования этой мотивации большую роль, помимо целенаправленной деятельности педагогов и родителей, играет готовность ребенка к школьному обучения, развитость его познавательной и когнитивной сферы, а также необходимый уровень личностной зрелости, полученный ребенком к семи годам в дошкольном детстве. Приобретенная детьми интеллектуальная готовность и устойчивый познавательный интерес позволяет младшему школьнику более благополучно, без срывов деятельности и без негативных устойчивых переживаний, решать учебные задачи, преодолевая усталость, утомление, преодолевать отсутствие игрового компонента и снижение доли спонтанности. Достигнутая детьми личностная зрелость позволяет им продуктивно соподчинять мотивы, ставить цели и организовывать свою деятельность, обеспечивая необходимую ее результативность.
Существующие сложности детей младшего школьного возраста определяют цели деятельности для практических психологов, где посредством психологической профилактики и психологической коррекции личностного неблагополучия детей существует возможность обеспечить психологическую помощь ребенку в становлении его самооценки, самосознания, рефлексии, произвольности и развитии мотивационно- потребностной сферы в соответствии с возрастными нормами и в аспекте зоны ближайшего развития.
Экспериментальное исследование возможностей профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности младшего школьника было проведено с целью выявления способов и путей своевременного вмешательства психолога для минимизации или коррекции негативных вариантов развития личности детей младшего школьного возраста. Исследование было представлено тремя этапами, где на первом была определена база исследования и отобраны испытуемые, отобраны методы и методики исследования, на втором был проведен сбор эмпирического материала, а на третьем была разработана и апробирована программа психологических занятий с детьми младшего школьного возраста, направленная на развитие важных новообразований их личности. Все полученные данные и результаты были подвергнуты анализу.
Выборка испытуемых представлена обучающимися 4-го класса начальной школы в количестве 52 человек.
Мы предполагали, что для более качественного развития основных возрастных новообразований младшего школьника необходима специальная целенаправленная психологическая программа, направленная на развитие рефлексии и самопонимания личности детей. Именно эти качественные преобразования, на наш взгляд, явятся основой адекватной самооценки, будут способствовать формированию навыков самоорганизации и основой конструктивного поведения младшего школьника, что в свою очередь станет базовыми компетенциями личности в этом возрасте, ориентированными на зону ближайшего развития.
На констатирующем этапе исследования, направленного на изучение сформированности учебной мотивации, эмоционального отношения к учению, а также степени сформированности рефлексивной самооценки учебной деятельности испытуемых показало, что у 23 % испытуемых обнаружен низкий уровень сформированности школьной мотивации, у 21 % детей - низкий уровень мотивации на учебу с негативным эмоциональным отношением к ней и у 44 % детей недостаточно сформирована способность к рефлексии и оценивании себя на основе самоанализа. Также было выявлено, что наиболее благополучные показатели были у детей по шкале «познавательная активность», хотя и здесь более четверти детей продемонстрировали низкий уровень. Низкие показатели по такому параметру, как «мотивация достижения» показали 44 % детей, тревогу в учебной деятельности испытывают 30 % испытуемых, а гнев присущ 17 % детей.
На втором этапе исследования была разработана программа психологической профилактики неблагополучных тенденций в развитии личности младших школьников. В основу программы легла гипотеза о том, что специально организованная работа по развитию рефлексии и самопонимания у детей младшего школьного возраста явится основой их адекватной самооценки, развития регуляторных навыков самоорганизации и конструктивного поведения, тем самым способствуя успешности детей в овладении учебной деятельностью. Актуальность формирования рефлексии в этом возрасте имело научно-теоретическое обоснование и согласно возрастным нормативам развития в младшем школьном возрасте рефлексия является одним из доминирующих новообразований.
Программа представлена комплексом встреч и занятий с детьми младшего школьного возраста и с их родителями. Такой комплексный подход обусловлен необходимостью обеспечения эффективности психопрофилактических мероприятий посредством повышения родительской компетентности для обеспечения детям более устойчивых условий для актуализации положительных изменений, достигнутых в рамках развивающе-профилактической работы в разработанной программе.
В программе использовался интегративный подход, и использовались психологическое просвещение, профилактика и элементы психокоррекции. При работе с родителями использовались методы и приемы психологического просвещения. Программа предупреждения неблагополучных тенденций развития личности младших школьников рассчитана на 10 академических часов, которые реализовалась в рамках пяти встреч, по 2 академических часа каждая. Работа с родителями в рамках программы предполагает от 3 до 5 встреч, где первые проводились в рамках родительских собраний, а остальные предлагались родителям по их инициативному запросу.
В ходе апробации программы нами были отмечены высокая вовлеченность детей в групповые процессы и групповое взаимодействие. Во взаимодействии детей в ходе работы в программе отмечались эффекты положительного взаимовлияния и элементы взаимообучения. Были отмечены в работе детей элементы креативности, спонтанности. В отношениях детей во время занятий отмечалось взаимопринятие, ориентация на помощь и поддержку, причем как эмоциональную, так и деятельностную. В работе с родителями мы также наблюдали положительную обратную связь. Родители выказывали интерес к предложенной тематике, задавали вопросы, были инициативны. Эта же вовлеченность и заинтересованность отразилась и в запросах родителей, в которых они формулировали свои знаниевые потребности и запросы об обучении конструктивным способам взаимодействия с детьми.
На контрольном этапе эксперимента были получены данные об учебной мотивации, эмоциональном отношении детей к учебной деятельности, которые были подвергнутые сопоставительному анализу.
Результаты его свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной нами программы профилактики неблагополучных тенденций развития личности в младшем школьном возрасте. Также это позволяет утверждать необходимость целенаправленной психологической развивающей работы с детьми младшего школьного возраста в целях формирования их личностных новообразований.


1. Абульханова-Славская К. Е. Психология и сознание личности. М. МОДЭК, 1999. 224 с.
2. Амбалова С. А. Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста и особенности ее психологической диагностики [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/motivatsionnaya-sfera-detey-mladshego-shkolnogo -vozrasta-i-osobennosti-ee-psihologicheskoy-diagnostiki
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
4. Андреева А. Д., Москвитина О. А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-uchaschihsya-1 - 5-h-klassov-v-kontekste-sovremennoy-sotsialnoy-situatsii-razvitiya
5. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2000. 320 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2019. 448 с.
7. Ахмадуллин Ш. Т., Шарафиева Д. Н. Мотивация детей. Как мотивировать детей учиться. М.: Билингва, 2016. 80 с.
8. Башун А. Л., Нафтулъев А. И. Коррекция непродуктивного психического напряжения младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2007. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-neproduktivnogo-psihicheskogo-napryazheniya-mladshih-shkolnikov
9. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
10. Белошистая А. В., Левитес В. В. Развитие логического мышления младшего школьника. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 129 с.
11. Белошистая А. В., Левитес В. В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. М.: Юрайт, 2019. 129 с.
12. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. 272 с.
13. Бехтерев В. М. Развитие личности и роль внушения. Избранные труды. М.: Юрайт, 2019. 285 с.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
15. Болбочану А. В. Формирование внутреннего плана действий у детей второго года жизни в общении со взрослыми [Электронный ресурс]: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. Москва, 1983. 167 с. URL: http://www. voppsy.ru/issues/1983/832/832068.htm
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ