Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития личности ребенка в младшем школьном возрасте и возможностей предупреждения неблагоприятных его тенденций 10
1.1 Теоретический анализ проблемы психического и личностного развития детей в младшем школьном возрасте 10
1.2 Неблагоприятные тенденции и трудности в развитии личности в младшем школьном возрасте 19
1.3 Условия и факторы благоприятных и неблагоприятных тенденций личностного развития младшего школьника 31
1.4 Психолого-педагогические возможности предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности младших школьников 39
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей психологической профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности младших школьников 51
2.1 Организация экспериментального исследования и методы исследования 51
2.2 Эмпирическое изучение особенностей развития личности младших школьников 25
2.3 Разработка и апробация программы профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности м младших школьников 71
2.4 Анализ полученных результатов 85
Заключение 100
Список используемой литературы 106
Актуальность исследования. Достижение человеком высот своего развития, эффективная самореализация в актуальном социокультурном пространстве жизни, его личностное и психологическое благополучие всегда привлекали внимание науки, причем различных направлений и сфер. Для психологии это всегда являлось приоритетом, и исследования норм, критериев, показателей, свидетельствующих о наличии и специфике протекания всех процессов, в истории науки всегда ставились во главу угла.
Выявленные в ходе исследований и экспериментов психологические закономерности, связи и взаимосвязи, выделили приоритеты относительно отдельных возрастов и периодов психического и личностного развития человека, а также условий и факторов, во многом определяющих становление тех или иных особенностей личности, влияющих напрямую или опосредованно на полноту самореализации человека и его психологическое благополучие.
Особое место в научной и прикладной психологии занимало и занимает изучение личности в детские периоды развития в совокупности внутренних и внешних условий жизнедеятельности, а также всей многофакторной системы социокультурного пространства взаимодействий в системе отношений ребенка. Такое устойчивое внимание обусловлено доказанной значимостью детства для многих параметров поведения, деятельности, самореализации личности во взрослые периоды жизни человека, и младший школьный возраст здесь играет очень значимую роль.
Исследованиями психического и личностного развития ребенка занимались в отечественной и зарубежной психологии, и базовые основания заложили Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, A. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, а позже Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, B. С. Мухина, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова и многие другие. Благодаря этим изысканиям была установлена значимость этого возрастного периода, его особенности и закономерности, а также выделены основные задачи возраста и новообразования, которые должны быть сформированы именно в эти годы жизни ребенка. Так, было установлено, что в психике и личности ребенка происходят важные качественные изменения, порождая становление и функционирование таких сложных регулятивных компонентов, как произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия. Учебная деятельность, как ведущая, запускает механизмы развития всех личностных сфер ребенка - познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной, а это, в свою очередь, находясь в системе и в позиции взаимной обусловленности, обеспечивает целостное развитие психики и личности ребенка в направлении зоны его ближайшего развития.
Современные исследования тенденций развития младшего школьника направлены на поиски путей и способов формирования личности в максимально возможном объеме, способных обеспечить ребенку полноту и благополучность развития. Однако приходится утверждать, что на данный исторический момент большое количество детей младшего школьного возраста имеют те или иные сложности психического развития и личностного становления, демонстрируют отдельные или кластерные признаки неблагополучного развития или имеют тенденции к неблагоприятным маршрутам формирования возрастных новообразований.
Статистический анализ выявленных в экспериментальных исследованиях показателей тех или иных компонентов развития в этом возрасте показывает, что около 75 % детей имеют трудности в школьной адаптации, около половины детей демонстрируют несформированность произвольности в нужном объеме, учебно-познавательные мотивы сформированы всего у 50 % учащихся, пятая часть детей ориентирована в большей степени на учебные дисциплины, не имеющие познавательных и учебных задач (дисциплины «школьного» типа), среди мотивов преобладают внешне атрибутивные, а проблемы в общении со сверстниками имеют около половины учащихся начальной школы (особенно на начальных этапах вхождения в новую социальную ситуацию развития).
Проблема исследования. Факты, полученные исследователями, указывают на наличие неблагоприятных тенденций в развитии личности ребёнка младшего школьного возраста и указывают на необходимость внедрения и проектирования путей и методов их предупреждения и профилактики. Этот факт и подтверждает актуальность нашего исследования.
Противоречия прослеживаются в следующем:
• изученность проблемы психического и личностного развития в младшем школьном возрасте все еще не позволяет создать условия для минимизации неблагоприятных тенденций в период начального школьного обучения детей;
• имеющиеся научные данные об условиях и факторах, определяющих благоприятные и неблагоприятные пути развития личности в младшем школьном возрасте, не позволяют в полной мере реализовать возможности по созданию благоприятных условий продуктивного развития в этот возрастной период;
• несмотря на имеющиеся на современном этапе стратегические и технологические наработки в практической и помогающей психологии, а также развитость практической психологии образования, используются они все еще в недостаточной степени или не в том объеме, который бы позволил минимизировать ущербы развития, имеющиеся у ребенка в аспекте биологических, социальных или социо-психологических факторов в пространстве его жизни.
На основании этих противоречий нами была определена цель исследования - разработка и апробация программы психологической профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: возрастные особенности развития личности младшего школьника и его неблагоприятные варианты.
Предмет исследования: возможности психологической профилактики и предупреждения неблагоприятных тенденций развития детей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специальная программа, направленная на развитие рефлексии и самопонимания, как основ адекватной самооценки и самоорганизации младшего школьника, будет способствовать формированию новообразований и явится фактором предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности в младшем школьном возрасте.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический анализ проблемы возрастного становления личности младшего школьника и его неблагоприятных вариантов;
• провести анализ неблагоприятных тенденций развития в младшем школьном возрасте и возможности их предупреждения или компенсации, имеющиеся в арсенале практической психологии образования;
• провести эмпирическое исследование сформированности новообразований у детей младшего школьного возраста;
• разработать и апробировать программу предупреждения неблагоприятных тенденций развития личности в младшем школьном возрасте;
• проанализировать результаты и сделать выводы о возможностях целенаправленной и специально организованной работы практического психолога по профилактике неблагоприятных тенденций развития личности младшего школьника.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили психологические и социально-психологические подходы к исследованию возрастного развития человека Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинского, Л.Ф. Обуховой, М.И. Лисиной. Также, методологически наше исследование строилось на основании психолого-педагогических подходов В.В. Давыдова, Д.И. Фельдштейна, В.И. Дубровиной, А.Л. Венгера, О.В. Карабановой.
Методы и методики исследования:
• метод теоретического анализа;
• метод эксперимента;
• психодиагностические методы и методики:
• «Анкета для оценки уровня школьной мотивации в начальной школе» Н.Г. Лускановой [72];
• «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой [104];
• Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности», О.А. Карабанова [51].
• метод количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование условий и факторов, способных предупреждать неблагоприятные тенденции в развитии личности младших школьников проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 93 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тольятти (МБУ Школа № 93»), В исследовании приняли участие обучающиеся 4-го класса в количестве 52 человека: 26 мальчиков и 26 девочек.
Новизна исследования представлена особенностью организации психологической помощи детям младшего школьного возраста, испытывающим затруднения в период обучения в начальной школе, демонстрирующими личностные и поведенческие особенности, позволяющие предполагать неблагоприятные тенденции в развитии личности и сложности в формировании новообразований этого периода развития. Также особенностью исследования является апробация практикоориентированного подхода в работе школьного психолога, где будут интегрированы цели психологической профилактики и цели развивающих программ, ориентированных на норму развития и зону ближайшего развития.
Теоретическую значимость исследования отражает анализ научных подходов к закономерностям психического развития в младшем школьном возрасте, который представляет этот этап становления, его цели и особенности не только с точки зрения нормы, но и с позиций возможных ограничений и неблагоприятных тенденций развития. Также рассмотрены и систематизированы условия и факторы, имеющие значимое влияние на успешность развития и психологическое благополучие ребенка, и, напротив, играющие негативную роль в детском развитии.
Практическая значимость исследования выражена в разработке и апробации психологической программы предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности ребенка младшего школьного возраста, ее возможности решения задач как развития, так и профилактики, а также доступность ее внедрения в практику работы с детьми этого возраста.
Научность и достоверность его результатов определялась благодаря применению научных методов теоретического анализа, следованию установленным в экспериментальной психологии требованиям к организации и проведению научных исследований и применению сертифицированного, валидного и надежного психодиагностического инструментария, позволяющего получить объективные и достоверные эмпирические данные.
Апробация результатов исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации, проходила в рамках работы над написанием научных статей и их публикации в специализированных журналах, а также в ходе участия автора в работе научно-практических семинаров, международных и всероссийских конференций, результаты которой отражались в опубликованных сборниках и материалах.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке и апробации программы, направленной на профилактику неблагоприятных тенденций в развитии личности детей младшего школьного возраста, построенной на проведенном автором анализе современных научных представлений о доминирующих личностных новообразований в этом возрасте и их роли в благополучном развитии ребенка и его дальнейшей реализации.
На защиту выносятся следующие положения:
• своевременное развитие личностных новообразований, а особенно рефлексии и самопонимания, является значимым условием, влияющим на успешность психического развития ребенка младшего школьного возраста и его психологическое благополучие в целом;
• недостаточность сформированности рефлексии на этапе возрастного развития ребенка в период 7-11 лет негативно влияет на детское развитие и эффективность становления его ведущей деятельности, что является фактором неблагополучных тенденций личности в аспекте зоны ближайшего развития ребенка;
• специально организованная программа психологической профилактики, направленная на формирование рефлексии и самопонимания у детей младшего школьного возраста, будет способствовать предупреждению у них неблагоприятных тенденций развития личности и нормативному возрастному становления ребенка в целом.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 19 рисунков, 10 таблиц, список используемой литературы (124 источника). Основной текст работы изложен на 115 страницах.
В рамках магистерской диссертации нами было проведено исследование, направленное на изучение возможностей психологической профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности младших школьников, где мы предполагали, что специальная программа, направленная на развитие рефлексии и самопонимания, как основ адекватной самооценки и самоорганизации младшего школьника, будет способствовать формированию новообразований и явится фактором предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности в младшем школьном возрасте.
В ходе исследования нами были проанализированы научно-теоретические представления о нормативах возрастного становления личности детей младшего школьного возраста, выделены категории неблагоприятных вариантов развития, определены тенденции, свидетельствующие о наличии факторов, способных привести к недостаточности личностного развития ребенка этого возраста, а также изучены пути и способы их коррекции или профилактики в деятельности психолога образовательных учреждений.
В рамках проверки гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование, где на первом этапе были выявлены у испытуемых параметры сформированности новообразований личности младшего школьника, на втором разработана и апробирована программа предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности детей, а на третьем решались задачи анализа эффективности реализованной программы психологической профилактики.
В рамках теоретического анализа изучаемой проблемы было установлено, что в возрастной психологии четко выделены психологические особенности детей младшего школьного возраста и закономерности их психического развития, а системность и целостность научных исследований позволила определить детерминанты и факторы, влияющие на особенности и качества психики и личности ребенка. Так, было установлено, что в период с 6-7 и до 10-11 лет именно при осуществлении активной учебной деятельности, у ребенка происходит формирование всех личностных новообразований, таких как «произвольность, внутренний план действий, самоконтроль и рефлексия...» [117], а также развиваются его личностные сферы - познавательная, эмоционально-волевая, нравственная с определенными качественными характеристиками. К ним относятся произвольность, обеспечивающая деятельность и поведение ребенка в соответствии с целью, задачами и «новыми», социально обусловленными необходимостями жизни, рефлексия, поддерживающая систему соответствия деятельности и поведения эталонам и нормам, а также обеспечивающая во- многом самооценку и самоотношение детей. Все стороны и сферы личности в своем развитии находятся в позиции взаимной обусловленности, так как выпадение или сложности в развитии одной из сторон влекут за собой определенные последствия для всех других.
По мнению ученых, новый возрастной этап создает закономерную ситуацию внешнего и внутреннего напряжения, порождая или актуализируя сложности и проблемы развития. Неблагоприятные тенденции и трудности бывают обусловлены общими, частными или смешанными условиями и факторами. Так, эмоциональная сфера ребенка становится более сложной. Устойчивость эмоций, и положительных, и отрицательных, образуют «аффективный комплекс», где переживания за счет глубины оставляют «след», влияющий на личность, и определяют в последствие поведение ребенка. Появляющаяся агрессивность, которая может быть как психофизиологического (ослабленность здоровья, высокая истощаемость нервной системы), так и социо-психологического характера (особенности воспитания, специфика детско-родительских отношений, социальная среда и пр.), порождает межличностные проблемы и стимулирует проблемы адаптации и успешной социализации. В этом же возрасте частым негативным явлением становятся неврозы ребенка, что, понятно, не способствует успешности его в учебной деятельности и психологическому благополучию личности ребенка.
Распространенным негативным явлением в этом возрасте являются нарушения внимания и гиперактивность различной природы. Так, почти треть детей имеют диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) или нарушение внимание без гиперактивности (СДВ) [49]. Мотивационная сфера также имеет свои сложности, а значимая учебная мотивация не формируется непосредственно, а требует направленной работы педагогов и родителей. Учебно-познавательные мотивы младшего школьника формируются постепенно и в норме устойчиво проявляются примерно к 9-ти годам. В успешности формирования этой мотивации большую роль, помимо целенаправленной деятельности педагогов и родителей, играет готовность ребенка к школьному обучения, развитость его познавательной и когнитивной сферы, а также необходимый уровень личностной зрелости, полученный ребенком к семи годам в дошкольном детстве. Приобретенная детьми интеллектуальная готовность и устойчивый познавательный интерес позволяет младшему школьнику более благополучно, без срывов деятельности и без негативных устойчивых переживаний, решать учебные задачи, преодолевая усталость, утомление, преодолевать отсутствие игрового компонента и снижение доли спонтанности. Достигнутая детьми личностная зрелость позволяет им продуктивно соподчинять мотивы, ставить цели и организовывать свою деятельность, обеспечивая необходимую ее результативность.
Существующие сложности детей младшего школьного возраста определяют цели деятельности для практических психологов, где посредством психологической профилактики и психологической коррекции личностного неблагополучия детей существует возможность обеспечить психологическую помощь ребенку в становлении его самооценки, самосознания, рефлексии, произвольности и развитии мотивационно- потребностной сферы в соответствии с возрастными нормами и в аспекте зоны ближайшего развития.
Экспериментальное исследование возможностей профилактики неблагоприятных тенденций в развитии личности младшего школьника было проведено с целью выявления способов и путей своевременного вмешательства психолога для минимизации или коррекции негативных вариантов развития личности детей младшего школьного возраста. Исследование было представлено тремя этапами, где на первом была определена база исследования и отобраны испытуемые, отобраны методы и методики исследования, на втором был проведен сбор эмпирического материала, а на третьем была разработана и апробирована программа психологических занятий с детьми младшего школьного возраста, направленная на развитие важных новообразований их личности. Все полученные данные и результаты были подвергнуты анализу.
Выборка испытуемых представлена обучающимися 4-го класса начальной школы в количестве 52 человек.
Мы предполагали, что для более качественного развития основных возрастных новообразований младшего школьника необходима специальная целенаправленная психологическая программа, направленная на развитие рефлексии и самопонимания личности детей. Именно эти качественные преобразования, на наш взгляд, явятся основой адекватной самооценки, будут способствовать формированию навыков самоорганизации и основой конструктивного поведения младшего школьника, что в свою очередь станет базовыми компетенциями личности в этом возрасте, ориентированными на зону ближайшего развития.
На констатирующем этапе исследования, направленного на изучение сформированности учебной мотивации, эмоционального отношения к учению, а также степени сформированности рефлексивной самооценки учебной деятельности испытуемых показало, что у 23 % испытуемых обнаружен низкий уровень сформированности школьной мотивации, у 21 % детей - низкий уровень мотивации на учебу с негативным эмоциональным отношением к ней и у 44 % детей недостаточно сформирована способность к рефлексии и оценивании себя на основе самоанализа. Также было выявлено, что наиболее благополучные показатели были у детей по шкале «познавательная активность», хотя и здесь более четверти детей продемонстрировали низкий уровень. Низкие показатели по такому параметру, как «мотивация достижения» показали 44 % детей, тревогу в учебной деятельности испытывают 30 % испытуемых, а гнев присущ 17 % детей.
На втором этапе исследования была разработана программа психологической профилактики неблагополучных тенденций в развитии личности младших школьников. В основу программы легла гипотеза о том, что специально организованная работа по развитию рефлексии и самопонимания у детей младшего школьного возраста явится основой их адекватной самооценки, развития регуляторных навыков самоорганизации и конструктивного поведения, тем самым способствуя успешности детей в овладении учебной деятельностью. Актуальность формирования рефлексии в этом возрасте имело научно-теоретическое обоснование и согласно возрастным нормативам развития в младшем школьном возрасте рефлексия является одним из доминирующих новообразований.
Программа представлена комплексом встреч и занятий с детьми младшего школьного возраста и с их родителями. Такой комплексный подход обусловлен необходимостью обеспечения эффективности психопрофилактических мероприятий посредством повышения родительской компетентности для обеспечения детям более устойчивых условий для актуализации положительных изменений, достигнутых в рамках развивающе-профилактической работы в разработанной программе.
В программе использовался интегративный подход, и использовались психологическое просвещение, профилактика и элементы психокоррекции. При работе с родителями использовались методы и приемы психологического просвещения. Программа предупреждения неблагополучных тенденций развития личности младших школьников рассчитана на 10 академических часов, которые реализовалась в рамках пяти встреч, по 2 академических часа каждая. Работа с родителями в рамках программы предполагает от 3 до 5 встреч, где первые проводились в рамках родительских собраний, а остальные предлагались родителям по их инициативному запросу.
В ходе апробации программы нами были отмечены высокая вовлеченность детей в групповые процессы и групповое взаимодействие. Во взаимодействии детей в ходе работы в программе отмечались эффекты положительного взаимовлияния и элементы взаимообучения. Были отмечены в работе детей элементы креативности, спонтанности. В отношениях детей во время занятий отмечалось взаимопринятие, ориентация на помощь и поддержку, причем как эмоциональную, так и деятельностную. В работе с родителями мы также наблюдали положительную обратную связь. Родители выказывали интерес к предложенной тематике, задавали вопросы, были инициативны. Эта же вовлеченность и заинтересованность отразилась и в запросах родителей, в которых они формулировали свои знаниевые потребности и запросы об обучении конструктивным способам взаимодействия с детьми.
На контрольном этапе эксперимента были получены данные об учебной мотивации, эмоциональном отношении детей к учебной деятельности, которые были подвергнутые сопоставительному анализу.
Результаты его свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной нами программы профилактики неблагополучных тенденций развития личности в младшем школьном возрасте. Также это позволяет утверждать необходимость целенаправленной психологической развивающей работы с детьми младшего школьного возраста в целях формирования их личностных новообразований.
1. Абульханова-Славская К. Е. Психология и сознание личности. М. МОДЭК, 1999. 224 с.
2. Амбалова С. А. Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста и особенности ее психологической диагностики [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/motivatsionnaya-sfera-detey-mladshego-shkolnogo -vozrasta-i-osobennosti-ee-psihologicheskoy-diagnostiki
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
4. Андреева А. Д., Москвитина О. А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-uchaschihsya-1 - 5-h-klassov-v-kontekste-sovremennoy-sotsialnoy-situatsii-razvitiya
5. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2000. 320 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2019. 448 с.
7. Ахмадуллин Ш. Т., Шарафиева Д. Н. Мотивация детей. Как мотивировать детей учиться. М.: Билингва, 2016. 80 с.
8. Башун А. Л., Нафтулъев А. И. Коррекция непродуктивного психического напряжения младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2007. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-neproduktivnogo-psihicheskogo-napryazheniya-mladshih-shkolnikov
9. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
10. Белошистая А. В., Левитес В. В. Развитие логического мышления младшего школьника. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 129 с.
11. Белошистая А. В., Левитес В. В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. М.: Юрайт, 2019. 129 с.
12. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. 272 с.
13. Бехтерев В. М. Развитие личности и роль внушения. Избранные труды. М.: Юрайт, 2019. 285 с.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
15. Болбочану А. В. Формирование внутреннего плана действий у детей второго года жизни в общении со взрослыми [Электронный ресурс]: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. Москва, 1983. 167 с. URL: http://www. voppsy.ru/issues/1983/832/832068.htm
...