Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Президент Российской Федерации как основной субъект системы национальной безопасности 8
1.1 Понятие и виды национальной безопасности 8
1.2 Место Президента Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности и в системе органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации 19
Глава 2 Правотворческие и организационно-контрольные полномочия Президента Российской Федерации в области национальной безопасности 29
2.1 Определение основных направлений государственной политики и правовых основ обеспечения национальной безопасности 29
2.2 Организационные и контрольные полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности 40
Глава 3 Проблемы подготовки, принятия и реализации оперативных решений по обеспечению национальной безопасности Президентом Российской Федерации 49
3.1 Подготовка, принятие и реализация оперативных решений по обеспечению безопасности в пределах полномочий, определенных законом 49
3.2 Вопросы реализации полномочий Президента Российской Федерации в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 69
Национальная безопасность является одним из инструментов, обеспечивающий суверенитет Российской Федерации, ее национальные интересы и приоритеты. Именно национальная безопасность является одним из механизмов, направленных на реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В связи с этим проблема обеспечения национальной безопасности является одной из актуальных и важных, особенно в современных условиях мировой и региональной нестабильности, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта. Сегодня не только Российская Федерация, но и все мировое сообщество встало перед вызовом новой коронавирусной инфекцией, которая несет в себе угрозу, как здоровью населения, так и экономической стабильности государства. Все это показывает нестабильность как внешней, так и внутренней политики, в связи с появлением новых угроз, новых рисков при принятии политических решений по защите и реализации национальных интересов Российского государства.
Принятие в 2015 году новой Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [90] вызывает в научных кругах много споров и противоречивых мнений. При всем при этом, данный документ, обладающий свойством быстрого реагирования на возникающие угрозы, а также потенциалом их предотвращения, является нормативно-правовой основой для создания государственно-правового механизма, обеспечивающего национальную безопасность государства. Иными словами, национальная безопасность должна являться динамической системой, способной видоизменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.
Принятие ныне действующей Стратегии привело к некоторым изменением государственно-правового механизма, обеспечивающего национальную безопасность и в том числе полномочий Президента Российской Федерации в данной области общественных отношений.
Являясь основным субъектом системы обеспечения национальной безопасности, Президент Российской Федерации осуществляет свои правотворческие функции, определяет основные направления государственной политики и правовые основы обеспечения национальной безопасности. Организационные и контрольные полномочия Президента Российской Федерации, подготовка, принятие и реализация им оперативных решений в условиях чрезвычайных ситуаций, военного положения - все это требует большой ответственности.
При этом полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности находятся в различных нормативно- правовых актах. Более того, если рассматривать в целом полномочия Президента Российской Федерации, то можно увидеть отсутствие законодательной базы, регулирующей его деятельность. В то время, как Конституция Российской Федерации закрепляет основные положения тех или иных полномочий, не регулируя их подробно и не закрепляя ответственность Президента Российской Федерации в той или иной ситуации.
Вопрос о полномочиях Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности особенно актуален в связи с тем, что вопрос о власти главы государства не является «застывшим». Многие ученые считают, что по форме правления современная Россия является «суперпрезидентской республикой». Вывод делается из того, что у Президента Российской Федерации есть огромный круг полномочий, который охватывает 70-80% всех полномочий, а оставшаяся часть полномочий принадлежит другим органам власти. Особенно явно это прослеживается в части полномочий Президента Российской Федерации в области национальной безопасности.
В целом же вопрос о роли и месте Президента Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности является открытым, так как данный институт еще достаточно молод и находится в состоянии постоянных изменений. В связи с чем, представляются актуальными и значимыми для развития науки конституционного права и практики государственного строительства дальнейшие государственно-правовые исследования, как места Президента Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности, так и отдельных его полномочий в данной области общественных отношений.
Цель выпускной квалификационной работы - провести теоретико-правовой анализ полномочий Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и виды национальной безопасности в Российской Федерации;
2) определить место Президента Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности и в системе органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации;
3) проанализировать правотворческие полномочия Президента Российской Федерации, направленные на определение основных направлений государственной политики и правовых основ обеспечения национальной безопасности;
4) исследовать организационные и контрольные полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
5) выявить особенности подготовки, принятия и реализации оперативных решений по обеспечению безопасности в пределах полномочий Президента Российской Федерации, определенных законом;
6) рассмотреть вопросы реализации полномочий Президента Российской Федерации в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Практическая значимость исследования заключается в определении полномочий Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, имеющего важное значение для развития науки конституционного права и практики государственного строительства. Рассмотренные в выпускной квалификационной работе вопросы и сделанные выводы могут быть использованы для докладов и сообщений на семинарских занятиях, реферативной работы и в других направлениях, связанных с функционированием такого государственно-правового института, как президентство.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод как общенаучный метод познания, а также частно-научные методы исследования правовых явлений: логико-юридический, системный, сравнительный, статистический, социологический и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В заключительной части выпускной квалификационной работы необходимо подвести следующие итоги.
Во-первых, проведенный научно-правовой обзор понятия национальной безопасности позволил сформулировать следующее ее определение: состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз и посредством которой обеспечивается реализацию конституционных прав и свобод граждан, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность и социально-экономическое развитие государства.
Принятия Президентом РФ Стратегия национальной безопасности является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При этом, определение конкретных видов национальной безопасности находится в компетенции Президента РФ, который утвердил как саму Стратегию национальной безопасности, так и другие программные документы применительно к отдельным видам безопасности.
Во-вторых, Президент РФ наряду с Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Советом Безопасности РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Прокуратурой РФ входит в систему органов общей компетенции, обеспечивающих национальную безопасность.
В системе обеспечения национальной безопасности, Президент РФ возглавляет систему обеспечения национальной безопасности, определяет основные направления политики государства во всех сферах, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности. Кроме того, Президент РФ утверждает стратегию национальной безопасности РФ, а также другие документы концептуального и доктринального характера в области обеспечения национальной безопасности. В полномочия Президента РФ входит формирование Совета Безопасности РФ, который он же и возглавляет. Президент РФ полномочен устанавливать компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности.
В-третьих, полномочия Президента РФ в области национальной безопасности перечислены в ст. 8 ФЗ о безопасности. Данные полномочия можно разделить на:
1) правотворческие полномочия, посредством которых Президент РФ определяет основы государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, а также другие концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения национальной безопасности, издает указы и распоряжения в данной области общественных отношений (подп. 1 и 2 ст. 8 ФЗ о безопасности);
2) организационные и контрольные полномочия Президента РФ, включающие формирование и руководство Советом Безопасности РФ, рядом специализированных органов системы обеспечения национальной безопасности (органы внешней разведки, войска национальной гвардии), а также осуществление контроля и координация деятельности государственных органов в части обеспечения ими национальной безопасности (установление компетенции федеральных органов исполнительной власти);
3) полномочия, направленные на подготовку, принятие и реализацию оперативных решений по обеспечению национальной безопасности Президентом РФ в пределах компетенции определенной законом. Данные полномочия включают введение Президентом РФ режимов чрезвычайного и военного положения на территории РФ, применение специальных мер экономического характера и мер, направленных на защиту граждан, противодействие терроризму и экстремизму, установление гарантий защиты информационной безопасности и населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Рассмотренные в выпускной квалификационной работе правотворческие полномочия Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности носят системный характер и реализуются на уровнях национального правового регулирования. Данное полномочие Президент РФ реализует посредством издания указов, которые имеют прямое действие и не нуждаются в утверждении Федеральным собранием РФ, за исключением документов, связанных с введением особых правовых режимов.
В-четвертых, организационные и контрольные полномочия Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности вытекают из того, что Президент РФ в соответствии со ст. 87 Конституции РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, что обуславливает необходимость подчинения ряда министров напрямую главе государства, и тем самым несколько обосабливается блок ряда ведомств, которые заняты вопросами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Проведенный анализ полномочий Президента РФ относительно осуществления руководства и контроля за органами, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что данные органы осуществляют общее управление и дают стратегические направления для деятельности специализированных органов. Возглавляет данные органы Президент РФ от которого зависит эффективное обеспечение национальной безопасности данными органами, их слаженное взаимодействие и распределение функций. При этом важно не допускать, что бы функции специализированных органов в сфере обеспечения национальной безопасности не дублировались. В связи с чем, необходимо на законодательном уровне строго разграничивать и закрепить компетенцию общих и специализированных органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности.
В-пятых, Президент РФ в части реализации полномочий, направленных на подготовку, принятие и реализацию оперативных решений по обеспечению безопасности осуществляет посредством издания соответствующих указов, которые за исключением указов о введение режима чрезвычайной ситуации или военного положения не требуют дополнительного утверждения другими органами государственной власти.
В-шестых, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Президент РФ принял ряд мер. Прежде всего, Президент РФ ввел особый порядок передвижения граждан и транспортных средств, порядок продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, наметил условия восстановления деятельности предприятий базовых отраслей экономики, предложил новые меры поддержки семей с детьми, установил дополнительные страховые гарантии медицинским работникам. Данные меры Президента РФ направлены не только на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но предполагают систему экономической поддержки и защиты населения и экономики в целом. Все это в комплексе направлено на обеспечение национальных интересов и национальных приоритетов Российской Федерации, укрепляющие национальную безопасность Российской Федерации и обеспечивающие устойчивое развитие страны.
1. Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Понятие основ правового статуса человека и гражданина // Право и жизнь. - 2004. - № 2. - С. 31-37.
2. Бабаев М.М., Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение: понятие, содержание, теоретическое и практическое значение // Обеспечение криминологической безопасности личности, общества, государства в современных условиях: Материалы конференции. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, - 2007. - С. 3 - 19.
3. Белокрылова Е.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2012.
4. Беляев В.П., Беляева Г.С., Чапчиков С.Ю. Эволюция понятия национальной безопасности (историко-правовой срез). Часть первая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2016. - № 3 (32). - С. 45-49.
5. Болотин И.В. Наркологическая безопасность как правовая категория // Административное право и процесс. - 2013. - № 3. - С. 54 - 59.
6. Бородина Н.И. Актуальные проблемы регламентации конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2018. - № 2 (33). - С. 7-10.
7. Босхамджиева Н.А. Вопросы понятия «общественная безопасность»: зарубежный опыт // Административное право и процесс. - 2011. - № 7. - С. 27 - 29.
8. Боуш К.С. К вопросу о понятии «национальная безопасность» в аспекте Конституции Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2015. - № 10-4. - С. 135-140.
9. Бочарников И.В. Неядерное сдерживание как фактор обеспечения безопасности и суверенитета России в современных условиях [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nic-pnb.ru/articles/neyadernoe-sderzhivanie-kak- faktor-obespecheniya-bezopasnosti-i-suvereniteta-rossii-v-sovremennyx- usloviyax/ (дата обращения: 01.05.2020 г.).
10. Братановский С.Н. Административно-правовая характеристика режима чрезвычайного положения // В книге: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права Сборник статей по материалам X юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения) / Под общ. ред. А.И. Каплунова. - 2019. - С. 74-77.
11. Вербицкая Т.В. Проблемы обеспечения национальной безопасности посредством устранения внутренних и внешних угроз суверенитету государства // В сборнике: Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: И.А. Ветренко / Отв. ред. А.М. Балацкий, И.К. Жуков [и др.]. - 2017. - С. 203-209.
12. Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. - 2005. - № 9. - С. 14-17.
13. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976) // Российская газета. - 2014. - 30 декабря. - № 298.
14. Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М., 2000. - 260 с.
15. Григорьев А.В. Реализация конституционного права граждан на управление делами государства в условиях цифровизации // Журнал российского права. - 2020. - № 2. - С. 45 - 57.
...