Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности

Работа №118910

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности 7
1.1 Воспитание у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Педагогические методы и формы работы как средство воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности 19
2 Экспериментальная работа по воспитанию у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности 28
2.1 Выявление уровня воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности 28
2.2 Педагогические методы и формы воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности 35
2.3 Выявление динамики воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности 41
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Стимульный материал 57
Приложение Б Сводные таблицы результатов 58
Приложение В Сводные таблицы результатов 60

Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем школьного обучения является проблема успеваемости учащихся. В практике школьного обучения часто можно столкнуться с ситуацией высокого уровня неуспевающих учащихся, но это может быть связанно не с низким уровнем интеллектуального развития, а с низким уровнем заинтересованности детей в учебной деятельности.
Сознательное отношение к учебной деятельности - одно из важнейших условий успешности школьного обучения.
«Главный смысл разработки ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. ФГОС НОО ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства» [29].
«На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС НОО - организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, что обуславливает актуальность ее исследования. В этом возрасте важно развивать ответственное и сознательное отношение к учебной деятельности, так как это будет являться залогом успешного школьного обучения» [29].
Изучением проблемы воспитания сознательного отношения к учебной деятельности занимались такие исследователи как Л.И. Божович, В.И. Василевский, Р.А. Жданова, B.C. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.И. Щукина и многие другие.
Из всего выше изложенного вытекает противоречие исследования: между необходимостью воспитания сознательного отношения у младших школьников к учебной деятельности и недостаточным использованием педагогических методов и форм в учебном процессе.
Проблема исследования: каково содержание работы по воспитанию у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности?
Цель исследования: изучить особенности воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности и предложить педагогические методы и формы в учебной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности.
Предмет исследования: воспитание у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности.
Гипотеза: воспитание у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности будет наиболее эффективно, если:
• изучить уровень воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности;
• разработать и апробировать педагогические методы и формы по воспитанию у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности.
2. Выявить уровень воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности.
3. Разработать педагогические методы и формы по воспитанию у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено состояние данной проблемы в современных исследованиях, уточнены особенности воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности, доказана возможность воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности посредством педагогических методов и форм работы.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе учителя начальных классов для планирования содержания работы в учебной деятельности по воспитанию у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности.
База исследования: исследование проводилось на базе Школы - интернат №4 г.о. Тольятти с учащимися 3 «А» класс и 3 «Б» класс.
Структура работы: состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сознательное отношение к учебной деятельности является сложным личностным образованием, формирующееся в процессе развития личности на каждой возрастной ступени. В основе сознательного отношения к учебной деятельности лежит мотив, который может быть связан с различными аспектами его личностной социальной жизни.
Проблему сознательного отношения к учебной деятельности в младшем школьном возрасте в своих работах раскрывали такие отечественные и зарубежные ученые, и исследователи как А.Д. Алферов, А.К. Маркова, Е.С. Муляр, К. Роджерс, Б. Скиннер и многие другие. Авторы отмечают влияние социальных, нравственных, духовных факторов на сознательность отношения к учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Актуальность исследования обусловило необходимость проведения опытно-экспериментальной работы в практике начального школьного образования.
Исследование сознательного отношения к учебной деятельности у младших школьников проводилось на базе Школы - интерната №4 г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие дети ЗА и 3Б класса в количестве 30 человек, которые составили экспериментальную и контрольную группу по 15 учащихся.
На констатирующем этапе определены показатели и подобраны диагностические методики по выявлению уровня воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности. В результат было выявлено три уровня воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности: низкий уровень - ЭГ - 1 (7%); КГ - 1 (7%); средний уровень - ЭГ - 11 (74%); КГ - 8 (52%); высокий уровень - ЭГ - 3 (19%); КГ - 6 (41%). В контрольной группе результаты немного выше, чем в экспериментальной группе, поэтому с детьми экспериментальной группы проведена специальная работа по воспитанию сознательного отношения к учебной деятельности у младших школьников.
На формирующем этапе разработано и апробировано содержание работы с применением педагогических методов и форм работы, направленных на воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности. Педагогические методы и формы апробированы во время учебной деятельности на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии.
На контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности. Результаты контрольного этапа говорят о положительной динамике уровня воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебной деятельности, а это означает, что гипотеза исследования подтверждена.
Таким образом, поставленные цель и задачи были достигнуты в результате проведения экспериментальной работы с детьми младшего школьного возраста.


1. Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом: Сборник материалов международной научной конференции (Россия, г Волгоград. 24-25 мая 2013 г.) / под ред. А.Д. Семеновой. Киров: МЦНИП, 2013. 209 с.
2. Алфеева Е. В. Изучение мотивов учения и отношения младших школьников к учебной деятельности // Вестник Курганского государственного университета. 2014. №1 (32). Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/izuchenie-motivov-ucheniya-i-otnosheniya- mladshih-shkolnikov-k-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.02.2022).
3. Алферов А. Д. Теоретические предпосылки исследования проблемы отношения школьников к учению // Отношение школьников к учению: межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д: РГПИ, 1985. С. 3-22.
4. Арифуллина Г. Ш. Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей / Молодой ученый. 2017. № 18 (152). С. 301-303.
5. Бленда С. В. Значение игрового метода в формировании учебной мотивации как предмет исследования // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. 2017. № 3. С. 130-136.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
7. Брунер Д. Культура образования / Моск. высш. шк. соц. и экон. наук. М. : Просвещение, 2006. 213 с.
8. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. / Автореферат дисс. канд. психол. наук. М. 2009. 288 с.
9. Жаворонкова Ю. М., Кильмасова И. А. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №3 (7). Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-u-detey- mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.02.2022).
10. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 2010. 320 с.
11. Иванова Н. А., Бахтина О. В Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. №1 (270). С. 21-25.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2011. 512 с.
13. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика. М. : Проспект, 2004. 432 с.
14. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников. // Молодой ученый. 2016. №23. С. 437.
15. Курбатова А. С. Современные проблемы науки и образования. Н. Новгород : Изд-во Акад-я Естествознания. 2015. 552 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ