Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты развития самооценки младшего школьника 7
1.1 Понятие самооценки в психологии и педагогике 7
1.2 Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 11
1.3 Факторы становления самооценки младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию самооценки младших школьников 22
2.1 Диагностика уровня сформированности самооценки младшего школьника 22
2.2 Формирующий этап эксперимента 36
2.3 Анализ результатов исследования и рекомендации по развитию адекватной самооценки младших школьников 51
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Методика «Лесенка» 61
Приложение Б Методика Де Греефе 62
Приложение В Методика Дембо - Рубинштейна 63
Приложение Г Программа по развитию адекватной самооценки 64
В настоящее время изучение самооценки человека имеет большое значение. Не раз уже доказывалось, что уровень самооценки влияет на жизнедеятельность в целом, ведь очень важно насколько ребёнок удовлетворён (либо не удовлетворён) собой.
Развитие самооценки с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной литературы. Учёные, такие как Р. Бернс, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и многие другие, определяли психологические особенности самооценки разных возрастов, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривали вопросы самокоррекции самооценки, определяли место самооценки в структуре личности.
На современном этапе развития, учитывая требования системы образования в рамках реализации ФГОС, можно отметить, что возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных действий (УУД). Насколько ребёнок усвоит личностные УУД, настолько полно он сможет соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами, будет способен оценивать своё поведение и поступки окружающих. Одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки у младшего школьника. Именно это влияет на его отношение к себе и к окружающему миру.
В современном мире очень важно адекватно оценивать свои силы и возможности. Важно соотносить то, что я умею и могу с тем, чего же я хочу. Поэтому необходимо, чтобы ещё в раннем возрасте правильно сформировался образ своего Я. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим людям и самому себе.
Навыки рефлексии и самооценивания начинают формироваться в младшем школьном возрасте. Именно тогда ребёнок начинает впервые задумываться о том, какое место среди других он занимает. Его начинают интересовать мотивы, почему люди поступают так или иначе. И на этом этапе необходимо помочь ребёнку в формировании адекватной самооценки. Самооценка влияет на поведение человека, на то, как он будет переживать трудности, встречающиеся на его пути. Правильно сформированная самооценка в младшем школьном возрасте даёт стремительный старт на всю жизнь. Школьнику будет легче находить друзей, самоопределиться в жизни и добиться успехов.
Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что самооценка является главным компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности ребёнка. Педагоги и психологи доказали зависимость самооценки в младшем школьном возрасте, с успешным обучением и становлением человека в более старших классах. В связи с тем, что требования общества к подрастающему поколению растут, проблема становления адекватной самооценки приобретает всё более актуальных характер. Процесс развития самооценки должен быть постоянным и целенаправленным, и не ограничиваться только учебной деятельностью. Творческая деятельность даёт большие возможности для развития самооценки у младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности творческой деятельности в развитии самооценки у младших школьников?
Противоречие между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников, и недостаточной разработанностью путей реализации этого не на уроках, а с помощью творческой деятельности.
Цель исследования: организовать творческую деятельность младших школьников и проверить эффективность её организации в контексте развития самооценки младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: самооценка младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития адекватной самооценки младших школьников в условиях творческой деятельности будет успешен, если:
• учитывать уровень сформированности самооценки у детей;
• давать содержательную оценку всем участникам творческой деятельности;
• создать на занятиях атмосферу комфорта и поддержки.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития самооценки младших школьников;
2. определить уровень сформированности самооценки у младших школьников;
3. разработать программу по развитию самооценки младших школьников через творческую деятельность;
4. проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; диагностические методики; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о. Сызрань, 3 «Б» экспериментальный класс, 3 «В» контрольный класс.
Практическая значимость: Разработана программа деятельности учителя по развитию самооценки младших школьников через творческую деятельность. Программа может применяться на внеурочных занятиях.
Изучив литературу по теме, можно сделать вывод, что самооценка - это знание человеком самого себя и отношение к себе. Развитие самооценки у младших школьников является одной из центральных проблем становления личности. Благодаря самооценке ребёнок учится понимать себя, свои возможности, поступки, своё отношение к окружающим. Поэтому очень важно, чтобы оценка была адекватная.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самооценки. Только помогая младшему школьнику, объясняя, подсказывая можно помочь ему в развитии правильной самооценки.
Практическая часть данной работы посвящена исследованию уровня самооценки у младших школьников, отбору методов и приёмов по развитию самооценки через творческую деятельность. Работа проводилась на внеурочных занятиях один раз в неделю. Вся работа строилась через творческую деятельность. При составлении программы основной акцент был поставлен на детей с искажённой самооценкой. Детям с низкой самооценкой необходимо помочь освободиться от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Нужно учитывать, что такие дети боятся выступать перед аудиторией, им сложно высказать своё мнение. На них не должно быть давления, чтобы не усугубить их положение. В детях с завышенной самооценкой необходимо предотвратить развитие черствости, бессердечия и эгоизма. В них нужно пробудить сопереживание, сочувствие, заботу о товарище.
Программа для данного этапа построена на основе коррекционно-развивающей программы Парфёновой А.Н. «Развитие социальной уверенности», работ Яковлевой М.В. «Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников», О. Хухлаевой и И. Первушиной «Маленькие игры в большом счастье», В. Клаус «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения».
Для формирования адекватной самооценки необходимо построить оценочную деятельность так, чтобы ребёнок понял и принял как положительные, так и отрицательные результаты своей деятельности. Важным условием в развитии самооценки является ситуация выбора. Нужно дать младшему школьнику возможность совершать выбор. Это помогает ему понять свою уникальность и неповторимость.
Занятия на развитие адекватной самооценки на внеурочных занятиях через творческую деятельность показывают положительную динамику. В младшем школьном возрасте ребёнок воспринимает игровые творческие упражнения как игру, что позволяет ему расслабиться и настроиться позитивно. Творческая деятельность может помочь младшему школьнику раскрыться, показать свои способности, поверить в себя. Работая в команде, видя способности и достижения других детей, младший школьник учится радоваться за них, тем самым снимая с себя ярлык «так могу только я». Так, незаметно, но целенаправленно развивается адекватная самооценка.
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Наука, 2003. 224с.
2. Базюкина Е.В. формирование навыков адекватной самооценки у учащихся начальной школы//Электронный журнал Социальные отношения. 2019. №2. С.33-47. URL:https://elibrary.ru/item.aspid=385154 09 (дата обращения: 18.03.2020).
3. Баркова Н. П., Аркаева Н. И. Изучение самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал Молодой учёный. 2018. №26(212). С.148-153. URL: https://moluch.ru/archive/212/ 51873/
4. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 173с.
5. Божович Л.И., Дубровина И. В. Личность и её формирование в детском возрасте. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов. М.: Астрель, 2007. 146с.
6. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2000. №2. С.19-23.
7. Брызгалова Е. Г. Педагогические условия формирования личностных самооценочных позиций младших школьников во внеурочной деятельности // NovaUm.Ru. 2019. №19. С.276-281. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=38523869 (дата обращения: 02.04.2020).
8. Варшава Б. Е, Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Академия, 2008. 317с.
9. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-пресс, 2005. 159с.
10. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/ сост. Л.В.Ковинько. 4-е изд. М.: Академия, 2000. 288с.
11. Гармаева Т В. Психология развития эмоциональной культуры младших школьников // Электронный журнал Мир науки. 2016. Т.4. №2. С.5463. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26246280 (дата обращения: 20.01.2020).
12. Горбенко В. В. Театрализованные формы внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2015. Т. 1. №1. С.195-200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23569046 (дата обращения: 17.12.2019).
13. Жуина Д.В. Игра как метод коррекции межличностных отношений младших школьников // Научно методический электронный журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. №1. С.41-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37651127 (дата обращения: 12.03.2020).
14. Иванова И.В., Скандарова Н.Б. Осваиваем ФГОС: методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности для начального общего образования (2-4 годы обучения) // КГУ им. К.Э. Циолковского. 2015. С.331. URL: http://www.iprbookshop.ru/57631.html (дата обращения: 02.04.2020).
15. Казанцева Г.Н. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования// Научно-методический электронный журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. №3. С.36.URL:http://diploma.at/ua./publ/individualnye _osobennosti/izuchenie_o bshhej samoocenki metodika gn kazancevoj/3-1-0-20 (дата обращения: 17.12.2019).
...