Психологические особенности самооценки младшего школьника
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты развития самооценки младшего школьника 7
1.1 Понятие самооценки в психологии и педагогике 7
1.2 Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 11
1.3 Факторы становления самооценки младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию самооценки младших школьников 22
2.1 Диагностика уровня сформированности самооценки младшего школьника 22
2.2 Формирующий этап эксперимента 36
2.3 Анализ результатов исследования и рекомендации по развитию адекватной самооценки младших школьников 51
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Методика «Лесенка» 61
Приложение Б Методика Де Греефе 62
Приложение В Методика Дембо - Рубинштейна 63
Приложение Г Программа по развитию адекватной самооценки 64
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты развития самооценки младшего школьника 7
1.1 Понятие самооценки в психологии и педагогике 7
1.2 Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 11
1.3 Факторы становления самооценки младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию самооценки младших школьников 22
2.1 Диагностика уровня сформированности самооценки младшего школьника 22
2.2 Формирующий этап эксперимента 36
2.3 Анализ результатов исследования и рекомендации по развитию адекватной самооценки младших школьников 51
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Методика «Лесенка» 61
Приложение Б Методика Де Греефе 62
Приложение В Методика Дембо - Рубинштейна 63
Приложение Г Программа по развитию адекватной самооценки 64
В настоящее время изучение самооценки человека имеет большое значение. Не раз уже доказывалось, что уровень самооценки влияет на жизнедеятельность в целом, ведь очень важно насколько ребёнок удовлетворён (либо не удовлетворён) собой.
Развитие самооценки с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной литературы. Учёные, такие как Р. Бернс, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и многие другие, определяли психологические особенности самооценки разных возрастов, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривали вопросы самокоррекции самооценки, определяли место самооценки в структуре личности.
На современном этапе развития, учитывая требования системы образования в рамках реализации ФГОС, можно отметить, что возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных действий (УУД). Насколько ребёнок усвоит личностные УУД, настолько полно он сможет соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами, будет способен оценивать своё поведение и поступки окружающих. Одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки у младшего школьника. Именно это влияет на его отношение к себе и к окружающему миру.
В современном мире очень важно адекватно оценивать свои силы и возможности. Важно соотносить то, что я умею и могу с тем, чего же я хочу. Поэтому необходимо, чтобы ещё в раннем возрасте правильно сформировался образ своего Я. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим людям и самому себе.
Навыки рефлексии и самооценивания начинают формироваться в младшем школьном возрасте. Именно тогда ребёнок начинает впервые задумываться о том, какое место среди других он занимает. Его начинают интересовать мотивы, почему люди поступают так или иначе. И на этом этапе необходимо помочь ребёнку в формировании адекватной самооценки. Самооценка влияет на поведение человека, на то, как он будет переживать трудности, встречающиеся на его пути. Правильно сформированная самооценка в младшем школьном возрасте даёт стремительный старт на всю жизнь. Школьнику будет легче находить друзей, самоопределиться в жизни и добиться успехов.
Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что самооценка является главным компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности ребёнка. Педагоги и психологи доказали зависимость самооценки в младшем школьном возрасте, с успешным обучением и становлением человека в более старших классах. В связи с тем, что требования общества к подрастающему поколению растут, проблема становления адекватной самооценки приобретает всё более актуальных характер. Процесс развития самооценки должен быть постоянным и целенаправленным, и не ограничиваться только учебной деятельностью. Творческая деятельность даёт большие возможности для развития самооценки у младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности творческой деятельности в развитии самооценки у младших школьников?
Противоречие между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников, и недостаточной разработанностью путей реализации этого не на уроках, а с помощью творческой деятельности.
Цель исследования: организовать творческую деятельность младших школьников и проверить эффективность её организации в контексте развития самооценки младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: самооценка младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития адекватной самооценки младших школьников в условиях творческой деятельности будет успешен, если:
• учитывать уровень сформированности самооценки у детей;
• давать содержательную оценку всем участникам творческой деятельности;
• создать на занятиях атмосферу комфорта и поддержки.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития самооценки младших школьников;
2. определить уровень сформированности самооценки у младших школьников;
3. разработать программу по развитию самооценки младших школьников через творческую деятельность;
4. проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; диагностические методики; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о. Сызрань, 3 «Б» экспериментальный класс, 3 «В» контрольный класс.
Практическая значимость: Разработана программа деятельности учителя по развитию самооценки младших школьников через творческую деятельность. Программа может применяться на внеурочных занятиях.
Развитие самооценки с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной литературы. Учёные, такие как Р. Бернс, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и многие другие, определяли психологические особенности самооценки разных возрастов, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривали вопросы самокоррекции самооценки, определяли место самооценки в структуре личности.
На современном этапе развития, учитывая требования системы образования в рамках реализации ФГОС, можно отметить, что возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных действий (УУД). Насколько ребёнок усвоит личностные УУД, настолько полно он сможет соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами, будет способен оценивать своё поведение и поступки окружающих. Одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки у младшего школьника. Именно это влияет на его отношение к себе и к окружающему миру.
В современном мире очень важно адекватно оценивать свои силы и возможности. Важно соотносить то, что я умею и могу с тем, чего же я хочу. Поэтому необходимо, чтобы ещё в раннем возрасте правильно сформировался образ своего Я. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим людям и самому себе.
Навыки рефлексии и самооценивания начинают формироваться в младшем школьном возрасте. Именно тогда ребёнок начинает впервые задумываться о том, какое место среди других он занимает. Его начинают интересовать мотивы, почему люди поступают так или иначе. И на этом этапе необходимо помочь ребёнку в формировании адекватной самооценки. Самооценка влияет на поведение человека, на то, как он будет переживать трудности, встречающиеся на его пути. Правильно сформированная самооценка в младшем школьном возрасте даёт стремительный старт на всю жизнь. Школьнику будет легче находить друзей, самоопределиться в жизни и добиться успехов.
Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что самооценка является главным компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности ребёнка. Педагоги и психологи доказали зависимость самооценки в младшем школьном возрасте, с успешным обучением и становлением человека в более старших классах. В связи с тем, что требования общества к подрастающему поколению растут, проблема становления адекватной самооценки приобретает всё более актуальных характер. Процесс развития самооценки должен быть постоянным и целенаправленным, и не ограничиваться только учебной деятельностью. Творческая деятельность даёт большие возможности для развития самооценки у младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности творческой деятельности в развитии самооценки у младших школьников?
Противоречие между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников, и недостаточной разработанностью путей реализации этого не на уроках, а с помощью творческой деятельности.
Цель исследования: организовать творческую деятельность младших школьников и проверить эффективность её организации в контексте развития самооценки младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: самооценка младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития адекватной самооценки младших школьников в условиях творческой деятельности будет успешен, если:
• учитывать уровень сформированности самооценки у детей;
• давать содержательную оценку всем участникам творческой деятельности;
• создать на занятиях атмосферу комфорта и поддержки.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития самооценки младших школьников;
2. определить уровень сформированности самооценки у младших школьников;
3. разработать программу по развитию самооценки младших школьников через творческую деятельность;
4. проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; диагностические методики; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о. Сызрань, 3 «Б» экспериментальный класс, 3 «В» контрольный класс.
Практическая значимость: Разработана программа деятельности учителя по развитию самооценки младших школьников через творческую деятельность. Программа может применяться на внеурочных занятиях.
Изучив литературу по теме, можно сделать вывод, что самооценка - это знание человеком самого себя и отношение к себе. Развитие самооценки у младших школьников является одной из центральных проблем становления личности. Благодаря самооценке ребёнок учится понимать себя, свои возможности, поступки, своё отношение к окружающим. Поэтому очень важно, чтобы оценка была адекватная.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самооценки. Только помогая младшему школьнику, объясняя, подсказывая можно помочь ему в развитии правильной самооценки.
Практическая часть данной работы посвящена исследованию уровня самооценки у младших школьников, отбору методов и приёмов по развитию самооценки через творческую деятельность. Работа проводилась на внеурочных занятиях один раз в неделю. Вся работа строилась через творческую деятельность. При составлении программы основной акцент был поставлен на детей с искажённой самооценкой. Детям с низкой самооценкой необходимо помочь освободиться от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Нужно учитывать, что такие дети боятся выступать перед аудиторией, им сложно высказать своё мнение. На них не должно быть давления, чтобы не усугубить их положение. В детях с завышенной самооценкой необходимо предотвратить развитие черствости, бессердечия и эгоизма. В них нужно пробудить сопереживание, сочувствие, заботу о товарище.
Программа для данного этапа построена на основе коррекционно-развивающей программы Парфёновой А.Н. «Развитие социальной уверенности», работ Яковлевой М.В. «Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников», О. Хухлаевой и И. Первушиной «Маленькие игры в большом счастье», В. Клаус «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения».
Для формирования адекватной самооценки необходимо построить оценочную деятельность так, чтобы ребёнок понял и принял как положительные, так и отрицательные результаты своей деятельности. Важным условием в развитии самооценки является ситуация выбора. Нужно дать младшему школьнику возможность совершать выбор. Это помогает ему понять свою уникальность и неповторимость.
Занятия на развитие адекватной самооценки на внеурочных занятиях через творческую деятельность показывают положительную динамику. В младшем школьном возрасте ребёнок воспринимает игровые творческие упражнения как игру, что позволяет ему расслабиться и настроиться позитивно. Творческая деятельность может помочь младшему школьнику раскрыться, показать свои способности, поверить в себя. Работая в команде, видя способности и достижения других детей, младший школьник учится радоваться за них, тем самым снимая с себя ярлык «так могу только я». Так, незаметно, но целенаправленно развивается адекватная самооценка.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самооценки. Только помогая младшему школьнику, объясняя, подсказывая можно помочь ему в развитии правильной самооценки.
Практическая часть данной работы посвящена исследованию уровня самооценки у младших школьников, отбору методов и приёмов по развитию самооценки через творческую деятельность. Работа проводилась на внеурочных занятиях один раз в неделю. Вся работа строилась через творческую деятельность. При составлении программы основной акцент был поставлен на детей с искажённой самооценкой. Детям с низкой самооценкой необходимо помочь освободиться от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Нужно учитывать, что такие дети боятся выступать перед аудиторией, им сложно высказать своё мнение. На них не должно быть давления, чтобы не усугубить их положение. В детях с завышенной самооценкой необходимо предотвратить развитие черствости, бессердечия и эгоизма. В них нужно пробудить сопереживание, сочувствие, заботу о товарище.
Программа для данного этапа построена на основе коррекционно-развивающей программы Парфёновой А.Н. «Развитие социальной уверенности», работ Яковлевой М.В. «Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников», О. Хухлаевой и И. Первушиной «Маленькие игры в большом счастье», В. Клаус «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения».
Для формирования адекватной самооценки необходимо построить оценочную деятельность так, чтобы ребёнок понял и принял как положительные, так и отрицательные результаты своей деятельности. Важным условием в развитии самооценки является ситуация выбора. Нужно дать младшему школьнику возможность совершать выбор. Это помогает ему понять свою уникальность и неповторимость.
Занятия на развитие адекватной самооценки на внеурочных занятиях через творческую деятельность показывают положительную динамику. В младшем школьном возрасте ребёнок воспринимает игровые творческие упражнения как игру, что позволяет ему расслабиться и настроиться позитивно. Творческая деятельность может помочь младшему школьнику раскрыться, показать свои способности, поверить в себя. Работая в команде, видя способности и достижения других детей, младший школьник учится радоваться за них, тем самым снимая с себя ярлык «так могу только я». Так, незаметно, но целенаправленно развивается адекватная самооценка.
Подобные работы
- Психологические особенности самооценки младшего школьника
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности самооценки младшего школьника
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Формирование адекватной самооценки младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования адекватной самооценки младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4150 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





