Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ

Работа №16001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
757
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Исследование самооценки в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Виды и уровни самооценки 14
1.3. Самооценка в младшем школьном возрасте: динамика и факторы формирования 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ 30
2.1. Организация и ход исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Рекомендации учителям и родителям по эффективному
взаимодействию с детьми с высоким и низким уровнем самооценки 46
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методики исследования 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Математическая обработка данных 62


Актуальность исследования. Проблема самооценки как важнейшего личностного образования является в настоящее время одной из самых актуальных в психологии личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей индивида - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Она определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок и влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека [7;28]. Самооценка - важнейшая личностная инстанция, позволяющая строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами и быть успешным в жизни и профессиональном деятельности.
В наше время нужны люди уверенные, самостоятельные, любознательные, с позитивным отношением к самому себе. Во главу угла ставится, в первую очередь, социальная успешность, финансовая и профессиональная состоятельность, высокий статус в обществе. И достичь этого обладателю неадекватной заниженной самооценки вряд ли удастся.
Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни человека (Л.И. Божович, М.И. Лисина, С. Куперсмит, У. Джеймс, К. Роджерс) [13;21;]. Особенно важным в формировании самооценки является младший школьный возраст. Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, вне ситуативное и вместо с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе [16].
В младшем школьном возрасте у ребенка возникают первые представления о том, каким он может стать человеком. Э. Эриксон считал, что в это время развивается чувство вины либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В младшем школьном возрасте развиваются чувство трудолюбия, способности к самовыражению к продуктивной работе. Опасность состоит в том, что неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде.
Самооценка школьников изучалась и изучается многими учеными. Но недостаточно рассматривались сравнительные аспекты самооценки учащихся, обучающихся в разных условиях образовательного процесса, в частности, учащихся лицеев и гимназий и учащихся обычных (массовых) общеобразовательных школ. На сегодняшний день в связи с усилением роли экономической нестабильности, научно-технического прогресса каждый родитель старается, чтобы его ребенок обучался в лицеях, гимназиях, что способствует формированию разносторонней личности при углубленном изучении предметов, которое дает учащимся установку и ориентиры на будущее.
Объектом исследования - является самооценка младших школьников.
Предмет исследования - особенности самооценки младших школьников сельских и городских школ. (г. Кызыл №9 гимназия МБОУ с.Берт- Даг)
Цель исследования - сравнение особенностей самооценки младших школьников, обучающихся в сельской и городской школах.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у младших школьников, обучающихся в гимназии, отмечается тенденция к более высокой самооценке, чем у школьников, обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Исследование самооценки в отечественной и зарубежной психологии
2. Провести анализ теоретических подходов к понятию самооценки, ее видов и уровней.
3. Описать динамику и факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста;
4. Провести эмпирическое исследование самооценки младших школьников.
5. Составить рекомендации учителям и родителям по эффективному взаимодействию с детьми с высоким и низким уровнем самооценки.
Методологическая основа исследования: подходы к изучению самосознания и самооценки А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, исследования самооценки младших школьниковА.В. Захарова, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкиной.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ литературы по теме исследования);
- эмпирические (тестирование);
- методы математической статистики при обработке данных (t- критерий Стьюдента.
В дипломном исследовании использованы методики:
- опросник Казанцевой [30;39-40];
- методика Лесенка В.Г. Щур [26;37-39];
База исследования. МБОУ СОШ Берт-Даг и МБОУ гимназия №9 Кызыла
Практическая значимость исследования : Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны педагогам, учителям, школьным психологам, родителям в работе с детьми младшего школьного возраста, а также студентам при освоении ими таких дисциплин как: «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Психология развития», «Теория и методика воспитания», «Педагогическая психология», «Психология детей младшего школьного возраста».
Структура выпускной квалификационной работы:работа состоит из введения, из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения проблемы самооценки в младшем школьном возрасте. Во второй главе представлены описание хода и методики эмпирического исследования, результаты диагностики, рекомендации и общие выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических источников по проблеме самооценки показал, что она является важной в современной психологии и достаточно разработанной в большой мере в социальной психологии и психологии личности.
В зарубежной психологии это тема отражена в работахУ. Джеймса, Куперсмита, Ч. Кули, Д. Мида, Р. Бернса, Э. Эриксона, а в трудах отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой.
В данном исследовании придерживаемся определения А.И. Липкиной: самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Выделяют различные виды самооценки. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, а неадекватная, в свою очередь, делится на завышенную и заниженную. Виды самооценки определяют особенности поведения деятельности человека и его общения с другими людьми.
Уровни самооценки - это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования
Самооценка младших школьников исследовалось в работах: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкина, А.В. Захарова, Л.С. Выготского.
В их работах отмечается, что самооценка в младшем школьном возрасте является одним их самых ранних и отечественных в плане развитие и формирования самооценки, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы Я.
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, являются следующие: школьная оценка, чувство компетентности, влияние семейного воспитания, появление и влияние рефлексии. Один из важнейших факторов развития личности ребенка - правильное формирование самооценки, являющейся аффективной оценкой представлений о себе, ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом, а также отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность - это возрастная норма для данного периода развития личности. эмпирического исследования явилось сравнение особенностей самооценки младших школьников, обучающихся в разных образовательных учреждениях (общеобразовательной школе и гимназии).
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средней общеобразовательной школы с. Берт-Даг и Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия № 9 г. Кызыла. Выборку составили 49 младших школьников в возрасте 10 лет - учащиеся 4-х классов (24человек. - учащиеся МБОУ СОШ с. Берт-Даг, 25 человек. - учащиеся МБОУ гимназия № 9).
В результате выявилось, что первой методике «Лесенка» В.Г. Щур в МБОУ СОШ с. Берт-Даг - 56% учеников имеют адекватную самооценку, 8% имеют завышенную самооценку, 36% - заниженную, а с низкой самооценкой и с резкой заниженной самооценкой не было выявлено. В МБОУ гимназии № 9 выявлено, что 67% учеников имеют адекватную самооценку, 12% имеют завышенную самооценку, 21% - заниженную, а с низкой самооценкой и с резкой заниженной самооценкой не было выявлено.
Из этого следует сказать, что МБОУ гимназии № 9 у учеников преобладает больше завышенная и адекватная самооценка, чем МБОУ СОШ с.Берт-Даг.
При анализе и подсчета полученных результатов с помощью математических методов психологии (t - критерий Стьюдента) выявилось, что различия уровня самооценки у младших школьников статистически не значимы.
Таким образом, по результатам исследования второй методики опросник Г.Н. Казанцевой, показывает следующие различие телам необходимо найти время для своих детей. В МБОУ СОШ с. Берт-Даг выявилось, что 20% учеников имеют высокую самооценку, 76% имеют адекватную самооценку, 4% - заниженную. В МБОУ гимназии № 9 выявлено, что 50% учеников имеют высокую самооценку, 50% имеют адекватную самооценку, а с заниженной самооценкой не было выявлено.
Из этого следует сказать, что МБОУ гимназии № 9 у учеников преобладает больше завышенная и адекватная самооценка, чем МБОУ СОШ с. Берт-Даг.



1. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т.Ю. Андрущенко. - М.: Академия, 1978. - 112 с.
2. Андрущенко, Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / Т.Ю. Андрушенко, А.В. Захарова // Вопр.психологии. - 2001. - № 3 - С. 13.-54 с.
3. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие / М.К Акимова, В.Т. Козлова. - 2-е изд., стереотипное- М. : Академия, 2002. - 160 с.
4. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания / Б.Г. Ананьев. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1999 - 483 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - ЛГУ.: 1999. - 268 с.
6. Архипова, Е.А. Влияние воспитателей и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис Е.А. Архипова канд. нсих. наук : защищена 1983 / Е.А. Архипова. - Минск : 1983. - 25с.
7. Архиреева, Т.В. Становление критического отношение к себе у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 36-39.
8. .Архиреева Т.В. Самооценка академической компетентности младших
школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009. №.. URL:
http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html (дата обращения .15.02.2017)
9. Байбуртянц, Е. В. Изучение особенностей самооценки подростков с нарушениями поведения / Е. В. Байбуртянц // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - № 6. - С. 74 - 81.
10. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки / О.А. Белобрыкина // Вопр.психологии. - 2001. - № 4. - С . 31¬38.
11. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитания / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2004. - 583 с.
12. Бежан, Ф.И. Психолого-возрастные особенности учащихся нач. классов / Ф.И. Бежан. - Кишинев: Учеба, 1993. - 197 с.
13. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна / Л.И. Божович. - 2-е изд. - М. : Институт практической психологии, 2007. - 352 с.
14. Бороздина, Л.В. Притязания и самооценка / Л.В. Бороздина, Л. Видинска // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1999. - № 3. - С. 21¬30.
15. Белогурова Е. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс].Режимдоступа: http://www.belogurova.ru/glossarv?letter=17&word=479 (Дата обращения: 23.01.17)
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
17. Выготский, Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Л.С. Выготский. - М. : Академия, 2003. - 230 с.
18. Вегнер, А.А. Психологическое обследование младших школьников / А.А. Вегнер, Г.А. Цукерман. - М. : Владос - Пресс, 2011. - 349 с.
19. Губина Н. Глоссарий психологических терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://vocabularv■ra/dictionarv/7/word/samocenka (Дата обращения: 23.01.17)
20. Дендеберя, Е. В. Как поднять самооценку / Е.В. Дендеберя. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 352 с.
21. Джемс, У. Психология. / У.Джемс,У.Джемс-М., 1991.-122с
22. Захарова, А.В. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности / А.В Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопр.психологии. - 1990. - № 4. - С. 90-99.
23. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.
24. Кон, И.С. Открытие Я / И.С. Кон. - М. : Академия, 1996. - 495 с.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов ВУЗов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
26. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. - М.: Знание, 1986. - 64 с.
27. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М. : Знание, 1999. - 304с.
28. Люблинская, А.А. Учителю психологии младшего школьника: пособие для учителя / А.А. Люблинская. - М. : Просвещение, 2002.-79с.
29. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина. - М. : Просвещение, 2008 - 216 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 1997. - 456 с.
31. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей. / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2001. - 512 с.
32. Райгородский, Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. / Д.Я. Райгородский.- Издание 2-е, дополненное. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. - 448 с.
33. Райгородский, Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. / Д.Я. Райгородский.- Издание 2-е, дополненное. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. - 544 с.
34. Реан, А. А. Психология изучения личности: учеб.пособие / А.А. Реан. - СПб. : издательство Михайлова В. А., 1999. - 421 с.
35. Твердяковская, Л.Г. О важности самооценивания учащимися своего труда / Л.Г. Твердяковская // Начальная школа. - 2012. - № 4.- С. 28.
36. Савонько, А. П. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми: автореф. канд. дис. / А.П. Савонько. - М. : 2000. - 130 с.
37. Салчак, К. Б. Краткий русско-тувинский толковый словарь психологических терминов / К. Б. Салчак, К. К. Сотпа // Кызыл 2002. - 78 с.
38. Сергеева, Е. В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников / Е. В. Сергеева // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 6. - С. 28 - 29.
39. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман. - М. : Просвещение, 1988. - 207 с.
40. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю. Фомина // Начальная школа. - 2013. - № 10. - С. 99-102.
41. Чамата, П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии / П.Р. Чамата. - М. : 1960. - 222 с.
42. Щербакова, А. М. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью / А. М. Щербакова // Психологическая наука и образования. - 2011. - № 2. - С. 63 - 71.
43.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М. : 1998 - 275 с.
44. Ярощевский, М.Т. 100 выдающихся психологов мира / М.Т. Ярощевский. - М. : Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО Медок, 1996. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ