Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Историко-правовые основы развития наказаний, не связанных с изоляцией от общества в Российском уголовном праве 6
1.1 Система наказаний в уголовном праве РФ 6
1.2 Наказания, не связанные с изоляцией от общества 13
Глава 2 Характеристика наказаний, не связанных с изоляцией от общества в уголовном праве РФ 20
2.1 Штраф - как основное и дополнительное наказание. Проблемные аспекты назначения и исполнения 20
2.2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 23
2.3 Обязательные и исправительные работы как вид наказания 28
2.4 Ограничение свободы как вид наказания 35
2.5 Ограничение свободы по военной службе. Лишение права специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 38
Глава 3 Наказания, не связанные с изоляцией от общества: опыт зарубежных стран и возможности применения в России 40
3.1 Наказания, не связанные с изоляцией от общества, в законодательстве зарубежных стран 40
3.2 Особенности правового контроля за лицами, осужденных к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, в зарубежных странах и возможности его применения в России 45
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 53
Актуальность выбранной темы. Актуальность выбранной темы. Политика уголовного законодательства российского государства направлена на борьбу с тяжкими и особо тяжкими преступлениями и принятием мер, смягчающих уголовную ответственность лиц, допустивших преступления небольшой, средней тяжести. Наказания, которые не связаны с изоляцией осужденного от общества, стали привлекать все больше и больше внимания.
В данной области ведутся активные работы по совершенствованию исполнения наказаний. Расширяя круг оснований применения и исполнения наказаний, приводит к увеличению их видов, соответственно не связанных с изоляцией осужденных от общества.
Наказания, не связанные с изоляцией от общества, неспроста получают все большее внимание и позволяют избежать неблагоприятно влияющих условий лишения свободы. Более того, исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, дает возможность исправиться лицам, совершившим преступление впервые, не попадая под влияние закоренелых преступников, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Во всем мире эти наказания апробируются и максимально применяются. В связи с их стремительным развитием, изменениями правового поля, возникает потребность в переосмыслении критериев и разрешении возникающих в этой сфере правоотношений, практических проблем.
Следовательно, целью нашей работы является изучение, обобщение анализа нормативно-правового регулирования системы уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Объектом данного исследования является совокупность и система уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Предметом же нашего исследования являются нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, судебная практика, правовые взгляды, образующие важнейший институт назначения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а также научные издания по данной проблеме.
Исходя из цели исследования, можно поставить следующие задачи: рассмотреть систему наказаний в уголовном праве РФ; проанализировать виды наказаний, применяемых к осужденным без их изоляции от общества; исследовать историю развития и формирования наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества; охарактеризовать наказания, не связанные с изоляцией от общества, в уголовно-правовом поле Российской Федерации в современных условиях; исследовать практику зарубежных стран в применении данных наказаний и возможности её использования в России.
В качестве эмпирического материала были исследованы результаты диссертационных исследований правоприменительной и судебной практики Российской Федерации.
В основу методологической работы легли традиционные методы научного поиска, включая историко-правовой, сравнительного правоведения, формально-логический, общенаучный (анализ, синтез) и статистики.
При исследовании проблем правового поля мы обращались к работам учёных советского и современного периода времени: Михлина А.С., Наумова А.В., Устименко Р.Г., Филимонова О.В., Петрашева В.Н., Похмелкина В.Н., Сундурова Ф.Р., Уткина В.А., и др.
В 2009 году утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, основу которой составляют направления, формы, методы совершенствования УИС, взаимодействие с государственными органами и институтами гражданского общества.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В Российской Федерации в настоящее время продолжает наблюдаться рост применения судами наказаний, не связанных с изоляцией лиц, совершивших уголовные преступления, от общества. Отмечается тенденция уменьшения числа приговоров и назначения судами реального наказания в виде лишения свободы.
В связи с этим заметно увеличилось количество научных исследований, посвященных изучению специфики этих наказаний.
Наказания без изоляции осужденных от общества в своей совокупности составляют определенные уголовно узаконенные меры воздействия государства к гражданам, допустившим совершение преступлений, повлекших для них ограничительные аспекты в правах и свободе.
В настоящее время продолжается рационализация Российской политики в области уголовного правосудия, направленная на увеличение численности осужденных без лишения свободы.
Это происходит с учетом увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.
Эффективное применение наказаний альтернативных лишению свободы в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно способствовать, прежде всего, обеспечению защиты общества от преступника, уменьшению уровня криминализации общества, расчленению преступного сообщества, уменьшению численности лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы.
На сегодняшний день мы видим, что наказания, альтернативные лишению свободы, до конца не изучены. Обязательно требуется всестороннее рассмотрение законодательства по применению этих наказаний и разработке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования их применения в практической деятельности, отвечая современным условиям.
Наказания без изоляции осужденных лиц от общества в настоящее время действительно перспективны и могут способствовать достижению цели в виде предупреждения любых преступлений в нашем обществе. Эти наказания, по своей природе, и менее отяготительны для бюджета государства нашей страны в сравнении с наказанием в виде лишения свободы.
Осужденные лица, находящиеся без изоляции от общества, имеют огромную возможность не только сохранить для себя полезные связи в социуме; не только воспользоваться предоставленным шансом без ограничения свободы в целом, но и доказать, что, оступившись, они могут исправиться и достойны находиться в обществе, уважая и сохраняя все общечеловеческие ценности. Это в свое время приводит к достижению другой цели законодательства в виде недопущения и снижения повторных преступлений.
Такая пенитенциарная система наказаний одобряется и международными стандартами, имеющимися в уголовной юстиции.
Отмечаем, что именно такие наказания позволяют привлечь к работе с осужденными субъектов гражданского общества (это и СМИ, общественные организации, волонтерские движения, некоммерческие организации, церковь, политические организации, ну и конечно же семья), что, несомненно, смогло бы повысить эффективность наказаний.
Особая роль для достижения целей уголовно-исполнительного законодательства возложена на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, под контролем которых находятся осужденные без изоляции от общества, исполняющие альтернативные лишению свободы наказания, а также обвиняемые и подозреваемые с мерами пресечений.
В связи с этим следует отметить, что на сегодняшний день штатная численность уголовно-исполнительных инспекций, их функциональные обязанности, наличие значительного перечня наказаний, мер уголовно-правового характера, которые они исполняют и контролируют не соответствуют нагрузке и снижают качество их работы, направленной на достижение основных целей уголовно-исполнительного законодательства в виде исправления осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Необходимо рассмотреть вопросы не только о совершенствовании законодательства на всех уровнях, устраняя коллизии и пробелы при исполнении наказаний, но и изменения структуры специализированного органа, исполняющего наказания без изоляции от общества, его материально-техническом обеспечении; повышения качества выполняемой работы и престижа уголовно-исполнительных инспекций.
Достижений целей при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, возможно при внутреннем единении назначения и исполнения альтернативных наказаний.
Подводя итоги всему изложенному в нашем исследовании, хотелось бы закрепить свое внимание на том, что при эффективном использовании традиций зарубежного и отечественного опыта уголовной юстиции, реалий современного мира, обобщенной аналитики судебной практики и практики исполнителей этих наказаний, существенно изменяются и преобразуются эти наказаний в законодательной и правоприменительной практике, что позволяет преодолеть сложившиеся законодательные коллизии, создавать новые виды наказаний, альтернативных лишению свободы, способствующих исправлению виновных в обществе и борьбе с преступностью в России.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998 г.
2. Журавлев М.П. Система наказаний // Уголовное право России. Общая часть.: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. М., 2016. 354 с.
3. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2017. 304 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) М.: Пресс, 2008. 210 с.
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
6. Крылова Н.Е., Леонтьева Б.М. Система и виды наказаний // Уголовное право Российской Федерации. Общая часть.: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Комиссарова и др. М., 2017. 559 с.
7. Кузнецова Н.Ф. Система наказаний // Курс уголовного права в пяти томах. Том 2. Общая часть.: Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2018. 464 с.
8. Курганов С.И. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминологический аспекты. М., 2018. 348 с.
9. Марков В.П. Понятие системы наказаний в российском уголовном праве // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (29).
10. Милюков С.Ф. Российская система наказаний. СПб., 2017. С. 46.
11. Наумов А.В. Уголовное право России. Общая часть.: Учебник для вузов. М., 2017. 540 с.
12. Непомнящая Т.В. Альтернативные виды наказаний: проблемы развития и совершенствования // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (32).
13. Николаев К.Д., Спиридонов А.П. Понятие, сущность и содержание конфискации имущества // Психопедагогика правоохранительных органов. 2015, №4 (63).
14. Новый энциклопедический словарь. М., 2014. 1113 с.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2017. С. 567.
...