ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Место арктического региона в современных геополитических реалиях: Арктика как объект внимания разных государств 7
1.2. Нормативно-правовая база международных отношений в Арктическом регионе 10
1.3. Стратегии различных стран по освоению Арктики 13
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА КИТАЯ 22
2.1. Основная цель, принципы и институты внешней политики Китая 22
2.2. Тенденции внешнеполитического процесса КНР 31
ГЛАВА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ 34
3.1. Особенности внешнеполитического курса Китая в Арктике: принципы сотрудничества 34
3.2. Сотрудничество Китая и России в Арктическом регионе: причины и основные проекты 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Актуальность данной темы работы обусловлена тем, что сейчас Арктика остается предметом пристального внимания международных акторов из-за новых возможностей доступа к природным ресурсам и возможности открытия морских коммуникаций из-за изменения климата. Однако при этом в последнее время это вызывает новые опасения, связанные с региональной безопасностью, поскольку конфликты могут стать новой горячей точкой в этом регионе.
Дело в том, что таяние ледников из-за изменения климата, которое позволяет использовать новые маршруты и доступ к подземным ресурсам, создает возможности, которые могут повысить общее благосостояние, с другой стороны, если процесс не управляется должным образом, он также может вызвать проблемы и конфликты. Способ использования арктических ресурсов на благо общего процветания - поддержание стабильного международного порядка в регионе. Многополярный порядок, который преобладал в Арктике в период после холодной войны, является характером стабильности в регионе.
При этом арктический регион активно привлекает внимание Китая. Дело в том, что хотя Китай не является ни арктической страной, ни членом Арктического совета из-за своих неоспоримых географических границ, его интерес к полярным регионам начался более 35 лет назад, когда в 1981 году было создано Китайское управление Арктики и Антарктики (Chinese Arctic and Antarctic Administration). Однако в 1989 г. с созданием Института полярных исследований Китая деятельность организации официально началась.
Сегодня Китай сильно зависит от импорта нефти и газа из стран Персидского залива и Африки, которые контролируются США и проходят через морские узкие места. С целью альтернативы этим узким местам он увеличивает свое присутствие в Арктике, сотрудничая с Россией посредством инвестиций, основанных на новых источниках энергии и развитии портов.
Объектом данной работы является внешняя политика Китая.
Предмет исследования – внешняя политика Китая в Арктическом регионе в настоящее время.
Хронологические рамки исследования: с 1981 года (когда было создано Китайское управление Арктики и Антарктики) по настоящее время.
Степень разработанности темы.
В последние годы количество исследований Арктического региона стремительно увеличивается. Особенно с выяснением интереса Китая к арктическому региону стали проводиться исследования в контексте данной страны.
Среди работ российских авторов можно выделить исследования: А.А. Забеллы , А.Л. Оганесяна , С.Н. Погодина , Т.С. Таракановой , Н.К. Харлампьевой и др.
Например, Н.К. Харлампьева, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений, указывала: «Глобальность Арктики стала заметной с тех пор, как в международно-политической академической среде стала обсуждаться концепция «околоарктического Китая». Впервые понятие прозвучало на первой встрече российско-китайских ученых в Океанологическом университете Китая в 2012 г. Околоарктичность Китая обосновывается следующими географическими фактами: нахождением Китая на Северном полушарии, началом реки Иртыш (Eirtix) на северо-западе Синьцзяна, впадающей через сибирские реки в Северный Ледовитый океан, холодными воздушными потоками со стороны Северного Ледовитого океана, останавливающимися на северном склоне хребта Тайшаня (Tainshan) - одного из больших гор Азии» .
И зарубежные авторы: Cao Yong, Zhao Jinping , Henderson J., Loe J. S. P. , Parente G., Shiklomanov N., Streletskiy D.
Например, Cao Yong, Zhao Jinping исследовали политику Китая в отношении арктического Шелкового пути и ее влияние на торговлю и использование энергии в арктическом регионе.
Целью данной работы является определить приоритеты внешней политики Китая в Арктического регионе.
Для достижения данной цели работы были поставлены следующие задачи:
1) определить место Арктического региона в международных отношениях;
2) исследовать концептуальные основы внешнеполитического курса Китая;
3) проанализировать внешнюю политику Китая в Арктическом регионе.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что экономические интересы, обусловленные сокращением логистического плеча транспортировки грузов из Китая в другие государства, а также возможность доступа к природным ресурсам являются ключевыми факторами оптимизации китайской внешней политики в Арктическом регионе
Эмпирическая база исследования. Были проанализированы такие международные источники, как: Конвенция Организации Объединенных Наций «По морскому праву», Декларация об учреждении Арктического совета; китайские нормативно-правовые акты: Конституция КНР 1982 г., «Белая книга по обороне», Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК, а также российские нормативно-правовые акты, например, указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года".
Методы исследования.
Теоретические:
1) сбор, анализ и синтез информации;
2) классификация.
Специальные методы исследования:
3) историко-системный анализ, позволивший проанализировать трансформацию развития международных отношений в Арктическом регионе, особенно в контексте Китая;
Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, на основе данного исследования можно сделать несколько выводов:
Во-первых, арктический регион занимает все большее место в современной политике с его все возрастающим геостратегическим значением. Торгово-экономическое значение региона возросло как за счет таяния ледников за полярным кругом в связи с изменением климата, так и за счет поиска запасов альтернативных источников энергии, а страны, имеющие побережье на Северном Ледовитом океане, приступили к обновлению их внутренней и внешней политики, особенно с начала XXI века. Эти пять стран, называемые «арктической пятеркой», играют определенную роль в политике, касающейся региона, поскольку страны, географически имеющие прямое побережье Северного Ледовитого океана.
Анализ документов, которые были опубликованы арктическими странами, показывает, что есть точки соприкосновения в Стратегиях освоения региона, такие как стремление к большей интеграции с другими странами - все убеждены в необходимости международного сотрудничества. Коренные народы также упоминаются во всех документах - все восемь стран стремятся уделять больше внимания коренным народам Арктики, которые больше всего страдают от изменения климата. Тем не менее, охрана окружающей среды является общей заботой арктических стран, равно как и все большее развитие исследований в этом регионе.
Что касается эксплуатации ресурсов в Арктике, экологические проблемы, с которыми сталкивается регион из-за эксплуатации невозобновляемых ресурсов, таких как добыча нефти и газа и добыча полезных ископаемых, порождают усилия по поиску более эффективного управления этими богатствами.
Однако несколько пунктов расходятся, например, немилитаризация региона, которую защищают только Швеция и Исландия. Другие страны вложили средства в защиту своих границ, как, в основном, в случае с Россией и США. Россия хочет играть ведущую роль в вопросах, связанных с Арктикой, и фактически Россия определяется как главный региональный игрок. Дело в том, что для России арктический регион, занимающий 65 процентов побережья океана, жизненно важен, особенно с точки зрения энергоресурсов и торговых путей.
Во-вторых, формирование основных принципов, на которых китайские правители строили отношения с близкими и дальними соседями, протекало одновременно с процессом складывания государственности, оформления идеологических и политических основ китайского общества. Поэтому неудивительно, что формирующаяся система внешнеполитических отношений в известной степени копировала иерархическую систему взаимосвязей, возникших в самом Китае.
Тщательный анализ внешней обстановки – в китайской традиции необходимое условие решения крупных государственных задач путем использования разного рода стратагем, т.е. скрытых от противника долговременных планов, а также тактических и дипломатических приемов и хитростей. Цель в стратагемной дипломатии оправдывает средства, теория же военного искусства нередко ориентирована не на прямое столкновение с противником, а экономию собственных сил.
В настоящее время нельзя отрицать, что Китай стал экономическим и политическим гигантом, который может даже получить большее глобальное влияние в течение XXI века. Это растущее влияние становится особенно очевидным, если посмотреть на участие и вклад Китая в глобальное управление и международные отношения.
Основные принципы внешней политики Китая:
1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета;
2) ненападение;
3) невмешательство во внутренние дела;
4) равенство и взаимная выгода;
5) мирное сосуществование.
Если рассматривать эволюцию внешней политики, то необходимо сказать, что в КНР просматривается тенденция наращивания потенциала именно «великой державы» при сохранении инструментария всех установок. Приоритетом для Китая по-прежнему остается сохранение стабильности внутри страны, но все проявляют более высокую заинтересованность в стабильности и за пределами Китая. Во внешнеполитических ориентирах новых, скорее всего, сохранится идея создания «гармоничного мира».
В-третьих, за последнее десятилетие интерес Пекина к Арктике быстро вырос, а полярные регионы впервые были включены в двенадцатый пятилетний план Китая в 2011 году. Он был оформлен в 2018 году с публикацией Арктической политики Китая («Белая книга») и включением Арктического Шелкового пути в состав инициативы президента Си Цзиньпина «Один пояс, один путь».
В «Белой книге» цели политики Китая в Арктике определены как «понимание управления Арктикой, защита, развитие и участие в арктическом регионе», а основные принципы Китая — «уважение, сотрудничество, взаимовыгодный результат и устойчивость».
Китай привержен активному участию в международном сотрудничестве по вопросам Арктики, обеспечению собственного энергетического и общего экономического развития, исследованию и эксплуатации арктических ресурсов (нефти, газа, полезных ископаемых и других неживых ресурсов и чистых источников энергии), а также сельского, лесного и рыбного хозяйства, судоходство в регионе, что направлено на получение экономической выгоды в промышленности и полярном туризме.
Поскольку китайская экономика основана на международной торговле, важно обеспечить безопасность торговых путей, экономию топлива и времени. Такие факторы, как пиратство на традиционных торговых путях, узкие места и заторы в Малаккском проливе, вызывают озабоченность у Китая. Эти причины побудили Китай развивать новые транспортные маршруты с Европой, своим крупнейшим торговым партнером.
Кроме того, стоит отметить, что было замечено, что разногласия между Россией и Западом, вызванные геополитическим соперничеством после окончания холодной войны, отделяют Россию от Запада с точки зрения технологий, финансов и рынков для освоения энергетических и сырьевых ресурсов Арктики. Это разделение вынудило Россию обратиться к альтернативным технологиям, финансам и рыночным ресурсам для получения своих энергетических и природных ресурсов. В тот же период Китай, который хотел диверсифицировать свои энергетические альтернативы, поддержал свое торговое сотрудничество с Россией рядом проектов. Участвуя в проекте «Ямал СПГ», который является одним из таких проектов, Пекин получил возможность диверсифицировать свое энергоснабжение и безопасно получить доступ к ресурсам из более близких регионов. С другой стороны, «Ямал СПГ» — это проект в арктических регионах, где условия работы чрезвычайно сложны, что вызывает технологические и производственные трудности.
Участие китайских компаний в проекте продемонстрировало его силу с точки зрения уровня производства, стоимости и сроков поставки, продемонстрировав обширные технологические и технологические возможности страны для СПГ.
Помимо экономических и социальных интересов, внимание Китая привлекает научно-исследовательская деятельность на полюсах. В регионе проводится ряд исследований, таких как глобальные изменения климата, наблюдения как за атмосферой, так и за физической географией.
Таким образом, в целом можно сказать, что в результате Китай, одна из крупнейших экономик мира, хочет развивать свою торговлю за счет использования новых транспортных маршрутов и наиболее безопасным способом доставлять в свою страну альтернативные новые источники энергии. Для устойчивости геополитики региона важно реализовать эти цели с наименьшим ущербом для окружающей среды Заполярья и путем установления хороших отношений со странами региона. С другой стороны, обмен результатами научных исследований в регионе со странами региона и сообществами в непосредственной близости будет полезен с точки зрения анализа возможных последствий таяния ледников для нашего мира в будущем.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций «По морскому праву» (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // СЗ РФ, N 48 от 1 декабря 1997 г. // КонсультатПлюс. [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/cde09a2cd0c411568920b76ce394a82dfaae5045/ (дата обращения: 01.04.2023)
2. Декларация об учреждении Арктического совета. Совместное коммюнике правительств арктических стран о создании Арктического совета. Оттава, Канада, 19.09.1996. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskaya-strategiya-priarkticheskih-gosudarstv-obschee-i-osobennoe (дата обращения: 01.04.2023)
Китайские нормативно-правовые акты:
3. Конституция КНР 1982 г. [Электронный ресурс]: с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг. // Законодательство Китая: сайт консалтинговой группы «Окно в Китай». URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения: 01.04.2023).
4. Белая книга по обороне (Defense White Papers) (2013) // Ministry of National Defense, Republic of Korea. URL: https://www.mnd.go.kr/cop/pblictn/selectPublicationUser.do?siteId=mndEN&componentId=51&categoryId=0&publicationSeq=1036&pageIndex=1&id=mndEN_031300000000 (дата обращения: 01.04.2023)
5. Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК. [Электронный ресурс] - URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930_2.htm (дата обращения: 01.04.2023)
Российские нормативно-правовые акты:
6. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года". [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения: 01.04.2023).
7. Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 (ред. от 05.03.2020) "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" // КонсультатПлюс. [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/ (дата обращения: 01.04.2023)
Книги:
8. Лаженцев В.Н. Север России. Вопросы пространственного и территориального развития. Сыктывкар, 2015. 176 с.
9. Ли Син. Внешнеполитическая философия современного Китая: о связи между научным развитием и гармоничным миром // Россия и Китай в евразийской интеграции. Сотрудничество или соперничество? СПб.: Нестор-История, 2015. 350 с
10. Arctic Monitori ng and Assessment Programme (AMAP). Oslo, 2017. 280 p.
11. Hung-Jen Wang. The Rise of China and Chinese International Relations and Scholarship / Hung-Jen Wang. - [S.l.]: Lexington Books, 2013. - 201 p.
Статьи:
12. Артамонов В.С. Геополитики Арктики: система управления рисками безопасности жизнедеятельности / В.С. Артамонов, Т.В. Мусиенко // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 2-2 (14). С. 72-78.
13. Ворончихина Д.Н. Арктический совет как международный форум сотрудничества государств: участие России // Ars Administrandi. 2019. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskiy-sovet-kak-mezhdunarodnyy-forum-sotrudnichestva-gosudarstv-uchastie-rossii (дата обращения: 01.04.2023)
14. Гончаров Д.А. Теория «Гармоничного Мира»: внешнеполитический курс КНР или идеология глобального управления? 2012. [Электронный ресурс] - URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30191 (дата обращения: 01.04.2023)
15. Гумелёв В.Ю., Елистратов В.В., Рагозин А.Н. Северный морской путь: характеристика, история освоения, перспективы развития и необходимость защиты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/severnyy-morskoy-put-harakteristika-istoriya-osvoeniya-perspektivy-razvitiya-i-neobhodimost-zaschity (дата обращения: 01.04.2023)
16. Гулина Е.В. Внешнеполитический курс КНР: эволюция и тенденции развития // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. № 5. С. 22-31.
17. Журавель В.П. Арктический совет: переход председательства от Канады к США / В.П. Журавель, Н.М. Аитюшииа // Обозреватель (Observer). № 3. С. 47-55.
18. Журавлёв П.С. Арктическая геополитика России в исторической ретроспективе // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskaya-geopolitika-rossii-v-istoricheskoy-retrospektive (дата обращения: 01.04.2023).
19. Забелла А.А. Цели и интересы Китая в Арктике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-interesy-kitaya-v-arktike (дата обращения: 01.04.2023)
20. Климанов Н.В. Международно-правовой статус Арктического региона и его роль в современной системе международных отношений // Международное право. 2020. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoy-status-arkticheskogo-regiona-i-ego-rol-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 01.04.2023)
21. Комлева Н.А. Арктическая стратегия приарктических государств: общее и особенное // Арктика и Север. 2011. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskaya-strategiya-priarkticheskih-gosudarstv-obschee-i-osobennoe (дата обращения: 01.04.2023)
22. Корсун В.А. «Китайский мировой порядок»: альтернативная интерпретация исторической трансформации внешнеполитической парадигмы» // Китай в мировой политике. М., РОССПЭН, 2001. С. 172—199.
23. Кузин В.Ю. Арктика - военная география региона / В.Ю. Кузин // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2017. № 2(17). С. 38-47.
24. Мартынов В.Л. Границы Арктики и границы в Арктике // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2018. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/granitsy-arktiki-i-granitsy-v-arktike (дата обращения: 01.04.2023)
25. Оганесян А.Л. Ценностные основания китайской внешней политики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovaniya-kitayskoy-vneshney-politiki (дата обращения: 01.04.2023)
26. Погодин С.Н., Ван Цзюньтао. Геополитические и геоэкономические интересы Китая в Арктике // Геополитика и безопасность. 2017. № 2 (38). С. 59-64.
27. Сулейманов А.А. «Процесс Рованиеми» и развитие международного сотрудничества в Арктике в конце XX в. // Культура и образование. 2014. [Электронный ресурс] – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1377 (дата обращения: 01.04.2023)
28. Тараканова Т.С. Внешнеполитические концепции Китайской народной республики // Terra Linguistica. 2016. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnepoliticheskie-kontseptsii-kitayskoy-narodnoy-respubliki (дата обращения: 01.04.2023)
29. Харлампьева Н.К. Эволюция понятия "Арктика" // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2014. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-arktika (дата обращения: 01.04.2023)
30. Чжэ Гэн. Основные угрозы энергетической безопасности Китая в современных условиях // Российское предпринимательство. 2016. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ugrozy-energeticheskoy-bezopasnosti-kitaya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 01.04.2023)
31. Ширина Д.А. Международное сотрудничество: к новому мышлению в Арктике // Современная Арктика: опыт изучения и проблемы. Якутск: Изд-во СО РАН. 2014. С. 7-33.
32. Cao Yong, Zhao Jinping. Progress of Chinese research in the Arctic physical oceanography during 2007—2010 // Advances in Polar Science. 2011. Vol. 22. N 4. P. 281—292.
33. Henderson J., Loe J. S. P. The prospects and challenges for Arctic oil development // The Oxford Institute for EnergyStudies. 2014. Nov. 60 p.
34. Parente G., Shiklomanov N., Streletskiy D. Living in the New North: Migration to and from Russian Arctic Cities, FOCUS on Geography, 2012, 55(3). Р. 77-89.
Интернет-ресурсы:
35. Заявка России на расширение шельфа в Арктике // РИАНовости. [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20160209/1371482419.html (дата обращения: 01.04.2023).
36. CAFF (Conservation of Arctic Flora and Fauna). [Электронный ресурс] - URL: http://www.arcticbiodiversity.is (дата обращения: 01.04.2023)