Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ

Работа №123397

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
-Глава 1. Арктика как один из ведущих регионов XXI века: китайский подход
1.1.Геоэкономическое и геополитическое значение Арктики в XXI веке и место Китая
1.2. Концептуальные основы арктической политики КНР
-Глава 2. Ключевые интересы КНР в арктическом регионе
2.1. Предпосылки формирования китайских интересов в Арктике
2.2. Энергетическая составляющая арктической политики Пекина
2.3. Научно-исследовательское и природоохранное направление китайской стратегии в Арктике
2.4. Возможности арктического транзита
-Глава 3. Участие КНР в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в циркумполярном регионе
3.1. КНР в региональных арктических организациях
3.2. Арктическая линия во взаимодействии КНР с США, Канадой и странами Северной Европы
3.3. Проблемы и перспективы российско-китайского взаимодействия в Арктике……...45
Заключение
-Список использованной литературы и источников


Актуальность исследования. На сегодняшний день Арктика стала одним из приоритетных вопросов в глобальной повестке дня, её геополитическое и геоэкономическое значение на международной арене непрерывно растет. Данная ситуация объясняется важнейшей ролью этого региона в формировании глобального климата и поддержке устойчивости биосферы, наличием здесь доказанных запасов углеводородов, а также военно-стратегическими и транспортно-коммуникативными преимуществами региона, который также обладает огромным пространственным ресурсом.
Подобные изменения в Арктике открывают новые возможности, а также грозят проблемами как для арктических государств, так и для более широкого международного сообщества. Как никогда ранее Арктика стала частью сложного комплекса политической и экономической динамики, связывающей действующих лиц в регионе и за его пределами. Среди неарктических государств именно Китай имеет наиболее сильные интересы в Арктике. Сегодня страна, являясь с 2013 г. наблюдателем при Арктическом Совете – главном региональном институциональном механизме Арктики - заявляет о себе как о «близком к Арктике государстве» и «арктическом собеседнике», хотя его самая северная территория лежит более чем в 1500 км к югу от Полярного круга. Как самая густонаселенная страна в мире Китай намерен принимать активное участие в арктической политике и не согласен с тем, что вопросы Арктики решаются только арктическими государствами. В более широком смысле, учитывая ресурсную обеспеченность региона и его значение для глобального потепления, Китай развивает программы многостороннего и двустороннего сотрудничества с арктическими государствами в сфере изучения ресурсов Арктики, продвигает торгово-экономические связи с приарктическими странами. Таким образом, исследование арктической политики КНР, её влияние на приарктические страны и на международное сотрудничество в регионе является актуальным и общественно значимым.
Объектом исследования является внешняя политика Китая, а предметом - арктический вектор внешней политики КНР.
Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений политики КНР в Арктике. В соответствии с целью в работе решались следующие исследовательские задачи:
 оценить геоэкономическое и геополитическое значение Арктики в ХХІ в.;
 выявить концептуальные основы арктической политики КНР;
 охарактеризовать предпосылки формирования китайских интересов в Арктике;
 определить энергетические, транспортные и другие аспекты китайской стратегии в Арктике;
 рассмотреть участие Китая в региональных арктических организациях;
 определить проблемы и перспективы российско-китайского взаимодействия в Арктике;
 проанализировать арктическую линию во взаимодействии КНР с арктическими государствами.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели и реализации задач в работе использован системный подход, заключающийся в комплексном изучении политики Китая в Арктике, все составляющие которой взаимосвязаны и воспринимаются как сочетание идеологических установок и их практическая реализация. Подходы неоинституционализма используются при исследовании активности Китая в международных и двусторонних структурах в Арктическом регионе.
Для решения поставленных задач автором применен комплекс общенаучных методов - методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и др. В частности, метод анализа был использован для рассмотрения причин активизации китайской политики на арктическом направлении в ХХІ в., а также идеологических концепций, касающихся политики и международных отношений, логический метод - для теоретико-методологического анализа источников при определении сущностных характеристик ключевых понятий исследования.
Обзор источников. В процессе работы над ВКР автором были использованы различные источники, которые условно можно разделить на несколько групп:
первая группа источников содержит документы международных организаций, в частности, Конвенцию ООН по морскому праву , декларации Арктического Совета - Кирунскую декларацию, принятую на VIII министерской сессии Арктического совета в мае 2013 г.. Данная декларация обозначила новый этап в китайской арктической политике, ввиду того, что страна получила статус наблюдателя при Арктическом Совете, что позволило Китаю стать участником процессов управления северным регионом планеты.
Также в работе были использованы ключевые документы Международной морской организации, которая играет ключевую роль в регулировании арктического судоходства на международном уровне. В частности, были изучены следующие материалы: Руководство для судов, работающих в арктических водах 2002 г., Руководящие принципы для судов, работающих в полярных водах, охватывающие как арктические, так и антарктические воды 2009 г., а также «Полярный кодекс», который вступил в силу 1 января 2017 г. и позволил рассмотреть механизм обеспечения стандартов для судоходной отрасли, охватывающей арктические перевозки, участником которых также является Китай;
вторая группа источников представлена двусторонними соглашениями, заключенными между Китаем и государствами Арктического региона, которые позволили проследить развитие сотрудничества между странами в основных сферах в Арктике. Сюда относятся договора об арктическом сотрудничестве между КНР и Исландией, КНР и США, КНР и Норвегией, КНР и Европейским союзом и др.;
основой третьей группы источников являются выступления, речи государственных и политических деятелей о перспективах китайской политики в Арктике. Сюда можно назвать выступление заместителя министра иностранных дел КНР Чжан Мина на сессии Китайской национальной Ассамблеи Третьего полярного круга 17 октября 2015 г., выступление китайского посла ЧэньЮймина на семинаре «Китайско-северные отношения: возможности и пути вперед» 11 ноября 2016 г. и др., которые предоставили возможность изучить важность активизации политики Китая в Арктике для высшего руководства страны, а также значение сотрудничества КНР со странами циркумполярного региона.
Таким образом, имеющиеся источники создают достаточные возможности для раскрытия основной цели и задач дипломной работы.
Библиографическая база исследования. Проблема исследования китайской политики в Арктике является центральной темой работ многих международников, политологов, историков, военных экспертов, дипломатов, а также публицистов. Использованную для подготовки исследования литературу можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат труды, посвященные комплексному исследованию деятельности современных государств в Арктическом регионе, в частности, их политическим, экономическим, энергетическим, геополитическим и др. аспектам. Сюда относятся работы таких авторов как Э. Конде, К. Хара, Л. Дженсен и др.
Ко второй группе относятся работы, посвященные изучению современной китайской политической стратегии в Арктике, которая, по мнению многих исследователей, в ХХI в. является одной из наиболее эффективных среди неарктических государств. Среди российских авторов исследованию данного аспекта посвящены труды В. И. Балакина, Л. Матияка и др.
Особую ценность для исследования представили работы преподавателей факультета международных отношений СПбГУ: В.С. Ягья, Н.К. Харлампьевой, М.Л. Лагутиной, А. А. Сергунина и др. Можно отметить важность статьи В.Н. Конышева и М.А. Кобзевой, в которой авторы рассматривают особенности политики Китая в Арктике с учетом её связи с политическими и культурными традициями. Данные работы предоставили возможность комплексно рассмотреть современную политику Китая в Арктике.
Представителями западной зарубежной школы, которые исследовали это направление, можно назвать Ф. Хайдук, Р. Мюррея и др. Китайская школа представлена работами следующих авторов: Ц. Ван, Г. Сюй, С. Пинг и др.
Основой третьей группы можно назвать труды, рассматривающие основные направления взаимодействия Китая с арктическими странами. Среди отечественных авторов это В.В. Карлусов, Н.Р. Максимов и др. Зарубежная школа представлена работами Х. Конли, Л. Флэйка и др.
Особый интерес для исследования вызвала работа «Двусторонняя дипломатия Китая в Арктике» японского исследователя Ц. Пэна и норвежского учёного Н. Уегги, которые исследуют двустороннюю дипломатию Китая в Арктике с арктическими государствами. Авторы приходят к выводу, что арктическая дипломатия Китая в последние годы отмечается активностью, её можно назвать даже имеющей успех. Китай является постоянным наблюдателем в Арктическом Совете, но всё чаще арктические государства ставят под сомнение истинные намерения Китая на севере (были подняты вопросы относительно степени, в которой Китай использует свое экономическое влияние, чтобы продвигать свои односторонние стратегические интересы, которые не обязательно пересекаются с интересами арктических государств).
К четвертой группе относятся труды авторов, которые изучали проблему участия Китая в институтах международного сотрудничества в Арктике. Это работы Л. Хайнинена, Ф. Ву и др. Ценной для нашей работы стала статья китайского учёного Е. Цзяна «Роль Китая в арктической политике: контекст глобального управления», который утверждает, что, будучи зарождающейся мировой мощью, Китай уже активно участвует в глобальном управлении, не исключая также Арктический регион.
Особенности арктической дипломатии и участия Китая в Арктическом Совете стали главной темой работ Д.С. Тулупова.
Таким образом, зарубежная и отечественная литература затрагивают все основные направления деятельности Китая в Арктике. Центральной темой всех работ является утверждение, что на сегодняшний день действия Китая в регионе характеризуются растущей активностью. Во всех работах также прослеживается утверждение о поддержке КНР идеи глобального управления Арктикой, не ограничиваясь Арктическим Советом, а расширяясь с помощью всего мирового сообщества под эгидой ООН. Но пока еще недостаточно рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия Китая и стран Арктического региона в ХХІ в., что снова делает акцент на актуальности темы нашего исследования.
Структура работы отражает поставленные перед исследованием цели и задачи. Общий ее объем составляет 61 страницу. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, можно отметить, что в XXI значительно выросло геоэкономическое и геополитическое значение Арктики. Контроль над арктическим регионом фактически означает контроль над всей мировой экономикой и мировыми рынками, что обуславливает повышенный интерес к этому региону множества стран.
Во-вторых, мы можем увидеть увеличивающийся интерес Китая, как государства, не являющегося приарктической страной, но, тем не менее, претендующего на распределение сфер влияния в Арктике – важном для усиления китайского геополитического влияния в регионе. Китай разработал ряд проектов, которые направлены на расширение своего влияния в арктическом регионе.
В-третьих, Арктическая политика КНР на данный момент основана на двух концепциях: концепции «околоарктического государства», концепция Северного шелкового пути. Так как впоследствии КНР пришлось отказаться от концепции интернационализации Арктики.
В-четвертых, рассматривая приоритетные направления КНР в Арктике, можно сказать, что наиболее важным мотивом повышения китайского интереса выступает экономический фактор. Стремительно развивающееся экономика требует всё больше природных ресурсов: нефти, газа, различных руд. А процесс таяния льдов и развитие новых технологий открывает новые возможности разработки этих полезных ископаемых. Кроме того, Китай, не имея выхода к Арктике, стремится закрепить за собой доступ к новым путям транзита, которые в перспективе могут сэкономить время и деньги. Поэтому Китай стремится к широкому использованию новых морских путей.
При этом экономическое благополучие Китая во многом зависит от энергетического фактора. Китай не сможет добиться энергетической безопасности без диверсификации импорта нефти и газа. Она же будет зависеть, в том числе и от успешности китайской энергетической политики в Арктике.
В связи с этим, следующим приоритетным направлением является природоохранная и научно-исследовательская деятельность, так как глобальное потепление и таяние арктических ледников может крайне негативно сказаться на китайском сельском хозяйстве.
Китай заинтересован в морских ресурсах Арктики, по причине переэксплуатации морских прибрежных ресурсов, так как она вызвала угрозы воспроизводства морских обитателей.
Так же одной из задач исследователей является создание разнообразных технологий для использования океанических ресурсов. Что касается основных направлений китайских арктических исследований, то мы можем выделить вопросы охраны окружающей среды, среди которых наибольшее значение придается климатическим изменениям, мониторингу состояния арктической окружающей среды, исследованиям проблем водных ресурсов Арктики и состояния льдов, а также вопросам арктического устойчивого развития.
И наконец, проарктическая политика Китая направлена также на укрепление международных отношений с арктическими странами. Но наибольшую активность Китай проявляет по отношению к России, так как именно она является для Китая важнейшим партнером в реализации проарктической политики Китая. Китай, стремясь получить геополитическое влияние в Арктическом регионе, заинтересован в развитии конструктивных отношений с Россией – страной, обладающей правами Северного морского пути и имеющей непосредственный доступ к большей части арктических ресурсов. Взамен Китай предложил России крупный объем инвестиций и передовые технологии, необходимые для дальнейшего научного изучения арктического региона.



1. Договор о Шпицбергене.URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=33624 (дата обращения: 19.03.2017)
2. Декларация об учреждении Арктического Совета от 19 сентября 1996 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901880137 (дата обращения: 19.03.2017)
3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву.URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r. df. (дата обращения: 19.03.2017)
4. Развитие морского хозяйства в Китае//Белая книга. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/zfbps/t25321.shtml: (дата обращения: 19.03.2017)
5. Agreement between The Polar Research Institute of China (PRIC), the People’s Republic of China and The Norwegian Polar Institute (NPI), Norway on Polar research cooperation.URL:https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/kd/vedlegg/forskning/pric_agreement.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
6. Bilateral Cooperation between China and the United States: Facilitating Progress on Climate-Change Policy.URL: http://www.belfercenter.org/sites/default/files/legacy/files/harvard-nscs-paper-final-160224.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
7. China-EU 2020 Strategic Agenda for Cooperation URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/20131123.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
8. Free Trade Agreement between the government of the People’s Republic of China and the government of Iceland. 2013 URL: http://fta.mofcom.gov.cn/iceland/xieyi/2013-4-17-en.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
9. Final Report U.S. Geological Survey Oil and Gas Resource. Assessment of the Russian Arctic. — 07.2010.URL: https://www.netl.doe.gov/File%20Library/Research/Oil-Gas/05NT15538_FinalReport.pdf( дата обращения: 20.04.2017)
10. Guidelines for Ships Operating in Arctic Ice-Covered Waters 2002 URL: http://web.law.columbia.edu/sites/default/files/microsites/climate-change/files/Arctic-Resources/Shipping/imo%20guidelines%20arctic%5B1%5D.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
11. Guidelines for Ships Operating in Polar Waters 2009 URL: https://www.govmin.gl/images/stories/petroleum/IMO_A.102426_Guidelines_for_ships_operating_in_polar_waters.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
12. Joint Statement between the Government of the People‘s Republic of China and the Government of Iceland on Comprehensively Deepening Bilateral Cooperation. (Beijing, 15 April 2013)URL: https://eng.forsaetisraduneyti.is/media/frettir1/Joint-statement-of-PMs-Iceland-China-2013.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
13. Kiruna Declaration 2013. On the occasion of the Eighth Ministerial Meeting of the Arctic Council. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/93/MM08_Final_Kiruna_declaration_w_signature.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 19.03.2017)
14. Memorandum of understanding on Chinese-Icelandic research cooperation on arctic issues between the Polar Research Institute of China and the Icelandic Centre for Research URL:http://karholl.is/images/PDF/MoU%20Rannis%20PRIC.pdf (датаобращения: 19.03.2017)
15. Speech by the Chinese Ambassador Chen Yuming at the seminar "Sino-Nordic Relations: Opportunities and the Way Ahead" 2016.11.12 URL: http://www.chinaembassy.se/eng/sgxw/t1414841.htm (датаобращения: 19.03.2017)
16. Speech by Vice Foreign Minister Zhang Ming at the China Country Session of the Third Arctic Circle Assembly. 2015.10.17 URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjbxw/t1306858.shtml (дата обращения: 19.03.2017)
17. The International Code for Ships Operating in Polar Waters (Polar Code) 2014.URL: http://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/polar/Documents/POLAR%20CODE%20TEXT%20AS%20ADOPTED.pdf (датаобращения: 19.03.2017)


Литература
18. Ананьева М., Грачев П. Арктику можно сделать российско-китайской // Независимая газета. 20.03.2014.
19. Арктика в фокусе современной геополитики.// Москва, Институт региональных проблем, 2015. – 58 с. – С. 6.
20. Арктический план США// Арктика и север, 2.02.2014.URL: http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=146338( дата обращения:1.05.2017 )
21. Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. // Российский совет по международным делам .М.: НП РСМД, 2016. С.22
22. Балакин В. И. Стратегия Китая в Арктике и Антарктике // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. №17 С.227-241.
23. Балмасов, С. Китай в Арктике: союзник или противник России?//Электронное периодическое издание «Аргументы.ру». - М., 2012.URL:http://argumentiru.com/world/2012/05/176411 ( дата обращения: 1.05.2017)
24. Баранов А. Ю. ШОС: будущее и перспективы российско-китайского сотрудничества // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2010. №1 (72)
25. Барциц И. Российский арктический сектор: правовой статус//Observer. URL: http://observer.materik.ru/observer/N12_00/12_15.htm( дата обращения: 1.05.2017)
26. Богоявленский В.И., Богоявленский И.В. Поиск, разведка и освоение месторождений нефти и газа на шельфе Арктики // Бурение & нефть. — Июль-август 2011. — № 7—8.
27. Ван Ц. Геополитическая стратегия Китая в Арктике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 1 (215). С. 53-58
28. Ван Ц. Российско-китайские отношения в Арктике: проблемы и перспективы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1 (239). С. 92-97.
29. Ван Ц. Современная внешнеполитическая стратегия Китая в Арктике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 3 (227). С. 52-56.
30. д.т.н. Гриняев С.Н., д.п.н. Шевченко А.В., к.и.н. Онищук С.М., Медведев Д.А., Волков А.Г., Аньшина Е.В. Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности//М.: АНО ЦСОиП, 2014. — 102 с. (— Проблемы безопасности в Арктике)
31. Дмитриев, В. Лед тронулся. Через Арктику может пройти новый Великий шелковый путь из Китая в Европу // Российская газета. - М., 2013URL: https://rg.ru/2013/05/31/led.html( дата обращения: 20.04.2017)
32. Додин Д.А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы). СПб.: Наука, 2005. С. 62.
33.Документы стратегического планирования России//СтратегияРФ.URL: http://su12.ru/rf/documents (дата обращения: 1.04.2015)
34. Европейское турне Вэнь Цзябао: весомые экономические аргументы Китая. Исландия – Китай: заявка на перспективное партнерство//ИТАР-ТАСС. 14.05.2012.URL: http://www.rodon.org/polit-120514092207( дата обращения: 1.05.2017)
35. Журавель В. П. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика, экономика, безопасность // АиС. 2016. №24 С.112-144.
36. Канада и Китай подписали соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций // Тасс — Инфомационное агентство России, 9.09.2012.,URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/604062( дата обращения: 1.05.2017)
37. Карлусов В. В. Арктика в системе глобальных приоритетов Пекина: взгляд из России // Вестник МГИМО. 2012. №5 С.24-32.
38. Китайцы начали коммерческое освоение Северного морского пути URL:http://www.newsru.com/arch/finance/10sep2013/nrthmpssgecnship.htm (дата обращения: 19.03.2017)
39. Китайская CNPC внесла в проект "Ямал-СПГ" 1,480 млрд долларов//ИТАР ТАСС, 25.03.2014.URL: http://tass.ru/ekonomika/1003729( дата обращения: 1.05.2017)
40. Китайско-скандинавский исследовательский центр (CNARC)URL: http://www.cnarc.info (дата обращения: 19.03.2017)
41. Комиссина И.Н. Арктический вектор внешней политики Китая // ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ. - № 1 (28). – 2015. – С. 54-73.
42. Конышев В.Н., Кобзева М. А.Политика Китая в Арктике: традиции и современность // Сравнительная политика. 2017. №1 С.77-92.
43. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Освоение природных ресурсов Арктики: пути сотрудничества России с Китаем в интересах будущего // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №39 С.2-9.
44. Корзун В.А. Интересы России в новых геополитических условиях в Мировом океане. М.: Наука, 2005. С. 303.
45. Криворотов А. К. Арктическая активизация Китая: взгляд из Скандинавии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2013. №18 С.158-192.
46. Лабюк А. И. Политика КНР в Арктическом регионе: государственные и коммерческие проекты // Россия и АТР. 2016. №1 (91) С.96-106.
47. Ли Чуаньсюнь. Энергетическая стратегия Китая на период до 2020 г.// Таможенная политика России на Дальнем Востоке № 1 (46) / 200946.
48. Мазур И. И. Арктика – точка бифуркации в развитии глобального мира// Век глобализации. 2010. №2.С.94
49. Максимов Н. Р. Арктика в XXI веке: интересы России и Китая // Арктика XXI век. Гуманитарные науки . 2013. №1 (1) С.22-29.
50. Матияк Л. А. Арктические стратагемы Пекина // Власть. 2016. №8 С.189-194.
51. Мировая поверхность льда. Антарктика и Арктика отдельно// TheWorldonly, 7.02.2017 URL: http://theworldonly.org/mirovaya-poverhnost-lda-arktika-i-arktika-otdelno/( дата обращения: 1.05.2017)
52. Министерство коммерции КНР// URL:http://russian.mofcom.gov.cn/ ( дата обращения: 30.04.2017)
53. Морозов Ю. В., Клименко А. Ф. Китай и другие государства Северо-Восточной Азии в «Арктической гонке» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20 С.173-191.
54. Николаев А. Н. Сотрудничество Китая и Исландии в Арктике // Арктика XXI век. Гуманитарные науки . 2016. №2 (8) С.57-66.
55. Паничкин И., Арктический совет — текущее состояние и перспективы развития // Морские вести России №11, 2013.URL: http://morvesti.ru/tems/detail.php?ID=53211( дата обращения: 30.04.2017)
56. Порцель А.К. Шпицберген, норвежская стратегия в Арктике//Арктика и Север № 15/2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/shpitsbergen-norvezhskaya-strategiya-v-arktike-i-interesy-rossii( дата обращения: 1.05.2017)
57. Растущее значение Арктческого Совета//Geoполитика.ru, 29.05.2013URL: https://www.geopolitica.ru/article/rastushchee-znachenie-arkticheskogo-soveta
58. Селищев Н. Китай направился в Арктику//Эхо планеты, №33, 2013URL: http://www.ekhoplanet.ru/other_print_556_21483shtml (дата обращения: 19.03.2017)
59. Скосырев В. Покой в 2015 году нам только снится // Независимая газета, 2014. 29 декабря.
60. Сюй Г. Интересы и политика Китая в Арктике: история, правовые основы и реализация // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 2. С. 52-62.
61. Харлампьева Н.К. Эволюция понятия «Арктика» // Наука и образование. Якутск, 2014. С. 5—8.
62. ХэЧжун. Совместные содействия возрождению Великого шелкового пути // Китай. 2014. № 5. С. 7.
63. Чэн Х. Стратегия Северного морского пути Китая:сотрудничество и конкуренция // Символ науки. 2016. №4-4 С.230-234.
64. ЧжаоПин-Деятельность Китая в Арктике (Чжунго дэ бэйцзи ходун) // Исследование в Арктике. ChinaOceanPress, 2011. С. 347—375.
65. Ягья В. С., Харлампьева Н. К., Лагутина М. Л. Арктика — новый регион внешней политики Китая // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. №1 С.43-52.
66. The Arctic Council //URL:http://:www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us/arctic-council-2/observers( дата обращения: 30.04.2017)
67. China and the Arctic: Objectives and Obstacles. U.S. - China Economic and Security Review Commission Staff Research Report.13.04.2012.URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China-and-the-Arctic_Apr2012.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
68. China Prepares for an Ice–free Arctic//SIPRI 2010.URL :http://books.sipri.org/product_info?c_product_id=402 ( дата обращения: 1.05.2017)
69. Cao Yong, Zhao Jinping. Progress of Chinese research in the Arctic physical oceanography during 2007—2010 // Advances in Polar Science. 2011. Vol. 22. N 4.P. 281—292.
70. Conde E. Global Challenges in the Arctic Region: Sovereignty, Environment and Geopolitical Balance / E. Conde, S. Iglesias Sánchez. Routledge, 2016. – 474 р.
71. Conley H. A. U.S.-Sino Relations in the Arctic: A Roadmap for Future Cooperation. Washington: Center for Strategic and International Studies, 2017. – 42 р.
72. Daly. C.K.. China’s penetration of the Canadian energy market // China Brief, 24 April 2014. URL: http://www.jamestown.org/programs/chinabrief/single/?tx_ttnews%5Btt_ news%5D=42259&tx_ttnews%5BbackPid%5D=25&cHash=e075194d0986f024753c16668 bf2aaab#.U34AQ1iSxmc( дата обращения: 1.05.2017)
73. Flake, L. E. Russia and China in the Arctic: A Team of Rivals // Strategic Analysis. - 2013. - Vol. 37. - No. 6. – Р. 681–687.
74. Hajduk F. The Arctic, new aim of China ́s foreign policy. URL:http://exclusiveejournal.sk/files/files/79/32/14/b30f10165b7240f5bc920cfb738c5849/b30f10165b7240f5bc920cfb738c5849.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
75. Hara К. East Asia-Arctic Relations: Boundary, Security and International Politics / K. Hara, K. Coates. MQUP, 2016. - 217 р.
76. Heininen L. Future Security of the Global Arctic: State Policy, Economic Security and Climate. Springer, 2016. - 141 р.
77. Hickey W. China Targets Greenland for Mining// The Epoch Time, 29.04.2013. URL: http://www.theepochtimes.com/n3/29249-china-targets-greenland-for-mining/( дата обращения: 1.05.2017)
78. Ikeshima T. China’s Interests in the Arctic: Threat or Opportunity?// Transcommunication. - Vol.1. - 2013. - Р. 73-84.
79. Jacobson L. Beijing’s Arctic Ambitions are not to be feared // Financial Times, 2013. May 20.
80. Jensen L. Ch. Handbook of the Politics of the Arctic / L. Ch. Jensen, G. Hønneland.Edward Elgar Publishing, 2015. - 640 р.
81. Jiang ,Y. China’s Role in Arctic Affairs in the Context of Global Governance // Strategic Analysis. – 2014. - Vol. 38. - No. 6. – Р. 913–916.
82. Koivurova T. Arctic Law and Governance: The Role of China and Finland / T. Koivurova, Q. Tianbao, S. Duyck, T. NykÃnen. Bloomsbury Publishing, 2017. - 312 р.
83. Lanteigne M. China’s emerging Arctic Strategies: economics and institutions. 2014.URL:http://ams.hi.is/wpcontent/uploads/2014/11/ChinasEmergingArcticStrategiesPDF_FIX2.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
84. Lunde L. Asian Countries and the Arctic Future / L. Lunde, J. Yang, I. Stensdal. World Scientific, 2015. - 312 р.
85. Maxie J. Russia’s arctic dreams have Chinese characteristics. 2016URL: http://www.nbr.org/research/activity.aspx?id=713 (дата обращения: 19.03.2017)
86. Murray R. W. International Relations and the Arctic: Understanding Policy and Governance / R. W. Murray, A. D. Nuttall. Cambria Press, 2014. - 742 р.
87. Nuttall M. Encyclopedia of the Arctic.Routledge, 2012. - 2380 р.
88. Osherenko G. The Age of the Arctic: Hot Conflicts and Cold Realities / G. Osherenko, O.R. Young. Cambridge University Press, 2005. - 316 р.
89. Peng, J., Wegge, N. China’s bilateral diplomacy in the Arctic // Polar Geography. – 2015. - Vol. 38. - No. 3. – Р. 233–249.
90. Ping S., Lanteigne M. China’s Developing Arctic Policies: Myths and Misconceptions // JCIR: Vol. 3. №. 1 (2015).– Р.67-84.
91. Sakhuja V. Asia and the Arctic: Narratives, Perspectives and Policies / V. Sakhuja, K. Narula. Springer, 2016. - 143 р.
92. Sun K. China and the Arctic: China’s Interests and Participation in the Region // The Centre for International Governance Innovation. - Paper №. 2. - 2013. – Р. 45-92.
93. The Northern Forum//URL: http://www.northernforum.org/ru/the-nf-ru/about-the-northern-forum( дата обращения: 30.04.2017)
94. Tonami A. Asian Foreign Policy in a Changing Arctic: The Diplomacy of Economy and Science at New Frontiers. Springer, 2016. - 140 р.
95. Virtanen V. The Arctic in world politics.The United States, Russia, and China in the Arctic – implications for Finland.Harvard University. 17.07.2013 URL: http://projects.iq.harvard.edu/files/fellows/files/virtanen.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
96. Wu F. China’s ascent in global governance and the Arctic // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2016. Вып. 2. – С.89-97.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ