Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №120589

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Понятие и сущность лидерства в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Условия формирования лидерских качеств у младших
школьников во внеурочной деятельности 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности 21
2.1 Изучение уровня сформированности лидерских качеств у младших
школьников 20
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по
формированию лидерских качеств у младших школьников 28
2.3 Контрольный этап эксперимента 35
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение А Тематическое планирование классных часов 50


Современный этап развития общества характеризуется постоянно изменяющимися условиями, которые требуют от каждого человека эффективно и мобильно реагировать на возникающие проблемы, принимать решения, адаптироваться к переменам. В связи с этим возрастает актуальность раскрытия личностного потенциала подрастающего поколения и формирования у него лидерских качеств.
Потребность формирования лидерских качеств у будущих граждан страны обсуждается на государственном уровне. Так, в проекте документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. подчеркивается приоритет гибких навыков в условиях глобализации: «Рынок труда требует людей, обладающих одновременно высокой стрессоустойчивостью, гибкостью мышления, адаптивностью и креативностью, готовых к организации самостоятельной деятельности в непривычных условиях, равно как и к командной работе в разных регионах и с отличающимися друг от друга стандартами и технологическими системами. Способность в сжатые сроки и при ограниченных ресурсах реализовывать проекты становится критически важной, требуется системное мышление, а также развитые лидерские качества. Современная школа пока не закладывает таких основ в нужном объеме» [18].
Проводить систематическую работу по формированию лидерских качеств необходимо, начиная с младшего школьного возраста. А.К. Суюндукова считает, что возрастные особенности младших школьников позволяют считать этот возрастной период сензитивным для формирования лидерских качеств: «Значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе» [37, с.45].
К проблеме формирования лидерских качеств обращались многие учёные, как отечественные, так и зарубежные. В исследованиях обнаруживаются разные точки зрения на проблему. На важность личностных детерминант обращал внимание Л.И. Божович [5], о типах лидерства писал И.С. Кон [22], специальные педагогические технологии формирования личности лидера разработал Т.Е. Вежевич [7] и другие.
Большим потенциалом для формирования лидерских качеств младших школьников является внеурочная деятельность. К вопросам изучения организации внеклассных мероприятий, способствующих развитию лидерских качеств у детей, обращались В.В. Бородина [6], Н.К. Воронина [10], А.В. Невзорова [29] и другие.
Тем не менее, до сих пор процессы формирования лидерских качеств младших школьников в психолого-педагогической литературе описаны недостаточно подробно и чётко, а исследования затрагивают в основном проблемы детей с неблагоприятным положением среди сверстников. В связи с этим представляется актуальной тема исследования: «Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования - сформировать лидерские качества у младших школьников во внеурочной деятельности путем проведения разработанного комплекса занятий.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - лидерские качества младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования лидерских качеств у младших школьников будет более эффективным, если:
- организовать внеурочную деятельность с применением комплекса занятий, направленного на формирование лидерских качеств;
- использовать метод проектов и различные приёмы переключения внимания, смены деятельности и эмоциональной разрядки;
- мотивировать младшего школьника на успех путем поощрения и приводить положительные примеры нравственных лидеров и поступков;
- привлекать обучающихся к участию в конкурсах, игровой деятельности (интеллектуальных или спортивных игр-соревнований, сюжетно-ролевых игр).
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- Выявить уровни сформированности лидерских качеств у учащихся начальной школы.
- Разработать и провести комплекс занятий по формированию лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
- Доказать эффективность разработанного содержания и приемов воспитания, включенных в комплекс занятий.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных работ по проблеме исследования); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент).
Практическая значимость. Комплекс занятий по формированию лидерских качеств может использоваться во внеурочной деятельности общеобразовательной школы.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что большинство авторов отмечают многогранность понятия «лидерство» и его относительный характер, тесно взаимосвязанный с членами группы. Среди множества трактовок лидерства можно выделить наиболее четкое и развернутое определение А. Л. Уманского, который понимает под данным термином результат взаимодействия членов малой группы в конкретный промежуток времени, на который влияет наличие качеств членов группы и их проявление. При этом под субъектом лидерства понимается представитель малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия, либо организующий вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми.
В соответствии с системным подходом, учитывающим и наличие личностных черт лидера, и особенности поведения группы, и характер возможных ситуаций, а также особенности современного общества, на основе научных исследований были выбраны наиболее важные лидерские качества, которые можно и нужно развивать у младшего школьника: социальная активность, самооценка, коммуникативные и организаторские склонности.
Проведенный анализ психолого-педагогической научной литературы позволяет выделить условия успешного формирования лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности: включение в тематику занятий положительных примеров нравственных лидеров и поступков; использование приёма переключения внимания, смены деятельности и эмоциональной разрядки; мотивировать младшего школьника на успех путем поощрения; привлекать обучающихся к участию в конкурсах, игровой деятельности (интеллектуальных или спортивных игр-соревнований, сюжетно-ролевых игр); использовать метод проектов.
Уровни сформированности лидерских качеств у учащихся начальной школы были выявлены во время проведения педагогического эксперимента, проведенного на основе подобранного комплекса диагностических методик. На констатирующем этапе эксперимента участники были распределены по трем уровням сформированности лидерских качеств. Уставлено, что в экспериментальной группе почти половина учеников - 48 % (10 человек) - находятся на низком уровне; только 19 % (4 человека) на высоком находится и 33 % (7 человек) - на среднем. В контрольной группе больше, чем у половины учеников преобладал низкий уровень лидерских качеств: 53 % (9 человек). Еще 35 % (6 человек) находились на среднем уровне, а 12 % (2 человека) - на высоком. Наиболее низкие показатели получены по уровню социальной активности и организаторским способностям, что может быть частично обусловлено возрастными особенностями второклассников.
На контрольном этапе педагогического эксперимента по итогам всех методик к высокому уровню лидерских качеств в экспериментальной группе отнесены на 24 % школьников больше, чем на первом этапе эксперимента. На среднем показатель увеличился на 17 %. Самые существенные изменения произошли на низком уровне: показатель снизился на 41 %. В контрольной группе произошли незначительные изменения: на 4 % выше на высоком, на 4 % - на среднем, на 8 % ниже - на низком.
Был разработан и проведен комплекс занятий по формированию лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности: беседу «Кто такой современный лидер?» и «Я - лидер»; игры «Сказочная социальная сеть», «Я и ты», «Мастерство оратора»; мозговой штурм «Я и моё будущее», проект «Лидер XXI века». Учителем использовался демократический стиль общения; дипломы за достижения на занятиях (портфолио); приёмы переключения внимания, смены деятельности и эмоциональной разрядки: (просмотр видео, наглядные материалы, презентации, физкультминутки, музыкальное сопровождение); различные приемы интерактивного взаимодействия, творчество, Интернет. Включение в тематику занятий положительных примеров нравственных лидеров и поступков (демонстрация видеороликов, рассказы учеников о тех, кого они сами считают примером) помогло ребятам сориентироваться и получить пример для подражания. Использование приёмов переключения внимания, смены деятельности и эмоциональной разрядки способствовало повышению заинтересованности на занятии, уровню восприятия информации. Привлечение обучающихся к участию в конкурсах и игровой деятельности дало возможность ребятам получить опыт преодоления трудностей и препятствий, использование метода проектов позволило ребятам развиваться в совместной с коллективом деятельности, планировании и взаимодействии.
Эффективность разработанного содержания занятий, включенных в комплекс, доказана результатами педагогического эксперимента. Уровень сформированности лидерских качеств у школьников значительно повысился в экспериментальной группе в результате проведения формирующего этапа эксперимента, в то время как в контрольной группе не произошло достаточно существенных изменений, следовательно, классные часы оказали положительное влияние на уровень сформированности лидерских качеств младших школьников.



1. Авдеев П. А. Современный взгляд на формирование стилей
лидерства в организации // Перспективы мировой экономики в условиях неопределенности: материалы научно-практических конференций. М.:
ВАВТ, 2013. 452 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.
3. Ахмедова Г. У. Методы формирования общественных ценностей у
учащихся начальных классов во внеурочной деятельности // Вопросы науки и образования. 2020. №3 (87). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metody-
formirovaniya-obschestvennyh-tsennostey-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-vo- vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.02.2021).
4. Беннис У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. М.: Вильяме, 2006. 208 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: 2009. 398 с.
6. Бородина В. В. Внеурочная деятельность как пространство
формирования лидерских качеств у старшеклассников // Инновационная наука. 2015. №1-2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vneurochnaya-
deyatelnost-kak-prostranstvo-formirovaniya-liderskih-kachestv-u- starsheklassnikov (дата обращения: 27.01.2021).
7. Вежевич Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Улан-Удэ, 2001. 198 c.
8. Викторова В. В. Младший школьный возраст как период
нравственного становления личности // Вестник МГУКИ. 2013. №5 (55). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-
nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 09.02.2021).
9. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Л. 1989. 234 с.
10. Воронина Н. К. Теоретико-методологические подходы к
воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. №3. 2012. Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-vospitaniyu-liderskih-kachestv-podrostkov-v-usloviyah-sovremennoy-gimnazii(дата обращения: 27.01.2021).
11. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб. : Союз, 2006. 143 с.
12. Горбунова Н. В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/proektnaya-deyatelnost-i-proektnye- metody-v-obrazovanii(дата обращения: 11.02.2021).
13. Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания. М.: Academia, 2016. 176 c.
14. Жеребова Н. С. К вопросу о механизме выдвижения лидеров в студенческих группах. // Личность и группа (опыт социально психологического исследования). Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 195 с.
15. Загурская С. Н. Психолого-коммуникативные факторы
формирования личности лидера в социуме // Приволжский научный вестник. 2013. №7 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-
kommunikativnye-faktory-formirovaniya-lichnosti-lidera-v-sotsiume (дата
обращения: 05.02.2021).
16. Зацепин В. И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. Руководство и лидерство (опыт социально-психологического исследования): Сб. науч. трудов. Л. 1973. С. 78-93.
17. Канаев И. И. Фрэнсис Гальтон. 1822-1911. Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. 134 с.
18. Ключевые направления развития российского образования для
достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.phpZstati-opublikovannye- uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035(gaTa обращения: 26.01.2021)
19. Ковина М. В. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста и факторы их успешного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2020. №VI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detey- mladshego-shkolnogo-vozrasta-i-faktory-ih-uspeshnogo-obucheniya (дата
обращения: 09.02.2021).
20. Коган Л. Н. Гармоничность личности как социальная и педагогическая проблема // Социально-педагогические проблемы формирования личности. Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1982. С. 3-11.
21. Колосков И. А. Современные подходы к теории лидерства // Вестник РМАТ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye- podhody-k-teorii-liderstva (дата обращения: 04.02.2021).
22. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат. 1967. 383 с.
23. Кондакова И. В., Долгошеева Е. В., Корякина Г. А. Особенности
организации проектной деятельности обучающихся начальных классов // Ped.Rev.. 2020. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 09.02.2021).
24. Косова В. В., Макарчук Я. В. О формировании лидерских качеств у
младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2019. №4 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii- liderskih-kachestv-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата
обращения: 09.02.2021).
25. Леонова Е. И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности: дис. ...канд.пед.наук: 13.00.05. Казань, 2011. 186 с.
26. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Academia, 2005. 352 с.
Т1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие. Москва : Смысл : Академия, 2010. 509 с.
28. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности. В сб.: Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975. с.134¬155.
29. Невзорова А. В. Формирование лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie- liderskih-kachestv-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti(дата обращения: 21.01.2021).
30. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003. 616 с.
31. Петровский А. В. Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. 415 с.
32. Радченко Л. Классификация видов управления // Вопросы теории и практики управления. 1994. №4. 159с.
33. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2018. 330 с.
34. Рунова Т. А. Приёмы работы над проектом во внеурочной
деятельности // Школьные технологии. 2019. №5. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/priyomy-raboty-nad-proektom-vo-vneurochnoy- deyatelnosti(дата обращения: 09.02.2021).
35. Ручко Л. С. Содержание и организация мониторинга эффективности
внеурочной деятельности школьников // Народное образование. 2019. №2 (1413). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/soderzhanie-i-organizatsiya-
monitoringa-effektivnosti-vneurochnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата
обращения: 09.02.2021).
36. Салангина Н. Я. Классификация форм внеурочной деятельности //
Вестник МГУКИ. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/klassifikatsiya-form-vneurochnoy-deyatelnosti(дата обращения: 09.02.2021).
37. Суюндукова А. К. Формирование у младших школьников лидерских качествкак педагогическая проблема // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010380(дата обращения: 26.01.2021).
38. Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства // Ярославский педагогический вестник. 2004. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-pedagogicheskoe-soprovozhdenie- detskogo-liderstva-1(дата обращения: 04.02.2021).
39. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. М. : Наука, 1975. 184 с.
40. Фасадулаева Ф. Р., Абдулшехидова Х. Э., Магомедханова У. Ш.
Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников // МНКО. 2020. №6 (85). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-kak-sredstvo-formirovaniya- kommunikativnoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 09.02.2021).
41. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Экспресс- диагностика организаторских способностей // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.272-273.
42. Яхьяева А. Х. Младший школьный возраст: психолого¬
педагогические условия развития интеллектуальных способностей // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. №4 (100). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-psihologo- pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-intellektualnyh-sposobnostey (дата
обращения: 09.02.2021).
43. Bogardus E. S. Leaders and Leadership. New York: Appleton-Century, 1984. 463 P.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ