Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы правовой защиты товарного знака в предпринимательской деятельности

Работа №118681

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

предпринимательское право

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Товарный знак как объект интеллектуальной собственности: история и современность 8
1.1 Общая характеристика истории возникновения товарного знака 8
1.2 Понятие и правовая природа товарного знака как объекта правовой охраны в современной России 12
Глава 2. Проблемы регистрации и использования товарных знаков, а также распоряжения правами на товарные знаки 23
2.1 Общая характеристика регистрации товарного знака 23
2.2 Проблемы регистрации «нетрадиционных» товарных знаков 30
2.3 Правовое регулирование использования товарных знаков и распоряжения правами на товарные знаки 33
Глава 3. Особенности обеспечения правовой защиты товарного знака в предпринимательской деятельности 38
3.1 Понятие и состав нарушения права на товарный знак 38
3.2 Общая характеристика нарушений права на широко известные товарные знаки 41
3.3 Ответственность за нарушение права на товарный знак 45
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 69

Права на разнообразные результаты интеллектуальной собственности и способы их защиты в контексте осуществляемых в стране рыночных отношений в современных условиях являются достаточно обсуждаемой темой - как на уровне научных исследований, так и в правоприменительной практике.
Проблематика правового регулирования прав интеллектуальной собственности базируется на создании и поддержании определённого баланса интересов в современном российском обществе.
Фирменные наименования и товарные знаки, будучи средствами индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности, являются, при этом, необычным и достаточно специфическим объектом правовой защиты. Даже самые простейшие средства индивидуализации пользуются защитой, которая предоставляется как на основе национального права, так и на международно-правовом уровне.
Коммерческая ценность товарных знаков, как средств индивидуализации, с каждым годом возрастает, соответственно, всё больше представителей коммерческого сектора воспринимают товарный знак как корпоративных актив. Данная тенденция мотивирует как представителей бизнеса, так и специалистов в сфере юриспруденции уделять гораздо большее внимание повышению эффективности правовой охраны подобных объектов.
Товарный знак в контексте осуществления предпринимательской деятельности в условиях современных рыночных отношений реализует определённый перечень присущих именно ему функций, являясь способом передачи широкому кругу лиц информации, основываясь на которой у потенциального потребителя формируется намерение приобрести конкретный товар или услугу.
Такого рода поведение потребителя объясняется наличием у него предшествующего опыта, полученного при покупке товара или услуги, что подталкивает его к очередному приобретению и потреблению. Этот феномен возникает благодаря наличию у продукта (услуги) с товарным знаком конкретного правообладателя положительной и, порой, безупречной репутации в глазах потребителя.
Становление положительной репутации в ряде ситуаций находится в прямой зависимости от товарного знака как средства индивидуализации. В данном случае имеет ключевое значение, чтобы товарный знак в полной мере отражал индивидуализирующие качества товара (услуги), способствуя узнаванию для потребителя, который намеревается приобрести товар (услугу).
Для поддержания конкурентоспособности другие представители коммерческой сферы должны стремиться сделать свою продукцию наиболее привлекательной для потребителя, что вызывает произведения вложений конкурентом, возможно даже больших, чем вложений, ранее произведенных обладателем товарного знака, уже заслужившего положительную репутацию и узнаваемость в потребительской среде.
Впрочем, стремясь минимизировать существенные вложения ресурсов в узнаваемость и привлекательность своего товарного знака, на практике участились случаи, когда недобросовестные конкуренты правообладателя выбирают наиболее лёгкий и противоречащий закону путь, заключающийся в использовании товарного знака правообладателя или схожего с ним в своей предпринимательской деятельности, формируя тем самым благоприятные условия для получения дохода без ощутимых финансовых и временных затрат.
По своей сути, такой способ действия является противоправным использованием положительной репутации правообладателя путём введения потребителя в заблуждение. Покупая товар, маркированный знакомым товарным знаком правообладателя, потребитель предполагает, что данный товар произведён именно правообладателем, а не кем -то, кто старается выдать свой товар (обычно, более низкого качества) за товар законного владельца товарного знака. В результате, недобросовестный предприниматель получает конкурентные преимущества, основанные на обмане потребителя и лишающие тем самым товарный знак возможности реализовать его функции.
В современном российском государстве продолжает увеличиваться количество юридических споров, тем или иным образом связанных с товарными обозначениями. Как подтверждается экспертами, «воплощаются неправомерные стратегии «захвата» чужого бренда, аккумулирования товарных знаков без целей их использования. Учащаются случаи, когда правообладатели стараются обогатиться на предъявлении исков о защите нарушенных прав на товарные знаки» [16, с. 46]. В таких условиях безусловную важность приобретает, с одной стороны, повышение действенности механизма защиты интересов правообладателей, а с другой - обеспечение пресечения возможных недобросовестных действий со стороны самих правообладателей. Существующее в Российской Федерации правовое регулирование исключительных прав на товарные знаки говорит о острой потребности в более тщательном и обстоятельном исследовании и обновлении законоположений в рассматриваемой сфере.
Сказанное обуславливает актуальность темы научного исследования.
Целью исследования является анализ регистрации и последующего использования товарных знаков близких до смешения с ранее зарегистрированными.
Задачи исследования:
• Рассмотреть в ретроспективе товарный знак как объект интеллектуальной собственности;
• Изучить проблемы регистрации и использования товарных знаков, а также распоряжения правами на товарные знаки;
• Проанализировать особенности обеспечения правовой защиты товарного знака в рамках предпринимательской деятельности.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области правовой защиты товарного знака в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты и материалы юридической практики, регулирующие вопросы защиты товарного знака.
Методологическую базу исследования сформировали такие методы, как диалектический; исторический; формально-логический; формально - юридический; сравнительно-правовой; функциональный и др.
Рассматриваемые в работе вопросы получили своё развитие в научных трудах многих отечественных учёных, таких как: Агеев Д. В., Армстронг Г.Э., Вонг В., Ворожевич А.С., Бабкин С.А., Беляев В.И., Близнец И. А., Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гульбин Ю.Т., Дмитриев В.А., Карунная Я.А., Кобякова Д.Е., Кондратьева Е.А., Косунова Д.Д., Клеймёнов М.О. Кузьмина М.В., Михеева И.В., Мурзин Д.В., Новоселова Л.А., Орлова В.В., Пермякова Н. А., Решетникова А.А., Розенберг В.В., Серго А.Г., Соломоник А., Судариков С.А., Тюлькин А.А., Цахаев Р.К., Цветкова М.В. и других авторов.
В рамках настоящего магистерского исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту, отражающие его новизну и практическую значимость:
Во-первых, на основе анализа научных мнений и материалов правоприменительной практики, сделан вывод о допустимости использования категорий «товарный знак» и «торговая марка» в качестве понятий-синонимов.
Во-вторых, сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства и правоприменительной практики в отношении регистрации в качестве товарных знаков нетрадиционных обозначений - как визуальных, так и невизуальных. В этой связи, критерий, которому должно соответствовать нетрадиционное обозначение, следует сформулировать как «возможность его объективного представления, в любой, доступной органам чувств, форме».
В-третьих, сделан содержательный вывод о том, что в качестве нарушения прав на товарный знак следует признавать использование тождественного или сходного с товарным знаком обозначения в целях идентификации источника происхождения товара (услуги) и при введении потребителей в заблуждение. Правоприменителю следует отказаться от формального подхода и исходить из сущностного назначения товарного знака, а также фактического характера наступивших последствий.
В-четвертых, представляется необходимым усилить правовую защиту широко используемых товарных знаков, не получивших статус общеизвестных, путём предоставления правообладателю таких знаков возможности эффективной защиты своих прав в случае использования правонарушителем товарного знака в отношение неоднородных с правообладателем товаров, при условии наличия должной аргументации правообладателя, подтверждающей широкую известность его товарного знака.
Структура магистерского исследования: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования, резюмируем следующие выводы.
В современном российском государстве продолжает увеличиваться количество юридических споров, тем или иным образом связанных с товарными обозначениями. Как подтверждается экспертами, «воплощаются неправомерные стратегии «захвата» чужого бренда, аккумулирования товарных знаков без целей их использования. Учащаются случаи, когда правообладатели стараются обогатиться на предъявлении исков о защите нарушенных прав на товарные знаки». В таких условиях безусловную важность приобретает, с одной стороны, повышение действенности механизма защиты интересов правообладателей, а с другой - обеспечение пресечения возможных недобросовестных действий со стороны самих правообладателей. Существующее в Российской Федерации правовое регулирование исключительных прав на товарные знаки говорит о острой потребности в более тщательном и обстоятельном исследовании и обновлении законоположений в рассматриваемой сфере.
Проблематика правового регулирования прав интеллектуальной собственности базируется на создании и поддержании определённого баланса интересов в современном российском обществе.
Фирменные наименования и товарные знаки, будучи средствами индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности, являются, при этом, необычным и достаточно специфическим объектом правовой защиты. Даже самые простейшие средства индивидуализации пользуются защитой, которая предоставляется как на основе национального права, так и на международно -правовом уровне.
Коммерческая ценность товарных знаков, как средств индивидуализации, на протяжении всей истории своего существования лишь возрастала и воспринимались в качестве корпоративных активов.
Современное понимание и модель товарного знака имеет за плечами многовековую историю: начиная от метки, которую использовали для разделения своей от чужой собственности, до обозначения, используемого для отражения на выпускаемой продукции информации о её производителе. Первая практика использования товарного знака датируется древностью. В те времена их именовали тамгой и клеймом. Целевая деятельность национального законодателя по созданию механизмов, регламентировавших использование прообразов товарного знака, несколько отставало от общемировой тенденции. 1266 г. датируется вступление в законную силу первого в мировых масштабах закона о товарных знаках. Он был разработан английским законодателем и посвящен индивидуализации хлебной выпечки для гарантии его доброкачественности. Первый российский закон, упоминавший использование клейм, датируется 22 апрелем 1667 г.
Сейчас гражданское законодательство РФ воспринимает товарный знак в качестве обозначения, служащего для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Международным законодательством устанавливается, что в качестве товарного знака в соответствии с законодательными актами могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Российским законодателем признается, что нормы о товарных знаках соответственно применяются и к знакам обслуживания, т.е. обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых субъектами предпринимательской деятельности работ или оказываемых ими услуг. Употребление слов, в том числе имен нарицательных, зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги (в том числе способами, перечисленными в пункте 2 статьи 1484 ГК РФ), например, в письменных публикациях или устной речи.
Сейчас назрела необходимость по адаптации употребляемого понятия товарного знака в актуальным рыночным условиям. С этой целью некоторые авторы сформулировали новые подходы к определению товарного знака в XXI веке, одним из таковых является понимание товарного знака в качестве определенного обозначения, охраняемого нормами права и применяемого в качестве средства индивидуализации товаров юридических и физических лиц от однородных товаров других производителей. С учётом этого понятия требуется введение соответствующих изменений в ст. 1477 ГК РФ, посвящённой раскрытию понятия товарного знака.
Процедура государственной регистрации товарного знака состоит из следующих взаимосвязанных стадий: приём и регистрации заявки; официальная публикация в бюллетене и т.д.
В настоящее время определенные трудности обстоят при государственной регистрации и последующем использовании «нетрадиционных» видов товарных знаков. На общемировом уровне наблюдается разобщенный характер регистрации «нетрадиционных» товарных знаков.
Особо успешен в этом направлении опыт Германии, Великобритании и США. В российских реалиях указанная группа товарных знаков слабо распространена в силу ряда существенных проблем. Решение проблем, возникающих при регистрации «нетрадиционных» товарных знаков, позволит популяризировать их и обновить рынок непривычными видами средств индивидуализации. Российским законодателем ведется незначительная деятельность по этому направлению.
Для ускорения его темпов необходимо проанализировать и принять успешный опыт законодательства зарубежных стран, касающегося регистрации «нетрадиционных» товарных знаков. При этом следует признать нежизненность некоторых видов «нетрадиционных» товарных знаков в российских условиях, поскольку для их регистрации и хранения необходимы существенные затраты ресурсов и соответствующий уровень развития техники
Использование исключительного права на товарный знак разрешается любым, не противоречащим закону, способом.
При этом правообладателю следует помнить, что длительный период неиспользования товарного знака (более трёх лет), зарегистрированного в установленном порядке, является основанием для прекращения действия на него правовой охраны. Распоряжение правами на товарный знак разрешается на основании лицензионных договоров.
Нарушением права на товарный знак признаётся: размещение на товарах, этикетках, упаковках товаров товарного знака на незаконных основаниях или сходных с ним до степени смешения обозначения (контрафакция): предложение к продаже товаров с незаконным использованием товарного знака, нанесенных без согласия его законного правообладателя; размещение товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации без соответствующего согласия правообладателя и другие случаи.
Состав нарушения права на товарный знак складывается из четырех критериев - объекта, субъекта, объективной стороны, субъективной стороны правонарушения.
Сложившаяся правоприменительная практика говорит о том, что при аннулировании «младшего товарного знака» нет никаких гарантий полного восстановления имущественного положения и деловой репутации обладателя «старшего товарного знака»: в ситуации, когда использование известного бренда может ввести в заблуждение потребителей, правообладатель в любом случае будет нести имущественные потери, аналогичные тем, что имеют место при классическом нарушении исключительного права.
При этом требовать в судебном порядке компенсации не всегда представляется возможно при действующем правовом регулировании, поскольку п. 3 ст. 1484 ГК РФ к числу нарушений исключительного права на товарный знак относит лишь использование без соответствующего разрешения правообладателя сходного с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
На сегодняшний день существует несколько инструментов защиты прав на товарный знак. Гражданское (ст. 1515 ГК РФ), административно - деликтное (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовное (ст. 180 УК РФ) законодательство устанавливают меры юридической ответственности за нарушение прав на товарный знак.


1. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с.
2. Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно- практический). Части 1, 2, 3, 4 / под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Екатеринбург, 2016. - 1325 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 52 (ч. I). 25.12.2006. ст. 5496
4. Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М., 2009. - 1294 с.
5. Гаврилов Э.П. Комментарий к гл. 69, 70, 71, 76 ч. 4 ГК РФ. М., 2008. - 205 с.
6. Гражданское право: Учебник в 3-х томах / Под ред. А.П. Сергеева. - М., 2016. - 498 с.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс
8. Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (Подписан в г. Москве 03.02.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс
9. Добрыдин Н.М. Содержание права на товарный знак в соответствии с российским законодательством: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - 190 с.
10. Евдокимова М.В. Совершенствование российского законодательства по товарным знакам с учетом законодательства США и практики его применения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. - 158 с.
11. Закурдаева О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2006. № 11. - С. 60 - 64
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» // СПС КонсультантПлюс
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1991. - 657 с.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. ст. 1.
15. Леонтьев Б. Принципы и механизмы системной борьбы с контрафакцией // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2016. - № 4. - С. 41 - 49.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ