Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования культуры здорового образа жизни младшего школьника 8
1.1 Особенности проявления здоровья и здорового образа жизни младшего школьника 8
1.2 Методы и средства формирования основ культуры здорового образа жизни у младшего школьника в процессе обучения 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ культуры здорового образа жизни у младшего школьника 20
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры здорового образа жизни у младшего школьника 20
2.2 Содержание работы по формированию основ культуры здорового образа жизни у младшего школьника 31
2.3 Результаты исследования 36
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 50
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента 52
Приложение В Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента 54
Приложение Г Тематическое планирование 56
Приложение Д Конспекты занятий 59
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования нацелен на то, чтобы реализовывать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель обучения. Целью ФГОС является формирование личности обучающихся, их ценностных ориентаций, творческого потенциала, поскольку общество нуждается в творческих личностях, способных к активной самореализации.
Вместе с тем, проблема формирования культуры здорового образа жизни и ценностных ориентиров школьников и педагогических условий их формирования на сегодняшний день изучена недостаточно. В педагогической теории и практике нарастает необходимость творческого подхода к разработке новых авторских приемов, игр, материалов, развивающих культуру здорового образа жизни и ценностные ориентиры детей младшего школьного возраста.
Исследования показывают, что забота о своем здоровье для современного человека становится важнейшей составляющей жизни. Согласно утверждениям европейцев, во многих странах вопрос здоровья выходит на первое место среди таких приоритетов, как чувство безопасности и стабильности, а также экологии. Например, 95% граждан Германии в первую очередь волнует вопрос их самочувствия. Не отстают от них американцы, японцы и канадцы. Также данная проблема актуальна и для России. Здоровый образ жизни завоёвывает особенную актуальность в последнее время, поскольку в эпоху прогресса и развития всевозможных технологий на человеческий организм оказывают влияние разнообразного рода нагрузки, которые связаны как с усложнением структуры общества, так и с ростом экологических, техногенных, психологических, политических и военных влияний, которые могут стать причиной неблагоприятных сдвигов здоровья людей.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающими требованиями к уровню личностной включенности ребенка в учебную деятельность, а также повышением интереса к индивидуальному своеобразию способов, которые использует ребенок, чтобы оперировать информацией об окружающем мире. В связи с чем необходимым становится изучение педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни школьников, определяющих степень их активности, ориентировки в действительности, а также качество межличностных отношений.
Вопросы развития и формирования потребностей в здоровом образе жизни у младших школьников рассмотрены в многочисленных работах таких исследователей, как Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.
Отметим, что огромное влияние на формирование культуры здорового образа жизни и школьников оказывает специально организованная работа в данном направлении. Однако практики формирования культуры здорового образа жизни младших школьников недостаточно.
На основании вышеизложенного, было установлено противоречие между необходимостью формирования культуры здорового образа жизни младших школьников и недостаточным использованием специально организованной работы в данном процессе. Также анализ педагогической литературы по проблеме доказывает, что педагогические модели формирования культуры здорового образа жизни младших школьников недостаточно освящены и проработаны.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в условиях общеобразовательной школы?
Учитывая указанные выше противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым человека здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий и технологий формирования такой личности, начиная с младших классов, данное исследование весьма актуально.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у младшего школьника».
Цель исследования: формирование основ культуры здорового образа жизни у младшего школьника в процессе обучения в школе.
Объект исследования: процесс обучения младшего школьника.
Предмет исследования: формирование основ культуры здорового образа жизни у младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры здорового образа жизни младшего школьника в условиях общеобразовательной школы будет эффективен, если:
• отобраны занятия по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников с учетом возрастных особенностей детей;
• разработаны и апробирована совместная деятельность взрослого и детей в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования здорового образа жизни в педагогической литературе;
2. Провести диагностику уровня сформированности культуры здорового образа жизни у младших школьников;
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников;
4. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников может быть использовано в образовательном процессе общеобразовательных школ.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №4.
В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 7-8 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками.
В ходе анализа проблемы формирования здорового образа жизни в педагогической литературе установлено, что здоровый образ жизни - это целенаправленная работа человека над совершенствованием своего здоровья с целью профилактики заболеваний и повышения общего качества жизни. Основные составляющие здорового образа жизни - это здоровое питание, физическая активность, отдых и отказ от вредных привычек, соблюдение распорядка дня, личная гигиена, закаливание, позитивная психологическая обстановка. Младшим школьным считается возраст с 6 - 7 до 10 - 11 лет. Основными целями формировании культуры здорового образа жизни младших школьников в условиях общеобразовательной школы выступают: популяризация ЗОЖ, его принятие на поведенческом уровне; установление диалога с целью выявления общности интересов и представлений; выстраивание доверительного отношения к информации о ЗОЖ со стороны детей и их родителей; обеспечение понимания населением детьми о ЗОЖ. Основной целью мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников в условиях общеобразовательной школы заключается в создании необходимых для этого условий. Основным методом выступает физическое воспитание. Физическое воспитание - одна из частей физической культуры, представляющая собой педагогический процесс, который направлен на формирование двигательных навыков, психофизических качеств и достижение физического совершенства. Все технологии физического воспитания детей, реализуемые в рамках спортивной школы, в первую очередь опираются на ориентиры состояния здоровья и физического развития детей. Любая технология физического воспитания направлена на формирование у детей здорового образа жизни (ЗОЖ). Известно, что самый эффективный метод деятельности младшего школьника - это игра.
В результате диагностики уровня сформированности культуры здорового образа жизни у младших школьников было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности культуры здорового образа жизни 45% детей, средним 55%, высокого уровня не выявлено. В контрольной группе выявлено, что 45% детей обладает низким уровнем, у 55% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не выявлено. Полученные результаты исследования обосновали необходимость проведения работы по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
При разработке и апробации содержания работы по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников было установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в условиях общеобразовательной школы будет эффективен, если:
• отобраны занятия по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников с учетом возрастных особенностей детей;
• разработаны и апробирована совместная деятельность взрослого и детей в образовательном процессе.
Проанализировав результаты исследования, было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 10%, когда на констатирующем этапе он составлял 45%. Средний уровень возрос с 55% до 70%, высокий с 0% до 20%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 45% (45% констатирующий этап). Средний уровень 55% (было 5%). Изменений не наблюдается.
Анализ результатов показал, что разработанное содержание работы по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников является эффективным.
1. Агеевец В.У. и др. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. М. : Физкультура, образование и наука, 2016. 450 с.
2. Акимова Л.Н. Психология спорта. Одесса: Студия «Негоциант», 2014. 291 с.
3. Байер К. Здоровый образ жизни. М. : Мир, 2016. 368 c.
4. Батуев A.C. Критические периоды детства и среда воспитания (начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка) // Мир психологии. 2015. №1. 148 с.
5. Безруких М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. М. : Просвещение, 2016. 128 c.
6. Блюменталь, Бретт Год, прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни. М. : Альпина Паблишер, 2016. 450 c.
7. Божович JI. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М. : Международная педагогическая академия, 2015. 212 с.
8. Васильева Д. Молодежь и здоровье // Пока не поздно. 2014. № 11. С. 3.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. : Просвещение, 2015. 295 с.
10. Дорофеева, Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности // Прикладная психология. 2014. № 3. 116 с.
11. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М. : Флинта, 2016. 560 c.
12. Ерофеева Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей школьного возраста. М. : Проф. образование, 2016. 296 с.
13. Куценко Г. И. Книга о здоровом образе жизни. М. : Профиздат, 2015. 256 с.
14. Максачук Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения. М. : Компания Спутник +, 2018. 104 с.
15. Медик В. А. Состояние здоровья, условия и образ жизни современных спортсменов. М. : Медицина, 2016. 144 с.
...