Формирование умений и навыков изготовления ювелирных изделий у студентов 2 курса «Проектирование, технология и производственное мастерство» (направление подготовки 54.03.02 декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль художественная обработка металла)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
1.1. Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навыки» 11
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков 20
1.3. Особенности формирования практических умений и навыков у студентов направления подготовки «художественная обработка металла» в современной системе высшего профессионального образования 27
1.4. Модель методической системы по формированию умений и навыков изготовления ювелирных изделий посредством специальных упражнений в рамках дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 49
ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО»
2.1. Диагностика начального уровня практических умений и навыков по изготовлению ювелирных изделий у студентов направления подготовки «художественная обработка металла» 51
2.2. Экспериментальная работа по формированию практических умений и навыков при изготовлении ювелирных изделий у студентов направления подготовки «художественная обработка металла» в рамках дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство» 66
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию практических умений и навыков при изготовлении ювелирных изделий у студентов направления подготовки «художественная обработка металла» 80
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Сфера ювелирного искусства представляет собой сложившуюся систему традиций и ценностей. Ювелирное искусство, как неотъемлемая часть культуры человека, несет в себе как утилитарно-практическую, так и художественно-эстетическую функции. Ювелирные изделия зачастую представляют собой предметы, выполнение преимущественного из драгоценных материалов, поэтому качество изготовления, предъявляемое к ювелирным объектам, должно быть однозначно высоким.
Современная ювелирная отрасль - это активная, динамически развивающая система. С каждым годом появляются новые прогрессивные технологии производства ювелирных украшений, которые требуют от мастеров-ювелиров высокий показатель технических и практических умений. К тому же, большинство покупателей в последние годы отдают предпочтение авторскому ювелирному искусству: потребители стремятся приобрести эксклюзивное ювелирное украшение, которое несет в себе не только практическую функцию, но и наполнено идейно-смысловой составляющей. Такая категория ювелирных украшений, как правило, отличается от изделий массового производства индивидуальным неповторимым дизайном и композиционным решением, нестандартным использованием материалов, сочетанием нескольких ювелирных техник в одном изделии. Поэтому, процесс создания авторского ювелирного объекта - это технически сложный набор профессиональных операций, который требует от мастера-ювелира высокие практические и теоретические знания, умения и навыки.
Современная система высшего профессионального образования по направлению подготовки «художественная обработка металла» - это сочетание теоретических и практических дисциплин, которые направлены на формирование высококвалифицированного, востребованного на ювелирном рынке грамотного специалиста, который совмещает в себе высокий уровень технических навыков и умений при изготовлении ювелирных изделий, теоретических знаний в сфере ювелирного искусства, и творчески-активную личность, способную воплощать в ювелирном объекте художественный образ.
Актуальность исследования формирование практических умений и навыков при изготовлении ювелирных украшений подтверждается совокупностью следующих факторов:
• ювелирные украшения, как объекты, выполненные с использованием драгоценных и полудрагоценных материалов, требуют соблюдение правил технологической художественной обработки;
• использование нестандартных технологий и материалов при изготовлении ювелирных украшений предполагает наличие особых специализированных навыков и умений;
• современная ювелирная отрасль для своего развития нуждается в профессиональных высококвалифицированных кадрах;
• появление новых технологий производства ювелирных украшений требуют от мастера-ювелира высокие показатели навыков и умений.
На протяжении долгого времени система ювелирного образования строилась на репродуктивном принципе: учащиеся воспроизводили деятельность ювелира-мастера, который в свою очередь передавал накопленный опыт из поколения в поколение. На современном этапе наглядный метод обучения не утратил своей актуальности. Немногочисленный состав студенческих групп позволяет осуществить личностно-ориентированный и индивидуальный подходы в обучении. Преподаватель, который также обязан обладать высоким уровнем мастерства, при помощи наглядной демонстрации той или иной профессиональной операции при изготовлении ювелирного изделия, объясняет студенту-ювелиру особенности технологического процесса.
В области ювелирного образования существуют два пособия по изготовлению ювелирных украшений, которые существуют еще с прошлого века, но являются главными и на сегодняшний день. Это «Теория и практика ювелирного дела» автора Э. Бреполь и «Ювелирное дело» В.И. Марченкова. Данные практические пособия содержат, как теоретические материалы о ювелирных технологиях, так и описание процесса производства ювелирного изделия. Ценность данных трудов безусловна. Но актуализация системы обучения профессиональным умениям и навыкам необходима, так как данные учебные материалы не учитывают современные тенденции развития ювелирной промышленности, а новые методические материалы для обучения техникам ювелирного мастерства практически не издаются.
Таким образом, в системе высшего профессионального образования по направлению подготовки «художественная обработка металла» существует противоречие: между требованиями, предъявляемыми к современному высококвалифицированному специалисту в области ювелирного искусства и нерешенности проблем в системе педагогического образования студентов - ювелиров. Из данного противоречия вытекает главная проблема диссертационного исследования: какими педагогическими методами и средствами увеличить показатель сформированности у студентов-ювелиров практических умений и навыков при изготовлении ювелирных украшений. Обращение к данной проблеме способствовало выбору темы магистерской диссертации: «Формирование умений и навыков изготовления ювелирных изделий у студентов 2 курса направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы профиль Художественная обработка металла посредством специальных упражнений в рамках дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство».
Объектом данного научного исследования является учебновоспитательный процесс по формированию практических умений и навыков при изготовлении ювелирных украшений у студентов 2 курса направления подготовки «художественная обработка металла».
Предметом научного исследования выступает методика формирования практических умений и навыков при изготовлении ювелирных украшений посредством разработки системы специальных упражнений.
Цель научно-исследовательской работы: разработать и экспериментально проверить педагогическую модель обучения по формированию практических умений и навыков изготовления ювелирных изделий в форме системы упражнений в рамках дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство», способствующую созданию образа высококвалифицированного специалиста в области ювелирной промышленности.
Гипотеза научно-исследовательской работы: формирование практических умений и навыков изготовления ювелирных изделий у студентов направления подготовки «художественная обработка металла» посредством системы специальных упражнений будет проходить успешно, если:
• интегрировать традиционные методы обучения ювелирной практике с современными подходами к производству ювелирных украшений;
• использовать современные технологии, материалы и ювелирное оборудование;
• в процессе обучения использованы индивидуальный, личностно-ориентированный, практико-ориентированный подходы;
• разработать и внедрить в обучение систему упражнений по формированию специализированных профессиональных умений и навыков;
• разработать и апробировать методические рекомендации по формированию профессиональных умений и навыков при изготовлении ювелирных изделий;
• разработать и применить в исследовательской практике критерии оценивания уровня сформированности практических умений и навыков студентов.
Цель научно-исследовательской работы предполагает решение следующих задач:
• на основе научной, научно-исследовательской, педагогической литературы изучить феномен понятий «умение» и «навык»;
• проанализировать современную систему высшего профессионального образования в области художественной обработки металла, выделить основные методы обучения изготовлению ювелирных изделий;
• определить основные психолого-педагогические направления по формированию практических умений и навыков изготовления ювелирных изделий;
• разработать модель методической системы по формированию практических умений и навыков изготовления ювелирных изделий;
• разработать содержание понятий «умение» и «навык» в области производства ювелирных изделий;
• разработать систему специальных упражнений по формированию профессиональных умений и навыков изготовления ювелирных изделий;
• экспериментально проверить эффективность разработанной модели по формированию профессиональных умений и навыков изготовления ювелирных изделий.
Методологическую основу научно-исследовательской работы составили: научные исследования по проблеме формирования умений С.Л. Рубенштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридман, А.В. Хуторского; учебные пособия по ювелирному искусству Э. Бреполя и В.И. Марченкова; исследования понятия «знание» И.Ф. Герберта, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина, П.И. Зинченко, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева; исследования понятий «умение и навык» Е.А. Климова, А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева; к проблеме формирований профессиональных навыков обращались современные педагоги Сарибекова Э.А., Куров Н.Л., Монахова Г.М., Бадаев В.С.
В процессе диссертационного исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: анализирование научной, научно-исследовательской, педагогической, профессионально-практической литературы, посвященной ювелирному искусству и ювелирному ремеслу. Эмпирические методы исследования: опрос, анкетирование, наблюдение, мониторинг, анализ студенческих работ по разработанным критериям оценки, констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что на основе проведенного анализа системы практического обучения студентов- ювелиров разработана педагогическая модель по формированию профессиональных умений и навыков изготовления ювелирных изделий, научно обоснованы педагогические условия осуществления образовательного процесса, выявлены благоприятные условия развития умений и навыков у студентов-ювелиров. Практическая реализация разработанной системы обучения по формированию специальных умений и навыков будет способствовать формированию профессиональных кадров в области ювелирного искусства.
Теоретическая значимость исследования:
• определено содержание понятий «умения» и «навыки» в ювелирном производстве;
• разработана модель развития и формирования профессиональных умений и навыков изготовления ювелирных изделий;
• разработана система упражнений по формированию практических умений и навыков при изготовлении ювелирных изделий в рамках дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство»;
• результаты теоретического исследования могут быть использованы в качестве обучающих материалов для студентов направления художественной обработки металла.
Практическая значимость: разработанная и проверенная на практике педагогическая модель может быть внедрена в системы обучения студентов- ювелиров на различных уровнях.
Этапы исследования. Процесс работы над магистерской диссертацией можно разделить на три этапа. Первый этап - аналитический, включает в себя: формирование темы научного исследования, исследование феномена «умение» и «навык», анализ системы высшего-профессионального образования в области ювелирного искусства (1.09.2016-25.12.2016). Второй этап - формирующий. На этом этапе разработана педагогическая модель по формированию практических умений и навыков при изготовлении ювелирных изделий, включающая комплекс специализированных упражнений (10.02.2017-25.06.2017), поставлен педагогический эксперимент по формированию профессиональных умений и навыков у студентов направления подготовки «Художественная обработка металла» в соответствии с разработанной программой обучения (1.09.2017-25.05.2018). На третьем этапе исследования - обобщающем - подведены итоги исследования, сделаны соответствующие выводы, дана оценка проделанной работе (25.05.2018-8.06.2018).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена: изучением, анализом научной, научно-исследовательской, педагогической, практической литературы, посвященных проблеме развития умений и навыков, особенностям системы практической подготовки студентов-ювелиров; экспериментальной проверкой в процессе педагогического эксперимента разработанной модели по развитию и формированию профессиональных умений и навыков при изготовлении ювелирных изделий у студентов направления подготовки «художественная обработка металла».
Степень личного вклада автора в научное исследование: исследование проводилось на базе учебных лабораторий кафедры «Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы» института изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета у студентов 2 курса группы ДПИб-1601а в составе 5 человек.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Диссертация изложена на 137 страницах машинописного текста, библиография включает 49 наименований, англоязычные источники - 8 наименований, приложение включает фото-материалы, фото работы студентов, таблицы результатов по итогам практических заданий, в приложении 34 страницы.
На защиту выносятся следующие положения:
• психолого-педагогические условия по формированию практических знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделий;
• модель методической системы по формированию практических знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделии;
• критерии и уровни оценки творческих работ студентов;
• система упражнений по формированию практических знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделий в техниках «филигрань» и «выпиловка».
Высшее профессиональное образование в области ювелирного искусства в соответствии с современными требованиями, предъявляемым к высококвалифицированному специалисту, представляет собой логически выстроенный образовательный процесс, направленный на развитие художественно-творческий, интеллектуальных и технологических способностей учащихся.
Высокий уровень развития знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделий, является важным структурным компонентом модели грамотного специалиста в области ювелирного искусства. Развитие системы профессиональных практических знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделий является неотъемлемой частью образовательного процесса в высшем учебном заведении. Поэтому, включение в практическую деятельность педагога необходимо включать систему упражнения по развитию профессиональных ЗУН изготовления ювелирных изделий.
В течение разработки системы упражнений «Формирование профессиональных умений и навыков изготовления ювелирных изделий в техниках филигрань и выпиловка» в рамках дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство» была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале диссертационного исследования: формирование практических умений и навыков изготовления ювелирных изделий у студентов направления подготовки «художественная обработка металла» посредством системы специальных упражнений будет проходить успешно, если:
• интегрировать традиционные методы обучения ювелирной практике с современными подходами к производству ювелирных украшений;
• использовать современные технологии, материалы и ювелирное оборудование;
• в процессе обучения использованы индивидуальный, личностно-ориентированный, практико-ориентированный подходы;
• разработать и внедрить в обучение систему упражнений по формированию специализированных профессиональных умений и навыков;
• разработать и апробировать методические рекомендации по формированию профессиональных умений и навыков при изготовлении ювелирных изделий;
• разработать и применить в исследовательской практике критерии оценивания уровня сформированности практических умений и навыков студентов.
Разработаны и внедрены в образовательный процесс модель методической системы и психолого-педагогические условия формирования профессиональных практических знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделий.
Таким образом, достигнута цель и решены поставленные задачи диссертационного исследования: разработана педагогическая модель обучения по формированию специальных профессиональных знаний, умений и навыков изготовления ювелирных украшений, появилась положительная динамика в развитии системы ЗУН у студентов. Эффективность обучающей программы была доказана в течение проведения педагогического эксперимента.
На основе теоретического и практического исследования, можно сделать следующие выводы:
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что на основе проведенного анализа системы практического обучения студентов - ювелиров разработана педагогическая модель по формированию профессиональных умений и навыков изготовления ювелирных изделий, научно обоснованы педагогические условия осуществления образовательного процесса, выявлены благоприятные условия развития умений и навыков у студентов-ювелиров. Практическая реализация разработанной системы обучения по формированию специальных умений и навыков будет способствовать формированию профессиональных кадров в области ювелирного искусства.
Теоретическая значимость исследования:
• определено содержание понятий «умения» и «навыки» в ювелирном производстве;
• разработана модель развития и формирования профессиональных умений и навыков изготовления ювелирных изделий;
• разработана система упражнений по формированию практических умений и навыков при изготовлении ювелирных изделий в рамках дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство»;
• результаты теоретического исследования могут быть использованы в качестве обучающих материалов для студентов направления художественной обработки металла.
Практическая значимость: разработанная и проверенная на практике педагогическая модель может быть внедрена в системы обучения студентов-ювелиров на различных уровнях.
Формированию специальных профессиональных технологических знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделий будут способствовать:
• изучение истории развития ювелирного искусства как в нашей стране, так и в мире в целом. Накопление опыта эстетических переживаний играет важную роль в формировании творческой личности студента;
• соединение новейших технологий и тенденций развития ювелирного искусства с традиционным художественным образованием;
• изучение различных направлений ювелирного искусства.
• соединение теоретической, творческой и практической подготовки в процессе построения образовательного процесса;
• поэтапное, последовательное формирование системы знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделий;
• учет эмоционально-психологических аспектов в организации учебного процесса.
Разработанная в диссертационном исследовании система упражнений по формированию специальных профессиональных практических знаний, умений и навыков изготовления ювелирных изделий будет способствовать развитию ЗУН у студентов, что является необходимой характеристикой выпускника направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы профиль Художественная обработка металла.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов [Текст]/ Г.С. Абрамова. — Изд. 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2003. — с. 496.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. — Казань: КГУ,1996. — с. 432.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — с. 416.
4. Бадаев, В.С. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи :На примере народных промыслов России: [Текст]: Дис. док. пед. наук: 13.00.02 / В.С. Бадаев. — Набережные Челны, 2005. — с. 399.
5. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела [Текст] / Э. Бреполь; перевод с нем. В.П. Кузнецова. — Л. : Машиностроение, 1982. — с. 384.
6. Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно- терминологическая проблема [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. — М. Искусство, 1968. — с. 345.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — с. 536.
9. Гончарова, Н.Л. Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике: Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета [Текст]/ Гончарова Н.Л. — Северо-Кавказский государственный технический университет. — Серия «Гуманитарные науки» №2 (14), 2005.
10. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
11. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — с. 400.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М., Политиздат, 1975. — с. 304.
13. Максимович, В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления [Текст] / В.Ф. Максимович. — М.: Флинта, 2000. — с. 200.
14. Марченков, В. И. Ювелирное дело [Текст]: Практ. пособие. 3-е изд., перераб и доп. / В.И. Марченков — М.: Высш. шк, 1992. — с. 256.
15. Монахова, Г.М. Формирование у школьников знаний и умений по художественной обработке изделий народного декоративно-прикладного искусства [Текст]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.М. Монахова. — Москва, 1998. — с. 184.
...