Совершенствование реализации социальной политики на региональном уровне и рекомендации по ее усовершенствованию» (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югра)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной политики 8
1.1 Социальная политика: цели, понятие, сущность 8
1.2 Механизмы реализации социальной политики 17
1.3 Особенности формирования социальной политики на региональном
уровне 24
Глава 2. Анализ реализации социальной политики ханты-мансийского автономного округа - югра 29
2.1 Основные направления и результаты социальной политики в
округе 29
2.2 Анализ механизма реализации социальной политики в округе 44
2.3 Проблемы реализации социальной политики в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югра 57
Глава 3. Пути решения основных проблем социальной политики в ханты- мансийском автономном округе-югра и оценка их эффективности 76
3.1 Мероприятия по совершенствованию социальной политики в округе 76
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 82
Заключение 86
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной политики 8
1.1 Социальная политика: цели, понятие, сущность 8
1.2 Механизмы реализации социальной политики 17
1.3 Особенности формирования социальной политики на региональном
уровне 24
Глава 2. Анализ реализации социальной политики ханты-мансийского автономного округа - югра 29
2.1 Основные направления и результаты социальной политики в
округе 29
2.2 Анализ механизма реализации социальной политики в округе 44
2.3 Проблемы реализации социальной политики в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югра 57
Глава 3. Пути решения основных проблем социальной политики в ханты- мансийском автономном округе-югра и оценка их эффективности 76
3.1 Мероприятия по совершенствованию социальной политики в округе 76
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 82
Заключение 86
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. В Конституции существует специальная статья, в которой прописано что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [25]. Также в этой же статье в пункте 2 отмечено то что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [25].
Социальная политика является элементом основной политики государства, которая помогает снизить негативные последствия как индивидуального, так и социального неравенства, социально-экономических изменений в обществе.
Изучение социальных явлений и процессов осуществляется во всех странах мира, потому что только благодаря исследованиям и внедрению конкретной системы управления можно обеспечить и удовлетворить социальные потребности человека и общества. Поэтому именно определенная стратегия государственного управления социальной сферой и различными социальными процессами и явлениями будет обеспечивать решение экономических и социальных задач развития общества.
Социальная политика Российского государства - достаточно актуальная проблема, поскольку представляет собой систему принципов, целей и средств, обеспечивающих конституционные положения в социальной сфере. Именно поэтому состояние социальной сферы, условия и качество жизни должны служить интегральным показателем эффективности реализации конституционных требований в области социальной политики государства и муниципальных образований [27, с. 19].
На данный момент эта тема актуальна, поскольку в развитии социальной сферы возникает много проблем, изучение и решение которых поможет выявить области для улучшения социальной сферы.
Степень научной разработанности темы. Теоретической и методологической основой исследования явились законодательные и нормативные акты, теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как А. Гидденс [65], Х. Фарбер [64], А. Тебелкин [68], Н. Луман [67], Д. Крефт, и И. Меленц [66], А.Н. Аверин [1], Г.А. Ахинова и С.В. Калашникова [3], Н.А. Волгин [53], И.А. Григорьева [14, 15, 16], В.М. Капицин [24], В.А. Оверчук [33], С.В. Павловский [36], Т.Ю. Сидориной [50], С.Н.Смирнова и М.С. Егорова [51], Е.И. Холостова [52, 60, 61] и другие. Они описали суть политики, направленной на государственное регулирование социальной сферы; определили основные функции и задачи государства в социальной сфере; выявили подходы к управлению социальной сферой, как государства, так и регионов.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования - совершенствование реализации социальной политики на региональном уровне и рекомендации по ее усовершенствованию» (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югра).
Задачи данного исследования состоят в следующем:
1) рассмотреть теоретические основы формирования социальная политика;
2) рассмотреть основные направления и результаты социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра;
3) проанализировать механизмы реализации социальной политики в Ханты- Мансийском автономном округе - Югра;
4) предложить мероприятия по совершенствованию социальной политики в округе и просчитать его социальный эффект.
Объектом исследования является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Предмет исследования - социальная политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
Новизна и положения, выносимые на защиту.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в разработке мероприятий, которые можно провести на территории в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в рамках реализации социальной политики в округе.
Основные пункты научной новизны, выносимые на защиту:
1. Уточнено содержание понятие социальной политики, используемое в современном обществе.
2. Проанализирована реализация социальной политики Ханты- Мансийского автономного округа - Югра.
3. Разработаны, обоснованы и предложены практические мероприятия по совершенствованию государственных программ реализуемых в Ханты- Мансийском автономном округе - Югра.
Методологическая база исследования.
Теоретическая основа работы сформирована на положениях отечественных и зарубежных учёных по вопросам социальной политики. В изучении проблем были использованы современные исследовательские данные, а также статьи, посвященные проблемам повышения качества жизни населения в различных сферах, государственной социальной политике, региональной политике и социальным программам. При подготовке работы были использованы методы анализа, сравнения, экспертная оценка статистических данных.
Информационную базу исследования составляют указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам, регулирующим социально-экономические отношения в Российской Федерации, государственные программы, данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). В работе были использованы показатели статистических ежегодников Российской Федерации за 2015-2018 гг., основные социальные программа, реализуемые в ХМАО - Югре, а также исследования российских учёных, статьи и документы, отражающие роль социальной политики в ХМАО - Югре.
Предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику управления социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Апробация работы. Результаты исследования были апробированы на Международных научных конференциях:
1. Гасникова С.Ю. Сущность и значение социальной политики в жизни общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 21-27.
2. Гасникова С.Ю. Реализация социальной политики в ХМАО-Югре // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2017. - № 27. - С. 63-69.
3. Гасникова С.Ю. Занятость населения, как основное направление социальной политики в ХМАО-Югре // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Тюмень, 08 февраля 2018). / в 2 ч. Ч.1 - Стерлитамак: АМИ, 2018. - С 118-123.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и исследований.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана характеристика степени изученности, проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования социальной политики» определены цели, сущность и понятия социальной политики, исследованы методы реализации социальной политики, рассмотрены особенности формирования социальной политики на региональном уровне.
Во второй главе «Анализ реализации социальной политики Ханты- Мансийского автономного округа - Югра» проведен анализ основных направлений социальной политики, механизм реализации социальной политики в округе и проблемы реализации социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
В третьей главе «Пути решения основных проблем социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и оценка их эффективности» предложены мероприятия по совершенствованию социальной политики в округе и проведена оценка социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения теоретического и практического значения.
Социальная политика является элементом основной политики государства, которая помогает снизить негативные последствия как индивидуального, так и социального неравенства, социально-экономических изменений в обществе.
Изучение социальных явлений и процессов осуществляется во всех странах мира, потому что только благодаря исследованиям и внедрению конкретной системы управления можно обеспечить и удовлетворить социальные потребности человека и общества. Поэтому именно определенная стратегия государственного управления социальной сферой и различными социальными процессами и явлениями будет обеспечивать решение экономических и социальных задач развития общества.
Социальная политика Российского государства - достаточно актуальная проблема, поскольку представляет собой систему принципов, целей и средств, обеспечивающих конституционные положения в социальной сфере. Именно поэтому состояние социальной сферы, условия и качество жизни должны служить интегральным показателем эффективности реализации конституционных требований в области социальной политики государства и муниципальных образований [27, с. 19].
На данный момент эта тема актуальна, поскольку в развитии социальной сферы возникает много проблем, изучение и решение которых поможет выявить области для улучшения социальной сферы.
Степень научной разработанности темы. Теоретической и методологической основой исследования явились законодательные и нормативные акты, теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как А. Гидденс [65], Х. Фарбер [64], А. Тебелкин [68], Н. Луман [67], Д. Крефт, и И. Меленц [66], А.Н. Аверин [1], Г.А. Ахинова и С.В. Калашникова [3], Н.А. Волгин [53], И.А. Григорьева [14, 15, 16], В.М. Капицин [24], В.А. Оверчук [33], С.В. Павловский [36], Т.Ю. Сидориной [50], С.Н.Смирнова и М.С. Егорова [51], Е.И. Холостова [52, 60, 61] и другие. Они описали суть политики, направленной на государственное регулирование социальной сферы; определили основные функции и задачи государства в социальной сфере; выявили подходы к управлению социальной сферой, как государства, так и регионов.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования - совершенствование реализации социальной политики на региональном уровне и рекомендации по ее усовершенствованию» (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югра).
Задачи данного исследования состоят в следующем:
1) рассмотреть теоретические основы формирования социальная политика;
2) рассмотреть основные направления и результаты социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра;
3) проанализировать механизмы реализации социальной политики в Ханты- Мансийском автономном округе - Югра;
4) предложить мероприятия по совершенствованию социальной политики в округе и просчитать его социальный эффект.
Объектом исследования является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Предмет исследования - социальная политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
Новизна и положения, выносимые на защиту.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в разработке мероприятий, которые можно провести на территории в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в рамках реализации социальной политики в округе.
Основные пункты научной новизны, выносимые на защиту:
1. Уточнено содержание понятие социальной политики, используемое в современном обществе.
2. Проанализирована реализация социальной политики Ханты- Мансийского автономного округа - Югра.
3. Разработаны, обоснованы и предложены практические мероприятия по совершенствованию государственных программ реализуемых в Ханты- Мансийском автономном округе - Югра.
Методологическая база исследования.
Теоретическая основа работы сформирована на положениях отечественных и зарубежных учёных по вопросам социальной политики. В изучении проблем были использованы современные исследовательские данные, а также статьи, посвященные проблемам повышения качества жизни населения в различных сферах, государственной социальной политике, региональной политике и социальным программам. При подготовке работы были использованы методы анализа, сравнения, экспертная оценка статистических данных.
Информационную базу исследования составляют указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам, регулирующим социально-экономические отношения в Российской Федерации, государственные программы, данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). В работе были использованы показатели статистических ежегодников Российской Федерации за 2015-2018 гг., основные социальные программа, реализуемые в ХМАО - Югре, а также исследования российских учёных, статьи и документы, отражающие роль социальной политики в ХМАО - Югре.
Предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику управления социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Апробация работы. Результаты исследования были апробированы на Международных научных конференциях:
1. Гасникова С.Ю. Сущность и значение социальной политики в жизни общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 21-27.
2. Гасникова С.Ю. Реализация социальной политики в ХМАО-Югре // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2017. - № 27. - С. 63-69.
3. Гасникова С.Ю. Занятость населения, как основное направление социальной политики в ХМАО-Югре // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Тюмень, 08 февраля 2018). / в 2 ч. Ч.1 - Стерлитамак: АМИ, 2018. - С 118-123.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и исследований.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана характеристика степени изученности, проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования социальной политики» определены цели, сущность и понятия социальной политики, исследованы методы реализации социальной политики, рассмотрены особенности формирования социальной политики на региональном уровне.
Во второй главе «Анализ реализации социальной политики Ханты- Мансийского автономного округа - Югра» проведен анализ основных направлений социальной политики, механизм реализации социальной политики в округе и проблемы реализации социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
В третьей главе «Пути решения основных проблем социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и оценка их эффективности» предложены мероприятия по совершенствованию социальной политики в округе и проведена оценка социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения теоретического и практического значения.
В заключение магистерской работы необходимо отметить, что проводимая в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра социальной политика является достаточно развитой.
Проанализировав в теоретической главе дефиницию понятия «социальная политика» можно отметить, что в целом она является важнейшей частью государственной политики и направлена на социально незащищенный слой населения, обеспечивающий качественный уровень жизни через социальные гарантии и социальные программы, реализуемые как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В работе рассмотрены теоретические основы формирования социальная политика, основные направления её деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне. Изучены механизмы и оценки эффективности деятельности органов региональной власти.
Рассмотрев основные направления и результаты социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра можно сделать следующие выводы:
- в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры создана
отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;
- принципы государственной политики в области образования являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;
- необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;
- реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.
Таким образом, реализация основных социальных программ, которые действуют на территории Ханты-Мансийского автономного округа, несмотря на сложно социально-экономическое состояние экономики, направлены на улучшение благосостояния общества, отлично работают и дают положительные результаты.
В ходе анализа работы социальных программ, имеющихся в ХМАО - Югре было предложено два мероприятия. Первое - создание летнего труда и отдыха в г. Нижневартовске, второе мероприятие связано с созданием Центра профессиональной ориентации и содействия трудоустройству для школьников, выпускников и молодежи в Нефтеюганске и Нефтеюганском районе.
Реализация данных мероприятий будет способствовать, во-первых, на укрепление здоровья детей; развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом; расширение социального опыта; формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; вырабатывание навыков ручного и общественно -полезного труда; формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. Во-вторых - позволит, решить ряд проблем трудоустройства молодежи г. Нефтеюганска. Мероприятие направлено на подготовку старших школьников и выпускников ВУЗов и СУЗов к дальнейшим трудностям трудоустройства и повышения необходимых профессиональных качеств в дальнейшем.
Проанализировав в теоретической главе дефиницию понятия «социальная политика» можно отметить, что в целом она является важнейшей частью государственной политики и направлена на социально незащищенный слой населения, обеспечивающий качественный уровень жизни через социальные гарантии и социальные программы, реализуемые как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В работе рассмотрены теоретические основы формирования социальная политика, основные направления её деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне. Изучены механизмы и оценки эффективности деятельности органов региональной власти.
Рассмотрев основные направления и результаты социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра можно сделать следующие выводы:
- в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры создана
отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;
- принципы государственной политики в области образования являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;
- необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;
- реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.
Таким образом, реализация основных социальных программ, которые действуют на территории Ханты-Мансийского автономного округа, несмотря на сложно социально-экономическое состояние экономики, направлены на улучшение благосостояния общества, отлично работают и дают положительные результаты.
В ходе анализа работы социальных программ, имеющихся в ХМАО - Югре было предложено два мероприятия. Первое - создание летнего труда и отдыха в г. Нижневартовске, второе мероприятие связано с созданием Центра профессиональной ориентации и содействия трудоустройству для школьников, выпускников и молодежи в Нефтеюганске и Нефтеюганском районе.
Реализация данных мероприятий будет способствовать, во-первых, на укрепление здоровья детей; развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом; расширение социального опыта; формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; вырабатывание навыков ручного и общественно -полезного труда; формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. Во-вторых - позволит, решить ряд проблем трудоустройства молодежи г. Нефтеюганска. Мероприятие направлено на подготовку старших школьников и выпускников ВУЗов и СУЗов к дальнейшим трудностям трудоустройства и повышения необходимых профессиональных качеств в дальнейшем.
Подобные работы
- ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Муниципальное учреждение культуры как субъект организации социально-культурной деятельности (Санкт-Петербургский государственный институт культуры)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ИМИДЖ ГЛАВ ФИННО-УГОРСКИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ЗАЩИТА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, архивное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2018 - Влияние системы лицензирования и налогообложения в
нефтегазодобывающей отрасли на развитие национальной экономики:
опыт Норвегии и России
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020



