Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы стимулирования обучающихся к самореализации 13
1.1. Самореализация учащихся в социально-значимой деятельности как
психолого-педагогическая проблема 13
1.2. Психолого-педагогические условия самореализации обучающихся
в социально-значимой деятельности 23
1.3. Технология как средство стимулирования обучающихся к самореализации 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня самореализации обучающихся в социально-значимой деятельности 47
2.1 Диагностика уровня самореализации обучающихся в социально-значимой деятельности 47
2.2 Разработка и внедрение технологии стимулирования к
самореализации обучающихся в социально-значимой деятельности 60
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 70
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Приложение А Результаты ответов на этапе констатирующего и контрольного эксперимента обучающихся 5а и 5д классов по методике «Диагностика учебной мотивации» 89
Приложение Б Результаты ответов на констатирующего и контрольного эксперимента по методике «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» 90
Приложение В Результаты ответов на констатирующем и контрольном эксперименте по методике «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» 91
Приложение Г Результаты ответов на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по методике «Самореализация школьников в учебно-воспитательном процессе» 92
Приложение Д Результаты ответов на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по методике «Самооценка способностей к самообразованию и саморазвитию личности» 93
Приложение Е Учебно-тематический план программы «Совершенствуй себя сам!»
Актуальность. В наше время главной целью образования является развитие личности, реализация его уникальных возможностей, также подготовка ученика к самостоятельному выбору, в дальнейшем, в его жизненном пути. Формирование личности обучающегося, способной вырабатывать, в то же время, изменять его собственный жизненный путь-это и есть цель, и критерии успешности современного образования.
Проблема самореализации обучающихся становится одной из актуальных проблем педагогической науки, которая призвана исследовать и научно осмыслить процессы, которые противоречат развитию, обучению и воспитанию личности школьников в нынешних социокультурных условиях. Данный процесс индивидуален и он может осуществляться разными путями, а также в различных сферах деятельности личности, но важную роль в жизни обучающихся играет учебная деятельность, она также служит важной сферой его самовыражения.
Согласно «Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 43. П.3 3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.
Самореализация обучающегося, данный процесс характерен для человека, он является стимулом деятельности, определяет степень активности, самосовершенствования, рост личности.
Зарубежные ученые (А.Маслоу, К.Р. Роджерс, Д.И. Фельдштейн, А. Адлер, К. Ясперс), раскрывали проблему самореализации, а также отечественные ученые изучали содержание и структуру процесса самореализации личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалева, К.А. Абульханова-Славская), теория свободного воспитания (О.С. Газман, Н.Б. Крылова) в сфере педагогических условий самореализации учащихся (С. Сулейманова, Е.А. Никитина, С.В. Кузьмина).
Значительное количество диссертационных работ, в последние годы посвящены изучению стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности, теоретическому осмыслению понятия «самореализация обучающихся».
Средой самореализации и саморазвития обучающихся, является внеурочная деятельность. В исследованиях С.Л. Рубинштейна, самореализация рассматривалась, как проблема, которая поднимает в науке вопрос «о месте человека в мире, в жизни». К.А. Абульханова-Славская в своих работах писала о том, что человек, как бы, «примиряет» противоречие социального и биологического, именно путем, случается обретение им целостности. Школьнику для того чтобы, реализовать себя, в первую очередь, нужно принять себя, он должен принять себя таким, какой он есть, со своими недостатками, возможность развития за себя. Он «живет в непрерывно меняющемся мире опыта» писал (К. Роджерс), центром которого является «он» и в котором должен функционировать, стремясь реализовать свое «Я», совершенствуясь и развиваясь как личность. [5, с. 127]. Идеи гуманистического становления личности обучающегося представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Бондаревской, В.В .Давыдова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Анализ всех диссертационных работ и работы отечественных педагогов позволяет выделить основные недостатки, которые препятствуют саморазвитию обучающихся в социально-значимой деятельности. Первое, что можно выделить из недостатков, это типовые программы и методики, которые не предусматривают полного развития личности пятиклассника. В образовательной организации ограничиваются школьной программой, нет достаточного количества часов, дополнительного времени у педагогов, для реализации тех программ, которые предусмотрены для развития и расширению кругозора обучающихся. Самореализация- это процесс который протекает индивидуально.
Существует противоречие между необходимостью самореализации обучающихся в социально-значимой деятельности и недостаточным количеством программ в образовательных организациях, которые направлены на саморазвитие, самореализацию обучающихся.
Из всего вышесказанного была сформулирована проблема исследования: каковы условия стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности.
Теоретическая актуальность и практическая значимость, которые были указаны выше, обусловили выбор темы исследования: «Технологии стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности».
Объектом исследования является социально-значимая деятельность
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности.
Гипотеза исследования: стимулирование к самореализации обучающихся в социально-значимой деятельности может быть успешна, если:
1) выявлена сущность понятия «самореализация обучающихся»;
2) в образовательной организации будут введены занятия, содержание которых направлено на формирование знаний о самом себе, повышения уровня самооценки, саморазвития обучающихся;
3) разработана технология стимулирования, которая будет повышать стремление обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности;
4) подобран диагностический инструментарий, который содержит показатели, критерии, уровни саморазвития обучающихся в социально-значимой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить педагогические условия самореализации обучающихся;
- определить критерии, показатели и уровни самореализации школьников;
- разработать, обосновать и апробировать общеразвивающую программу социальной направленности «Совершенствуй себя сам!»;
- теоретически обосновать и практически реализовать технологию стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- психологические учения о самореализации личности (Г.И. Щукина, Л.А. Коростылева, Э.В. Галажинский, И.В. Костякова, С.С. Кудинов);
- психолого-педагогические идеи о сущности и содержании понятии самореализация личности (Н.Б. Борисова, С.С. Буколевская, В.И. Андреев, Г.И. Щукина);
- теории стимулирования к самореализации обучающихся (О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн);
- методологические подходы к самореализации личности, (А.Б. Орлов, А.А. Реан); личностно-деятельностный подходы изучали (И.П. Иванов, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский);
- по проблемам развития личности в процессе практической деятельности изучались в исследованиях (О.А. Калимуллина, Г.Д. Стаунэ, Н.Б. Дворцова, Д.В. Харичева, Ю.В. Шост);
- педагогические технологии мотивации обучающихся (С.Н. Лысенкова, А.А. Зайцева, С.А. Смирнов).
Методы исследования. Выбор методов исследования был определен характером поставленных исследовательских задач. Для реализации поставленных задач, в нашей работе, был использован комплекс научных методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, методической литературы, изучение деятельности образовательного учреждения в области самореализации обучающихся, а также эксперимент, опрос, беседа, обобщение и интерпретация данных исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №19» городского округа Тольятти, учащиеся 5-ых классов.
Научная новизна исследования:
- на основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса самореализации обучающихся в социально-значимой деятельности;
- спроектирована технология стимулирования обучающихся к саморазвитию обучающихся в социально-значимой деятельности;
- определены критерии и уровни самореализации обучающихся: мотивационно-потребностный (интерес к саморазвитию; потребность в саморазвитии; мотив увлеченности саморазвитием, явно выраженный интерес к саморазвитию; эмоционально-ценностный (отношение к саморазвитию, самопознанию, осознание своей самоценности); поведенческий (умение наблюдать за собой, своими действиями и поступками, умение задавать вопросы по существу, умение анализировать, умение проводить различия между фактами и следствиями, умение синтезировать и обобщать, делать выводы).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что обобщены теоретические представления о проблеме самореализации обучающихся, выделены психолого-педагогические условия стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется:
- обоснованностью исходных позиций исследуемой проблемы;
- применением комплексной методики, соответствующей объекту, предмету, цели и задачам;
- взаимосвязью теоретического и экспериментального исследования;
- соответствием количественных и качественных методов определения результатов уровня самореализации обучающихся в социально-значимой деятельности;
- полнотой теоретической обоснованности ведущих положений и внедрением в работу совокупности методов, которые соответствуют поставленным целям и задачам исследования, а также итогами опытно- экспериментальной работы, проведенной в условиях реального педагогического процесса в образовательном учреждении.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная система знаний по стимулированию обучающихся к самореализации может быть использована в практике образовательных организаций для реализации воспитательных программ. Выявлены и опытно-экспериментальным путем проверены психолого-педагогические условия стимулирования обучающихся к самореализации. Разработанная программа «Совершенствуй себя сам!»; может быть востребована педагогами дополнительного образования, развивающими социальную составляющую личности, психологами, социальными педагогами. Положения исследования могут быть использованы как основа проведения педагогических советов и методических объединений по данной проблеме, а также составление практических рекомендаций для педагогов, психологов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в диагностике обучающихся с целью определения саморазвития, способностей, в разработке и внедрении программы внеурочной деятельности социальной направленности «Совершенствуй себя сам!».
Апробация и внедрение результатов осуществлялось на базе МБОУ «Лицей №19» г.о. Тольятти. Результаты исследования представлялись на педагогических советах, педагогических консилиумах МБОУ «Лицей №19».Материалы исследования были представлены в XI Всероссийской заочной научно-практической конференции учащейся молодежи «Наука XXI века: взгляд в будущее», в XXV студенческой международной заочной научно-практической конференции, студенческие дни науки в Тольяттинском государственном университете.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2018 г.) выделялись актуальность и специфика, изучаемой проблемы, выявлялись противоречия и нерешенные проблемы в теории и массовой практике; определялись цель, объект, предмет, задачи исследования, разрабатывались основные теоретические подходы к изучаемой проблеме; было рассмотрено современное состояние проблемы, подготовлена теоретическая база дальнейшего исследования, решались задачи; проводился анализ теоретических основ «самореализации» и «стимулирование к самореализации», особенностей понятия «самореализации» обучающихся на основе психологической, педагогической, философской литературы; проводилось изучение по данной проблеме в процессе образовательного учреждения; были конкретизированы задачи и цели исследования, был проведен анализ содержания деятельности, форм и методов самореализации обучающихся, в образовательных учреждениях.
На втором этапе (2019-2020 гг.) на данном этапе осуществлялось построение рабочей гипотезы исследования; разрабатывалась и внедрялась программа опытно-экспериментальной работы; была проведена диагностика уровня школьной и учебной мотивации, а также уровень саморазвития в процессе образовательного учреждения. Также, в этот период была реализована дополнительная общеобразовательная программа «Совершенствуй себя сам!» (2019 г.), апробировалась программа обучения также, осуществлялось внедрение в практическую деятельность образовательного учреждения программно-методических материалов для обучения пятиклассников.
На третьем этапе (2020 г.) завершилось экспериментальное исследование и происходило описание опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования; также осуществлялась литературная обработка диссертационного материала; следует отметить, что рассматриваемый феномен, в силу своей сложности и многоаспектности, не может быть ограничен рамками данного исследования, дальнейшее изучение данной проблемы представляется перспективной; осуществлялись коррекция методических рекомендаций по проблеме стимулирования к самореализации младших подростков, обобщались, и проводилась обработка, а также анализ результатов опытно-экспериментальной работы, интерпретация результатов, их обобщение и систематизация; и в целом литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся:
1. Внеурочная общеразвивающая программа «Совершенствуй себя сам!» социальной направленности, данная программа знакомит учащихся с самим собой, учит их работать над своими недостатками, а также разнообразными формами игровой деятельности, направленные на развитие уровня саморазвития у обучающихся.
2. Комплекс форм и методов работы по реализации внеурочной общеразвивающей программы, который направлен на саморазвитие, на развитие познавательной активности и адаптированный к общеобразовательной системе внеурочной деятельности, в данную программу входят тренинги, мастер-классы, конкурсы, викторины, проектные семинары, метод мозгового штурма и др.
3. Психолого-педагогические условия, способствующие самореализации:
- положительно воздействовать на сознание, чувства учеников, для того чтобы, сформировать, корректировать их убеждения и мотивы деятельности;
- полноценно воспринять, осознать, закрепить знания в процессе обучения;
- благоприятные условия окружающей среды, которые способствуют прочным отношениям и общности (позитивные, устойчивые отношения, развитие привязанности и эмоциональных связей);
- рационально организовать учебную и практическую деятельность учеников.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 10 рисунков, 11 таблиц, список использованной литературы (72 источника), 6 приложений. Основной текст работы изложен на 94 страницах
Самореализация, саморазвитие обучающихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования и педагогики. Непрерывный процесс, который направлен на изменение личностных характеристик предполагает развитие личности. Было выделено, что немалые возможности с целью включения обучающихся в осознанный процесс саморазвития, самосовершенствования, в ходе активной деятельности имеет система внеурочной деятельности, которая располагает всеми необходимыми ресурсами, а также условиями.
Для успешности исследования были проведены анализы состояния данной проблемы саморазвития обучающихся в литературе, это позволило определить базовое понятие исследования «самореализация обучающихся» как личность, который интересуется новым, способен самостоятельно действовать в различных видах деятельности, проявляет инициативу саморазвиваться.
Процесс самореализации обучающихся должен опираться на знания возрастных особенностей, учитывать подростковый период (этот период является самым ответственным, кризисным). Именно эти характеристики позволили в работе сделать, которые в будущем станут способствовать саморазвитию личности.
Подходы к определению уровней учебной мотивации, саморазвития, способностей к самореализации, которые существуют в науке, позволяют выделить три уровня развития обучающихся: высокий, средний, низкий. Все три уровни представлены в исследовании характеристиками, которые позволяют определить уровень саморазвития обучающегося.
Основываясь на данных констатирующего эксперимента и сделанных по данным выводы о недостаточном саморазвитии обучающегося, была разработана внеурочная общеразвивающая программа, которая направлена на саморазвитие, на повышение самооценки обучающегося в социально-значимой деятельности. Формы и методы программы, содержание, были подобраны в соответствии с разработанными темами. Но, основным видом деятельности, в которую были включены пятиклассники в процессе реализации программы, стал тренинг, конкурсы, викторины, как наиболее эффективный вид для саморазвития, самосовершенствования обучающихся.
Динамика уровня саморазвития, самосовершенствования обучающихся, стала критерием для оценок результатов формирующего эксперимента. Анализ результатов формирующего эксперимента выявил положительную динамику: количество обучающихся, которые находились на низком уровне, саморазвития снизилось, а на среднем, высоком уровне, наоборот, значительно выросло.
Результаты работы подтверждают, что систематическое привлечение обучающихся в социально-значимую деятельность, которая направлена на саморазвитие, самосовершенствование обучающихся; использование различных форм и методов работы, где обучающийся имеет возможность проявить свои знания, свой потенциал, реализовать себя; осуществление психолого-педагогического сопровождения, способствует эффективному, а также быстрому развитию, самосовершенствованию обучающегося.
В ходе исследования, задачи которые, были поставлены, все решены, что позволило достичь цели исследования: теоретически обосновать, разработать, также апробировать содержание, формы и методы саморазвития, самосовершенствования в процессе внеурочной деятельности и подтвердило выдвигаемые гипотезы.
1. Актуальные проблемы психолого-педагогического обеспечения
процесса самореализации учащихся в образовательных учреждениях российской провинции : сб. науч. ст. / Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова; под ред. Н. Г. Крыловой. - К. : КГУ,2002.63 с.
2. Баранников А.В. Зарубежный опыт организации самообразования в рамках школы. Мир образования - образование в мире,2002. С.44- 60.
3. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение,2014. 176 с.
4. Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка. Демократическая школа, 2004. С.77- 85.
5. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии:
Аналитический обзор. М.: МПСИ; Флинта. 1998. 225 с.
6. Бояринцева А.В. Творчески развиваться - просто и интересно: О духовном саморазвитии детей, формировании чувств, представлений методом погружения. 2004. 198 с.
7. Бурая И.В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности,2001.№10. С.23- 32.
8. Васильев Ю. П. Воспитание у школьников способности к творческой самореализации. // Ин-т общ.сред. образования Рос. акад. образования, Самар. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. Самара,2000. 25 с.
9. Васильева Д. Н. Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов,2001. 23 с.
10. Власова Л.Н. Метод проектов - действенное средство саморазвития учащихся. //Образовательная область «Технология». М, 2000. 178 с.
11. Войтенко Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание. М. : ГИТИС, 2000.№3. 85 с.
12. Вороняк Н. Самообучение как ведущий принцип образовательного процесса. Директор школы,2004. №10. 25 с.
13. Глаголева Ю.И. Становление методологической культуры учащихся как
условие реализации развивающего обучения: Развитие интереса к
саморазвитию, развитию учебных навыков и мотивации школьников средней школы: Развивающее обучение в контексте современного образования.- Великий Новгород, 2001. 121 с.
14. Голянская Н. Трудовое самовоспитание школьников - основа будущей профессиональной карьеры. Школьные технологии,2012. №4. С.30- 125.
15. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. // М.: Просвещение,
2014. 695 c.
16. Григорьева В.К., Коробкина Н.Е. Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении// Педагогика детского движения на пороге XXI века. Хабаровск, 2000. С. 14- 22.
17. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии. Химия в школе.
2004. №3. 84 с.
18. Дедюхина О.В. Обеспечение творческой самореализации воспитанников в учреждении дополнительного образования. // Дополнительное образование.
2005. №9. С.18- 21.
19. Звенигородская Г.П. Методологические и общетеоретические основы рефлексивного образования учащихся как процесс саморазвития: Монография// Хабаровский государственный университет. Хабаровск: Изд- во ХГПУ,2000. 130 с.
20. Иващенко А. В. Совиньски А.Я. Самовоспитание старшеклассников: методология, теория, практика.ун-т дружбы народов. М.,2004. 180 с.
21. ИбрагимовХ., Хохлов С.И. Педагогическое руководство
самовоспитанием школьников : учеб.-метод. пособие для преподавателей каф. педагогики и психологии пед. вузов и ун-тов / АПН СССР, НИИ общ. Педагогики. М., 2010. 240 с.
22. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам. Иностранный язык в школе.2001.№3. 66 с.
23. Касицына Н.Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников // Развитие личности. 2000. №1.С. 97- 100.
24. Кларина Л. Процесс, направленный на развитие способности быть хозяином и творцом собственной жизни: Саморазвитие субъекта. Позиция дошкольника и вопросы дидактики /Директор школы. 2001. №1. С. 65- 77.
25. Клемяшова Е.М. К вопросу о нравственном самовоспитании подростков// Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. М., 2000. 140 с.
26. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию. Дошкольное воспитание.М. : ГИТИС, 2004. №8. 57с.
27. Корнеева В.В. Педагогическая культура преподавателя как условие творческого саморазвития личности студента // Педагогика творчества. Хабаровск, 2002. С.14-25.
28. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников: кн. для учителя. Минск: Нар.асвета, 2007. 180 с.
29. Круглов. В.В. На полпути к вершине (материалы о жизни и работе
детских разновозрастных самоуправляемых сообществ): учебно¬
методическое пособие для руководителей детских общественных объединений. М.: МГПУ, 2017. 172 с.
30. Кудрявцев В.Т. Как рождается субъект деятельности: [Саморазвитие учащихся нач. классов в процессе учебной деятельности в условиях развив.обучения]// Начальная школа: плюс-минус. 2001. №1. 35 с.
31. Кулешова И.В. Свобода - это ценность. Может ли свобода ребенка стать целью воспитательной системы школы? // Классный руководитель, 2002. №2. С.15- 18.
32. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя - основа гуманистической педагогики // Педагогика развития. 2001. С.4- 11.
33. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: // учебное пособие для студентов образовательных учреждений ср. проф. образования, обучающихся в педагогических училищах и колледжах. М.: Academia. 2002. 251с.
34. Матвеева Р. Ориентир классного руководителя - саморазвитие школьника // Народное образование, 2000. №3. С.74-80.
35. Меренков А.В., Глушкова В.С. Система педагогической работы по
приобщению детей к культуре самоорганизации. // Завуч, 2004. №6.
С.117- 120.
36. Меркулова Л. П. Педагогическое руководство самовоспитанием школьников: // учеб.пособие к спецкурсу. Свердлов.гос. пед. ин-т, Орский гос. пед. ин-т им. Т. Г. Шевченко. Свердловск, 2010. 60с.
37. Мосунова Л.А. Условия саморазвития личности на уроке литературы// Русская словесность, 2004. С.17- 30.
38. В.И. Нефедов Самообразование и самовоспитание в жизни человека / Сост. и авт. предисл. Нальчик: Эль-Фа,2002. 61с.
39. Овчинников Д.А. Формирование у учащихся опыта субъективного позиционирования в учебном процессе. // Школьные технологии, 2002. №6. С.140- 146.
40. Осипов П.Н. Концепция стимулирования самовоспитания учащихся/ Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. С.131- 137.
41. Плюснина С.Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы. // Школьная библиотека. 2001.№7. С.35- 41.
42. Подобаев А.Н. Стань исследователем!: Самообразовательные навыки и умения на уроках истории // Сто друзей: [Приложение к «Учительской газете»]. 2002. №41. 9 с.
43. Пономарева И.Р. Изложение содержания учебного материала как одно из условий эффективного саморазвития личности учащегося //Теория и практика развивающего обучения. Челябинск,2001. №13. С.26- 30.
44. Попова И. Технологии воспитания в решении проблемы формирования социально-активной личности // Воспитательная работа в школе. 2014. № 8. С. 35.
45. Розова Т.Н. Технология воспитания самореализующейся личности: организация и управление. Став.гос.унив. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001. 191с.
46. Руденко И.В. Теории и технологии современного воспитания: учебно- методическое пособие. // ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». 2016. 219 с.
47. Санникова А. И. Калинина О. Л. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности : учеб.-метод. пособие. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: ПГПУ. 2001. 20 с.
48. Сафронова М.В. Самообразование как необходимое условие достижения
успеха: философско-педагогический аспект: [Учащиеся ср. школы]
//Личностные достижения учащихся в образовательном процессе. - Оренбург. 2000. С.65-69.
49. Селевко Г. Воспитательная система саморазвития школьника
завоевывает признание практиков: [Технология саморазвития личности, апробированная на базе ср. шк. №20 г. Рыбинска]// Народное образование. 2004. №8. С.156- 165.
50. Селевко Г.Найди себя. Самоопределение.IX класс// Сельская школа. 2010.№2. С.69- 71.
51. Селевко Г., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника. // Воспитание школьников. 2009. №4. С.10- 19.
52. Селевко Г., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника.//Воспитание школьников. 2009. №4. С.10- 19.
53. Селевко Г.К., Закатова И., Левина О. Технология самовоспитания школьников. Познай себя. 5-й класс. // Сельская школа. 2008.№1.С.39- 48.
54. Селевко Г.К.Закатова И., Левина О. Технология самовоспитания
школьников. / Познай себя. 5-й класс. // Сельская школа. 2008.№2.С.30- 38.
55. Селевко Г., Тихомирова Н., Левин О. Технология самовоспитания школьников. Сделай себя сам. : [6-й класс] // Сельская школа. 2014. №1. С. 37- 41.
56. Сергеев А.А. Учить думать: [Опыт учителя по обучению учащихся физ. саморазвитию //Спорт в школе:Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». 2012. №15. С. 2- 4.
57. Совиньский А. Психолого-педагогические основы самовоспитания учащихся старших классов: Монография. М.: Социум, 2002. 180с.
58. Солеева Т.Б. Развитие навыков самообразования через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся// Развивающее обучение в контексте современного образования. Великий Новгород, 2011.С. 116- 117.
59. Тихомирова Е. И. Субъектная самореализация школьников в социально- ориентированном объединении: технология успеха : учеб.пособие для высш. пед. учеб. заведений. Самар. гос. пед. ун-т. Самара: Изд-во СГПУ. 2003. 220с.
60. Уварова Л.Р. Территория малых форм работы // Воспитательная работа в школе. 2016. № 1. С. 68.
61. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ; Флинта. 2010. 226 с.
62. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека// Мир психологии. 2003. №4.
С. 268- 277.
63. Холодная М. Сочини для себя задачу: [Использование уч. пособий с целью саморазвития учащихся при обучении математике]// Первое сентября.
2015. №93. С. 4.
64. Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.:
Интерпракс. 2010. 226 с.
65. Шахова И.Н. Социальная природа самообразования: социологический анализ // Образование и наука. 2011. №2. С.25- 35.
66. Шишмакова Е.В. Саморазвитие достоинства младшего школьника как педагогическая реальность//Ученые записки. Благовещенск, 2015.№.2. С. 107- 127.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 29.12.2012. № 273-ФЗ) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL:http: //минобрнауки.рф/документы/922(дата обращения 20.04.2019).
68. Alina A. Kadyrova&Agzam A. Valeev. Pedagogical Support of Non¬Language High School Students’ Capacity for Creative Self-Realization in Foreign Language Classroom Development Kazan (Volga region) Federal University, RUSSIA.Received 14 September 2015.Revised 10 January 2016.Accepted 07 March 2016.p. 10.URL : http: //publishing-vak.ru.
69. Baranova A.R. Pedagogical conditions of students self-realization capacity development. Kazan, Russia. p. 5.
70. Bekkerman P.B., Davydova A.A., Meleshkina E.A., Trifanova V.P., Tsilinko A.P. Implementation of the Enlightenment. Function of Education in Art Classes in the Context of the Professional and Creative Growth of Young Students.Moscow City Pedagogical University (MCPU), 2nd Agricultural Passage, 4, Kor. 1, Moscow 129226, Russia. p. 5.
71. Kelly M. Kind Technology and Motivation : Can the use of. Technology Increase Student Motivation in the Science Classroom?2007. p. 75.
72. O. B. Khovov. PEDAGOGYASTHESCIENCEOFEDUCATION. 2010. p. 6.