Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях коррекционного учреждения
|
Введение 6
Глава 1 Научно-теоретические основы применения адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений 10
1.1 Научные представления о здоровом образе жизни школьников .10
1.2 Особенности организации физического воспитания глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений 17
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 28
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 30
3.1 Программа исследования 30
3.2 Обоснование эффективности применения адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений 39
Заключение 60
Список используемой литературы 65
Приложение А Сводный протокол результатов диагностики Ю.В.Вивич 72
Приложение Б Сводный протокол результатов наблюдения Е.А.Терпуговой 73
Приложение В Сводный протокол результатов диагностики интегрального
показателя культуры здорового образа жизни слабослышащих младших школьников контрольной группы на констатирующем этапе исследования 74
Приложение Г Сводный протокол результатов диагностики интегрального показателя культуры здорового образа жизни слабослышащих младших школьников экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования 75
Приложение Д Сводный протокол результатов диагностики слабослышащих младших школьников контрольной и экспериментальной группы по методике «Знания о здоровье» Ю.В.Вивич 76
Приложение Е Сводный протокол результатов наблюдения за слабослышащими младшими школьниками по
рекомендациям Е.А.Терпуговой на контрольном этапе исследования 77
Приложение Ж Сводный протокол результатов диагностики культуры здорового образа жизни слабослышащих младших школьников контрольной группы на контрольном этапе
исследования 78
Приложение И Сводный протокол результатов диагностики культуры
здорового образа жизни слабослышащих младших школьников экспериментальной группы на контрольном этапе исследования 79
Глава 1 Научно-теоретические основы применения адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений 10
1.1 Научные представления о здоровом образе жизни школьников .10
1.2 Особенности организации физического воспитания глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений 17
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 28
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 30
3.1 Программа исследования 30
3.2 Обоснование эффективности применения адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений 39
Заключение 60
Список используемой литературы 65
Приложение А Сводный протокол результатов диагностики Ю.В.Вивич 72
Приложение Б Сводный протокол результатов наблюдения Е.А.Терпуговой 73
Приложение В Сводный протокол результатов диагностики интегрального
показателя культуры здорового образа жизни слабослышащих младших школьников контрольной группы на констатирующем этапе исследования 74
Приложение Г Сводный протокол результатов диагностики интегрального показателя культуры здорового образа жизни слабослышащих младших школьников экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования 75
Приложение Д Сводный протокол результатов диагностики слабослышащих младших школьников контрольной и экспериментальной группы по методике «Знания о здоровье» Ю.В.Вивич 76
Приложение Е Сводный протокол результатов наблюдения за слабослышащими младшими школьниками по
рекомендациям Е.А.Терпуговой на контрольном этапе исследования 77
Приложение Ж Сводный протокол результатов диагностики культуры здорового образа жизни слабослышащих младших школьников контрольной группы на контрольном этапе
исследования 78
Приложение И Сводный протокол результатов диагностики культуры
здорового образа жизни слабослышащих младших школьников экспериментальной группы на контрольном этапе исследования 79
Актуальность исследования. В последние годы в связи с широким распространение заведений быстрого питания, а также увеличением учебной нагрузки школьников и расширением функционала и повышения доступности гаджетов состояние здоровья обучающихся резко ухудшилось, что является результатом неправильного питания и гиподинамического образа жизни. Кроме того, имевшая место ранее проблема первых проб запрещенных веществ, имеющая место в подростковом возрасте, только усугубилась, ввиду пополнения их ряда электронными сигаретами, курительными смесями и т.п.
Анализ образов жизни современной школьной молодежи позволяет выделить две доминирующие тенденции: согласно первой тенденции значительная часть подростков не занимается спортом на постоянной основе и даже не делает утреннюю зарядку; их питание представлено преимущественно продуктами быстрого приготовления или априори вредной пищей (шаурма, бургеры, пицца, ролтон, макароны с сосисками, чипсы и т.д.), отсутствует баланс питательных веществ в порции, а сами порции превышают норму; основной вид досуга школьников - компьютерные игры или общение в социальных сетях посредством гаджетов, Интернет-серфинг; отсутствует режим дня; закаливающие и оздоровительные процедуры практические не представлены, а гигиена некоторых подростков вызывает беспокойство.
Согласно второй тенденции, ситуация прямо противоположная: представители данного направления старательно соблюдают калораж порций и дневную норму калорий, стараются придерживаться правильного распределения питательных веществ в рационе, питаться правильно; они стараются заниматься спортом, много ходить пешком; проводят оздоровительные процедуры.
Анализ данных тенденций показывает, что, несмотря на кажущуюся положительную направленность второй тенденции, ни одна из них не является отражением научных представлений о здоровом стиле жизни, поскольку: не учитываются возрастные особенности и потребности растущего организма; актуальное состояние здоровья и связанные с ним ограничения в физических нагрузках; информация, преподносимая учителями физической культуры о правилах ведения здорового образа жизни чаще всего подростками не учитывается.
Еще сложнее обстоит дело с обучающимися коррекционных образовательных учреждений, в частности с глухими и слабослышащими обучающимися: наличие физических недостатков и нарушений развития детерминирует возникновение у них неуверенности в себе, отчего их требования к собственной внешности и фигуре могут иметь две основные тенденции развития: несоблюдение элементарных правил здорового образа жизни как проявление заниженной самооценки («зачем заниматься своим здоровьем, если на меня такую (такого) все равно не посмотрят») в качестве первой тенденции и гипертрофированная забота о здоровье в форме подсчета калорий, отказа от углеводов или белков животного происхождения - в качестве второй тенденции. Формирование здорового образа жизни обучающихся коррекционных образовательных учреждений требует особого подхода, учитывающего и специфику основного диагноза, и наличие вторничных нарушений развития, а также перспективы и формы их возможной социальной адаптации. На настоящий момент, как с теоретической, так и методической точки зрения это является одним из наименее разработанных направлений адаптивной физической культуры и физической реабилитации.
Таким образом, имеет место серьезное противоречие между высокой актуальностью и социальной значимостью воспитания здорового поколения обучающихся коррекционных образовательных учреждений и несформированностью методических компетенций учителей физической культуры в области формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений с учетом особенностей социальной ситуации их развития.
На основании выше сказанного, актуальным является поиск эффективных средств и методов формирования такового, что и послужило выбором темы бакалаврской работы.
Теоретическая базы исследования представлена работами таких ученых, исследовавших проблему формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся, как: А.В.Подулыбина [26], Е.Г.Речицкая [32], Н.Хедхуд [40], Е.В.Нехорошева, В.Г.Авраменко, А.А.Маркосян [20], М.В.Дедловская, Г.А.Калачев [9], Т.П.Жуйкова [11], М.Н.Кипень, С.В.Власова [14], А.П.Киргизов [15], Е.О.Павлова [23], Ю.О.Панкова [24], С.А.Саракаева, Х.М.Сокаев [30], С.Н.Малофеева, Н.А.Вершинина [17], Л. В. Сунагатова, У. А. Марченкова [35], Е.Б.Черникова [43], Т. И. Чичкова [45] и др.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся четвертых классов ГБОУ Школа-интернат №5 городского округа Тольятти.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся.
Цель исследования - изучение эффективности здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи.
Задачи исследования:
1) Разработать и внедрить программу формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся средствами адаптивной физической культуры.
2) Определить эффективность разработанной программы для обучающихся четвертых классов ГБОУ Школа-интернат №5 городского округа Тольятти экспериментальным путем.
Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения является эффективным, если при организации данного процесса будут использованы средства адаптивной физической культуры.
Методы исследования:
- Теоретический анализ научной и методической литературы, посвященной формированию здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
- Педагогическая диагностика в форме тестирования и анкетирования.
- Качественный, количественный и сравнительный анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в выделении психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке программы формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения разработанной программы учителями физической культуры в коррекционных образовательных учреждениях и специалистами по адаптивной физической культуре при организации процесса формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 7 таблиц, 13 рисунков, список используемой литературы, 8 приложений. Основной текст работы изложен на 79 страницах.
Анализ образов жизни современной школьной молодежи позволяет выделить две доминирующие тенденции: согласно первой тенденции значительная часть подростков не занимается спортом на постоянной основе и даже не делает утреннюю зарядку; их питание представлено преимущественно продуктами быстрого приготовления или априори вредной пищей (шаурма, бургеры, пицца, ролтон, макароны с сосисками, чипсы и т.д.), отсутствует баланс питательных веществ в порции, а сами порции превышают норму; основной вид досуга школьников - компьютерные игры или общение в социальных сетях посредством гаджетов, Интернет-серфинг; отсутствует режим дня; закаливающие и оздоровительные процедуры практические не представлены, а гигиена некоторых подростков вызывает беспокойство.
Согласно второй тенденции, ситуация прямо противоположная: представители данного направления старательно соблюдают калораж порций и дневную норму калорий, стараются придерживаться правильного распределения питательных веществ в рационе, питаться правильно; они стараются заниматься спортом, много ходить пешком; проводят оздоровительные процедуры.
Анализ данных тенденций показывает, что, несмотря на кажущуюся положительную направленность второй тенденции, ни одна из них не является отражением научных представлений о здоровом стиле жизни, поскольку: не учитываются возрастные особенности и потребности растущего организма; актуальное состояние здоровья и связанные с ним ограничения в физических нагрузках; информация, преподносимая учителями физической культуры о правилах ведения здорового образа жизни чаще всего подростками не учитывается.
Еще сложнее обстоит дело с обучающимися коррекционных образовательных учреждений, в частности с глухими и слабослышащими обучающимися: наличие физических недостатков и нарушений развития детерминирует возникновение у них неуверенности в себе, отчего их требования к собственной внешности и фигуре могут иметь две основные тенденции развития: несоблюдение элементарных правил здорового образа жизни как проявление заниженной самооценки («зачем заниматься своим здоровьем, если на меня такую (такого) все равно не посмотрят») в качестве первой тенденции и гипертрофированная забота о здоровье в форме подсчета калорий, отказа от углеводов или белков животного происхождения - в качестве второй тенденции. Формирование здорового образа жизни обучающихся коррекционных образовательных учреждений требует особого подхода, учитывающего и специфику основного диагноза, и наличие вторничных нарушений развития, а также перспективы и формы их возможной социальной адаптации. На настоящий момент, как с теоретической, так и методической точки зрения это является одним из наименее разработанных направлений адаптивной физической культуры и физической реабилитации.
Таким образом, имеет место серьезное противоречие между высокой актуальностью и социальной значимостью воспитания здорового поколения обучающихся коррекционных образовательных учреждений и несформированностью методических компетенций учителей физической культуры в области формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений с учетом особенностей социальной ситуации их развития.
На основании выше сказанного, актуальным является поиск эффективных средств и методов формирования такового, что и послужило выбором темы бакалаврской работы.
Теоретическая базы исследования представлена работами таких ученых, исследовавших проблему формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся, как: А.В.Подулыбина [26], Е.Г.Речицкая [32], Н.Хедхуд [40], Е.В.Нехорошева, В.Г.Авраменко, А.А.Маркосян [20], М.В.Дедловская, Г.А.Калачев [9], Т.П.Жуйкова [11], М.Н.Кипень, С.В.Власова [14], А.П.Киргизов [15], Е.О.Павлова [23], Ю.О.Панкова [24], С.А.Саракаева, Х.М.Сокаев [30], С.Н.Малофеева, Н.А.Вершинина [17], Л. В. Сунагатова, У. А. Марченкова [35], Е.Б.Черникова [43], Т. И. Чичкова [45] и др.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся четвертых классов ГБОУ Школа-интернат №5 городского округа Тольятти.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся.
Цель исследования - изучение эффективности здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи.
Задачи исследования:
1) Разработать и внедрить программу формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся средствами адаптивной физической культуры.
2) Определить эффективность разработанной программы для обучающихся четвертых классов ГБОУ Школа-интернат №5 городского округа Тольятти экспериментальным путем.
Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения является эффективным, если при организации данного процесса будут использованы средства адаптивной физической культуры.
Методы исследования:
- Теоретический анализ научной и методической литературы, посвященной формированию здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
- Педагогическая диагностика в форме тестирования и анкетирования.
- Качественный, количественный и сравнительный анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в выделении психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке программы формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения разработанной программы учителями физической культуры в коррекционных образовательных учреждениях и специалистами по адаптивной физической культуре при организации процесса формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 7 таблиц, 13 рисунков, список используемой литературы, 8 приложений. Основной текст работы изложен на 79 страницах.
Данная работа посвящена изучению эффективности адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1) Разработать и внедрить программу формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся средствами адаптивной физической культуры;
2) Определить эффективность разработанной программы для обучающихся четвертых классов ГБОУ Школа-интернат №5 городского округа Тольятти экспериментальным путем.
Разработку программы предваряло изучение теоретических аспектов рассматриваемой проблемы, а ходе которого было установлено, что большинство ученых сходится во мнении относительно многогранности и многоаспектности понятия здорового образа жизни, ориентированного на поддержание не только физического, но и психического, соматического и нравственного здоровья (а в рамках некоторых исследований и социального здоровья).
При этом здоровый образ жизни формируется только в единстве и взаимодействии школы и семьи, и не может быть ограничен только рамками образовательной деятельности. В свою очередь, формирование здорового образа жизни должно осуществляться в контексте личностно-ориентированного и компетентностного подходов, что предполагает блочный характер структуры данного феномена (блок теоретических компетенций, ценностно-мотивационный блок, блок практических компетенций); в доступной для изучения литературе доминируют исследования особенностей формирования здорового образа жизни у детей с нормотипичным развитием, при этом особенности формирования такового у обучающихся с нарушениями развития остаются без должного внимания.
Обобщая анализ особенностей организации физического воспитания глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений, можно говорить о том, что организация такового осуществляется преимущественно в области физкультурно-оздоровительной деятельности и в области совершенствования физической подготовки обучающихся данной категории с ОВЗ. Формирование здорового образа жизни у обучающихся со слуховой депривацией осуществляется во всех обозначенных направлениях посредством применения различных видов здоровьесберегающих технологий, включения речевого материала в структуру уроков физической культуры, применения средств адаптивной физической культуры, а также посредством обеспечения разнопланового взаимодействия всех участников образовательного процесса.
На основе изучения теоретических аспектов рассматриваемой проблемы в качестве объекта диагностики была выбрана культура здорового образа жизни как интегральная личностная характеристика и результат формирования здорового образа жизни у слабослышащих обучающихся. Учитывая, что структура культуры здорового образа жизни представлена когнитивным, мотивационно-ценностным и поведенческим компонентами, то программа его формирования была построена по блочному типу (согласно описанной в параграфе 1.1 модели), где каждый блок был ориентирован на развитие конкретного аспекта таковой.
В рамках данного исследования была разработана программа формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся средствами адаптивной физической культуры «Кирпичики здоровья».
Содержание представленной программы полностью соответствует ее целям и задачам, ожидаемым результатам развития. Программа учитывает возрастные и психолого-педагогические особенности, специфику физического развития глухих и слабослышащих обучающихся, основы организации их коррекции в условиях коррекционного образовательного учреждения, ее содержание выстроено в соответствии с ними.
Программа была позитивно воспринята обучающимися с нарушениями слуха экспериментальной группы. Игровой тематический контекст, в рамках которого в разных формах физической активности применены средства адаптивной физической культуры вызвали интерес у обучающихся, способствовали постепенному становлению субъектной позиции в формировании здорового образа жизни, а также развитию внутренних мотивов его соблюдения. Содержание программы предполагало также работу с родителями с целью изменения семейной концепции отношения к здоровью.
С целью изучения эффективности разработанной программы было проведено экспериментальное исследование с участием слабослышащих обучающихся 4 класса коррекционной школы.
Общий уровень сформированности культуры здорового образа жизни у слабослышащих обучающихся на констатирующем этапе исследования может быть оценен, как соответствующий низкому уровню, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Это говорит о том, что в обеих группах превалируют слабослышащие школьники с недостаточным уровнем сформированности теоретических компетенций в области здорового образа жизни, обрывочными знаниями относительно его структурных компонентов и факторах, позитивным или негативным образом влияющих на их здоровье, способах закаливания и профилактики заболеваний. Их отличает внешне детерминированный, слабовыраженный характер мотивации к соблюдению такового, а также недостаточный уровень развития практических компетенций по его соблюдению.
Далее в рамках формирующего этапа исследования разработанная программа формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся средствами адаптивной физической культуры в условиях коррекционного образовательного учреждения была реализована на базе экспериментальной группы.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика всех анализируемых компонентов культуры здорового образа жизни у слабослышащих обучающихся обеих групп.
Сравнение результатов проведенной диагностики позволило установить достоверные и статистически значимые отличия в уровне сформированности когнитивного компонента культуры здорового образа жизни у слабослышащих обучающих - он в большей степени сформирован у школьников экспериментальной группы (уровень значимости р = 0,01).
Это является первым доказательством гипотезы исследования, а как следствие, и эффективности применения адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Различия в уровне сформированности ценностно-мотивационного и поведенческого компонентов культуры здорового образа жизни подтверждены и в отношении результатов повторной диагностики в контрольные и экспериментальные группы - показатели их сформированности выше в экспериментальной группе (уровень значимости р = 0,01).
Данные результаты являются вторым доказательством гипотезы исследования и также свидетельствуют об эффективности применения средств адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
При сопоставлении результатов повторной диагностики сформированности интегрального показателя культуры здорового образа жизни у слабослышащих обучающихся контрольной и экспериментальной группы также были выявлены достоверные и статистически значимые отличия (уровень значимости р = 0,01), указывающие на его более высокой уровень сформированности в экспериментальной группе.
Это может быть рассмотрено в качестве третьего доказательства эффективности применения адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза получила полное подтверждение. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения разработанной программы учителями физической культуры в коррекционных образовательных учреждениях и специалистами по адаптивной физической культуре при организации процесса формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1) Разработать и внедрить программу формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся средствами адаптивной физической культуры;
2) Определить эффективность разработанной программы для обучающихся четвертых классов ГБОУ Школа-интернат №5 городского округа Тольятти экспериментальным путем.
Разработку программы предваряло изучение теоретических аспектов рассматриваемой проблемы, а ходе которого было установлено, что большинство ученых сходится во мнении относительно многогранности и многоаспектности понятия здорового образа жизни, ориентированного на поддержание не только физического, но и психического, соматического и нравственного здоровья (а в рамках некоторых исследований и социального здоровья).
При этом здоровый образ жизни формируется только в единстве и взаимодействии школы и семьи, и не может быть ограничен только рамками образовательной деятельности. В свою очередь, формирование здорового образа жизни должно осуществляться в контексте личностно-ориентированного и компетентностного подходов, что предполагает блочный характер структуры данного феномена (блок теоретических компетенций, ценностно-мотивационный блок, блок практических компетенций); в доступной для изучения литературе доминируют исследования особенностей формирования здорового образа жизни у детей с нормотипичным развитием, при этом особенности формирования такового у обучающихся с нарушениями развития остаются без должного внимания.
Обобщая анализ особенностей организации физического воспитания глухих и слабослышащих детей в условиях коррекционных образовательных учреждений, можно говорить о том, что организация такового осуществляется преимущественно в области физкультурно-оздоровительной деятельности и в области совершенствования физической подготовки обучающихся данной категории с ОВЗ. Формирование здорового образа жизни у обучающихся со слуховой депривацией осуществляется во всех обозначенных направлениях посредством применения различных видов здоровьесберегающих технологий, включения речевого материала в структуру уроков физической культуры, применения средств адаптивной физической культуры, а также посредством обеспечения разнопланового взаимодействия всех участников образовательного процесса.
На основе изучения теоретических аспектов рассматриваемой проблемы в качестве объекта диагностики была выбрана культура здорового образа жизни как интегральная личностная характеристика и результат формирования здорового образа жизни у слабослышащих обучающихся. Учитывая, что структура культуры здорового образа жизни представлена когнитивным, мотивационно-ценностным и поведенческим компонентами, то программа его формирования была построена по блочному типу (согласно описанной в параграфе 1.1 модели), где каждый блок был ориентирован на развитие конкретного аспекта таковой.
В рамках данного исследования была разработана программа формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся средствами адаптивной физической культуры «Кирпичики здоровья».
Содержание представленной программы полностью соответствует ее целям и задачам, ожидаемым результатам развития. Программа учитывает возрастные и психолого-педагогические особенности, специфику физического развития глухих и слабослышащих обучающихся, основы организации их коррекции в условиях коррекционного образовательного учреждения, ее содержание выстроено в соответствии с ними.
Программа была позитивно воспринята обучающимися с нарушениями слуха экспериментальной группы. Игровой тематический контекст, в рамках которого в разных формах физической активности применены средства адаптивной физической культуры вызвали интерес у обучающихся, способствовали постепенному становлению субъектной позиции в формировании здорового образа жизни, а также развитию внутренних мотивов его соблюдения. Содержание программы предполагало также работу с родителями с целью изменения семейной концепции отношения к здоровью.
С целью изучения эффективности разработанной программы было проведено экспериментальное исследование с участием слабослышащих обучающихся 4 класса коррекционной школы.
Общий уровень сформированности культуры здорового образа жизни у слабослышащих обучающихся на констатирующем этапе исследования может быть оценен, как соответствующий низкому уровню, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Это говорит о том, что в обеих группах превалируют слабослышащие школьники с недостаточным уровнем сформированности теоретических компетенций в области здорового образа жизни, обрывочными знаниями относительно его структурных компонентов и факторах, позитивным или негативным образом влияющих на их здоровье, способах закаливания и профилактики заболеваний. Их отличает внешне детерминированный, слабовыраженный характер мотивации к соблюдению такового, а также недостаточный уровень развития практических компетенций по его соблюдению.
Далее в рамках формирующего этапа исследования разработанная программа формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся средствами адаптивной физической культуры в условиях коррекционного образовательного учреждения была реализована на базе экспериментальной группы.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика всех анализируемых компонентов культуры здорового образа жизни у слабослышащих обучающихся обеих групп.
Сравнение результатов проведенной диагностики позволило установить достоверные и статистически значимые отличия в уровне сформированности когнитивного компонента культуры здорового образа жизни у слабослышащих обучающих - он в большей степени сформирован у школьников экспериментальной группы (уровень значимости р = 0,01).
Это является первым доказательством гипотезы исследования, а как следствие, и эффективности применения адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Различия в уровне сформированности ценностно-мотивационного и поведенческого компонентов культуры здорового образа жизни подтверждены и в отношении результатов повторной диагностики в контрольные и экспериментальные группы - показатели их сформированности выше в экспериментальной группе (уровень значимости р = 0,01).
Данные результаты являются вторым доказательством гипотезы исследования и также свидетельствуют об эффективности применения средств адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
При сопоставлении результатов повторной диагностики сформированности интегрального показателя культуры здорового образа жизни у слабослышащих обучающихся контрольной и экспериментальной группы также были выявлены достоверные и статистически значимые отличия (уровень значимости р = 0,01), указывающие на его более высокой уровень сформированности в экспериментальной группе.
Это может быть рассмотрено в качестве третьего доказательства эффективности применения адаптивной физической культуры в формировании здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза получила полное подтверждение. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения разработанной программы учителями физической культуры в коррекционных образовательных учреждениях и специалистами по адаптивной физической культуре при организации процесса формирования здорового образа жизни у глухих и слабослышащих обучающихся.
Подобные работы
- Уровень физической подготовленности детей с нарушением интеллекта (12-13 лет) при занятиях адаптивной физической культурой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ:20-егг. XX ВЕКА- 2018г
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Особенности моторного развития слабослышащих детей
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Физическая реабилитация глухих и слабослышащих детей посредством
плавания
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 14-18 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (НА ПРИМЕРЕ КГБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №9»)
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Лечебная физическая культура при нарушениях осанки у детей с нарушениями слуха
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Средства и методы развития координационных способностей детей младшего и среднего школьного возраста с нарушением слуха
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Влияние занятий по мини-футболу на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей 15-17 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



