Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства и методы развития координационных способностей детей младшего и среднего школьного возраста с нарушением слуха

Работа №112021

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы47
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1 Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха 7
1.2 Организация и содержание физического воспитания школьников с нарушением слуха 12
1.3 Средства и методы развития координационных способностей у слабослышащих детей 16
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 25
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1 Средства и методы развития координационных способностей у школьников с нарушением слуха 27
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным статистики число детей с нарушениями слуха ежегодно увеличивается. Нарушения слуха имеются у 1-2 % новорожденных и детей раннего возраста. Около 4 - 6% от всего населения планеты имеют нарушения слуха: 2 % в виде двустороннего снижения слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а 2 - 4 % - выраженную одностороннюю тугоухость.
Физическая подготовленность лиц с нарушением слуха характеризуется сниженной двигательной активностью, сниженным уровнем развития основных физических качеств и координационных способностей, что обусловлено не столько основным дефектом, сколько вторичными соматическими нарушениями, формирующимися в течение всей жизни с момента появления глухоты [11, с. 24].
Потеря слуха сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребенка. Характерными нарушениями являются нарушение статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений [43, с. 21].
По данным исследователей, у глухих и слабослышащих детей обнаруживается дисгармоничное физическое развитие, нарушения опорно-двигательного аппарата (дефекты осанки, плоскостопие), задержка моторного развития и различные сопутствующие болезни.
Все дети с нарушением слуха имеют большие или меньшие остатки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем.
Для развития детей, имеющих нарушения слуха, их успешной социализации в обществе является чрезвычайно значимым то, как организуется процесс их физического воспитания с раннего детства, в том числе и координационных способностей, которые являются «слабым звеном» в физическом воспитании детей.
Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слух тесным образом связан с движением, так как слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений и выключение слуха из системы анализаторов означает нарушение всего хода развития. Формирование движений и развитие двигательных качеств одна из важнейшей задач физического воспитания слабослышащих детей, поскольку именно овладение основными движениями образует необходимую основу для нормальной жизнедеятельности школьника [23, с. 76].
В связи с этим, очень важно развивать координационные способности детей с нарушением слуха, чтобы дети овладевали речью.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания слабослышащих детей школьного возраста.
Предмет исследования - средства и методы развития координационных способностей у детей школьного возраста с нарушением слуха.
Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование комплекса средств и методов направленных на развитие координационных способностей у детей 10-12 летнего возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы физического воспитания детей с нарушением слуха.
2. Разработать комплекс средств и методов развития координационных способностей у детей школьного возраста с нарушением слуха.
3. Проверить эффективность разработанного комплекса средств и методов развития координационных способностей у детей школьного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза исследования состояла в том, что внедрение в процесс адаптивного физического воспитания комплекса коррекционно - развивающих средств и методов, включающий в себя подвижные игры и данстерапию позволит повысить уровень развития координационных способностей слабослышащих школьников.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с различными нарушениями слуха, а также их родителями.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, включающих обзор литературы, цели, задачи, организацию и методы исследования, результаты и их обсуждения, заключения, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического исследования нами были изучены источники научно - методической литературы, на основании которых осуществлена характеристика психофизического развития слабослышащих детей. Было определено, что нарушение слуха представляет собой не просто количественное снижение возможности слухового восприятия; это такие качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, которые, в силу важной роли слуха в развитии человека, влияют на все психическое и физическое развитие ребенка.
Особенности физического развития слабослышащих детей проявляются, в частности, в нарушениях моторики, координации, отставании в развитии скоростно - силовых, силовых качеств, выносливости и других жизненно важных физических способностей, характеризующих физическую подготовленность.
Были рассмотрены средства и методы физического воспитания у слабослышащих детей. Установлено, что физическое воспитание создает базу для укрепления здоровья детей с нарушенным слухом, способствует развитию их активности, повышению работоспособности, что в итоге образует прочный фундамент для эффективной реализации воспитательной и коррекционно-образовательной работы с такими детьми.
В ходе работы по физическому воспитанию слабослышащих школьников, реализуются:
• общие с массовыми дошкольными образовательными учреждениями задачи физвоспитания;
• специфические, определяемые своеобразием физического и моторного развития категории слабослышащих детей;
• развитие функции равновесия;
• формирование у слабослышащих детей правильной осанки;
• коррекция и профилактика плоскостопия;
• развитие дыхания;
• улучшение координации движений.
В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется усложнению упражнений для развития равновесия, а также развитию пространственного ориентирования в процессе подбора специальных упражнений и подвижных игр.
Нами были также изучены подвижные игры как основное средство физического воспитания у школьников. Определено, что подвижная игра представляет собой сознательную активную деятельность ребенка, сопровождающуюся бегом, движениями; такие игры предусматривают точное и своевременное выполнение обязательных для всех играющих правил и основанных на них заданий.
В процессе подвижной игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.
За счет того, что подвижная игра содержит максимально разнообразные движения и активную двигательную деятельность, она в результате изменения в ее ходе пространственных, временных и динамических параметров позволяет совершенствовать процесс развития координации движений.
В связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата у слабослышащих детей имеются проблемы с ориентацией в пространстве, координацией движений, а потому для детей с ослабленным слухом использование подвижные игр как средства физического воспитания имеет ценность, поскольку способствует совершенствованию координации движений.
Эмоциональный подъем, сопровождающий подвижную игру, вызывает у детей стремление к достижению общей для всех цели, что проявляется в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий.
Подвижные игры - прекрасный способ методом совершенствования уже освоенных слабослышащими детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
Разработанный комплекс средств и методов, направленный на развитие координационных способностей средствами адаптивной физической культуры среди детей 10-12- летнего возраста, с использованием комплекса игр, соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям слабослышащих школьников: игры достаточно простые для усвоения, при этом увлекательные, объяснение правил игры максимально краткое и доступное, большая роль образцового показа и индивидуального примера педагога. Немаловажную особенность подвижных игр для слабослышащих детей составляет использование визуальных средств (предметные ориентиры, кегли, мячи и т.п.).
Только при комплексном взаимодействии специалистов образовательного учреждения с семьей возможно добиться необходимых результатов.
Существуют различные вариации организации взаимодействия педагогов с семьей.
Организация бесед и консультаций для родителей по различным вопросам, касающихся обучения и воспитания школьников с нарушением слуха. Для того, чтобы грамотно организовать семейное обучение и воспитание родители должны иметь представление об особенностях развития и обучения детей с нарушением слуха:
1. Организация домашнего задания на выходные и праздничные дни. Существует такая тенденция, когда ребенок с нарушением слуха длительное время не посещает детский сад по различным причинам (праздники, болезнь и прочее), знания и умения, полученные ребенком в образовательном учреждении, при отсутствии постоянного повторения постепенно утрачиваются. Поэтому родителям необходимо постоянно повторять и закреплять с детьми тот речевой материал, который был изучен в детском саду.
2. Организация открытых занятий с целью доведения до сведения родителей об уровне развития детей. Для того чтобы успешно организовать семейное воспитание и обучение родители и лица их заменяющие должны иметь представления об уровне развития ребенка: его успехах и «слабых местах». Эти знания необходимы родителям для того, чтобы знать на что можно опираться при выполнении домашнего задания и что необходимо закрепить.
3. Проведение обучающих мастер-классов для родителей. Как правило, многие родители отказываются выполнять с ребенком домашнее задание, аргументируя это тем, что ребенок не хочет с ним заниматься, что он их не слушает и начинает капризничать. Однако «занятие» - это не всегда специально созданная ситуация. Следует объяснить родителям, что закреплять речевой материал достаточно эффективно можно, используя естественные ситуации: режимные моменты, прогулки, походы в магазин, поездки в общественном транспорте. Постепенно приучать ребенка обращать внимание на предметы или объекты, их признаки, рассматривая их переходить к называнию объектов.
Достаточно эффективными являются мастер - классы для родителей, во время которых организуется совместная работа родителей и ребенка. Это могут быть игровые упражнения, дидактические игры, выполнение поручений, сюрпризные моменты.
Педагог сначала предлагает поиграть ребенку и родителям вместе, привлекая к игре родителей. Играя вместе с педагогом и родителями, ребенок постепенно начинает воспринимать родителей как участников игровой ситуации.
Следующим этапом будет игра ребенка только с родителем. Для этого необходимо подготовить с родителями интересную игру, которая была бы интересна для ребенка и в то же время несла дидактическую функцию.
Педагог может начать игру, объяснить условия, наглядно продемонстрировать игровые операции, затем, предложить родителю занять место ведущего [5, с. 104].
Таким образом, постепенно переводя внимание ребенка на действия родителя (мамы или папы), педагог может отойти в сторону и руководить процессом по мере необходимости. Таким образом, ребенок понимает, что заниматься интересно и с папой или с мамой. После нескольких таких совместных занятий, проблема нежелания ребенка заниматься с родителями, как правило, решается.
Как известно, нарушение слуха зачастую является генетическим нарушением. Поэтому у большинства детей родители сами имеют нарушение слуха. Для того чтобы успешно взаимодействовать с родителями, необходимо понимать особенности коммуникации глухих: знать хотя бы азы жестового языка.
Таким образом, в обучении и воспитании детей с нарушением слуха роль семьи невероятно велика. От успешного взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи зачастую зависит результативность обучения и воспитания школьников.
Можно использовать домашние задания, которые должны выполняться совместно с родителями. Например:
Задание 1. «Домашние птицы».
Дети вместе с родителями должны подобрать (нарисовать, найти в журналах, распечатать из интернета и т.п.) картинки с домашними птицами: гусь, курица, утка, индюк, петух. Изучить какие звуки эти птицы издают, суметь показать, как птицы двигаются. Задание направлено как на развитие речи, так и на развитие двигательных способностей.
Задание 2. «Коробочки со звуками»
Насыпать в небольшие коробочки (например, из - под киндер - сюрпризов) разные крупы: горох, манку, рис, соль, макароны, бусинки, мелкие камушки. Коробочек должно быть по 2 каждого вида. Взрослый трясет одной из коробочек, предлагает ребенку найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество коробочек нужно увеличивать постепенно. Это упражнение учит воспринимать на слух звуки, которые издают различные сыпучие материалы.
Задание 3. «Шуршим, стучим».
Родители готовят разные предметы и материалы - полиэтиленовые пакеты, бумагу, ключи, палочки, ложки и пр. Ребенок знакомится с различными звуками, которые получаются при манипуляциях с предметами. Взрослый шуршит пакетом, стучит деревянным молоточком, мнет и рвет лист бумаги, звенит ключами, проводит палочкой по батарее. После этого предлагает ребенку закрыть глаза и угадать звучащий предмет. Открыв глаза, ребенок должен этот предмет назвать или показать. Упражнение развивает слуховое внимание, восприятие на слух звуков, издаваемых различными предметами.
Задание 4. Веселая зарядка.
Во время выполнения упражнений (например, во время утренней гимнастики) по одному хлопку в ладоши ребенок продолжает выполнять упражнение, по двойному хлопку - замирает в том положении, в котором находится. Упражнение способствует развитию не только слуха, но и внимания.
Родители должны окружить ребенка заботой и любовью как никогда. К основным мероприятиям относится следующее:
1. Воздержитесь от молчания, необходимо постоянно заботиться о ребенке, не делать его особенным, то есть относиться точно также как и к здоровому.
2. Развиваться ребенок должен точно так же как обычные дети.
3. Компенсировать потерю слуха можно с помощью слухового аппарата.
4. Приучать детей к слуховому аппарату не просто, никакого насилия быть не должно, поощряйте, больше играйте.
5. Особенности речевого развития следует обсудить с врачом.
6. Игровая деятельность при нарушении слуха тоже особенная. Дома должно быть много резиновых игрушек, пищалок.
7. Никогда не появляйтесь перед ребенком внезапно, это может напугать его.


1. Абраменкова, В. Воспитание игрой. - М.: Лепта, 2014. - 315 с.
2. Адаптивные пути к физическому совершенству школьников / В.И. Дядченко // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2012. - №1. - С. 34-36.
3. Антонюк, С.Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья / С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2011. - № 4. - С. 56-57.
4. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры. - М.: Педагогика, 2014. - 290 с.
5. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии / В.М. Астапов. - М., 2014. - 216 с.
6. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол.: А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
7. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в ДОУ: Методическое пособие / Т.Л. Богина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 12 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Приор, 2014. - 478 с.
9. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. - АСТ, Астрель, 2011. - 222 с.
10. Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в интернете. - Психологический журнал. - М., 2013. - с. 144.
11. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие / И.М. Воротилкина. - М.: НЦ ЭНАС, 2013. - 92 с.
12. Восканян, М.В. Игра в культуре информационного общества // Журнал «Вопросы культурологии», № 11. - 2012. - С. 32-33.
13. Вялкова, Е.В. Значение физического воспитания школьников с нарушениями слуха [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Академии Естествознания. URL: https://rae.ru/forum2012/265/1166 (дата обращения: 22.05.2017).
14. Головина, Е.С. Вопросы патогенеза центральных механизмов нарушения речевых функций у детей, страдающих алалией / Е.С. Гловина, Т.П. Хризман // Невропатология и психиатрия, 2006. - № 10. - С. 15-25.
15. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение школьников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 319 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ