Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональная политика как фактор формирования социальной идентичности

Работа №118450

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения региона как фактора социальной идентичности 10
1.1. Регион как объект региональной политики 10
1.2. Основные направления и характеристики развития региона как фактора формирования социальной идентичности 18
Глава 2. Эмпирическое исследование по вопросам региональной политики как фактора формирования социальной идентичности жителей Тольятти 35
2.1. Анализ результатов анкетирования о социальной идентичности жителей 35
2.2. Социологическая оценка региональной идентичности в условиях моногорода 41
Заключение 53
Список используемой литературы и источников 57
Приложения 62

Актуальность темы исследования заключается в том, что регионы сегодня превратились в главные субъекты экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации достичь определения специфики и приоритетов проведения региональной политики с учетом сравнительных преимуществах тех или иных регионов, особенности его исторического и культурного развития. Региональная (социально-экономическая) политика представляет собой сферу государственной деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте. В ней находятся отражение взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
Региональная стратегия страны считается значимой составной частью его финансовой политики и включает комплекс различных управленческих, законодательных, экономических событий, какие осуществляются равно как местными, так и основными органами власти. Ориентированы все без исключения данные мероприятия на регулирование в размещении полезных сил.
Государственная региональная стратегия считается отраслью управления общественным, финансовым и общественно-политическим развитием в государстве в региональном (пространственном) аспекте. Иными словами, эта область сопряжена с взаимоотношениями среди районами и основным аппаратом страны, а кроме того взаимоотношениями районов друг с другом. Региональная стратегия представляет собою элемент государственной стратегии в общественно-финансовом формировании и учитывает ряд течений . Развитие соотношения движущих сил местного формирования и обеспечение взаимодействия между ними. Установление пропорций регионального и общегосударственного аспектов в формировании, степеней экономического управления.
Освоение новейших территорий и ресурсов, поднятие экономики в малоразвитых регионах. Разрешение задач национально-финансового характера (в обстоятельствах мультинациональной страны). Разрешение урбанизационных трудностей (связанных с повышением значимости городов).
Среди других направлений отрасли необходимо выделить районные аспекты сельскохозяйственной, демографической политики.
Проявляющееся подход правительственного аппарата к каждому с вышеописанных течений и определенные мероприятия, какие исполняются согласно ним, формируют сущность политики, проводимой госаппаратом в местах. В цивилизованных странах сущность региональных мероприятий приблизительно одинаково.
Реконструкция (возобновление) экономического состояния подавленных (малоразвитых) индустриальных районов, освоение территорий слаборазвитых.
Децентрализация агломераций (выведение за пределы скопления) и районов с значительной концентрацией производства. Развитие новейших узлов промышленности за рамками городских поселений, никак не имеющих связи с имеющимися индустриальными центрами.
Региональная стратегия согласно вышеописанной схеме предотвращает повышение диспропорции, как в масштабах целой страны, так и в её регионах. Данная отрасль управления в цивилизованных странах осуществляет крайне важную роль. При этом в державах, менее развитых проблемы в районах зачастую стоят наиболее критически. Данное связано с этим, то, что региональная стратегия потребует существенных расходов.
Направления работы с районами в развитых странах можно отметить последующие:
1) интеграция в общую торговую площадку абсолютно всех районов в стране;
2) рост экономики менее развитых регионов, облегчение диспропорций;
3) освоение в наиболее полном масштабе человеческих и природных ресурсов;
4) расположение новых планов промышленности с рациональной точки зрения.
В Российской федерации региональной политике отводится важная роль. Данное обуславливается большими отличиями социально-демографических, естественно-географических, экономических и других обстоятельств внутри государства. В Российской Федерации неприменим унифицированный аспект к районам. Значение областной политики в ходе перехода к рыночным взаимоотношениям увеличивается в значительной степени.
Вместе с этим напряжение в социально-экономической ситуации в районах, наглядно выраженные контрасты в социальных обстоятельствах могут грозить жизни страны, приводя к её распаду. В связи с данным роль региональной политики ещё и в том, для того чтобы уменьшить внутренние напряжения, оставив целостность и единство державы. Изменение условия изнутри государства побуждает перемены в содержании работы с районами.
Степень научной разработанности проблемы. Основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как К. А. Абросимова, Е. В. Алешинская, Е. С. Гриценко, Э. Р. Гатиатуллина, Е. Н. Данилова, Т.Н.Иванова, Г. И. Иванец, Т. Б. Качкина, П. Штомпка и др.
Целью бакалаврской работы является изучение основных направлений и характеристик развития региона, как фактора формирования социальной и политической идентичности.
Задачи исследования:
1. Определить понятия «регион», «идентичность», «социальная идентичность», «региональная политика», «социальная общность»;
2. Проанализировать основные направления и характеристики развития региона;
3. Рассмотреть регион как взаимодействие социальных общностей в контексте реализации региональной политики;
4. Провести эмпирическое исследование социальной идентичности жителей Тольятти.
Предмет исследования - особенности региональной политики как фактора формирования социальной идентичности.
Объект исследования - социальная идентичность в условиях региональной политики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили такие работы, концепции, выводы, рекомендации, исследования социологов, философов, историков и педагогов, отраженные в публикациях, изданиях и учебниках, затрагивающих все аспекты данной проблематики и их изучение.
В данном исследовании будут использоваться такие подходы:
1. Комплексный подход - помогает исследовать региональную идентичность. В данном подходе используются труды: (обострения под влиянием кризисных тенденций зарубежных и отечественных теоретиков и практиков в области качества, перспективы инновационного развития моногорода (С. А. Айвазяна, Дж. Стиглица, А. Сена, Н. П. Федоренко), оценка тольяттинцами развития социальной сферы в условиях реформирования региона и города (И. В. Цветкова).
2. Корпоративный подход - помогает исследовать регион с точки зрения инновационного развития с помощью анализа технологии как интеграции систем компонентов, они поддерживаются административными или социальными отношениями. (Н. Розенберг, С. Глазьев, Г. Фетисов, Д. Львов).
3. Функциональный подход - помогает рассматривать ряд особых функций для инвестиционных решений для повышения устойчивости региональной идентичности. (С. Н. Бобылева, В. Н. Лексина, Г. Е. Мекиш). Также в этом подходе рассматриваются общие проблемы развития и функционирования моногородов в современных условиях, еще рассматриваются ряд вопросов регионального и муниципального управления инновационным развитием. (A. A. Дулова, А. Э. Живиця, И. Ю. Загоруйко, А. И. Котова)
4. Территориальный подход - разработка и осуществление региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи в Самарском регионе через реализацию образовательного кластера дает возможность оптимизации и совершенствования системы подготовки кадров для предприятий, учреждений и организаций, и решения социально-экономических проблем. (Т.Н. Иванова, Ю.Б. Винислав).
Методы исследования. Анкетный опрос тольяттинцев в возрасте 18-30 и 41-55 лет (при этом учитывается пол человека) гуманитарной и технической специальностей.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=200 человек в возрасте 18-30 и 41-55. Второй метод - анализ документов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные регионы выходят за рамки национальных государств и активно соперничают друг с другом, выступая в качестве самостоятельных политических единиц, так в ряде случаев регионализм выступает как способ сопротивления изменениям (консервативный и оборонительный регионализм) и наоборот, как инструмент модернизации (космополитический и прогрессивный регионализм).
Общество представляет собой некую неравновесную систему. Система обладает таковыми фундаментальными свойствами: устойчивость и изменчивость; традиция и инновация. Если эти характеристики соотносятся между друг другом, то она и определяет пластичность общества. Данная пластичность, позволяет дать в нужный момент адекватный ответ на различные вызовы.
Вместе с этим происходит институциализация общества и его устойчивость существенно возрастает в ущерб изменчивости. И в итоге когда возникает потребность в изменчивости то его попросту может и не быть так как не разрешены назревшие со временем перемены. Есть только решение такой проблемы это «омоложение» общества, но данное решение может и привести и регрессии общества. Такие проявления возникающие в обществе является патологией и сильно мешает современному российскому обществу и выступает проблемой социального развития.
Сейчас все российские регионы живут в период постоянной конкуренции. При конкуренции очень сложно правильно исполнять региональный бюджет, привлекать инвесторов, реализовывать продукцию, очень сильно обостряется конкуренция за талантливые кадры, так как центральные регионы их попросту изымают в свою пользу.
На все это можно дать ответ. Каждый регион создает современные коммуникативные технологии, которые в свою очередь начинают привлекать новые инвестиции в региональный бюджет. Чем больше будет узнаваем регион на рынке региональной конкуренции, тем больше будет о нем ассоциаций и ему будет проще конкурировать. О городе Тольятти знают почти в каждом уголке нашей страны, основной же знак узнаваемости это автомобиль «ЛАДА» или «Жигули» и поэтому в наш регион идут дополнительные дотации, а мы же в свою очередь повышаем статус Тольятти как в Самарской области, так и в стране, не смотря на, то что Тольятти сейчас переживает не лучшие времена.
Смотря на условия и факторы с помощью которых достигается социальная сплоченность в регионе, как на региональном, так и федеральном уровне - это грамотная и эффективная политика региона и страны. Хорошо продуманные идеи развития региона поможет нам решить такие задачи: рост региональной идентичности, рост патриотизма к своему региону, повышение интереса к политике приводящейся в регионе, повышение интереса к истории региона и т.д., все это указывает на снижение социальной напряженности в обществе.
Региональные власти при обдумывании концепции развития региона должны осознавать каково количество и качество предложенных вами идей и смыслов.
Анализ всех ситуаций которые формируют новые представления о регионе в современном развитом мире показал. Проблема региональной идентичности как с точки зрения и политики так с точки зрения и социализации, продолжает оставаться наиболее важной. Проводимые в стране новых социально-политических, социально-экономических трансформаций, породили в нашей стране новые этнополитические и социально-психологические реальности, с которыми регионам предстоит освоиться и найти нужные подходы к ним.
Новые современные процессы поиска региональной идентичности, дали толчок к образованию: различных общественных групп, образованию миграций, способствует формированию гражданской идентичности, также изменяется структура индивидуальной идентичности, ведут к некому нивелированию идентичностей всех социальных групп. Происходит порождение новых типов идентичности как социальной так и индивидуальной, открывая перед собой все больше и больше проблемных задач идентичности.
Жизнь в российских моногородах с советских времен обеспечивалась за счет неразрывной связи градообразующего предприятия, которое развивалось в городе, а также обеспечивало жизнь население города.
Градообразующее предприятие естественно давало проживание, содержало дошкольные учреждения, поддерживало здравоохранение, снабжало магазины товарами питания.
Так как градообразующие производства монопрофильных городов имеют некоторые ограничения в деятельности, они очень сильно зависят от влияния кризисных факторов.
Итак, в процессе курсовой работы мы достигли поставленных задач. Мы выяснили что, ситуация в Тольятти неоднозначна и зависит от поддержки власти и от состояния фактического монополиста градообразующего предприятия ОАО «АвтоВАЗа» и города в целом.
Жители Тольятти, особенно работники ОАО «АвтоВАЗа», личные перспективы ставят в зависимость от состояния дел на заводе. Застойная ситуация на автозаводе заставляет снижать планку социальных запросов. Тема необходимости отъезда из Тольятти в связи с кризисом выглядит больше похожей на эмоциональную реакцию внутреннего бегства, нежели на настоящую подготовку к экономической эмиграции.
Исходя из описаний социальной ситуации в Тольятти, можно сделать вывод о продолжающемся усилении массовой бедности населения, снижении запросов и ожиданий жителей монопоселений, нарастании социальной апатии и депрессивных настроений. На данном этапе моральная придавленность жителей моногорода не стимулирует их к активным протестным выступлениям.
По мнению респондентов, положительные изменения в нашем городе происходят везде. С приходом на пост Н.И. Меркушкина, все стабилизировалось. Он весьма благополучно помог городу. Дороги, реабилитация имиджа города, выделили значительные деньги на благоустройство города и стали ремонтировать дороги.
Таким образом, респонденты отмечают, что с приходом на пост губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина жизнь в нашем городе стабилизируется.
Оценивая происходящие изменения, можно сказать о том, что жизнь в нашем городе стабилизируется. Улучшается культурная и спортивная жизнь, каждый день набирает обороты строительство новых домой и красивых зданий, появляются новые оздоровительные и дошкольные учреждения. А также с каждым годом, все больше внимания уделяют проблеме по благоустройству окрестностей.
Но также стоит отметить, что, по мнению респондентов, в связи с плохой работой правоохранительных органов, из-за доступности наркотиков повысилась смертность среди молодежи.


1. Антипьев, А.Г. Российское общество: пути модернизации и инновации // Проблемы теории и практики управления. 2011. - № 5. - С.104-110.
2. Алексеева - Бескина, Т.Н. Искусственная среда обитания и парадоксы феномена город // Муниципальная власть. - 2005. - № 4. - С. 80-82.
3. Алинзер А.С Качество городской среды как фактор интенсификации прогресса // Проблемы качества городской среды. М., 2011. С. - 140.
4. Арменский, А.Е. Инновационная экономика и роль в ней интеллектуальной собственности / А.Е. Арменский // Инновации - 2009. - № 11 (133). - С. 31-33.
5. Бердашкевич, А.П. Федеральный бюджет науки на 2009 год / А.П. Бердашкевич, С.Г. Сафарлиева // Инновации. - 2012. - № 7. - С. 7-13.
6. Васильева, Е. Особенности эффективности социальной политики: региональная практика / Е. Васильева // Власть. 2012. № 12. - С. - 29-33.
7. Вирт, Л. Городское сообщество и цивилизация / Л. Вирт // Личность. Культура. Общество. - 2012. - том 8, вып. 2. - С. 21-32.
8. Глазьев, С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования / С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов, Г.Г. Фетисов. М, 2007. - С. 69-68.
9. Глазьев, С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С.Ю. Глазьев. М, 2011. - С. 97.
10. Гольц, Г. А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России / Г. А. Гольц // Экономическая наука современной России. 2010. - № 2. - С. 5-21.
11. Гончаренко, Л. П. Инновационная политика : учебник / Л. П. Гончаренко. - М. : КНОРУС, 2009. - С. 65.
12. Горин, Н.И. Монопрофильные города Урала [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www. mirrabot. com, (Дата обращения: 12.03.16).
13. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики/ Учебник для ВУЗов/А.Г. Гранберг: - МГУ ВШЭ, - 2001. - С. 495.
14. Гуреева М.А. Экономические проблемы моногородов в условиях мирового финансового кризиса/ М.А. Гуреева// Вестник Российского нового университета, - 2011.- №2. -С. 37-45.
15. Гусев, А. Оптимальные уровни экономического неравенства регионов в федеральных округах / А. Гусев // Общество и экономика. - 2013. - № 12. - С. 52-84.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ