Объект исследования - Нижегородский филиал ООО «Торговый Дом «Эксмо» (г. Москва).
Основной вид деятельности - торговля оптовая книгами, газетами и журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами.
Проведен анализ деятельности за 2018-2020 годы.
Есть приложения (бухгалтерская отчетность).
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования ценовой политики современной организации 6
1.1 Сущностные характеристики ценовой политики организации 6
1.2 Основные факторы, влияющие на ценовую политику и анализ методик ценообразования 11
1.3 Анализ нормативно-правовой информации по проблеме ценообразования 17
2 Анализ ценовой политики Нижегородского филиала ООО Торговый Дом «Эксмо» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Особенности ценовой политики организации 26
2.3 Диагностика и проблемы эффективного ценообразования в организации 37
3 Совершенствование ценовой политики Нижегородского филиала ООО Торговый Дом «Эксмо» 42
3.1 Основные направления совершенствования ценовой политики предприятия 42
3.2 Экономическая оценка предлагаемых рекомендаций по совершенствованию ценовой политики предприятия 52
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 66
Тема исследования проблем совершенствования ценовой политики торговой организации на данный период времени представляет особую актуальность и большой практический интерес среди исследователей.
Актуальность темы совершенствования ценовой политики торговой организации на рынке заключается в постоянном росте конкуренции между компаниями и постоянной борьбой за своих клиентов. Успешные торговые организации, которые имеют стратегическую нацеленность на результат, несомненно, обязаны не только знать, но и прогнозировать желания и запросы своих клиентов, для предоставления им своих товаров и услуг наивысшего качества, с наилучшим уровнем сервиса и обслуживанием выгоднее и привлекательнее с точки зрения цены, чем у конкурентов.
С учетом последствий пандемии коронавируса многие предприятия, попали в кризисное состояние, и вынуждены искать антикризисные меры, чтобы сохранить свое положение на рынке.
На сегодняшний момент состояние отечественного рынка нельзя назвать даже удовлетворительным, изменения в экономической и политической ситуации с учётом кризиса пандемии коронавируса привели к ухудшению общего финансового положения страны и её жителей. Кризис пандемии коронавируса повлиял на глобальный товарооборот, произошло снижение потока иностранных инвестиций, а также упал средний уровень жизни населения.
В условиях кризиса пандемии коронавируса определение оптимального уровня цены является трудной задачей, так как спрос на товары сокращается, излишки производственных мощностей стремительно растут, а потребителя начинает интересовать всё более дешёвый товар. Выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями поможет грамотная ценовая политика.
В связи с эти особо актуален анализ сложившихся подходов и методов совершенствования ценовой политики. Более детальная проработка указанных вопросов способствует определению приоритетов при разработке стратегии ценообразования торговых предприятий в условиях пандемии коронавируса.
Объект исследования – Нижегородский филиал ООО Торговый Дом «Эксмо».
Предмет исследования – ценовая политика торговой организации.
Цель исследования – анализ и разработка основных направлений совершенствования ценовой политики торговой организации.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты формирования ценовой политики современной организации;
- провести анализ ценовой политики Нижегородского филиала ООО Торговый Дом «Эксмо»;
- разработать основные направления совершенствования ценовой политики предприятия;
- провести экономическую оценку предлагаемых рекомендаций по совершенствованию ценовой политики предприятия.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам анализа и совершенствования ценовой политики таких как: Г.Л. Багиев, В.В. Деньгов, В.Н. Дорман, И.В. Липсиц, Г.А. Маховикова, Т.Н. Панкова, Н.М. Розанова, В.И. Фомин, Д.Д. Чуев, Е.В. Шулико и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию ценовой политики, которые могут быть применимы на аналогичных торговых предприятиях.
Нормативную базу исследования составила правовая информация по проблеме ценообразования, отраженная в следующих актах и законах: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», ФЗ «О защите конкуренции, ФЗ «О естественных монополиях» и др.
В ходе написания работы, были использованы следующие методы исследования: сбор информации, ее анализ и оценка, систематизация получаемых данных, подведение итогов, прогнозирование результатов рекомендаций.
Информационной базой работы является финансовая отчетность предприятия, организационная и иная внутренняя документация предприятия.
Цель исследования заключалась в анализе и разработке основных направлений совершенствования ценовой политики торговой организации.
ООО «Торговый Дом «Эксмо» имеет одно обособленное подразделение – филиал, находящийся в другом регионе по адресу обл. Нижегородская, г. Нижний Новгород, ул. Карпинского, 29. В настоящее время Нижегородский филиал ООО Торговый Дом «Эксмо» занимает лидирующие позиции на рынке книжной продукции и канцелярских товаров в Нижнем Новгороде и Нижегородской области.
В результате проведенного анализа ценовой политики можно сделать вывод, что на данный момент, Нижегородский филиал ООО Торговый Дом «Эксмо» снижает активность деятельности, уменьшаются объемы продаж, выручки и запасов. Также существует риск потери финансовой стабильности, поскольку заемный капитал превышает собственные средства.
Таким образом, в ООО Торговый Дом «Эксмо» существуют следующие проблемы связанные с формированием ценовой политики:
Несмотря на привлекательность цен по сравнению с конкурентами наблюдается снижение объема продаж в 2020 г. Это говорит о неэффективной системе организации сбыта товара.
Снижение оборачиваемости запасов в 2020 г. является следствием снижения объема продаж. Вместо того, чтобы разработать мероприятия по стимулированию сбыта, сотрудники отдела продаж снижают объемы закупок. С одной стороны, чтобы избежать затоваренности на складе, это имеет место быть. Однако, проведенный анализ показал, что в ближайшем будущем никакие стимулирующие мероприятия не предвидятся.
Не эффективная система увеличения спроса. В ООО Торговый Дом «Эксмо» используется две программы: дисконтные карты на 5%, а также скидки при достижении общей суммы покупки свыше 5 тыс. руб. – 15%. Учитывая снижение объемов продаж, данные мероприятия особой эффективности не имеют.
Для совершенствования ценовой политики предприятия была разработана программа, включающая разработку стратегий развития ценовой политики, учитывающих краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу развития. Тактические мероприятия в рамках выбранных стратегий следующие:
- внедрение автоматизированной технологии закупочной деятельности на базе моделирования бизнес-процессов IDEF0;
- оптимизация работы с поставщиками;
- продвижение товара на рынок, создание рекламной кампании;
- обновление ассортимента.
Для реализации мероприятий по совершенствованию ценовой политики Нижегородского филиала ООО Торговый Дом «Эксмо» потребуется 669,5 тыс. руб. Предложенные мероприятия по совершенствованию ценовой политики Нижегородского филиала ООО Торговый Дом «Эксмо» являются прибыльными, рентабельными, окупятся за 4,5 месяца, при этом чистый доход, который получит Нижегородский филиал ООО Торговый Дом «Эксмо», составит 1566,5 тыс. руб. в год.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ). – Текст: электронный // СПС «Гарант» [сайт] – URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 14.10.2021)
2. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 26.10.2021 N 45- П). – Текст: электронный // СПС «Гарант» [сайт] – URL: https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 15.10.2021)
3. Российская Федерация. Законы. Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7.03.1995 г. N 239 (ред. от 27.12.2019 N 1923). - Текст: электронный // СПС «Гарант» [сайт] – URL: https://base.garant.ru/10103866/
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 2.07.2021 г. N 352-ФЗ). – Текст: электронный // СПС «Гарант» [сайт] – URL: https://base.garant.ru/12148517/ (дата обращения: 06.11.2021)
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021 N 170-ФЗ). – Текст: электронный // СПС «Гарант» [сайт] – URL: https://base.garant.ru/10104442/ (дата обращения: 22.10.2021)
6. Российская Федерация. Законы. Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» от 3.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995 N 221). - Текст: электронный // СПС «Гарант» [сайт] – URL: https://base.garant.ru/10164438/
7. Багиев, Г.Л. Организация управления ценовой политикой предпринимательских и коммерческих структур в современных условиях. – Текст непосредственный / Г.Л. Багиев, Н.Ф. Газизуллин // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 2 (66). - С. 282-284.
8. Восколович, Н.А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов / Н.А. Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д. Еникеева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 324 с. - ISBN 978-5-534-05345-6. – Текст: непосредственный
9. Година, Е.А. Ценовая политика как составляющая экономической стратегии организации. – Текст непосредственный / Е.А. Година, А.О. Кусая // Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 53-56.
10. Горянская, И.В. Совершенствование ценовой стратегии компании в современных условиях. – Текст непосредственный / И.В. Горянская // Транспортное дело России. - 2021. - № 3. - С. 77-79.
11. Григорьев, М.Н. Маркетинг: учебник для вузов / М.Н. Григорьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 559 с. - ISBN 978-5-534-05818-5. – Текст: непосредственный
12. Деньгов, В.В. Микроэкономика. Теория потребительского поведения: учебник для вузов / В.В. Деньгов. - 4-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 410 с. - ISBN 978-5-534-04211-5. – Текст: непосредственный
13. Дорман, В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учебное пособие / В.Н. Дорман. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 107 с. - ISBN 978-5-534-08387-3. – Текст: непосредственный
14. Жабина, С.Б. Маркетинг продукции и услуг: учебное пособие для вузов / С.Б. Жабина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 264 с. - ISBN 978-5-534-05141-4. – Текст: непосредственный
15. Касьяненко, Т.Г. Ценообразование: учебник и практикум для вузов / Т.Г. Касьяненко. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 437 с. - ISBN 978-5-534-04530-7. – Текст: непосредственный
16. Липсиц, И.В. Ценообразование: учебник и практикум для вузов / И.В. Липсиц. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 368 с. - ISBN 978-5-534-04843-8. – Текст: непосредственный
17. Лосева, А.В. Влияние ценообразования на конкурентоспособность. – Текст непосредственный / А.В. Лосева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2021. - С. 193-196.
18. Мараховская, А.А. Ценовая политика как важный элемент эффективной организации коммерческой деятельности предприятия. – Текст непосредственный / А.А. Мараховская, И.А. Кузьмичёва, Л.А. Сахарова // Государство. Бизнес. Общество. Цифровая среда: траектория взаимодействия от теории к практике. - 2021. - С. 199-202.
19. Маховикова, Г.А. Цены и ценообразование в коммерции: учебник / Г.А. Маховикова, В.В. Лизовская. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 231 с. - ISBN 978-5-534-03696-1. – Текст: непосредственный
20. Милкова, О.И. Экономика и организация предприятия: учебник и практикум для вузов / О.И. Милкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 473 с. - ISBN 978-5-534-04300-6. – Текст: непосредственный
21. Мишина, С.В. Ценообразование и ценовая политика организации. – Текст непосредственный / С.В. Мишина // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2020. - № 3 (19). - С. 109-116.
22. Орлова, Е.А. Методы проведения управленческого анализа при формировании ассортиментной и ценовой политики организации. – Текст непосредственный / Е.А. Орлова, С.С. Шкилева // Russian Journal of Management. - 2019. - Т.7. - № 3. - С. 91-95.
23. Остапенко, Е.А. Оценка среднего уровня реализационных цен и разработка ценовой политики организации. – Текст непосредственный / Е.А. Остапенко, О.С. Завадская // Взаимодействие бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики и образования. Материалы Ежегодной II Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 223-233.
24. Панкова, Т.Н. Совершенствование ценовой политики организации в целях увеличения объема продаж. – Текст непосредственный / Т.Н. Панкова, Н.В. Рубанова // Развитие инновационного потенциала современной экономики и ее информационное обеспечение. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. - 2021. - С. 369-379.
25. Пантелеева, О.Б. Актуальность исследования эластичности спроса для оптимизации ценовой политики организации. – Текст непосредственный / О.Б. Пантелеева, Ю.С. Шпагина // Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 233-239.
26. Пашина, Л.Л. Особенности ценообразования на предприятиях. – Текст непосредственный / Л.Л. Пашина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. - Т. 11. - № 5-1. - С. 105-112.
27. Пронина, Н.Н. Ценовая политика организации в современных условиях. – Текст непосредственный / Н.Н. Пронина, Д.А. Миряева, И.А. Усанова // Энигма. - 2019. - № 3-1. - С. 61-66.
28. Розанова, Н.М. Экономика фирмы: учебник для вузов / Н.М. Розанова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 187 с. - ISBN 978-5-534-01742-7. – Текст: непосредственный
29. Серова, И.А. Факторы, определяющие ценовую политику организации. – Текст непосредственный / И.А. Серова, Д.А. Крюкова // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 206-210.
30. Скуба, Р.В. Ключевые факторы ценообразования коммерческой организации. - Текст непосредственный / Р.В. Скуба // Московский экономический журнал. - 2021. - № 6. – С. 52-56.
31. Сысоева, Е.В. Разработка ценовой политики организации. - Текст непосредственный / Е.В. Сысоева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т.9. - № 10-1. - С. 13-22.
32. Фомин, В.И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Фомин. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 243 с. - ISBN 978-5-534-11623-6. – Текст: непосредственный
33. Чакалова, М.А. Проблемы ценовой политики организации и пути их решения. - Текст непосредственный / М.А. Чакалова // Молодая наука – 2019. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2019. - С. 111-112.
34. Чуев, Д.Д. Основные подходы к управлению ценообразованием в организациях. – Текст непосредственный / Д.Д. Чуев // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект. - 2021. - С. 260-263.
35. Шулико, Е.В. Современная ценовая политика организации: теоретические аспекты. – Текст непосредственный / Е.В. Шулико, И.П. Ковалева // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 1 (30). - С. 186-193.
36. Контрагент ООО Торговый Дом «Эксмо» досье №1037789006034 от 23.01.2022 [сайт]. – URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1037789006034_ooo-torgovyy-dom-eksmo (дата обращения: 23.01.2022)
37. A. Magomedov Economics of trade organizations: textbook for universities / A. Magomedov. - 2nd ed., reprint. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 266 p. - ISBN 978-5-534-05732-4. - Text: direct
38. A. Melguy Organization of tax control in the field of pricing. - Direct text / A. Melguy, D. Dedov // Antimonopoly policy. Regional practice. Materials of the national conference with international participation. - 2021. - pp. 401-406.
39. S. Ezekian Pricing policy of the organization in a market economy. - The text is direct / S. Ezekian // Economics and entrepreneurship. - 2020. - № 3 (116). - Pp. 653-656.
40. V. Deren Economics: economic theory and economic policy / V. Deren. - 6th ed., ispr. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 432 p. - ISBN 978-5-534-11078-4. - Text: directм
41. V. Korshunov Economics of an organization (enterprise): textbook and workshop for universities / V. Korshunov. - 5th ed., reprint. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 347 p. - ISBN 978-5-534-11583-3. - Text: direct