Идеологическое и политическое многообразие как конституционно-правовые принципы в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Идеологическое многообразие 6
1.1 Идеология как наука об общих принципах формирования идей и основах
человеческого знания
1.2 Реализация принципа идеологического многообразия в Российской
Федерации 14
Глава 2. Политическое многообразие 21
2.1 Современная форма общественных объединений в Российской
Федерации 21
2.2 Реализация принципа политического многообразия в Российской
Федерации 34
Глава 3. Проблемы реализации и соблюдения принципов идеологического и политического многообразия 42
3.1 Русская православная церковь как «государствообразующая» организация 42
3.2. Регулирование интернет пространства России на фоне возросшего влияния политических процессов в сфере информационных технологий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Глава 1. Идеологическое многообразие 6
1.1 Идеология как наука об общих принципах формирования идей и основах
человеческого знания
1.2 Реализация принципа идеологического многообразия в Российской
Федерации 14
Глава 2. Политическое многообразие 21
2.1 Современная форма общественных объединений в Российской
Федерации 21
2.2 Реализация принципа политического многообразия в Российской
Федерации 34
Глава 3. Проблемы реализации и соблюдения принципов идеологического и политического многообразия 42
3.1 Русская православная церковь как «государствообразующая» организация 42
3.2. Регулирование интернет пространства России на фоне возросшего влияния политических процессов в сфере информационных технологий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Конституция Российской Федерации закрепляет идеологический и политический плюрализм. Эти принципы являются основой для развития общества и признаками демократии. Современное общество многообразно по целому ряду экономических, социальных, политических и иных причин.
Установление государственной или обязательной идеологии либо политической системы невозможно без совершения грубых ошибок и нарушений прав человека, ведь многообразие идей и интересов помогает гражданам более точно воспринимать действительный мир.
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что несмотря на конституционные закрепления принципов идеологического и политического многообразия, простая их регламентация ничего не значит. Государство должно постоянно проводить работу по исследованию и анализу происходящей в стране ситуации и осуществлять деятельность по исправлению ошибок, в том числе и собственных. Государство должно помнить о целях, в соответствии с которыми данные принципы были закреплены. Наше государство будет по настоящему демократическим и правовым только в случае полной и всесторонней оценки действующей властью своей деятельности.
Целью данной работы является анализ принципов идеологического и политического многообразия, конституционно закрепленных в Российской Федерации для оценки их влияния на современную жизнь российского общества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать историческое развитие понятия «идеология» и ее роль в современной России.
2. Раскрыть содержание реализации принципа идеологического многообразия в Российской Федерации.
3. Изучить правовой статус общественных объединений и выявить их роль в современной России.
4. Раскрыть содержание реализации принципа политического многообразия в Российской Федерации на примере политических партий.
5. Проанализировать и выявить основные проблемы, ограничивающие реализацию принципов идеологического и политического многообразия, а также определить их возможные последствия и перспективы решения.
Для решения указанных выше задач были использованы следующие методы исследования: общие методы научного познания - анализ, синтез, сравнительно-описательный метод, абстрагирование, обобщение; системный анализ (подход); исторический метод; законы формальной логики.
Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения, возникающие на основе конституционно закрепленных принципов в Российской Федерации, признающих идеологическое и политическое многообразие.
Предметом является правовое регулирование конституционных принципов - идеологическое и политическое многообразие, нормативно-правовая основа их реализации.
При написании магистерской диссертации были использованы труды К. Маркса, Ф. Энгельса. Проблемы политического и идеологического плюрализма были исследованы такими учеными, как: С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, Е.М. Бабосов, С.А. Боголюбов, С.В. Васильева, Ю.Г. Волков, Г.А. Гаджиев, К.С. Гаджиев, Н.И. Долидзе, И.А. Иванников, А.А. Кара-Мурза, А.Н. Кокотов, К.А. Кононов, В.В. Киреев, В.А. Козлов, А. Филиппов, Е. Маслова.
Большую значимость при изучении данной работы имеют нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 г.;
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.;
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.;
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002 г.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Установление государственной или обязательной идеологии либо политической системы невозможно без совершения грубых ошибок и нарушений прав человека, ведь многообразие идей и интересов помогает гражданам более точно воспринимать действительный мир.
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что несмотря на конституционные закрепления принципов идеологического и политического многообразия, простая их регламентация ничего не значит. Государство должно постоянно проводить работу по исследованию и анализу происходящей в стране ситуации и осуществлять деятельность по исправлению ошибок, в том числе и собственных. Государство должно помнить о целях, в соответствии с которыми данные принципы были закреплены. Наше государство будет по настоящему демократическим и правовым только в случае полной и всесторонней оценки действующей властью своей деятельности.
Целью данной работы является анализ принципов идеологического и политического многообразия, конституционно закрепленных в Российской Федерации для оценки их влияния на современную жизнь российского общества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать историческое развитие понятия «идеология» и ее роль в современной России.
2. Раскрыть содержание реализации принципа идеологического многообразия в Российской Федерации.
3. Изучить правовой статус общественных объединений и выявить их роль в современной России.
4. Раскрыть содержание реализации принципа политического многообразия в Российской Федерации на примере политических партий.
5. Проанализировать и выявить основные проблемы, ограничивающие реализацию принципов идеологического и политического многообразия, а также определить их возможные последствия и перспективы решения.
Для решения указанных выше задач были использованы следующие методы исследования: общие методы научного познания - анализ, синтез, сравнительно-описательный метод, абстрагирование, обобщение; системный анализ (подход); исторический метод; законы формальной логики.
Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения, возникающие на основе конституционно закрепленных принципов в Российской Федерации, признающих идеологическое и политическое многообразие.
Предметом является правовое регулирование конституционных принципов - идеологическое и политическое многообразие, нормативно-правовая основа их реализации.
При написании магистерской диссертации были использованы труды К. Маркса, Ф. Энгельса. Проблемы политического и идеологического плюрализма были исследованы такими учеными, как: С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, Е.М. Бабосов, С.А. Боголюбов, С.В. Васильева, Ю.Г. Волков, Г.А. Гаджиев, К.С. Гаджиев, Н.И. Долидзе, И.А. Иванников, А.А. Кара-Мурза, А.Н. Кокотов, К.А. Кононов, В.В. Киреев, В.А. Козлов, А. Филиппов, Е. Маслова.
Большую значимость при изучении данной работы имеют нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 г.;
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.;
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.;
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002 г.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
За последнее время в мировом порядке произошли существенные изменения. Они показали, что идеология является одним из основополагающих факторов, влияющих на преобразование международно-политического порядка. Концепции и идеи, которыми пользовались участники на мировой арене, постоянно менялись. Но суть использования целых идеологических систем всегда была одна - доказательство собственной правоты и распространение своего влияния.
В этом плане статья 13 Конституции Российской Федерации является прогрессивной, устанавливая принципы идеологического многообразия. Регламентируется равноправие всех идеологий, существующих в обществе и ни одна из них не может иметь какой-либо приоритет по сравнению с другой, так же как и невозможно законодательное закрепление такого приоритета, а также признание его на официально на уровне государства. Но формулировка данной нормы порождает возможности для развития множества вариантов ее толкования. Исправить возникшую проблему поможет принятие закона, который бы более точно и полно описывал бы механизм реализации указанной нормы и пределы ее осуществления.
Современные общественные объединения имеют множество форм. Они многогранны по своей структуре, действуют в интересах целей, для достижения которых они созданы и использует в своей работе различные методы.
Согласно российскому законодательству, российские общественные объединения обладают равными правами и обязанностями, независимо от их формы. Их деятельность основана на принципах законности, равноправия и добровольности, а в выборе своей организационной структуры, формировании целей и методов деятельности имеют свободу при условии соблюдения ими положений законодательства Российской Федерации.
Но с каждым годом число общественных объединений растет, а граждане Российской Федерации получают все больше инструментов для реализации и защиты своих интересов и прав.
Государство должно предоставлять общественным объединениям больше возможностей для ведения ими своей деятельности, оказывать поддержку и содействие. Ведь должное функционирование системы общественных объединений выступает гарантией политического многообразия, закрепленного в конституции Российской Федерации, что в свою очередь связано и с сохранением принципов свободы и равенства. Функционирование общественных объединений является обязательным условием развития демократии в рамках правового государства.
Оценка деятельности системы политических партий в Российской Федерации показала, что они не имеют должного влияния, способного осуществить контроль за государственной бюрократией. Связано это с тем, что наша политическая система, связанная с сильной властью Президента и многопартийной системой, не позволяет партийной системе развиться во всю силу. Правящая власть не собирается самоограничивать себя и развивать партийную систему, так как это противоречит ее интересам. Также в нашей стране отсутствует достаточное развитие гражданского общества, чтобы у оппозиции была хотя бы возможность сформировать политический институт, оказывающий какое-то влияние на власть. Проблема состоит и в том, что сами политические партии, существующие на данный момент, не в состоянии взять на себя ответственность и начать движение в сторону развития партийной системы.
На данный момент нельзя сделать вывод о достаточно сложившихся окончательных формах политической системы в Российской Федерации. Для возможной конкуренции нашей страны на мировой политической арене требуется развитие политической системы, которая обеспечивала бы выражение в полной мере политических и иных интересов различных представителей общественности. Решение данного вопроса зависит от эффективного и добросовестного соблюдения конституционных принципов идеологического и политического многообразия. Для решения этой задачи государство должно провести анализ существующих норм и деятельности по реализации вышеуказанных принципов, чтобы в полной мере понимать эффективность тех мер и методов, которые осуществляются.
Наше государство, как и любое другое, несовершенно и имеет множество проблем в реализации принципов идеологического и политического многообразия.
Одной из них является и растущее положение, и распространение влияния Русской православной церкви на большинство сфер общественной жизни в нашей стране оказывает негативный эффект на развитие государства. Реализуемые ею проекты и деятельность не несут в себе какой- либо экономической выгоды или духовной и социальной пользы для общества, так как в большинстве случаев служат для удовлетворения потребностей каких-то индивидуальных привилегированных людей либо самих работников этой религиозной структуры.
Усиленная поддержка государством одной религиозной организации по сравнению с иными, а в некоторых случаях и полная заинтересованность в ее деятельности, не только противоречит принципу идеологического многообразия, но и выражается в сокращении поддержки иных сфер и институтов социального общества.
Для решения данной проблемы государство должно уменьшить, а в потенциале вообще устраниться от субсидирования религиозных организаций. Это позволит установить равные права и возможности для всех религиозных организаций и соблюсти принцип идеологического многообразия. Религиозные структуры будут развиваться за счет спонсорской и благотворительной поддержки тех, кто придерживается такой же идеологии.
Также, как уже было описано в данной работе, Русская православная церковь, как и другие религиозные организации, обладает активами, с помощью которых ведется предпринимательская деятельность. Все вышеуказанные источники доходов позволяют религиозным организациям осуществлять свою деятельность, а государственная поддержка в виде освобождения от налогов и предоставления льгот для каждой религиозной организации в равной мере полностью соответствуют принципу идеологического многообразия.
Еще одной из насущных проблем является регулирование Интернет пространства в России. Интернет является масштабной площадкой для ведения политических процессов. Постоянный доступ к неограниченному объему информации по всем сферам жизнедеятельности помогает человеку постоянно быть в курсе происходящих событий. Человек получает возможность потреблять любую информацию, соответствующую его интересам и формировать свое мнение на действующую обстановку в мире, в котором он живет. Так как сфера информационных технологий получила свое развитие по историческим меркам достаточно недавно, государство пытается найти подходы к возможности ее регулирования и сформировать прочную законодательную базу. Из-за высокой спешки и недооценки вводимых регулирующих мер, законодатель может допускать ошибки в формулировках, упустить из вида возможное влияние введенных норм на сферы жизни, регулирование которых не предполагалось изначально. Данные реформы могут оказывать негативный эффект на общественную жизнь, а также вести к ограничению конституционных прав человека и предоставлять неограниченные возможности органам власти, приводящие к злоупотреблению правом.
Принимаемые законы об ограничении Интернета в России не вносят конструктив, а наоборот порождают проблемы и вызывают затруднения. Они могут привести к еще большему дроблению Интернета в российском пространстве, возникновению конфликтных ситуаций между пользователями и органами власти.
Компании несут убытки, пытаются соответствовать новым требованиям законодательства, закупать оборудование за свой счет и перекладывать расходы на конечных пользователей. Они вынуждены менять взаимодействие своих сервисов с пользователями, чтобы государство могло выступать посредником в этих отношениях и иметь повышенный контроль за обеими сторонами. Такие решения снижают инвестиционный климат нашей страны, а высокое давление на российский и зарубежный бизнес заставляет их задумываться о необходимости своего присутствия в российском Интернет пространстве.
Решения в области регулирования Российского Интернета накладывают большую финансовую нагрузку на коммерческие структуры и само государство.
Данная проблема интересна тем, что решения по ней всем известны и имеются в достаточном количестве. Государство, при принятии решений по регулированию Интернет пространства в России, должно полагаться не на собственное мнение, не отвечающее компетенции в данной области, а прислушиваться к экспертам и мнению общественности. Множество предложений по улучшению информационного климата поступают и по сей день, но наше государство не сможет обеспечить реализацию конституционных принципов идеологического и политического многообразия, пока не перестанет их игнорировать.
В этом плане статья 13 Конституции Российской Федерации является прогрессивной, устанавливая принципы идеологического многообразия. Регламентируется равноправие всех идеологий, существующих в обществе и ни одна из них не может иметь какой-либо приоритет по сравнению с другой, так же как и невозможно законодательное закрепление такого приоритета, а также признание его на официально на уровне государства. Но формулировка данной нормы порождает возможности для развития множества вариантов ее толкования. Исправить возникшую проблему поможет принятие закона, который бы более точно и полно описывал бы механизм реализации указанной нормы и пределы ее осуществления.
Современные общественные объединения имеют множество форм. Они многогранны по своей структуре, действуют в интересах целей, для достижения которых они созданы и использует в своей работе различные методы.
Согласно российскому законодательству, российские общественные объединения обладают равными правами и обязанностями, независимо от их формы. Их деятельность основана на принципах законности, равноправия и добровольности, а в выборе своей организационной структуры, формировании целей и методов деятельности имеют свободу при условии соблюдения ими положений законодательства Российской Федерации.
Но с каждым годом число общественных объединений растет, а граждане Российской Федерации получают все больше инструментов для реализации и защиты своих интересов и прав.
Государство должно предоставлять общественным объединениям больше возможностей для ведения ими своей деятельности, оказывать поддержку и содействие. Ведь должное функционирование системы общественных объединений выступает гарантией политического многообразия, закрепленного в конституции Российской Федерации, что в свою очередь связано и с сохранением принципов свободы и равенства. Функционирование общественных объединений является обязательным условием развития демократии в рамках правового государства.
Оценка деятельности системы политических партий в Российской Федерации показала, что они не имеют должного влияния, способного осуществить контроль за государственной бюрократией. Связано это с тем, что наша политическая система, связанная с сильной властью Президента и многопартийной системой, не позволяет партийной системе развиться во всю силу. Правящая власть не собирается самоограничивать себя и развивать партийную систему, так как это противоречит ее интересам. Также в нашей стране отсутствует достаточное развитие гражданского общества, чтобы у оппозиции была хотя бы возможность сформировать политический институт, оказывающий какое-то влияние на власть. Проблема состоит и в том, что сами политические партии, существующие на данный момент, не в состоянии взять на себя ответственность и начать движение в сторону развития партийной системы.
На данный момент нельзя сделать вывод о достаточно сложившихся окончательных формах политической системы в Российской Федерации. Для возможной конкуренции нашей страны на мировой политической арене требуется развитие политической системы, которая обеспечивала бы выражение в полной мере политических и иных интересов различных представителей общественности. Решение данного вопроса зависит от эффективного и добросовестного соблюдения конституционных принципов идеологического и политического многообразия. Для решения этой задачи государство должно провести анализ существующих норм и деятельности по реализации вышеуказанных принципов, чтобы в полной мере понимать эффективность тех мер и методов, которые осуществляются.
Наше государство, как и любое другое, несовершенно и имеет множество проблем в реализации принципов идеологического и политического многообразия.
Одной из них является и растущее положение, и распространение влияния Русской православной церкви на большинство сфер общественной жизни в нашей стране оказывает негативный эффект на развитие государства. Реализуемые ею проекты и деятельность не несут в себе какой- либо экономической выгоды или духовной и социальной пользы для общества, так как в большинстве случаев служат для удовлетворения потребностей каких-то индивидуальных привилегированных людей либо самих работников этой религиозной структуры.
Усиленная поддержка государством одной религиозной организации по сравнению с иными, а в некоторых случаях и полная заинтересованность в ее деятельности, не только противоречит принципу идеологического многообразия, но и выражается в сокращении поддержки иных сфер и институтов социального общества.
Для решения данной проблемы государство должно уменьшить, а в потенциале вообще устраниться от субсидирования религиозных организаций. Это позволит установить равные права и возможности для всех религиозных организаций и соблюсти принцип идеологического многообразия. Религиозные структуры будут развиваться за счет спонсорской и благотворительной поддержки тех, кто придерживается такой же идеологии.
Также, как уже было описано в данной работе, Русская православная церковь, как и другие религиозные организации, обладает активами, с помощью которых ведется предпринимательская деятельность. Все вышеуказанные источники доходов позволяют религиозным организациям осуществлять свою деятельность, а государственная поддержка в виде освобождения от налогов и предоставления льгот для каждой религиозной организации в равной мере полностью соответствуют принципу идеологического многообразия.
Еще одной из насущных проблем является регулирование Интернет пространства в России. Интернет является масштабной площадкой для ведения политических процессов. Постоянный доступ к неограниченному объему информации по всем сферам жизнедеятельности помогает человеку постоянно быть в курсе происходящих событий. Человек получает возможность потреблять любую информацию, соответствующую его интересам и формировать свое мнение на действующую обстановку в мире, в котором он живет. Так как сфера информационных технологий получила свое развитие по историческим меркам достаточно недавно, государство пытается найти подходы к возможности ее регулирования и сформировать прочную законодательную базу. Из-за высокой спешки и недооценки вводимых регулирующих мер, законодатель может допускать ошибки в формулировках, упустить из вида возможное влияние введенных норм на сферы жизни, регулирование которых не предполагалось изначально. Данные реформы могут оказывать негативный эффект на общественную жизнь, а также вести к ограничению конституционных прав человека и предоставлять неограниченные возможности органам власти, приводящие к злоупотреблению правом.
Принимаемые законы об ограничении Интернета в России не вносят конструктив, а наоборот порождают проблемы и вызывают затруднения. Они могут привести к еще большему дроблению Интернета в российском пространстве, возникновению конфликтных ситуаций между пользователями и органами власти.
Компании несут убытки, пытаются соответствовать новым требованиям законодательства, закупать оборудование за свой счет и перекладывать расходы на конечных пользователей. Они вынуждены менять взаимодействие своих сервисов с пользователями, чтобы государство могло выступать посредником в этих отношениях и иметь повышенный контроль за обеими сторонами. Такие решения снижают инвестиционный климат нашей страны, а высокое давление на российский и зарубежный бизнес заставляет их задумываться о необходимости своего присутствия в российском Интернет пространстве.
Решения в области регулирования Российского Интернета накладывают большую финансовую нагрузку на коммерческие структуры и само государство.
Данная проблема интересна тем, что решения по ней всем известны и имеются в достаточном количестве. Государство, при принятии решений по регулированию Интернет пространства в России, должно полагаться не на собственное мнение, не отвечающее компетенции в данной области, а прислушиваться к экспертам и мнению общественности. Множество предложений по улучшению информационного климата поступают и по сей день, но наше государство не сможет обеспечить реализацию конституционных принципов идеологического и политического многообразия, пока не перестанет их игнорировать.
Подобные работы
- ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ:
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Национальный суверенитет и формы его реализации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Политические партии как субъекты конституционного права в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Конституция РФ, структура, принципы
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Конституционные основы идеологического и политического многообразия, многопартийности в Российской Федерации (Российский технологический университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2022 - Конституционно-правовая и политическая ответственность политических партий в РФ: проблемы взаимосвязи и их соотношение
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовой статус политических партий
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовой статус политических партий
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Конституционные основы гражданского общества в России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



