Объект исследования - АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ……7
1.1 Сущность и содержание операционной стратегии компании……………………………...7
1.2 Основные методические подходы к формированию системы сбалансированных показателей………………11
1.3 Российский и зарубежный опыт реализации операционной стратегии компании на основе BSC…………………….17
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ АО «УРАЛТЕХНОСТРОЙ-ТУЙМАЗЫХИММАШ» НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ………23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……… 23
2.2 Анализ реализации операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш»..26
2.3 Разработка рекомендаций по реализации операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» на основе BSC………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………36
Актуальность темы исследования. В настоящее время отечественные предприятия функционируют в условиях ужесточения конкуренции, сопряженной с глобализацией мирового экономического кризиса. Нестабильность экономической конъюнктуры, повышение требований потребителей к производимым продуктам, развитие информационных технологий, возрастание роли человеческого капитала, рост неопределенности и т.д. приводят к переосмыслению осуществления реализации операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей, обеспечивая их устойчивое развитие и актуализацию исследований в этой области.
Важность системы операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей (BSC) со всей остротой проявилась в последние десятилетия, когда происходит постепенное насыщение спроса, усиление конкуренции, которая приобретает, помимо национальных черт, международный характер, нестабильность рынков, быстрые темпы развития научно-технического прогресса, социально-политические, экономические факторы и т.д.
В настоящее время все больше предприятий осознают, что необходимо прогнозировать свою деятельность на основе научных методов, адаптироваться к изменениям внешних условий из-за пандемии вируса Covid19, чтобы сознательно проводить управление своей деятельностью. В этих условиях реализация операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей выступает эффективным инструментом управления функционированием компании.
На практике многие компании не уделяют достаточного внимания вопросу разработки операционной стратегии компании на основе BSC, что может привести к неблагоприятным последствиям, например, банкротству (может возникнуть вследствие отсутствия плана развития предприятия и путей повышения прибыли и сокращения затрат), принудительной продаже по заниженной стоимости, ухудшению отношений с контрагентами и т.д.
Степень разработанности проблемы. Теоретические основы реализации операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей представлены в работах следующих ученых: С.И. Крылова [9], О.В. Бургонова [2], К.В. Алмазова [2], К.А. Виткаловой [4], Э.Ю. Черкесовой [4], Н.К. Смирновой [16], А.В. Фоминой [16], Г.Б. Клейнера [7] и др. Необходимо отметить отсутствие единого терминологического подхода к определению понятий: «операционная стратегия», «сбалансированная система показателей».
Цель работы: исследование теоретических основ и разработка практических рекомендаций по реализации операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей (BSC) (на примере АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш»).
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
описать сущность и содержание операционной стратегии компании;
рассмотреть основные методические подходы к формированию системы сбалансированных показателей;
изучить российский и зарубежный опыт реализации операционной стратегии компании на основе BSC;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести анализ реализации операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш»;
разработать рекомендации по реализации операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» на основе BSC.
Объектом является операционная стратегия компании АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш».
Предмет исследования составляют экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе реализации операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей.
Методы исследования: логический, индукции, дедукции, сравнительный, графический, горизонтальный, вертикальный, коэффициентный анализ и другие методы научного исследования и изложения.
Информационной базой послужили учебные пособия по реализации операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей (BSC), такие периодические издания как «Науковедение», «Молодой ученый», «Экономика и управление» и так далее. Была использована финансовая отчетность АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» за 2019–2021 гг. Кроме того, анализировалась информация, размещенная в сети Интернет.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран достаточный материал для углубленного осмысления проблемы реализации операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей; уточнены понятия «сбалансированная система показателей», «операционная стратегия компании», выявлены основные методические подходы к формированию системы сбалансированных показателей.
Практическая значимость курсовой работы заключается в анализе реализации операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» и разработке рекомендаций по реализации операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» на основе BSC.
Структура курсовой работы. Цели и задачи исследования определили логическую последовательность его изложения и объем. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы из 21 наименования.
В первой главе курсовой работы описана сущность и содержание операционной стратегии компании, рассмотрены основные методические подходы к формированию системы сбалансированных показателей, изучен российский и зарубежный опыт реализации операционной стратегии компании на основе BSC.
Во второй главе курсовой работы дана организационно-экономическая характеристика АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», проведен анализ реализации операционной стратегии рассматриваемого предприятия, а также разработаны рекомендации по реализации операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» на основе BSC.
В заключение работы сформулированы выводы и предложены рекомендации по теме исследования.
В результате анализа реализации операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей можно сделать следующие выводы.
В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы реализации операционной стратегии компании на основе сбалансированной системы показателей. Было выявлено, что операционная стратегии компании – это подсистема корпоративной стратегии, сущность которой заключается в разработке общей политики, приоритетов, планов и мероприятий, направленных на эффективное использование ресурсов организации для производства конкурентоспособных продуктов и услуг. Сбалансированная система показателей была создана в 1992 году Капланом и Нортоном, чтобы обеспечить точное измерение всех различных атрибутов успеха компании с помощью ключевых показателей эффективности для достижения стратегических целей. Полная сбалансированная система показателей должна содержать измерения производительности, которые включают не только финансовые цели, но также клиентов и заинтересованных лиц, внутренние процессы.
Во второй главе курсовой работы был проведен практический анализ реализации операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» на основе сбалансированной системы показателей. АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» специализируется на выпуске оборудования для атомной энергетики, нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, химической, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленности. Следует отметить, что на анализируемом предприятии в 2021 г. по сравнению с 2019 г. произошло снижение объемов продаж продукции, вследствие чего выручка снизилась в 2020 г. по сравнению с на 2019 г. на 783586 тыс. руб. (36,64%). Выручка от продажи продукции на в 2021 г. по сравнению с 2020 г. также уменьшилась (на 115605 тыс. руб. или на 8,53%). Весьма негативным моментом является существенное снижение чистой прибыли в 2020 г. по сравнению с 2019 гг. (на 62250 тыс. руб. или на 77,48%). В качестве положительной тенденции можно отметить увеличение чистой прибыли в 2021 г. по сравнению с 2020 гг. на 1342 тыс. руб. или 7,42%. Положительно также можно оценить снижение себестоимости в 2021 г. по сравнению с 2019 г.
В настоящее время в АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» отсутствует четко сформулированная операционная стратегия предприятия. SWOT-анализ АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» показал, что к слабым сторонам АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» относятся: сильная зависимость Компании от состояния нефтегазоперерабатывающей, химической, нефтяной отраслей; недостаточный выбор рабочих кадров высокой квалификации на рынке рабочей силы города. К угрозам АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» относятся: проникновение на рынок новых игроков и ужесточе¬ние конкурентной борьбы; повышение конкуренции с компа¬ниями, осуществляющими свою деятельность в сфере нефтегазоперерабатывающей, химической, нефтяной отраслей промышленности; передел традиционных рынков между существую¬щими игроками; жесткая ценовая конкуренция на тендерах; общее уменьшение рынка сбыта продукции, производимой предприятием, произошедшее вследствие пандемии Covid-19, специальной военной операции на Украине.
В настоящее время в АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» отсутствуют четко сформулированная операционная стратегия предприятия.
На наш взгляд, можно предложить следующую цель операционной стратегии АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш»: наиболее полное использование возможностей предприятия.
В целях оптимизации стратегического управления предприятием стратегию АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» целесообразно перевести на операционный уровень при помощи системы сбалансированных показателей, состоящей из четырех составляющих, по каждой из которых были определены цели, задачи, показатели для оценки и контроля. Необходимо:
1) увеличить рост прибыли за счет приобретения нового оборудования (экономический эффект от предложенного мероприятия: получение дополнительной прибыли в размере 14752 тыс. руб. в год),
2) создание партнерских отношений с клиентами (экономический эффект от предложенного мероприятия: новые клиенты – 12% в год),
3) повышение среднечасовой выработки (экономия за счет снижения трудозатрат за год составит: 1544,6 тыс. руб. в год.);
4) развитие мотивированного и подготовленного персонала (повышение уровня мотивированности персонала на 10%, снижение текучести кадров на 10%).
1. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк – М.: Юнити-Дана, 2016. – 656 с.
2. Бургонов, О.В., Алмазов, К.В. Формирование системы сбалансированных показателей для комплексной оценки эффективности системы управления организации / О.В. Бургонов, К.В. Алмазов // Экономика и управление. – 2022. Т. 28. – № 4. – С. 340-350.
3. Бухгалтерский баланс АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» за 2021 г. // Архив АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш».
4. Виткалова, К.А., Черкесова, Э.Ю. Особенности формирования и внедрения сбалансированной системы показателей / К.А. Виткалова, Э.Ю. Черкесова // В сборнике: наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. – Белгород: ГиК, 2020. – С. 113-116.
5. Гудаковский, Б.Д. Особенности разработки операционной стратегии и мнения различных авторов к ее определению / Б.Д. Гудаковский // Экономика строительства. – 2022. – № 6. – С. 34-46.
6. Зайналов, Д.Р., Сатаров, Т.А. Разработка стратегии развития предприятий в условиях конкурентной среды / Д.Р. Зайналов, Т.А. Сатаров // Сборник: социально-экономическое развитие России и регионов в цифрах статистики, 2017. – С. 385-389.
7. Клейнер, Г.Б. Стратегии бизнеса / Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера. – М.: «Консэко», 2020. – 203 с.
8. Корниенко, В.И. Основы менеджмента устойчивого развития / В.И. Корниенко. – М: Ступени, 2019. – 256 с.
9. Крылов, С.И. Развитие методологии анализа в сбалансированной системе показателей / С.И. Крылов. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 152 с.
10. Левченко, Т.М., Смирнов, А.О., Южаков, В.А. Анализ финансовой деятельности и разработка стратегии по улучшению финансового состояния / Т.М. Левченко, А.О. Смирнов, В.А. Южаков // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 2-1 (79). –С. 989-1006.
11. Отчет о финансовых результатах АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» за 2021 г. // Архив АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш».
12. Отчет о финансовых результатах АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» за 2020 г. // Архив АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш».
13. Поздеева, Н.Р., Галин, И.Ш. Разработка конкурентной стратегии развития компании / Н.Р. Поздеева, И.Ш. Галин // Науковедение. – 2018. – Т. 8. – № 3 (34). – С. 70.
14. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М.Е. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 454 с.
15. Салимзаде, Ф.Т. Разработка конкурентной стратегии развития предприятий / Ф.Т. Салимзаде // Молодой ученый. – 2019. – №5. – С. 141-143.
16. Смирнова, Н.К., Фомина, А.В. Реализация стратегий компаний / Н.К. Смирнова, А.В. Фомина. – М.: Бератор, 2020. – 224 с.
17. Степанова, Т.А. Теоретические основы разработки системы сбалансированных показателей / Т.А.Степанова // Аллея науки. – 2018. Т. 4. – № 1 (17). – С. 276-279.
18. Стерлигова, А.Н. Операционный (производственный) менеджмент: / А.Н. Стерлигова. - М.: Инфра-М, 2020. – 312 c.
19. Толкач, И.Е., Кононенко, В.О. /И.Е. Толкач, В.О. Кононенко В.О.// Обоснование разработки сбалансированных системы показателей для производственого предприятия ООО "Центр ремонтных технологий" // Студенческий форум. – 2018. – № 9 (30). – С. 66-71.
20. Тухватуллина, А. О. Стратегия развития предприятий / А. О. Тухватуллина. // Молодой ученый. – 2022. – № 26 (421). – С. 193-195.
21. Файзуллин Э.И. Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности // Молодой ученый. – 2019. – №30. – С. 75-77.
22. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: Дело, 2018. – 412 с.
23. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент / Р.Б. Чейз, Н.Дж. Эквилайн, Р.Ф. Якобс. – М.: «Вильямс», 2018. – 704 с.
24. Шаронов, М.А., Ковалева, Н.И. Некоторые аспекты формирования операционной стратегии организации в сфере услуг / М.А. Шаронов, Н.И. Ковалева // Сервис plus. – 2022. Т. 16. –№ 2. – С. 106-117.
25. Штыков С.О., Мочалова Л.А. Учет конкурентных преимуществ предприятии при разработке стратегии его развития // Сборник: Международная научно-практическая конференция «Уральская горная школа - регионам» Уральская горнопромышленная декада: материалы конференции. Уральский государственный горный университет. – 2019. – С. 648-649.
26. Якушева, В.В. Разработка стратегии развития организации / В.В. Якушева // Молодой ученый. – 2017. – №51. – С. 201-204.
27. Катков, М.Р. «Роснефть» приняла зеленую стратегию до 2030 года / М.Р. Катков [Электронный ресурс]. URL:https://www.vedomosti.ru/business (дата обращения: 09.11.2022).
28. Полынина, В.А. Сбер представил стратегия развития до 2023 г. / В.А. Полынина [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/business/4534 (дата обращения: 10.11.2022).
29. Martinez-Jerez, A, Kaplan, R.S., Miller, K. Strategy, Balanced Scorecard, and Strategic Profitability Analysis / А. Martinez-Jerez, R.S. Kaplan, K. Miller [Электронный ресурс]. URL: https://nscpolteksby.ac.id/ebook/files/Ebook/Accounting/Cost%20Accounting%20(2012)/Chapter%2013%20Strategy-Balanced%20Scorecard%20and%20Strategic%20Profitability%20Analysis.pdf (дата обращения: 30.12.2022).
30. Skinner T. The Balanced Scorecard is a management system for improving performance [Электронный ресурс]. URL: https://www.spiderstrategies.com/balanced-scorecard (дата обращения: 14.11.2022).