Влияние художественной гимнастики на развитие психофизических способностей у девочек 6-7 лет с нарушением речи
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПО ТЕМЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ 8
1.1. Особенности развития психофизических способностей у детей дошкольного возраста 8
1.2. Основные разновидности проблем речи у детей 11
1.3. Влияние художественной гимнастики на развитие психофизических способностей детей 25
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПО ТЕМЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ 8
1.1. Особенности развития психофизических способностей у детей дошкольного возраста 8
1.2. Основные разновидности проблем речи у детей 11
1.3. Влияние художественной гимнастики на развитие психофизических способностей детей 25
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность. «Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется»[30].
Э.И. Леонгард считает «речь - это не продукт, который производят органы артикуляции, а это результат согласования мысли, слуха, движений. Он считает, родителям и педагогам необходимо помнить; первый и шаг к развитию речи - это развитие движений. Как бы отдаленно изначально ни казалась эта связь: движение и речь».
«Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важными факторами среди ряда других, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития. Заболеваемость дошкольников имеет тенденцию к увеличению, наиболее часто встречается сегодня диагноз «общее недоразвитие речи» и сопутствующие ему мышечная слабость, дезкоординация» [30].
«Психомоторное развитие детей с речевыми нарушениями отстает от возрастной нормы: они часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, плохо следят глазами за движущимся предметом, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, подбрасывание и ловля мяча, прыжки, повороты и т.п.)».
«Художественная гимнастика признана в мире одним из самых красивых и гармоничных видов спорта вместе с тем специфика художественной гимнастики и огромный развивающийся потенциал, позволяет ей стать массовым видом спорта. Средства и методы художественной гимнастики в сочетании с музыкальным сопровождением, словесным воздействием педагога могут способствовать укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, развитию двигательных способностей, необходимых детям дошкольного возраста» [29,30].
«Являясь видом физической культуры, она несет в себе выраженные черты эстетической деятельности и глубокий психологический контекст (самовыражение, творчество). Однако эти неисчерпаемые возможности на практике используются слабо из-за неразработанности методики применения средств и методов художественной гимнастики в системе детских дошкольных учреждений».
«Самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения - «К 2000 году - здоровье каждому человеку планеты!». При этом понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие».
«В условиях модернизации российского образования перед педагогической наукой и практикой стоит задача поиска новых и более совершенных путей оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья для решения проблемы их интеграции в общество».
«Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно - мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется»[30]. В тоже время, дефицит коммуникативно-речевых навыков приводит к снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Дошкольный возраст является наилучшим временем для закладывания основ здоровья и формирования навыков и способностей.
«Развитие физических качеств и способностей, обусловленные свойствами ЦНС, степенью зрелости отдельных областей коры головного мозга, особенностями сенсомоторных процессов имеют достоверные связи с некоторыми психическими процессами, такими как, память, внимание, мышление и другие».
«Формируя координационные способности у детей средствами физической культуры, можно оказывать целенаправленное воздействие на познавательные процессы, стимулируя их развитие, содействуя более успешному овладению учащимися школьной программой; в свою очередь, успешность управления движениями и их регуляция в процессе решения двигательной задачи обеспечиваются познавательными процессами» [19].
«Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества» [20].
«На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память».
Л. С. Выготский в своих трудах показывал, что развивая речь также происходит развитие мышления и формирование личности.
Гипотеза: предполагается, что использование предложенного комплекса игровых упражнений художественной гимнастики, направленная на развитие психофизических способностей у детей 6-7 лет с нарушениями речи, будет не только развивать психофизические способности, но и способствовать коррекции речевых нарушений.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс детско-юношеского спортивно-эстетического клуба «Каскад», Самарской области, г.о. Тольятти, детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: комплекс игровых упражнений художественной гимнастики, направленный на развитие психофизических способностей у детей дошкольного возраста с проблемами речи.
Цель исследования: обоснование эффективности применения комплекса игровых упражнений художественной гимнастики для развития психофизических способностей у детей старшего дошкольного возраста с проблемами речи.
Задачи исследования:
1. Изучить развитие психофизических способностей у детей 6 - 7 лет с проблемами речи.
2. Подобрать комплексы игровых упражнений художественной гимнастики для развития психофизических способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
3. Оценить эффективность подобранного комплекса для развития психофизических способностей у детей 6 - 7 лет с проблемами речи.
Э.И. Леонгард считает «речь - это не продукт, который производят органы артикуляции, а это результат согласования мысли, слуха, движений. Он считает, родителям и педагогам необходимо помнить; первый и шаг к развитию речи - это развитие движений. Как бы отдаленно изначально ни казалась эта связь: движение и речь».
«Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важными факторами среди ряда других, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития. Заболеваемость дошкольников имеет тенденцию к увеличению, наиболее часто встречается сегодня диагноз «общее недоразвитие речи» и сопутствующие ему мышечная слабость, дезкоординация» [30].
«Психомоторное развитие детей с речевыми нарушениями отстает от возрастной нормы: они часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, плохо следят глазами за движущимся предметом, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, подбрасывание и ловля мяча, прыжки, повороты и т.п.)».
«Художественная гимнастика признана в мире одним из самых красивых и гармоничных видов спорта вместе с тем специфика художественной гимнастики и огромный развивающийся потенциал, позволяет ей стать массовым видом спорта. Средства и методы художественной гимнастики в сочетании с музыкальным сопровождением, словесным воздействием педагога могут способствовать укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, развитию двигательных способностей, необходимых детям дошкольного возраста» [29,30].
«Являясь видом физической культуры, она несет в себе выраженные черты эстетической деятельности и глубокий психологический контекст (самовыражение, творчество). Однако эти неисчерпаемые возможности на практике используются слабо из-за неразработанности методики применения средств и методов художественной гимнастики в системе детских дошкольных учреждений».
«Самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения - «К 2000 году - здоровье каждому человеку планеты!». При этом понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие».
«В условиях модернизации российского образования перед педагогической наукой и практикой стоит задача поиска новых и более совершенных путей оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья для решения проблемы их интеграции в общество».
«Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно - мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется»[30]. В тоже время, дефицит коммуникативно-речевых навыков приводит к снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Дошкольный возраст является наилучшим временем для закладывания основ здоровья и формирования навыков и способностей.
«Развитие физических качеств и способностей, обусловленные свойствами ЦНС, степенью зрелости отдельных областей коры головного мозга, особенностями сенсомоторных процессов имеют достоверные связи с некоторыми психическими процессами, такими как, память, внимание, мышление и другие».
«Формируя координационные способности у детей средствами физической культуры, можно оказывать целенаправленное воздействие на познавательные процессы, стимулируя их развитие, содействуя более успешному овладению учащимися школьной программой; в свою очередь, успешность управления движениями и их регуляция в процессе решения двигательной задачи обеспечиваются познавательными процессами» [19].
«Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества» [20].
«На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память».
Л. С. Выготский в своих трудах показывал, что развивая речь также происходит развитие мышления и формирование личности.
Гипотеза: предполагается, что использование предложенного комплекса игровых упражнений художественной гимнастики, направленная на развитие психофизических способностей у детей 6-7 лет с нарушениями речи, будет не только развивать психофизические способности, но и способствовать коррекции речевых нарушений.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс детско-юношеского спортивно-эстетического клуба «Каскад», Самарской области, г.о. Тольятти, детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: комплекс игровых упражнений художественной гимнастики, направленный на развитие психофизических способностей у детей дошкольного возраста с проблемами речи.
Цель исследования: обоснование эффективности применения комплекса игровых упражнений художественной гимнастики для развития психофизических способностей у детей старшего дошкольного возраста с проблемами речи.
Задачи исследования:
1. Изучить развитие психофизических способностей у детей 6 - 7 лет с проблемами речи.
2. Подобрать комплексы игровых упражнений художественной гимнастики для развития психофизических способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
3. Оценить эффективность подобранного комплекса для развития психофизических способностей у детей 6 - 7 лет с проблемами речи.
В результате проведенной исследовательской работы пришли к следующим выводам:
1. Проанализировав данные литературных источников по выбранной теме нами было определено, что в настоящее время растет количество детей с нарушением речевой активности, это является следствием нарушений многих функций организма.
Игровые формы занятий - это эффективный способ увеличения двигательной и эмоциональной сферы детей. Игры занимают важное место в исправлении двигательных нарушений детей проблемами речи и с помощью высоко эмоционального уровня помогают решать важные коррекционные задачи.
2. После подбора тестов и первичного тестирования, детей разделили на две группы, контрольную и экспериментальную. Тестировались: гибкость, ловкость, сила, а также внимание и кратковременная память. Средние результаты обеих групп до педагогического эксперимента практически не отличались.
3. В конце исследования проводилось повторное тестирование. Данные показали, что у детей контрольной и экспериментальной групп произошел рост результатов, но у экспериментальной группы они значительно выше, чем у контрольной.
Достоверное улучшение таких навыков как, гибкость, ловкость, сила, развитие таких психических качеств как восприятие, внимание, память и мышление у детей экспериментальной группы свидетельствует о правильном использовании комплексов игровых упражнений художественной гимнастики.
Таким образом, можно сделать вывод, что специально подобранный комплекс игровых упражнений художественной гимнастики положительно влияет на развитие психофизических способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
1. Проанализировав данные литературных источников по выбранной теме нами было определено, что в настоящее время растет количество детей с нарушением речевой активности, это является следствием нарушений многих функций организма.
Игровые формы занятий - это эффективный способ увеличения двигательной и эмоциональной сферы детей. Игры занимают важное место в исправлении двигательных нарушений детей проблемами речи и с помощью высоко эмоционального уровня помогают решать важные коррекционные задачи.
2. После подбора тестов и первичного тестирования, детей разделили на две группы, контрольную и экспериментальную. Тестировались: гибкость, ловкость, сила, а также внимание и кратковременная память. Средние результаты обеих групп до педагогического эксперимента практически не отличались.
3. В конце исследования проводилось повторное тестирование. Данные показали, что у детей контрольной и экспериментальной групп произошел рост результатов, но у экспериментальной группы они значительно выше, чем у контрольной.
Достоверное улучшение таких навыков как, гибкость, ловкость, сила, развитие таких психических качеств как восприятие, внимание, память и мышление у детей экспериментальной группы свидетельствует о правильном использовании комплексов игровых упражнений художественной гимнастики.
Таким образом, можно сделать вывод, что специально подобранный комплекс игровых упражнений художественной гимнастики положительно влияет на развитие психофизических способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Подобные работы
- Особенности организации спортивных занятий ритмической гимнастикой для девочек с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020





