Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №118269

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы особенностей поведения младших школьников в конфликте 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 8
1.2 Сущность понятия «конфликт» в современной
психологической науке 15
1.3 Причины конфликтов в младшем школьном возрасте и
условия их преодоления 21
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы особенностей поведения младших школьников в конфликте 27
2.1 Порядок организации и методики исследования 27
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 30
2.3 Практические рекомендации по преодолению
конфликтов младших школьников 40
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Опросник «Причины конфликтов» 52
Приложение Б Результаты социометрического исследования

Актуальность исследования. Базовые процессы развития личности, закономерности ее взросления определяют возникновение конфликтов разных уровней в образовательных учреждениях. Период детства и юности характеризуется формированием Я-концепции и стилем взаимоотношений с окружающими, знакомством с различными социальными ролями, изучением принципов построения стратегий поведения. Тот факт, что большую часть времени дети проводят в учреждении образования, в процессе коммуникации с ровесниками, другими детьми, учителями обуславливает возникновение напряжения, иногда и неприязни, именно в коллективе, где происходит становление личности.
Согласно ФГОС НОО, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций является отражением личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Таким образом, задачей современной образовательной организации является развитие у обучающихся умений конструктивно преодолевать конфликтные ситуации.
Уже в 70-х годах XX века в педагогической конфликтологии отмечалось, что конфликты несут как отрицательное, так и положительное значение. Такие отечественные исследователи, как Л.А. Петровская, Б.Ф. Ломов, О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щуркова, Л.Д. Наумова, Г.М. Болтунова, Е.В. Андриенко и другие, выделяют в своих работах конструктивные функции конфликта. Анализ научных исследований и психологической практики позволили нам выявить следующие противоречия. С одной стороны, конфликт может снимать психологическую напряженность в школьном коллективе, служить источником развития личности, способствовать сплочению группы, выявлять источники разногласий. С другой стороны, деструктивные функции конфликта обуславливают возникновение стресса, негативного влияния на психологическое состояние оппонентов, разрушают формальные и неформальные отношения, снижают эффективность деятельности, как участников конфликта, так и всего коллектива. Специфические психологические характеристики детей младшего школьного возраста могут способствовать усилению негативного влияния конфликтов. Особую роль в преодолении отрицательных факторов деструктивных конфликтов играют взрослые (родители - в семье, педагоги - в школе). Что касается образовательного учреждения, то задачей учителя является обучение детей конструктивно выходить из возникающих конфликтных ситуаций, не доводя дело до агрессивных действий при решении проблемы.
Для разрешения выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: несмотря на разработанность темы особенностей поведения младших школьников в конфликте, современные социальные и экономические условия, образовательные инновации обуславливают необходимость постоянного изучения проблемы конфликтов в образовательных организациях. Таким образом, выпускное квалификационное исследование представляется актуальным в связи с необходимостью изучения особенностей поведения младших школьников в конфликте, раннего выявления причин конфликтов младших школьников и выявления педагогических условий их преодоления.
Цель исследования: изучение особенностей поведения младших школьников в конфликте.
Объект исследования - конфликты младших школьников как психологическое явление.
Предмет исследования - содержание особенностей поведения младших школьников в конфликте.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование конструктивных стратегий поведения в конфликте способствует более высокому социометрическому статусу члена группы и удовлетворенности школьной жизнью; использование деструктивных стратегий поведения в конфликте приводит к формированию низкого социометрического статуса и удовлетворенности школьной жизнью.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих задач исследования:
- раскрыть сущность особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- определить порядок организации и методики исследования особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- провести эмпирическое исследование особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- сформулировать выводы и подготовить практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы таких авторов, как Л.А. Петровская, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина, Е.А. Соколова, И.А. Курочкина, Г.Л. Воронин, Я.Л. Коломинский, С.Г. Шуман, М.В. Клименских, И.А. Ершова и многих других.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ, сопоставительный анализ, диагностические методы (анкетирование, наблюдение, обобщение независимых характеристик, социометрическая диагностика). Обработка результатов проводится с помощью качественного анализа и методов математической статистики.
При проведении эмпирического исследования был использован следующий комплекс психодиагностических методик:
- социометрический метод М. Битяновой;
- опросник «Мой класс» для определения степени удовлетворенности школьной жизнью (Ю.З. Гильбух);
- диагностика поведенческого стиля младших школьников в конфликтной ситуации по методике описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной);
- анкета «Причины конфликтов» (авторская анкета, составленная совместно с классным руководителем исследуемого класса).
Экспериментальной базой исследования стало ГБОУ ОО школы №3, где проводились психодиагностические измерения 21 школьника 4-го класса, из них 9 мальчиков и 12 девочек в возрасте 9-10 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении концепций по выбранной теме, категоризации объекта и предмета исследования, доказательстве выдвинутой гипотезы на основе анализа результатов опубликованных исследований.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные об особенностях поведения младших школьников в конфликте, а также разработанные практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников могут быть использованы педагогами и психологами в учебно-воспитательном процессе в целях обучения детей конструктивно выходить из возникающих конфликтных ситуаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы (33 наименования), 2 приложений. Текст проиллюстрирован 4 рисунками и 7 таблицами. Объем работы - 53 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность выпускной квалификационной работы на тему «Особенности поведения младших школьников в конфликте» проявляется в том, что для педагогики и психологии в настоящий момент одной из острых проблем является высокий уровень конфликтного поведения школьников. Несмотря на то, что проблема возникновения и причин конфликтов являлась темой изучения большого числа исследователей с античных времен, активно разрабатывалась в отечественной психолого-педагогической науке, современные экономическо-социальные, технологические условия, инновации в образовании, уделяющие особое внимание физическому и эмоциональному здоровью ребенка, обуславливают постоянное изучение проблемы конфликтов в образовательной среде.
Теоретическое исследование в рамках выпускного квалификационного исследования включает систематизацию актуальных теоретических исследований, посвященных сущности понятия «конфликт», психолого-педагогической характеристике младших школьников, причинам конфликтов в младшем школьном возрасте и условиям их преодоления. В свою очередь, практическая часть исследования актуальна для учителя исследуемого класса, так как дает понимание уровня сформированности коммуникативных навыков каждого ученика и его стратегии поведения в конфликтной ситуации, представляет общие данные об удовлетворенности школьной жизнью. Разработанные практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников могут быть в дальнейшем использованы педагогами и психологами в образовательном процессе.
В ходе выполнения работы была достигнута цель исследования, заключающаяся в изучении особенностей поведения младших школьников в конфликте и разработке рекомендаций по преодолению конфликтов. Для достижения поставленной цели в теоретической части была раскрыта сущность особенностей поведения младших школьников в конфликте, причин конфликтов младших школьников и условий их преодоления. Было выяснено, что причины конфликтов младших школьников могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами.
Для достижения поставленной цели был определен порядок организации и методики исследования особенностей поведения младших школьников в конфликте, проведено эмпирическое исследование особенностей поведения младших школьников в конфликте, а также сформулированы выводы и подготовлены практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников.
Было выявлено, что более высокому социометрическому статусу члена группы и удовлетворенности школьной жизнью способствует использование стратегий компромисса и сотрудничества в конфликте. В свою очередь, формирование низкого социометрического статуса и удовлетворенности школьной жизнью связано с использованием стратегий избегания и приспособления в конфликте.
Среди причин конфликтов младших школьников наиболее часто упоминается грубое отношение, оскорбление и нежелание слушать мнение ученика. Кроме того, ученики вступают в конфликт по причине личной неприязни или «просто так».
Для учеников с разными социометрическими статусами наиболее значимые причины конфликтов являются отличными друг от друга. Так, ученики с высоким социометрическим статусом определяют как значимые причины несправедливые поступки других одноклассников, обман с их стороны, а также грубое отношение, оскорбление со стороны сверстников. Младшие школьники с низким социометрическим статусом вступают в конфликт, чтобы их заметили и выслушали их мнение.
В рамках констатирующего эксперимента были разработаны практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников при помощи обучения навыкам конструктивного поведения в конфликте.



1. Акопова М. А. Проблема конфликтного поведения детей младшего школьного возраста с различным социометрическим статусом // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.В. Васютенковой. 2015. С. 115-121.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога: более 1700 понятий. 3-е изд., испр. и доп. М. : Эксмо, 2010. 652 с.
3. Баркунова О. В., Седова С. С. Психолого-педагогические условия сопровождения формирования учебной деятельности ы младшем школьном возрасте // Современные наукоемкие технологии. Педагогические науки. 2020. №2. С. 86-90.
4. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М. : ООО «Чистые пруды», 2005. 32 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2017. 199 с.
6. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. 157 с.
7. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. и доп. М. [и др.] : Питер, 2008. 538 с.
8. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб. [и др.]: Питер, 2000. 360 с.
9. Кашапов М. М. Психология конфликта: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2018. 206 с.
10. Коэн Р. Медиация ровесников в школе: школьники разрешают конфликт / Перевод с англ. Одесса : 2001. 202 с.
11. Левитов Н. Д. Психологические особенности младших школьников. М. : Просвещение, 2009. 244 с.
12. Майстренко А. В. Новообразования младшего школьного возраста и психологические характеристики, определяющие высокую успеваемость обучения в начальных классах // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 402-406.
13. Майстренко А. В. Развитие психологических характеристик у низкоуспевающих обучающихся начального образования // Наука и школа. 2017. No 4. С. 175.
14. Майстренко А. В. Сравнительный анализ сформированности психологических характеристик учащихся, получающих начальное общее образование и имеющих различную успеваемость в обучении /// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. № 7. С. 164-169.
15. Матюхина М. В. Психология младшего школьника: учеб.-метод. пособие для студентов-заочников фак. подгот. учителей нач. классов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1976. 208 с.
16. Панина Е. А. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. Материалы Всероссийской заочной научной интернет-конференции: Сборник научных статей. М. : Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2015. С. 66-69.
17. Попов М. И. Психолог: зависимые от гаджетов дети не могут решать конфликтные ситуации [Электронный ресурс]. 2019. URL: https: // ..www.mskagency.ru/ materials / 2930879 (дата обращения 17.05.2021).
18. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. Екатеринбург : [б. и.], 2018. 114 с.
19. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб. : Б. и., 1996. 39 с.
20. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. СПб. : Речь, 2011. 373 с.
21. Славина Л. С. Трудные дети: избранные психологические труды М.; Воронеж: изд-во Московского психолого-социальный ин-та, 2006. (Воронеж: ИПФ Воронеж). 492 с.
22. Сморкалова Т. Л. Психология конфликта. Учебное пособие. Екатеринбург, 2018. 145 с.
23. Тарасов С. В. Становление мировосприятия обучающихся в системе общего образования // Вестник ЛенГУ им. А.С. Пушкина. 2017. С. 165-168.
24. Тюрина Н. Н., Баркунова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 3-1. С. 135-138.
25. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клинич. Психология» / Пер. с англ.: Т. Гудкова и др. 2. изд. М. : Питер : Смысл, 2003. 859 с.
26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд. СПб. : Питер, 2019. 606 с.
27. Цветков В. Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 183 с.
28. Шагаева Н. А., Городничая М. А., Бадмаева А. Э., Ковалдыкова
М. М. Реализация педагогических условий профилактики конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология [Электронный ресурс]. 2020. №6. URL: https://mir-
nauki.com/PDF/60PDMN620.pdf (дата обращения 17.05.2021).
29. Шаханская А. Ю. Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8. С. 190-191.
30. Щепалина В. В. Детерминанты конфликтов в младшем школьном возрасте // Известия Института педагогики и психологии образования. 2017. №2. С. 83-89.
31. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.210-211.
32. Eaves L.J., Eysenck H.J. &Martin N.G. Genes, culture and personality: An empirical approach. San Diego, CA: Academic Press, 1989. 465 p.
33. Miles D.R., & Carey G. Genetic and Environmental Architecture of Human Aggression // J. of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 72. N 1. P. 207-217.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ