ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы особенностей поведения младших школьников в конфликте 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 8
1.2 Сущность понятия «конфликт» в современной
психологической науке 15
1.3 Причины конфликтов в младшем школьном возрасте и
условия их преодоления 21
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы особенностей поведения младших школьников в конфликте 27
2.1 Порядок организации и методики исследования 27
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 30
2.3 Практические рекомендации по преодолению
конфликтов младших школьников 40
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Опросник «Причины конфликтов» 52
Приложение Б Результаты социометрического исследования
Глава 1 Теоретический анализ проблемы особенностей поведения младших школьников в конфликте 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 8
1.2 Сущность понятия «конфликт» в современной
психологической науке 15
1.3 Причины конфликтов в младшем школьном возрасте и
условия их преодоления 21
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы особенностей поведения младших школьников в конфликте 27
2.1 Порядок организации и методики исследования 27
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 30
2.3 Практические рекомендации по преодолению
конфликтов младших школьников 40
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Опросник «Причины конфликтов» 52
Приложение Б Результаты социометрического исследования
Актуальность исследования. Базовые процессы развития личности, закономерности ее взросления определяют возникновение конфликтов разных уровней в образовательных учреждениях. Период детства и юности характеризуется формированием Я-концепции и стилем взаимоотношений с окружающими, знакомством с различными социальными ролями, изучением принципов построения стратегий поведения. Тот факт, что большую часть времени дети проводят в учреждении образования, в процессе коммуникации с ровесниками, другими детьми, учителями обуславливает возникновение напряжения, иногда и неприязни, именно в коллективе, где происходит становление личности.
Согласно ФГОС НОО, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций является отражением личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Таким образом, задачей современной образовательной организации является развитие у обучающихся умений конструктивно преодолевать конфликтные ситуации.
Уже в 70-х годах XX века в педагогической конфликтологии отмечалось, что конфликты несут как отрицательное, так и положительное значение. Такие отечественные исследователи, как Л.А. Петровская, Б.Ф. Ломов, О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щуркова, Л.Д. Наумова, Г.М. Болтунова, Е.В. Андриенко и другие, выделяют в своих работах конструктивные функции конфликта. Анализ научных исследований и психологической практики позволили нам выявить следующие противоречия. С одной стороны, конфликт может снимать психологическую напряженность в школьном коллективе, служить источником развития личности, способствовать сплочению группы, выявлять источники разногласий. С другой стороны, деструктивные функции конфликта обуславливают возникновение стресса, негативного влияния на психологическое состояние оппонентов, разрушают формальные и неформальные отношения, снижают эффективность деятельности, как участников конфликта, так и всего коллектива. Специфические психологические характеристики детей младшего школьного возраста могут способствовать усилению негативного влияния конфликтов. Особую роль в преодолении отрицательных факторов деструктивных конфликтов играют взрослые (родители - в семье, педагоги - в школе). Что касается образовательного учреждения, то задачей учителя является обучение детей конструктивно выходить из возникающих конфликтных ситуаций, не доводя дело до агрессивных действий при решении проблемы.
Для разрешения выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: несмотря на разработанность темы особенностей поведения младших школьников в конфликте, современные социальные и экономические условия, образовательные инновации обуславливают необходимость постоянного изучения проблемы конфликтов в образовательных организациях. Таким образом, выпускное квалификационное исследование представляется актуальным в связи с необходимостью изучения особенностей поведения младших школьников в конфликте, раннего выявления причин конфликтов младших школьников и выявления педагогических условий их преодоления.
Цель исследования: изучение особенностей поведения младших школьников в конфликте.
Объект исследования - конфликты младших школьников как психологическое явление.
Предмет исследования - содержание особенностей поведения младших школьников в конфликте.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование конструктивных стратегий поведения в конфликте способствует более высокому социометрическому статусу члена группы и удовлетворенности школьной жизнью; использование деструктивных стратегий поведения в конфликте приводит к формированию низкого социометрического статуса и удовлетворенности школьной жизнью.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих задач исследования:
- раскрыть сущность особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- определить порядок организации и методики исследования особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- провести эмпирическое исследование особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- сформулировать выводы и подготовить практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы таких авторов, как Л.А. Петровская, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина, Е.А. Соколова, И.А. Курочкина, Г.Л. Воронин, Я.Л. Коломинский, С.Г. Шуман, М.В. Клименских, И.А. Ершова и многих других.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ, сопоставительный анализ, диагностические методы (анкетирование, наблюдение, обобщение независимых характеристик, социометрическая диагностика). Обработка результатов проводится с помощью качественного анализа и методов математической статистики.
При проведении эмпирического исследования был использован следующий комплекс психодиагностических методик:
- социометрический метод М. Битяновой;
- опросник «Мой класс» для определения степени удовлетворенности школьной жизнью (Ю.З. Гильбух);
- диагностика поведенческого стиля младших школьников в конфликтной ситуации по методике описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной);
- анкета «Причины конфликтов» (авторская анкета, составленная совместно с классным руководителем исследуемого класса).
Экспериментальной базой исследования стало ГБОУ ОО школы №3, где проводились психодиагностические измерения 21 школьника 4-го класса, из них 9 мальчиков и 12 девочек в возрасте 9-10 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении концепций по выбранной теме, категоризации объекта и предмета исследования, доказательстве выдвинутой гипотезы на основе анализа результатов опубликованных исследований.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные об особенностях поведения младших школьников в конфликте, а также разработанные практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников могут быть использованы педагогами и психологами в учебно-воспитательном процессе в целях обучения детей конструктивно выходить из возникающих конфликтных ситуаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы (33 наименования), 2 приложений. Текст проиллюстрирован 4 рисунками и 7 таблицами. Объем работы - 53 страницы.
Согласно ФГОС НОО, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций является отражением личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Таким образом, задачей современной образовательной организации является развитие у обучающихся умений конструктивно преодолевать конфликтные ситуации.
Уже в 70-х годах XX века в педагогической конфликтологии отмечалось, что конфликты несут как отрицательное, так и положительное значение. Такие отечественные исследователи, как Л.А. Петровская, Б.Ф. Ломов, О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щуркова, Л.Д. Наумова, Г.М. Болтунова, Е.В. Андриенко и другие, выделяют в своих работах конструктивные функции конфликта. Анализ научных исследований и психологической практики позволили нам выявить следующие противоречия. С одной стороны, конфликт может снимать психологическую напряженность в школьном коллективе, служить источником развития личности, способствовать сплочению группы, выявлять источники разногласий. С другой стороны, деструктивные функции конфликта обуславливают возникновение стресса, негативного влияния на психологическое состояние оппонентов, разрушают формальные и неформальные отношения, снижают эффективность деятельности, как участников конфликта, так и всего коллектива. Специфические психологические характеристики детей младшего школьного возраста могут способствовать усилению негативного влияния конфликтов. Особую роль в преодолении отрицательных факторов деструктивных конфликтов играют взрослые (родители - в семье, педагоги - в школе). Что касается образовательного учреждения, то задачей учителя является обучение детей конструктивно выходить из возникающих конфликтных ситуаций, не доводя дело до агрессивных действий при решении проблемы.
Для разрешения выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: несмотря на разработанность темы особенностей поведения младших школьников в конфликте, современные социальные и экономические условия, образовательные инновации обуславливают необходимость постоянного изучения проблемы конфликтов в образовательных организациях. Таким образом, выпускное квалификационное исследование представляется актуальным в связи с необходимостью изучения особенностей поведения младших школьников в конфликте, раннего выявления причин конфликтов младших школьников и выявления педагогических условий их преодоления.
Цель исследования: изучение особенностей поведения младших школьников в конфликте.
Объект исследования - конфликты младших школьников как психологическое явление.
Предмет исследования - содержание особенностей поведения младших школьников в конфликте.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование конструктивных стратегий поведения в конфликте способствует более высокому социометрическому статусу члена группы и удовлетворенности школьной жизнью; использование деструктивных стратегий поведения в конфликте приводит к формированию низкого социометрического статуса и удовлетворенности школьной жизнью.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих задач исследования:
- раскрыть сущность особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- определить порядок организации и методики исследования особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- провести эмпирическое исследование особенностей поведения младших школьников в конфликте;
- сформулировать выводы и подготовить практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы таких авторов, как Л.А. Петровская, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина, Е.А. Соколова, И.А. Курочкина, Г.Л. Воронин, Я.Л. Коломинский, С.Г. Шуман, М.В. Клименских, И.А. Ершова и многих других.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ, сопоставительный анализ, диагностические методы (анкетирование, наблюдение, обобщение независимых характеристик, социометрическая диагностика). Обработка результатов проводится с помощью качественного анализа и методов математической статистики.
При проведении эмпирического исследования был использован следующий комплекс психодиагностических методик:
- социометрический метод М. Битяновой;
- опросник «Мой класс» для определения степени удовлетворенности школьной жизнью (Ю.З. Гильбух);
- диагностика поведенческого стиля младших школьников в конфликтной ситуации по методике описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной);
- анкета «Причины конфликтов» (авторская анкета, составленная совместно с классным руководителем исследуемого класса).
Экспериментальной базой исследования стало ГБОУ ОО школы №3, где проводились психодиагностические измерения 21 школьника 4-го класса, из них 9 мальчиков и 12 девочек в возрасте 9-10 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении концепций по выбранной теме, категоризации объекта и предмета исследования, доказательстве выдвинутой гипотезы на основе анализа результатов опубликованных исследований.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные об особенностях поведения младших школьников в конфликте, а также разработанные практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников могут быть использованы педагогами и психологами в учебно-воспитательном процессе в целях обучения детей конструктивно выходить из возникающих конфликтных ситуаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы (33 наименования), 2 приложений. Текст проиллюстрирован 4 рисунками и 7 таблицами. Объем работы - 53 страницы.
Актуальность выпускной квалификационной работы на тему «Особенности поведения младших школьников в конфликте» проявляется в том, что для педагогики и психологии в настоящий момент одной из острых проблем является высокий уровень конфликтного поведения школьников. Несмотря на то, что проблема возникновения и причин конфликтов являлась темой изучения большого числа исследователей с античных времен, активно разрабатывалась в отечественной психолого-педагогической науке, современные экономическо-социальные, технологические условия, инновации в образовании, уделяющие особое внимание физическому и эмоциональному здоровью ребенка, обуславливают постоянное изучение проблемы конфликтов в образовательной среде.
Теоретическое исследование в рамках выпускного квалификационного исследования включает систематизацию актуальных теоретических исследований, посвященных сущности понятия «конфликт», психолого-педагогической характеристике младших школьников, причинам конфликтов в младшем школьном возрасте и условиям их преодоления. В свою очередь, практическая часть исследования актуальна для учителя исследуемого класса, так как дает понимание уровня сформированности коммуникативных навыков каждого ученика и его стратегии поведения в конфликтной ситуации, представляет общие данные об удовлетворенности школьной жизнью. Разработанные практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников могут быть в дальнейшем использованы педагогами и психологами в образовательном процессе.
В ходе выполнения работы была достигнута цель исследования, заключающаяся в изучении особенностей поведения младших школьников в конфликте и разработке рекомендаций по преодолению конфликтов. Для достижения поставленной цели в теоретической части была раскрыта сущность особенностей поведения младших школьников в конфликте, причин конфликтов младших школьников и условий их преодоления. Было выяснено, что причины конфликтов младших школьников могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами.
Для достижения поставленной цели был определен порядок организации и методики исследования особенностей поведения младших школьников в конфликте, проведено эмпирическое исследование особенностей поведения младших школьников в конфликте, а также сформулированы выводы и подготовлены практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников.
Было выявлено, что более высокому социометрическому статусу члена группы и удовлетворенности школьной жизнью способствует использование стратегий компромисса и сотрудничества в конфликте. В свою очередь, формирование низкого социометрического статуса и удовлетворенности школьной жизнью связано с использованием стратегий избегания и приспособления в конфликте.
Среди причин конфликтов младших школьников наиболее часто упоминается грубое отношение, оскорбление и нежелание слушать мнение ученика. Кроме того, ученики вступают в конфликт по причине личной неприязни или «просто так».
Для учеников с разными социометрическими статусами наиболее значимые причины конфликтов являются отличными друг от друга. Так, ученики с высоким социометрическим статусом определяют как значимые причины несправедливые поступки других одноклассников, обман с их стороны, а также грубое отношение, оскорбление со стороны сверстников. Младшие школьники с низким социометрическим статусом вступают в конфликт, чтобы их заметили и выслушали их мнение.
В рамках констатирующего эксперимента были разработаны практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников при помощи обучения навыкам конструктивного поведения в конфликте.
Теоретическое исследование в рамках выпускного квалификационного исследования включает систематизацию актуальных теоретических исследований, посвященных сущности понятия «конфликт», психолого-педагогической характеристике младших школьников, причинам конфликтов в младшем школьном возрасте и условиям их преодоления. В свою очередь, практическая часть исследования актуальна для учителя исследуемого класса, так как дает понимание уровня сформированности коммуникативных навыков каждого ученика и его стратегии поведения в конфликтной ситуации, представляет общие данные об удовлетворенности школьной жизнью. Разработанные практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников могут быть в дальнейшем использованы педагогами и психологами в образовательном процессе.
В ходе выполнения работы была достигнута цель исследования, заключающаяся в изучении особенностей поведения младших школьников в конфликте и разработке рекомендаций по преодолению конфликтов. Для достижения поставленной цели в теоретической части была раскрыта сущность особенностей поведения младших школьников в конфликте, причин конфликтов младших школьников и условий их преодоления. Было выяснено, что причины конфликтов младших школьников могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами.
Для достижения поставленной цели был определен порядок организации и методики исследования особенностей поведения младших школьников в конфликте, проведено эмпирическое исследование особенностей поведения младших школьников в конфликте, а также сформулированы выводы и подготовлены практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников.
Было выявлено, что более высокому социометрическому статусу члена группы и удовлетворенности школьной жизнью способствует использование стратегий компромисса и сотрудничества в конфликте. В свою очередь, формирование низкого социометрического статуса и удовлетворенности школьной жизнью связано с использованием стратегий избегания и приспособления в конфликте.
Среди причин конфликтов младших школьников наиболее часто упоминается грубое отношение, оскорбление и нежелание слушать мнение ученика. Кроме того, ученики вступают в конфликт по причине личной неприязни или «просто так».
Для учеников с разными социометрическими статусами наиболее значимые причины конфликтов являются отличными друг от друга. Так, ученики с высоким социометрическим статусом определяют как значимые причины несправедливые поступки других одноклассников, обман с их стороны, а также грубое отношение, оскорбление со стороны сверстников. Младшие школьники с низким социометрическим статусом вступают в конфликт, чтобы их заметили и выслушали их мнение.
В рамках констатирующего эксперимента были разработаны практические рекомендации по преодолению конфликтов младших школьников при помощи обучения навыкам конструктивного поведения в конфликте.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



