Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда 11
1.1 Формирование творческих способностей детей как психолого-
педагогическая проблема исследования 11
1.2 Художественный ручной труд как средство формирования творческих
способностей детей 10-12 лет в системе ДО 25
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей детей 10-12 лет в системе дополнительного образования 39
2.1 Организация исследования по выявлению уровня сформированности
творческих способностей детей 10-12 лет в системе ДО 39
2.2 Содержание работы по формированию творческих способностей детей
10-12 лет в системе ДО 53
2.3 Выявление динамики в формировании творческих способностей детей
10-12 лет в системе ДО 70
Выводы по второй главе 78
Заключение 81
Список используемой литературы 83
Приложение 91
Актуальность исследования. В период перехода российской экономики на инновационную модель развития, одним из способов ее достижения является подготовка интеллектуальных, творчески активных кадров. Создавая что-то новое, уникальное, человек занимается творчеством. Любая творческая деятельность - главное средство в реализации предназначения человека, а умение творить предполагает собою одну из главных качеств человеческой личности.
Идея творчества - самая манящая и таинственная в области задач о природе человека, его самобытности и назначении. Особенную значимость проблема творчества получила на рубеже XX и XXI столетий, в период современного подъёма науки и техники. Объективная потребность государства и всего современного общества в активной творческой личности делает актуальной проблему формирования и развития творческих способностей детей.
Изучали человеческое творчество ученые как с физиологической, медицинской, так и с социальной сторон. Огромное число исследований (В.Н. Гасилин, В.И. Нахнев, М.А. Нечипоренко, А.Н. Самолет и др.) посвящено осмыслению человека, как творческой натуры, а также формированию у него творческого таланта.
Проблеме соответствия индивида и творчества посвятили свои труды Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.Н. Лучок. Немало публикаций мы находим о воображении, о вопросах стимулирования творчества, о видах и истоках формирования у ребенка креативного мышления (Г.С. Альтшуллер, П.Н. Андрианов, Е. Гельфма, Г.М. Голин, Е.А. Лустина и др.).
В условиях быстрых перемен общества неумение к творческой деятельности остается значительной задачей для социума. «Творческий процесс на сегодняшний день потребно как никогда, и оно обязано перенаправиться на цели сбережения человечества и в целом живого на нашей земле» - заявляла академик Бехтерева Н.П. [11, с.189].
В связи с вышесказанным мы выделяем актуальность данного исследования на социально - педагогическом уровне, которая определяется важностью заказ сообщества на формирование у детей 10-12 лет творческих способностей, развивающих личность ребенка, насыщающих его навыками пользования инструментами и приемами, вследствие чего получаются настоящие творцы.
Для формирования творческих способностей нужен особенный вид творческого подхода, что потребует наибольшего старания. Чем выше в своей работе индивид поддирается к высочайшей степени собственных способностей, тем успешнее формируются у него творческие способности. Немаловажно, педагогу не только примечать творческие проявления обучающегося, но и содействовать их воплощению в реальность, т.е. воодушевлять, вызывать интерес и раскрывать способности. Поэтому на научно-теоретическом уровне актуальность исследования отталкивается от научного осмысливания понятия «творческие способности» и обоснования ее компонентов.
Проблемы формирования художественного творчества в концепции ДО детей анализируются в трудах В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, В.Н. Иванченко, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой и др. Исследование педагогической литературы позволил сделать заключение о том, что результативным средством формирования творческого индивида считаются занятия художественным ручным трудом с раннего возраста. Более подходящим (чувствительным) этапом в цели формирования творческих способностей является старший дошкольный и младший школьный возраст (от 10 до 12 лет), что и объясняет актуальность работы на научно-практическом уровне.
Несмотря на огромное число работ исследователей по проблеме творчества детей, по проблеме формирования творческих способностей и возможностей детей, мало изучены такие проблемы, как: связь ребенка и творчества; формирование творческих возможностей ребенка в возрасте от 10 до 12 лет; создание педагогических и организационных условий, содействующих формированию творческих способностей детей; возможности дополнительного образования, художественного ручного труда и роли родителей в творческом становлении ребенка.
Традиционная концепция школьного образования нередко не справляется с проблемой формирования личности ребенка, их творческих способностей, выявления оригинальности любого их них. Педагоги в большинстве случаев никак не имеют все шансы разглядеть в учащихся творческое основание , потому что для некоторых педагогов творческий процесс никак не считается ценностью, согласно сопоставлению с исполнительностью. Организация школьного образовательного пространства никак не дает талантливым учащимся полной самореализации.
И так, анализ научных исследований и педагогической литературы позволил выявить существующие противоречия:
- между требованиями общества к формированию творческих способностей детей и недостаточной разработанностью условий организации творческой деятельности детей;
- между возможностями художественного ручного труда в системе ДО и недостаточным использованием данной деятельности как средства формирования творческих способностей учащихся.
Исходя из вышеизложенного, была сформирована проблема исследования: Какое влияния окажет художественный ручной труд на формирование творческих способностей детей 10-12 лет в системе дополнительного образования?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние художественного ручного труда в системе дополнительного образования на эффективное формирование творческих способностей детей 10-12 лет.
Объект исследования - процесс формирования творческих способностей детей.
Предметом исследования - формирование творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования будет возможен, если:
- раскрыта сущность понятия «творческие способности» в системе взаимосвязанных педагогических понятий;
- проанализированы теоретические аспекты формирования творческих способностей детей 10-12 лет в системе дополнительного образования;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для его объективной оценки;
- апробирован процесс формирования творческих способностей детей 10-12 лет в системе дополнительного образования.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы формирования творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования.
2. Разработать содержание программы «Художественный ручной труд», направленной на формирование творческих способностей детей 10-12 лет в системе дополнительного образования.
3. Определить показатели и уровни сформированности творческих способностей у детей 10-12 лет в системе дополнительного образования.
4. Экспериментально проверить возможность повышения уровня сформированности творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования.
Теоретическую основу исследования составляют:
- обобщенные результаты исследований по проблеме творческой природы человеческого сознания и характере развития его творческого потенциала (А.Н. Антонов, В.Н. Гасилин, В.И. Нахнев, М.А. Нечипоренко и др,);
- вопросы соотношения личности и творчества: Д.Б. Богоявленская, A. В. Брушлинский, А.Н. Лук и др.;
- публикации о воображении, о проблемах стимулирования творчества о формах и истоках формирования у детей творческого мышления (Г.С Альтшуллер, П.Н. Андрианов, Е. Гельфма, Г.М. Голин, Е.А. Лустина и др.);
- системные подходы к проблеме развития художественного творчества в системе ДО (Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова, B. П. Голованов, В. Н. Иванченко и др.).
Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Эмпирическая база и основные этапы исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУДО ДТДМ городского округа Тольятти.
Исследование осуществлялось с детьми 10-12 лет.
Исследование проводилось в три этапа с 2015 по 2017гг.
На первом этапе (сентябрь 2015г. - февраль 2016г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016 г. - февраль 2017г) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась программа художественного ручного труда в системе ДО, направленная на формирование творческих способностей детей 10-12 лет.
На третьем этапе (февраль 2017 г. - май 2017 г.) проводился сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования;
систематизтровались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) научно обосновано и экспериментально проверено влияние художественного ручного труда в системе ДО на формирование творческих способностей детей 10-12 лет; определены наиболее благоприятные педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей;
2) выделены показатели и определены уровни сформированности творческих способностей детей 10-12 лет в системе ДО..
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «творческие способности» и охарактеризованы его компоненты (показатели) у детей 10-12 лет;
- предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы формирования творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования. Теоретически обоснованы методы, упражнения и задания, использование которых на занятиях по художественному ручному труду в системе дополнительного образования являются важным фактором формирования творческих способностей детей.
Практическая значимость исследования. Материалы экспериментальной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях для развития их творческих способностей.
Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в работе научно -практических конференций различного уровня (международная, всероссийская): Проблемы образования на современном этапе: материалы всероссийской студенческой научной конференции (г. Ульяновск, 3 - 5 апреля 2017 г.), IX Международная научная конференция «Человекознание» (г. Кемерово, 22 апреля 2017 г.), отчетов на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.
По теме диссертации имеются 4 публикации: в научном журнале «Молодой ученый» («Художественный ручной труд в системе дополнительного образования как средство формирования творческой личности») и «Вестник магистратуры» («Условия организации творческой деятельности учащихся в системе дополнительного образования»), в сборнике материалов конференции «IX Международная научная конференция «Человекознание» («Методы выявления творческих способностей личности ребенка»), «Проблемы образования на современном этапе: материалы всероссийской студенческой научной конференции»
(«Формирование творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования»).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческие способности детей - индивидуальные особенности качеств ребенка (творческое мышление, творческое воображение), творческая активность (деятельность), которые определяют успешность выполнения им творческой художественно-ручной работы.
2. Формирование творческих способностей детей 10-12 лет
посредством художественного ручного труда происходит в системе ДО, которое способствует самоопределению детей 10-12 лет в социокультурной и профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, развитию их нравственных качеств и эмоциональной сферы, а также позитивному отношению к ценностям образования и культуры.
3. Показатели и уровни сформированности творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования характеризуются наличием склонности ребенка к творческому мышлению, творческому воображению и творческой активности.
4. Процесс формирования творческих способностей детей 10-12 лет в системе дополнительного образования будет эффективен, если разработать программу «Рукодельное искусство «Скрапбукинг», включающую задания и упражнения на тренировку психических механизмов (памяти, внимания, воображения и мышления), лежащих в основе творческих способностей, а тренинговое занятие «Творческие способности и их пути развития» (9 упражнений), также рассчитанные на формирование творческих способностей у детей.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Проведенное исследование было направлено на формирование творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе ДО.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого -педагогической науке, проанализированы такие понятия, как: «творчество», «творческая деятельность», «творческий процесс», «задаток», «способность».
В процессе исследования было уточнено понятие «творческие способности», под которыми будем понимать - индивидуальные особенности качеств ребенка (творческое мышление, творческое воображение и применение методов организации творческой деятельности), которые определяют успешность выполнения им творческой художественно - ручной работы».
Формирование творческих способностей детей 10-12 лет происходит в системе дополнительного образования, которое способствует самоопределению детей в социокультурной и профессиональной областях, включает их в различные виды творческой деятельности, способствует развитию нравственных качеств, эмоциональной сферы и воспитывает позитивное отношение к ценностям образования и культуры.
Анализ теоретических положений позволил приступить к осуществлению экспериментальной работы, направленной на формирование творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе ДО.
Проведение экспериментальной работы осуществлялось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего этапа эксперимента были получены результаты уровня сформированности творческих способностей детей 10¬12 лет.
Формирующий этап эксперимента осуществлялся по двум направлениям: разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование творческих способностей детей 10-12 посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования и экспериментально проверить эффективность комплекс мероприятий, направленных на формирование творческих способностей детей 10-12 лет в системе дополнительного образования.
Анализ результатов экспериментальной работы, свидетельствует об эффективности проведенной работы и верности выдвинутой нами гипотезы.
1. Аверина, И.С. Тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов [Текст] / И. С. Аверина, Е. И. Щебланова - М. : Соборъ, 1996. - 60 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности [Текст] / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин // Минск : Беларусь, 1994. - 387 с.
3. Анварова, О.В. Формирование художественно-творческих
способностей обучающихся как актуальная проблема системы дополнительного образования детей [Текст] / О.В. Анварова, И.М. Рязанцева // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - №11(20). - С.17-20.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
5. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С.И. Архангельский // М. : Высшая школа, 1980. - 468 с.
6. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. - Феникс, - 2006. - 347 с.
7. Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как её создать: Книга для учителя [Текст] / А.С. Белкин. М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Беляева, О.М. Образы природы как средство диагностики
художественно-творческих способностей школьников / О.М. Беляева, И.Л. Голованова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 9. - С. 28¬31.
9. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - М. : Высш. шк., 2006. - 416 с.
10. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в России [Текст] / В.А. Березина. - М. : Диалог культур, - 2007. - 512 с.
11. Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни [Текст] / Н.П. Бехтерева. - М., 2008. - 383 с.
12. Блинова, Е.А. Взаимодействие общего и дополнительного образования [Текст] / Е.А. Блинова // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. - 2014. - №1. - С.98-105.
13. Боголюбов, Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода [Текст] : Докт. дисс. / Н.С. Боголюбов. - М. : МИГУ имени В.И. Ленина, 1993. - 380 с.
14. Богоявленская, Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Д. П. Богоявленская. - М. : Пресс. 2007. - 203с.
15. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. П. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
16. Веретенникова, Л.К. Курс активного обучения методам и приемам развития творческого потенциала личности: Метод, рекомендации [Текст] / Л.К. Веретенникова // Ижевск : Межд. Академия Информатизации. Удмуртское отделение. Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. - 92 с.
17. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
18. Галиуллина, Г.М. Художественный ручной труд в системе дополнительного образования как средство формирования творческой личности [Текст] / Г.М. Галиуллина // Молодой ученый. - 2016. - № 2 (106). С. 781-783.
19. Галиуллина, Г.М. Условия организации творческой деятельности учащихся в системе дополнительного образования [Текст] / Г.М. Галиуллина // Вестник магистратуры. - 2016. - № 4-3 (55). С. 38-40.
20. Галиуллина, Г.М. Методы выявления творческих способностей
личности ребенка [Текст] / Г.М. Галиуллина // IX Международная научная конференция «Человекознание». - 22 апреля 2017. - Кемерово :
Издательский дом «Плутон», Журнал о гуманитарных науках «гуманитарный трактат», 2017. - С. 9-12.
21. Галиуллина, Г.М. Формирование творческих способностей детей 10-12 лет посредством художественного ручного труда в системе дополнительного образования [Текст] / Г.М. Галиуллина // Проблемы образования на современном этапе: материалы всероссийской студенческой научной конференции. - 3-15 апреля 2017 г. Вып.6. - Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2017. - С. 49-53.
22. Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности [Текст] : дис. к. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Глухова // М., 1997. - 197 с.
23. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополни-тельного образования [Текст] / В. П. Голованов. - М. : Владос, 2004. - 237 с.
24. Гоноболин, Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей [Текст] В сб.: Способности и интересы / Под ред. Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого. М. : 1962. - С.232-274.
25. Гутчин, И.Б. Машина и творчество: результаты, проблемы, перспективы [Текст] / Б.В. Бирюков, И.Б. Гутчин. - М. : Просвещение, 1982. - 252 с.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов // М. : Педагогика, 1986. - 240 с.
27. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.В. Дружинин // СПб. : Питер, 2006. - 268с.
28. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст] : учебное пособие / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. : Владос, 2004. - 352 с.
29. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства [Текст] / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова - Ростов-на-Дону, 2003. - 288 с.
30. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. - 3-е изд., дополн. - М. : Дом педагогики, 1999. - 608 с.
31. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования: материалы XIV всерос. совещ. М., 2004. - С.65-71.
32. Иванченко, В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей [Текст] / В.Н. Иванченко. - Ростов-на- Дону, 2011. - 352 с.
33. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Иванченко. - СПб. : Питер, 2009. - 434 с.
34. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова. - М. : Педагогический поиск, 1990. - 332 с.
35. Клочкова, Г.М. Творческое саморазвитие студента в процессе
формирования проектно-деятельностных компетенций [Текст] /
Г.М. Клочкова // Научно-теоретический журнал «Успехи современного естество-знания», №10, 2011. - 107 с.
36. Клочкова, Г.М. Формирование творческого мышления - стратегическая проблема современной педагогики [Текст] / Г.М. Клочкова // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, 10-12 ноября 2010г./под общ.ред.
37. Кравчук, П.Ф. Творчество: условие и способ развития личности будущего специалиста в системе высшего образования [Текст] / П.Ф. Кравчук. - Курск : Курск, гос. тех. ун-т, 2008. - 368 с.
38. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст] / В.С. Кузин. - М. : Просвещение,
2011. - 76 с.
39. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина // М. : Высш.шк., 1990. - 119с.
40. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. - М. : Просвещение, 1985. - 128 с.
41. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность [Текст] / Н.С. Лейтес // Семья и школа. - 2008, №9. - 96с.
42. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1977. - 356 с.
43. Львова, Г.А. Развитие трудолюбия на занятиях по декоративно-прикладному творчеству [Текст] / Г.А. Львова // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - №2. - С.6-12.
44. Маркушевская, Е.А. Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.А. Маркушевская, М.З. // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - №38. - С.12-15.
45. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников [Текст] /А. М. Матюшкин, А.М. Аверина. - М. : Педагогика, 1991. - 156 с.
46. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов // М. : Педагогика, 1975. - 468 с.
47. Немов, Р.С. Кн.1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Владос, 2003. - 688 с.
48. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. М. : Наука, 1988. - 304 с.
49. Рахимов, А.З. Творческое мышление [Текст] Монография / А.З. Рахимов. - Уфа : Изд-во Творчество, - 2005. - 224 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : АН СССР, 1957. - 328 с.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Учпедгиз, 1946. - 635 с.
52. Русакова, Т.Г. Педагогические условия развития креативного мышления младшего школьника во внеурочной деятельности (на материале занятий по дизайн-проектированию) [Текст] / Т.Г. Русакова, А.О. Цаплин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - С. 141.
53. Рындак, В.Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) [Текст] / В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова. - М. : Педагогический вестник, 2009. - 116 с.
54. Сборник программ дополнительного образования для детей и молодежи [Текст] : сб. пр. / сост. С.Н. Матолыгина. - Вып. №2. - Курган,
2012. - 108 с.
55. Сборник психологических тестов. Часть 2. [Тест] : Пособие / сост. Е.Е. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 146 с.
56. Сироткин, Д. С. Компетентностный подход к подготовке педагога дополнительного образования [Текст] / Д.С. Сироткин, Л.В. Ершова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - №6. - С.40.
57. Сластёнин, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Сластёнин // Пед. образ, и наука. - 2005. - № 1. - С. 25-34.
58. Сокольникова, Н.М. История стилей в искусстве [Текст] / Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. - М. : Гардарики, - 2006. - 295 с.
59. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды [Текст] / Б.М. Теплов. - 2003. - 638 с.
60. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Иматон, 1998. - 171 с.
61. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Речь, 2003. - 96 с.
62. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник - СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
63. Ушачев, В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. [Текст] / В.П. Ушачев. - Магнитогорск, 2009. - 189с.
64. Харламов, И.Ф. Как активировать учение школьников [Текст]: Дидактические очерга l 2-е изд, доп. и перераб. / И.Ф. Харламов. - Минск : Народная асвета, 1975. - 208с.
65. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М., 1996. - 570 с.
66. Шилова, Г.Ф. Яковлев Денис Евгеньевич Дополнительное образование - инновационное, постоянное, непрерывное [Текст] / Г.Ф. Шилова, Д.Е. Яковлев // Власть. - 2013. - №6. - С.99 - 101.
67. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст] / Б.Д. Эльконин. М. : 2001. - 687 с.
68. Howard-Jones, P.A. A Dual-state Model of Creative Cognition for Supporting Strategies that Foster Creativity in the Classroom / P.A. Howard-Jones // International Journal of Technology and Design Education. - 2002. - №12. Р.215-226.
69. James, M.A. Managing the Classroom for Creativity / M.A. James // Creative Education. - 2015. - №6. - Р.1032-1043.
70. Jeffrey, B. Teaching creatively and teaching for creativity: distinctions and relationships / B. Jeffrey, A. Craft // Educational Studies. - 2004. - №30(1). - Р.77-87.
71. LaJevic, L. Arts Integration: What is Really Happening in the Elementary Classroom? / L. LaJevic // Journal for Learning through the Arts. -
2013. - №9 (1). - Р.1-28.
72. Peel, R.N. Integrating Arts in the Classroom: A Strategic Approach to Support Common Core State Standards / R.N. Peel // Delta Journal of Education. -
2014. - №4(1). - Р.63-72.