Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ

Работа №120575

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2021
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики 9
1.1 Понятие, сущность и особенности развития творческих
способностей детей 6-7 лет в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Влияние бумагопластики на развитие творческих
способностей детей 6-7 лет 15
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики 21
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей детей
6-7 лет 21
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческих
способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики 30
2.3 Выявление динамики уровня развития творческих
способностей детей 6-7 лет 37
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложения А Списки детей, участвующих в экспериментальной работе 50
Приложение Б Протокол результатов контрольного этапа эксперимента 51


Проблема развития творческих способностей детей не нова, но все еще актуальна на сегодняшний день. Творческие способности считаются одним из главных компонентов всестороннего развития личности. Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста, так как именно этот период наиболее благоприятный и дети легко усваивают новое. Если в этот период не заниматься развитием творческих способностей детей, то по мере взросления происходит постепенное снижение творческой активности.
Творческое развитие личности выступает в качестве приоритетных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Особую значимость на сегодняшний день приобрели вопросы по развитию и формированию творческих способностей и творческого потенциала подрастающего поколения как субъекта отношений в окружающим миром. Согласно этому документу, главный результат заключается в социализации современного ребенка, реализации его потребности в творчестве, развитии у него любознательности и мотивации в достижении успеха.
Наиболее полное раскрытие индивидуальности каждого ребёнка составляет актуальную задачу современной системы образования и обучения, выявлении творческого потенциала детей, основными компонентами которого являются творческое мышление и воображение», указывает А.З. Зак.
Исследованием развития творчества детей занимались в разное время многие учёные, педагоги и психологи: О.Д. Буровик, Л.С. Выготский, А.З. Зак, Б.М. Кедров, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.Э. Симановский, Т.С. Комарова, В.С. Кудрявцев, В.М. Синельников, О.К. Тихомиров, И.В. Угрюмова и другие. Благодаря трудам данных учёных, были выявлены пути повышения творческого потенциала у детей, стали активно использоваться разнообразные способы и средства.
А.Э. Симановский, указывает: «творческие способности специальные способности, определяющие успех творчества».
В.С. Кудрявцев, В.М. Синельников определяют, что «развитие способностей сводится к усвоению определенных форм деятельности, которые были выработаны человечеством в процессе общественно-исторического развития, приобретение творческого опыта».
А.З. Зак, определяет творческие способности как результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества художественного, музыкального, технического и других.
Т.С. Комарова указывает, что «творческая деятельность - это деятельность человека, создающая нечто новое».
Одним из эффективных видов деятельности, который оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей, считается художественное конструирование с использованием бумагопластики. Бумага, пластический материал, обладающий разной фактурой, цветом, пластичностью, удобный и легкий в конструировании и доступный для использования в творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Исследователь И.В. Новикова указывает: условиями проявления творчества в художественном конструировании из бумаги - является общение с искусством, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, обогащение опыта деятельности ребенка приемами работы с бумагой, создание атмосферы творчества на занятии.
В процессе работы с бумагой у ребенка развивается не только творческое мышление и воображение, но и мелкая моторика, что в целом оказывает влияние на развитие творческих способностей.
Изучением использования бумагопластики для развития способностей ребенка дошкольного возраста, в том числе и творческих занимались такие педагоги и методисты как Г.И. Долженко, Т.А. Копцева, Т.С. Комарова, И.В. Новикова, Л.А. Парамонова, Н.В. Полушина, Е.Г. Речицкая, Н.П. Сакулина, и другие.
В то же время, в современных детских садах в конструктивной работе с бумагой чаще всего используются традиционные средства, такие как изготовление аппликаций, вырезание из бумаги, в то же время не используются техники квиллинга, оригами, декупаж.
Бумагопластике в развитии творческих способностей дошкольников уделяется недостаточное внимание, чаще используются приемы изготовления по образцу, четко регламентируется последовательность действий ребенка, при изготовлении поделки, что не дает возможности проявиться воображению ребенка.
Таким образом, мы выявили противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей 6-7 лет и недостаточным использованием педагогами бумагопластики, как средства для успешного осуществления данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности бумагопластику для развития творческих способностей детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей 6-7 лет.
Предмет исследования - бумагопластики как средство развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики возможно, если:
- разработать тематический план творческих занятий с детьми посредством бумагопластики;
- организовать творческие занятия с детьми в рамках совместной деятельности педагога и детей, на которых будут использоваться различные техники бумагопластики: оригами, аппликация, декупаж, смешанные техники;
- использовать творческие задания на придумывание, додумывание, комбинирование при проведении творческих занятий;
- использовать индивидуальную и групповую формы работы при выполнении заданий на творческих занятиях.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческих способностей детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей 6-7 лет.
3. Определить содержание работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики.
4. Выявить динамику уровня развития творческих способностей детей 6-7 лет.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теоретические положения об интерпретации понятия «творческие способности» и его сущности (Л.С. Выготский, А.З. Зак, В.И. Ковалько, И.Ю. Кулагина, О.В. Луя, Е.Г. Речицкая, А.И. Савенков, М.С. Шапиро);
- теоретические положения о развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Е.М. Кузнецова, В.И. Малков,
С.А. Новицкая, И.М. Петрова, Л.А. Садилова, И.А. Черкасова);
- концепции развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (И.А. Андреева, В.Г. Дмитриева, М.А. Орлова);
- теоретические положения о развитии творческих способностей детей посредством бумагопластики (И.А. Агапова, Т.И. Бобкова). 
педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, контрольный, формирующий и констатирующий этапы психолого-педагогического эксперимента; методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Василек» ст. Преградная». В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет подготовительной к школе группы.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание творческих занятий, способствующих развития творческих способностей детей 6-7 лет, с использованием основных техник бумагопластики,
Теоретическая значимость: заключается в том, что обосновано поэтапное содержание работы по развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики.
Практическая значимость: представленный тематический план по использованию бумагопластики для развития творческих способностей детей 6-7 лет и примеры заданий могут использовать в своей работе по развитию творческих способностей детей 6-7 лет педагоги дошкольных образовательных организаций
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 10 таблиц, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 49 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития творческих способностей детей не нова, но все еще актуальна на сегодняшний день. Творческие способности считаются одним из главных компонентов всестороннего развития личности. Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста, так как именно этот период наиболее благоприятный и дети легко усваивают новое. Если в этот период не заниматься развитием творческих способностей детей, то по мере взросления происходит постепенное снижение творческой активности.
Творческое развитие личности выступает в качестве приоритетных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В стандарте указано, что особая значимость на сегодняшний день приобрели вопросы по развитию и формированию творческих способностей и творческого потенциала подрастающего поколения как субъекта отношений в окружающим миром. Согласно этому документу, главный результат заключается в социализации современного ребенка, реализации его потребности в творчестве, развитии у него любознательности и мотивации в достижении успеха. Поэтому педагогам в своей работе необходимо применять различные инновационные формы работы с детьми.
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста представлена в исследованиях таких авторов, как Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, и другие.
На констатирующем этапе исследования для диагностики творческого развития детей 6-7 лет, были использованы показатели, разработанные Э.П. Торренсом: продуктивность воображения, гибкость мышления, оригинальность мышления. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические методики Э.П. Торренса, направленные на выявление уровня творческого развития, адаптированные и стандартизованные для детей Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что низкий уровень развития творческих способностей имеют 8 детей (40%) в экспериментальной группе и 9 детей (45%) в контрольной группе; к среднему уровню развития творческих способностей мы условно отнесли по 10 детей (50%) в экспериментальной и контрольной группах; к высокому уровню развития творческих способностей мы условно отнесли 2 ребенка (10%) в экспериментальной группе и 1 ребенка (10%) в контрольной группе. Полученные результаты свидетельствовали о том, что необходимо организовать проведение специальной работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет.
Целью формирующего эксперимента было: разработать содержание работы, способствующее развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики.
В ходе формирующей работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики осуществлялась следующая деятельность:
- был разработан тематический план и проведены 12 творческих занятий ручного труда и аппликации с дошкольниками посредством бумагопластики.
- на творческих занятиях с детьми использовались различные техники работы с бумагой: оригами, аппликация, декупаж, смешанные техники;
- на ряду с обучением технике работы с бумагой, использовались творческие задания на придумывание, комбинирование;
- использовалась индивидуальная и групповая формы работы по изготовлению поделок из бумаги посредством бумагопластики.
На творческих занятиях использовались видеофрагменты по применению технологии изготовления поделок в различных техниках, поскольку большинство детей не были знакомы с техниками декупажа и оригами.
В рамках работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет средствами бумагопластики использовались основные техники бумагопластики: аппликация, оригами и декупаж. Также использовалась индивидуальная и групповая формы работы, предварительная демонстрация использования техник бумагопластики, работа с технологическими картами.
По окончанию формирующей работы был проведен контрольный эксперимент и была выявлена следующая динамика уровня развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики в экспериментальной группе:
- количество детей 6-7 лет с низким уровнем развития творческих способностей снизилось на 30%,
- количество детей 6-7 лет со средним уровнем развития творческих способностей увеличилось на 10%,
- количество детей 6-7 лет с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось на 20%.
Результаты детей в контрольной группе практически не изменились.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что совокупный уровень творческого развития у детей ЭГ значительно повысился, то есть наблюдается позитивная динамика по ЭГ, чего не скажешь о КГ, там совокупный уровень творческого развития детей практически не изменился.
Проведенная формирующая работа по использованию бумагопластики оказала позитивное влияние на развитие творческих способностей детей 6-7 лет в экспериментальной группе, где она проводилась. Разработанные и проведенные творческие занятия, способствовали повышению уровня творческих способностей детей 6-7 лет.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.



1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. М. : Сфера, 2007. 204 с.
2. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб. : СПГУТД, 2006. 205 с.
3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2006. 173 с.
4. Большакова Л. А. Развитие творчества дошкольника // Завуч начальной школы. 2002. № 2. С. 12-16.
5. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. М. : Просвещение 2012. 280с.
6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников. М. : Ювента, 2001. 176 с.
7. Буровик О. Д. Развиваем воображение // Дошкольное образование. М. : Сфера, 2012. № 1. 204 с,
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Академия, 2011. С. 55-56.
9. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб. : Азбука, 2016. 448 с.
1. Гилфорд Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367(дата обращения: 01.07.2021).
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : АСТ, 2009. 624 с.
11. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: Монография. М. : Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
12. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. М. : Московский психолого-социальный институт, 2011. 170 с.
13. Зак А. З. Методы развития способностей у детей. М. : Академия, 2014. 218 с.
14. Зак А. З. Методы развития способностей у детей. М. : Педагогика, 2010. 98 с.
15. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2009. 448 с.
16. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.
Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела
образования, 2012. 344 с.
17. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М. : Мозаика. Синтез, 2013. 287 с.
18. Комарова Т. С. Чтобы каждый ребенок испытал радость творчества// Дошкольное воспитание. 2012. № 3. С. 82.
19. Кудрявцев В. С., Синельников В. М. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Вопросы психологи. № 3. 2005. С. 53-55.
20. Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. 2012. № 5. С. 59-62.
21. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2007. 144 с.
22. Луя О. В. Развитие творческого потенциала дошкольников как основы формирования позиции субъекта // Психологические науки. М. : Буки-Веди, 2012. С. 104-106.
23. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. М. : Академия, 2009. С. 56-58
24. Поддьяков Н. Н, Николаева С. Н., Парамонова Л. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М. : Просвещение. 1988. 192 с.
25. Речицкая Е. Г. Развитие творческого воображения дошкольников. М. : Владос, 2000. 128 с.
26. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для педагогов и родителей. М. : Академия 2013. 450 с.
21. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Воронеж : МОДЭК, 1998. 544 с.
28. Торренс Э. П. Диагностика креативности [Электронный ресурс].
URL: http: //psycabi .net/testy/511 -test-kreativnosti-torrensadiagnostika-
tvorcheskog.(дата обращения: 01.07.2021).
29. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. : Дидактика Плюс. 2002. 34 с.
30. Уколова Е. И. Художественно-творческая одарённость детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 5. С. 44.
31. Формирование творческих способностей : сущность, условия, эффективность : сборник научных трудов / Свердл. инж.-пед ин-т; ред. С. З. Гончаров [и др.]. Свердловск : СИПИ. 1990. 155 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ