Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВЕСНЫХ ИГР

Работа №72238

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТИ АКТИВИЗАЦИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВЕСНЫХ ИГР
1.1. Особенности развития глагольного словаря в онтогенезе 8
1.2. Развитие глагольного словаря у младших школьников с задержкой
психического развития 17
1.3. Анализ методических подходов по активизации глагольного словаря
у младших школьников с задержкой психического развития 26
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТАДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВЕСНЫХ ИГР
2.1. Исследования уровня сформированности глагольной лексики у
младших школьников с задержкой психического
развития 37
2.2. Анализ результатов исследования уровня сформированности
глагольного словаря у младших школьников с задержкой
психического развития 44
2.3. Методические рекомендации по активизации глагольного словаря у младших школьников с задержкой психического развития средствами словесных игр 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ


Нарушения словаря у детей с задержкой психического развития, возникающего в результате не сформированности познавательной деятельности, сниженным запасом знаний и представлений об окружающем мире, отставанием в формировании высших психических функций, слабой регуляцией произвольной деятельности, недоразвитием всех сторон речи. Трудности, возникающие у младших школьников с задержкой
психического развития (ЗПР), указывают о недостаточной сформированности речевой деятельности, является актуальной проблемой логопедии. Развитие лексической стороны речи данных детей характеризуется замедленным темпом развития, его качественным своеобразием. Специфическим признаком симптоматики нарушений лексической стороны речи у большого количества младших школьников с ЗПР является системный характер речевого недоразвития, преобладание сематического дефекта, сложность речевых нарушений, сочетание разнообразных патологий речи.
Кроме того, нарушения лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития, носят разнообразный характер и связаны с: проявлениями этиологии, психологических особенностей, и
неврологической симптоматики.
В научных исследованиях дан анализ особенностей формирования словарного запаса детей с задержкой психического развития (Т.В. Егорова,
С.Г. Шевченко, Е.С. Слепович и др.). Авторы отмечают, что при нарушениях лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, отмечается бедность словаря, неточность, не дефференцированность, неадекватность семантических замен, стойкость аграмматизма, представлен словарь в большей степени бытовой,
разговорной лексикой. Не сформированность лексической стороны речи детей с задержкой психического развития, способствует затруднению в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываний. Поэтому одним из значимых факторов успешности обучения является сформированность лексической стороны речи. Так как основой речевой организации человека является лексическая сторона речи, то разнообразные нарушения её функционирования особенно затрудняют процесс коммуникации и социальной адаптации. При этом ученные главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации, отводят глагольному словарю, как центральной категорией развития синтаксиса детской речи, как соотнесение содержания высказывания с действительностью (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир и др.).
При этом нарушения в интеллектуальном и речевом развитии детей с задержкой психического развития приводят к трудностям адекватного изложения собственных мыслей и к дефицитарности социально-бытовой ориентировки.
В связи с этим, своевременное расширение и активизация словаря младших школьников с задержкой психического развития — залог успешного обучения детей. В настоящее время в связи с реформированием специального образования возникает необходимость индивидуально - дифференцированного подхода в процессе образования младших школьников с задержкой психического развития, и поэтому одним из эффективным средством в этом направлении являются словесные игры. Которые, построены на словах и деяниях играющих. Способствующие самостоятельно решать разнообразные
интеллектуальные задачки: обрисовывать предметы, разгадывать по описанию, отыскивать однообразия и различия, объединять предметы по разным свойствам, отыскивать алогизмы в суждениях. В данных играх дети обучаются, опираясь на имеющиеся знания о предметах, и приобретение новых познаний о них. Так как в младшем школьном возрасте, с опорой на игры продолжается обогащение, уточнение и активизация словаря. Все выше изложенное определяет проблему изучения особенностей развития предикативного словаря младших школьников с задержкой психического развития и выявление педагогических условий, обеспечивающих формирование предикативной лексики у данной возрастной категории детей, приобретает особую остроту.
Проблема исследования — определение оптимальных путей и содержания логопедической работы по активизации глагольного словаря младших школьников с задержкой психического развития средствами словесных игр.
Цель работы - разработать методические рекомендации и содержание логопедической работы по активизации глагольного словаря младших школьников с задержкой психического развития средствами словесных игр.
Объект исследования - процесс активизации глагольного словаря младших школьников с задержкой психического развития .
Предмет исследования - методические рекомендации по активизации глагольного словаря младших школьников с задержкой психического развития средствами словесных игр .
Гипотеза исследования - активизация глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективной, если:
- будет проводится систематическая работа по активизации глагольного словаря у младших школьников с задержкой психического развития с учетом уровня развития речевой и когнитивной системы;
- система дифференцированной логопедической работы по формированию словаря, будет рассматриваться в качестве ведущего условия;
- будут использоваться словесные игры как средство стимулирования в процессе активизации глагольного словаря у младших школьников с задержкой психического развития .
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования.
2. Исследовать состояние и особенности сформированности глагольной лексики у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации, направленные на активизацию глагольного словаря младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опирались на положения современной психологии, лингвистики, психолингвистики, педагогики и дефектологии, рассматривающие речь как особый вид деятельности и как важнейшее средство общения, которое играет главную роль в психическом, умственном, нравственном развитии ребенка, в его социальной адаптации (JI.C. Выготский, Л.В. Занков, H.H. Малофеев, СЛ. Рубинштейн и др.); о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); о сложной структуре речевой деятельности, о лексических операциях в структуре процесса продуцирования речевого высказывания (Ю.Д. Апресян, Т.Г. Аркадьева, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия); лингвистические и психолингвистические представления о процессе развития лексики (O.E. Громова, М.Б. Елисеева, A.A. Залевская, A.B. Захарова, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова,
С.Н. Цейтлин, С.Н. Шаховская и др.); положения об опережающем развитии семантики по сравнению с развитием формально-языковых средств (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, Л.Б. Халилова и др.); положения о единстве и общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, В .И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.); положения о симптоматике и структуре речевого дефекта у детей с задержкой психического развития (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова,
С.Я. Рубинштейн); научные подходы к понятию формирования речи детей с трудностями в обучении в исследованиях ( Н.Ю. Борякова, В.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова и др.); положения об использовании словесных игр в работе с детьми с задержкой психического развития (М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, К.Д. Ушинский, З.М. Истомина, Р.И. Жуковская).
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого - педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №30» г. Белгорода.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы показал, что предикат играет главную роль в организации предложений, составляющих основу речевой коммуникации. Формирование глагольной лексики в онтогенезе это сложный, многоступенчатый процесс, который зависит от сформированности психической базы, артикуляционных возможностей, уровни развития слоговой структуры и связной речи.
В результате анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что формирование лексического строя в онтогенезе определяется, прежде всего, зрелостью мозговых структур, уровнем интеллектуального развития ребенка, тесно связано с состоянием высших психических функций, таких как мышление, восприятие, память, внимание, а также развитием представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях в процессе речевой и неречевой деятельности. При нормальном развитии речи в возрасте 1 года 10 месяцев - 2 лет начинается процесс вычленения ребёнком морфологических элементов в воспринимаемом им языковом материале. У глаголов дети начинают употреблять окончания 2 -го лица повелительного наклонения, 3-го лица настоящего времени, инфинитив. С 2-х лет ребенком усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам, настоящее и прошедшее время. С 2-х лет 6 месяцев усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, но на месте общих приставок иногда употребляются другие, «унификация» приставок. С 3 до 4-х лет в глагольной лексике отмечается частые нарушения в основах, частицы не опускаются, возникают неологизмы с использованием приставок. С 4 до 6-и лет нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм.
В результате изучения особенностей коррекционной работы по расширению и активизации словаря младших школьников с задержкой психического развития, сделаны следующие выводы:
Дети с задержкой психического развития — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающегося нарушения в психофизическом развитии детей. Дети с задержкой психического развития, характеризуются неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Несмотря на неоднородность группы детей с задержкой психического развития, можно выделить общие черты: нарушения наступают рано, становление
психических функций происходит неравномерно, замедленно; наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, в
интеллектуальной деятельности наиболее яркие нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления.
Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Словарь учащихся младших классов обогащается быстрее, чем лексикон дошкольника, во-первых, потому, что действует закон ускорения темпа развития речи (чем более развита речь, тем легче она совершенствуется), во-вторых, школьная искусственная речевая среда имеет более высокий развивающий потенциал. Также ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать. Без особых усилий он может входить в речевые ситуации и ориентироваться в контексте. Сам с интересом расширяет свой лексический запас, анализирует употребление слов и словосочетаний, усваивает типичные грамматические формы и конструкции. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития словаря на данном возрастном этапе.
У большинства младших школьников с задержкой психического развития, обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. Особенности словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития, отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Это ведет к недоразвитию речи в целом и проблемам усвоения ими знаний.
Словарный запас детей с задержкой психического развития, существенно пополняется в ходе коррекционных занятий. Важное значение имеет речевая практика ребенка, направленность его мотивов, познавательная и речевая активность. Поэтому необходимо сочетать работу по развитию познавательной деятельности с занятиями по развитию речи, использовать коррекционные приемы в формировании лексики. Особое внимание следует уделять оречевлению детьми своих действий. В коррекционной работе следует также вести работу по развитию прогнозирования в речи и чувства языка у детей. Следует так строить занятия, чтобы дети осознали, для чего оно нужно, что нового они узнали, чему научились. Необходимо разъяснять цель каждого занятия, задания, подводить с детьми итоги работы. Чтобы успешнее формировать речевые умения и навыки, надо неоднократно возвращаться к изученному. Можно выделить следующие приемы работы по расширению и активизации словаря у младших школьников с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития: словообразовательный анализ;
сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений; объяснение значения слова через контекст; применение средств наглядности; способ логического определения; разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов; работа с фразеологизмами;
словесные игры.



1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии[Текст]: Учебное пособие/В.М. Астапов. -
М.:Междунар. пед. академия, 1994. - 214 с.
2. Борозинец Н.М. Логопедические технологии [Текст]: Учебно -
методическое пособие/ Н.М. Борозинец, Т .С. Шеховцова. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
3. Васильева Т.Ю. Программа «Словарик» [Текст]: программа по
формированию активного словаря у детей с ограниченными возможностями путем развития понимания лексического значения слов / Т.Ю. Васильева. - Инрим, 2009. - 19 с.
4. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения [Текст]/
В.П.Вахтеров.- М.:Педагогика, 1987. - 400 с.
5. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии [Текст]/Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
6. Волкова JI.C.Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью[Текст]/Л.С.Волкова, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, Л.В. Лопатина. - СПб.: Образование, 1996. - 106 с.
7. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 144 с.
8. Выготский JI.C. К психологии и педагогике детской дефективности
[Текст]: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Л.С.Выготский.- М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 24-36.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст]: Собр. соч., т.4/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь[Текст]: Собр. соч. в 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.-Т.2. - 361 с.
11. Гамезо М.В. Общая психология [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/А.Н.Гвоздев.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
13. Гнездилов М.Ф. Развитие речи умственно отсталых учащихся в процессе обучения [Текст]/ Труды научной сессии по дефектологии/ М.Ф. Гнездилов. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.-с. 87-92.
14. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ О.Е. Громова. - Москва, 2003. - 234 с.
15. Дмитриева Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы) [Текст]: Учебное пособие./ Л.И. Дмитриева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 128 с.
16. Егорова А.В. Логопедическая работа по актуализации словарямладших школьников с интеллектуальной недостаточностью[Текст]: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03/ А.В. Егорова. - Санкт-Петербург, 2011. - 230 с.
17. Елисеева М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста [Текст]/ Под ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Изд-во ЗАО «Издательский цех «Балтика», 2000. - С. 15-33.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи[Текст]/Н.И. Жинкин. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
19. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: Учеб.- метод.пособие / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
20. Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических исследованиях [Текст]/ А.А. Залевская. - Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1978. - 206 с.
21. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Г. Зикеев. - М. Издательский центр «Академия», 2002 - 176 с.
22. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.[Текст]/ О.Б. Иншакова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
23. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]: Руководство/ Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003.-391 с.
24. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста[Текст]/ В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1995. - 558 с.
25. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка[Текст]/ М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1973. - 142 с.
26. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи[Текст]: Монография/ И.Ю.Кондратенко.- СПб.: КАРО, 2006.-240 с.
27. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Кн. для логопеда/ Р.И.Лалаева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с
28. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе[Текст]: Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.03/Р.И.Лалаева.- Москва, 1989. - 421 с.
29. Леонтьев A.A. Психофизиологические механизмы речи [Текст]/ Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. - М.: Наука, 1970. - С. 96-139.
30. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст]/В.И.Лубовский.- М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
31. Лурия А.Р. Объективные исследования динамики семантических систем [Текст]/ Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования/А.Р.Лурия, О.С.Виноградова.- М.: Наука, 1974. - С. 27-63.
32. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов [Текст]/А.Р. Лурия,Ф.Л. Юдович. - М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 94 с.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст]/ Под ред. Е.Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция[Текст]/ Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение,
1992. - 95 с.
35. Певзнер М.С. Дети-олигофрены [Текст]/М.С.Певзнер. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 486с.
36. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]/В.Г.Петрова, И.В. Белякова. - М.: Academia, 2002. - 160 с.
37. Петрова В.Г. Развитие и познавательная деятельность умственно отсталых школьников [Текст]: Дисс. ...д-ра пед. наук: 19.00.10/ В.Г. Петрова. - М., 1975. - 357 с.
38. Розенгард-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте [Текст]/ Г.Л. Розенгард-Пупко. - М.: Изд-во АМН СССР, 1948. - 200 с.
39. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст]/
С.Л.Рубинштейн.- М.: Изд-во АПН СССР, 1958. - 147 с.
40. Соботович Е.Ф. Структура нарушений речевого развития у
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью[Текст]: Изучение и коррекция речевых расстройств/Е.Ф. Соботович, Н.П. Ушкалова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.-С. 113-124.
41. Современный русский литературный язык. Лексикология[Текст]:
Хрестоматия/ Сост. И.И. Степанченко. - Киев: «Украшське
видавництво», 2009. - 60 с.
42. Тарасенко Н.В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными[Текст]: Дисс. ...канд. пед. наук:13.00.03/ Н.В. Тарасенко. - М., 1973.-174 с.
43. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития [Текст]/ О.Н. Усанова. - М.: НПЦ «Коррекция»,1995. - 208 с.
44. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении [Текст]/Т.Н. Ушакова. - М.: Наука, 1989. - 192 с.
45. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей[Текст]: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
46. Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и
патологии[Текст]: Электрофизиологическое исследование/М.Н.
Фишман. - М.: Педагогика, 1989.- 144 с.
47. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок[Текст]: Лингвистика детской речи / Под ред. С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
48. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст]: Психолингвистика и современная логопедия/
С.Н. Шаховская. - М.: Экономика, 1997. - С. 240-250.
49. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника [Текст]: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/Н.Х. Швачкин. - М.- Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 97-127.
50. Шиф Ж.И. Психологические вопросы обучения аномальных детей [Текст]/Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.-С. 139-153.
51. Шмелев Д.Н.Современный русский язык. Лексика. [Текст]/ Д.Н. Шмелев. - М.:Просвещение, 1977. 335с.
52. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ