ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОБЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий 9
1.1 Формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Игровая деятельность как средство формирования общих
исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования общих исследовательских умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий 25
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 5-6 лет общих
исследовательских умений 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет общих
исследовательских умений посредством игр и игровых заданий 38
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет
исследовательских умений 55
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложения 69
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий 9
1.1 Формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Игровая деятельность как средство формирования общих
исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования общих исследовательских умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий 25
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 5-6 лет общих
исследовательских умений 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет общих
исследовательских умений посредством игр и игровых заданий 38
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет
исследовательских умений 55
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложения 69
Актуальность исследования обусловлена современной образовательной тенденцией на решение такой важной задачи воспитания нового человека, как «научить учиться». Это ориентирует образовательную деятельность на активное освоение ребенком способов освоения новой информации, на развитие познавательной самостоятельности. В связи с этим, начиная с дошкольного детства, педагоги должны осуществлять формирование у детей общих исследовательских умений, в основе которых лежит исследовательское поведение.
По мнению А.В. Савенкова, «в настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности. Поэтому от современного образования требуется уже не просто фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно еще тем, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий» [29, с. 6].
Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевыми ориентирами определяются следующие характеристика: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать [1]. Исследовательские умения формируется в ряде видов деятельности, прежде всего в познавательно-исследовательской и игровой.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Овладение общими исследовательскими умениями как его компонентами, позволяет детям самостоятельно «открывать» и преобразовывать знания, выступая в роли исследователей, творцов, а не получают знания в готовом виде.
В современной отечественной психологии разработан деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), согласно которому овладение деятельностью предполагает освоение всей совокупностью действий и операций, определяющих ее специфику. Формирование исследовательских умений у детей определяет уровень сформированности успешности исследовательской деятельности и ее эффективность.
В исследованиях ряда авторов (О.В. Дыбина, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.) представлены подходы к выделению исследовательских умений дошкольников.
Изучение исследований в связи с необходимостью определения средств формирования общих исследовательских умений дошкольников показало возможность использования игровой деятельности, прежде всего игры с правилами, которая может реализоваться как дидактическая игра и как самостоятельная игровая деятельность детей.
В современных исследованиях дидактическая игра рассматривается как собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.), отечественных педагогов (В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, О.В. Дыбина, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, А.П. Усова и др.).
Проведенный анализ научных исследований и педагогической практики позволило привести к выявлению следующего противоречия - между необходимостью формирования общих исследовательских умений у детей 5-6 лет недостаточным исследованием возможностей игровой деятельности в этом процессе.
Проблема исследования: Каковы возможности игр и игровых заданий в формировании у детей 5-6 лет общих исследовательских умений?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр игровых заданий возможно, если:
- определен с учетом возрастных особенностей детей комплекс игр с правилами и игровых заданий, обеспечивающий освоение операционально - деятельностного состава формируемых общих исследовательских умений;
- определена логика работы с детьми, обеспечивающая переход от непосредственного обучающего воздействия педагога к реализации сформированных умений в самостоятельной игровой деятельности детей;
- в игротеке познавательного центра группы представлены игры с правилами и игровые задания, позволяющие детям применить сформированные общие исследовательские умения в самостоятельной игровой деятельности.
Задачи исследования.
1. Выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
3. Разработать и апробировать комплекс игр и игровых заданий, обеспечивающих формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет общих исследовательских умений после реализации разработанных игр и игровых заданий.
Теоретические основы исследования:
- положения о формировании у детей исследовательских умений (Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, Н.Н, Поддъяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, B. В. Щетинина и др.);
- деятельностный подход к развитию личности ребенка (А.Н. Леонтьев,
C. Л. Рубинштейн др.);
- теоретические основы игровой деятельности дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: охарактеризована представленность проблемы в современных исследованиях; доказана возможность формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Теоретическая значимость исследования: уточнены показатели проявления у детей 5-6 лет общих исследовательских умений, охарактеризованы их уровни.
Практическая значимость: специалисты дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические материалы и комплекс игр и игровых заданий по формированию у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ пгт. Междуреченск СП д/с «Ромашка». В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 наименование), 3 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 19 таблицами.
По мнению А.В. Савенкова, «в настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности. Поэтому от современного образования требуется уже не просто фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно еще тем, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий» [29, с. 6].
Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевыми ориентирами определяются следующие характеристика: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать [1]. Исследовательские умения формируется в ряде видов деятельности, прежде всего в познавательно-исследовательской и игровой.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Овладение общими исследовательскими умениями как его компонентами, позволяет детям самостоятельно «открывать» и преобразовывать знания, выступая в роли исследователей, творцов, а не получают знания в готовом виде.
В современной отечественной психологии разработан деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), согласно которому овладение деятельностью предполагает освоение всей совокупностью действий и операций, определяющих ее специфику. Формирование исследовательских умений у детей определяет уровень сформированности успешности исследовательской деятельности и ее эффективность.
В исследованиях ряда авторов (О.В. Дыбина, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.) представлены подходы к выделению исследовательских умений дошкольников.
Изучение исследований в связи с необходимостью определения средств формирования общих исследовательских умений дошкольников показало возможность использования игровой деятельности, прежде всего игры с правилами, которая может реализоваться как дидактическая игра и как самостоятельная игровая деятельность детей.
В современных исследованиях дидактическая игра рассматривается как собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.), отечественных педагогов (В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, О.В. Дыбина, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, А.П. Усова и др.).
Проведенный анализ научных исследований и педагогической практики позволило привести к выявлению следующего противоречия - между необходимостью формирования общих исследовательских умений у детей 5-6 лет недостаточным исследованием возможностей игровой деятельности в этом процессе.
Проблема исследования: Каковы возможности игр и игровых заданий в формировании у детей 5-6 лет общих исследовательских умений?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр игровых заданий возможно, если:
- определен с учетом возрастных особенностей детей комплекс игр с правилами и игровых заданий, обеспечивающий освоение операционально - деятельностного состава формируемых общих исследовательских умений;
- определена логика работы с детьми, обеспечивающая переход от непосредственного обучающего воздействия педагога к реализации сформированных умений в самостоятельной игровой деятельности детей;
- в игротеке познавательного центра группы представлены игры с правилами и игровые задания, позволяющие детям применить сформированные общие исследовательские умения в самостоятельной игровой деятельности.
Задачи исследования.
1. Выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
3. Разработать и апробировать комплекс игр и игровых заданий, обеспечивающих формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет общих исследовательских умений после реализации разработанных игр и игровых заданий.
Теоретические основы исследования:
- положения о формировании у детей исследовательских умений (Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, Н.Н, Поддъяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, B. В. Щетинина и др.);
- деятельностный подход к развитию личности ребенка (А.Н. Леонтьев,
C. Л. Рубинштейн др.);
- теоретические основы игровой деятельности дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: охарактеризована представленность проблемы в современных исследованиях; доказана возможность формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Теоретическая значимость исследования: уточнены показатели проявления у детей 5-6 лет общих исследовательских умений, охарактеризованы их уровни.
Практическая значимость: специалисты дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические материалы и комплекс игр и игровых заданий по формированию у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ пгт. Междуреченск СП д/с «Ромашка». В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 наименование), 3 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 19 таблицами.
Анализ современных исследований показал важность формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста, поскольку их уровень определяет успешность познавательно- исследовательской деятельности и ее эффективность. Формирование данных умений предполагает освоение всей совокупностью действий и операций, определяющих ее специфику.
Изучение исследований в связи с необходимостью определения средств формирования общих исследовательских умений дошкольников показало возможность использования игровой деятельности, прежде всего игры с правилами, которая может реализоваться как дидактическая игра и как самостоятельная игровая деятельность детей.
В исследованиях ряда авторов представлены подходы к выделению исследовательских умений дошкольников. Были выделены следующие умения, по которым и проводилась диагностика детей: умение задавать вопросы, умение высказывать предположения и выдвигать гипотезы, умение давать определение понятиям, умение осуществлять классификацию, умение делать выводы и умозаключение, умение структурировать текст по результатам познания, умение объяснять и доказывать свою идею.
При анализе результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений, анализ календарно-тематического плана и анкетирование воспитателей показало недостаточное проведение работы по формированию выделенных умений посредством игр и игровых заданий.
В ходе проведения формирующего эксперимента мы осуществили поэтапную работу: подготовительный и основной. Целью подготовительного этапа было разработка комплекса игр с правилами и игровых заданий, которые были затем включены в календарно-тематический план образовательной работы с детьми; и пополнение игротеки познавательного центра группы разработанными настольно-печатными играми и игровыми заданиями по формированию у детей общих исследовательских умений. На основном этапе работа с детьми была реализована по блокам счетом выделенных общих исследовательски умений. Комплекс игр и игровых заданий был определен с учетом возрастных особенностей детей и обеспечивал освоение операционально-деятельностного состава формируемых общих исследовательских умений. Логика работы с детьми была, обеспечивала переход от непосредственного обучающего воздействия педагога к реализации сформированных умений в самостоятельной игровой деятельности детей созданной в группе игротеке.
Повторная диагностика детей позволила нам выявить существенную положительную динамику в уровне сформированности исследовательских умений у детей после проведения формирующего эксперимента, что доказывает эффективность работы.
Задачи нашего исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
Изучение исследований в связи с необходимостью определения средств формирования общих исследовательских умений дошкольников показало возможность использования игровой деятельности, прежде всего игры с правилами, которая может реализоваться как дидактическая игра и как самостоятельная игровая деятельность детей.
В исследованиях ряда авторов представлены подходы к выделению исследовательских умений дошкольников. Были выделены следующие умения, по которым и проводилась диагностика детей: умение задавать вопросы, умение высказывать предположения и выдвигать гипотезы, умение давать определение понятиям, умение осуществлять классификацию, умение делать выводы и умозаключение, умение структурировать текст по результатам познания, умение объяснять и доказывать свою идею.
При анализе результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений, анализ календарно-тематического плана и анкетирование воспитателей показало недостаточное проведение работы по формированию выделенных умений посредством игр и игровых заданий.
В ходе проведения формирующего эксперимента мы осуществили поэтапную работу: подготовительный и основной. Целью подготовительного этапа было разработка комплекса игр с правилами и игровых заданий, которые были затем включены в календарно-тематический план образовательной работы с детьми; и пополнение игротеки познавательного центра группы разработанными настольно-печатными играми и игровыми заданиями по формированию у детей общих исследовательских умений. На основном этапе работа с детьми была реализована по блокам счетом выделенных общих исследовательски умений. Комплекс игр и игровых заданий был определен с учетом возрастных особенностей детей и обеспечивал освоение операционально-деятельностного состава формируемых общих исследовательских умений. Логика работы с детьми была, обеспечивала переход от непосредственного обучающего воздействия педагога к реализации сформированных умений в самостоятельной игровой деятельности детей созданной в группе игротеке.
Повторная диагностика детей позволила нам выявить существенную положительную динамику в уровне сформированности исследовательских умений у детей после проведения формирующего эксперимента, что доказывает эффективность работы.
Задачи нашего исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Формирование графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «АКТИВИТИ»
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020



