Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий 9
1.1 Формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Игровая деятельность как средство формирования общих
исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования общих исследовательских умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий 25
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 5-6 лет общих
исследовательских умений 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет общих
исследовательских умений посредством игр и игровых заданий 38
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет
исследовательских умений 55
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложения 69
Актуальность исследования обусловлена современной образовательной тенденцией на решение такой важной задачи воспитания нового человека, как «научить учиться». Это ориентирует образовательную деятельность на активное освоение ребенком способов освоения новой информации, на развитие познавательной самостоятельности. В связи с этим, начиная с дошкольного детства, педагоги должны осуществлять формирование у детей общих исследовательских умений, в основе которых лежит исследовательское поведение.
По мнению А.В. Савенкова, «в настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности. Поэтому от современного образования требуется уже не просто фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно еще тем, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий» [29, с. 6].
Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевыми ориентирами определяются следующие характеристика: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать [1]. Исследовательские умения формируется в ряде видов деятельности, прежде всего в познавательно-исследовательской и игровой.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Овладение общими исследовательскими умениями как его компонентами, позволяет детям самостоятельно «открывать» и преобразовывать знания, выступая в роли исследователей, творцов, а не получают знания в готовом виде.
В современной отечественной психологии разработан деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), согласно которому овладение деятельностью предполагает освоение всей совокупностью действий и операций, определяющих ее специфику. Формирование исследовательских умений у детей определяет уровень сформированности успешности исследовательской деятельности и ее эффективность.
В исследованиях ряда авторов (О.В. Дыбина, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.) представлены подходы к выделению исследовательских умений дошкольников.
Изучение исследований в связи с необходимостью определения средств формирования общих исследовательских умений дошкольников показало возможность использования игровой деятельности, прежде всего игры с правилами, которая может реализоваться как дидактическая игра и как самостоятельная игровая деятельность детей.
В современных исследованиях дидактическая игра рассматривается как собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.), отечественных педагогов (В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, О.В. Дыбина, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, А.П. Усова и др.).
Проведенный анализ научных исследований и педагогической практики позволило привести к выявлению следующего противоречия - между необходимостью формирования общих исследовательских умений у детей 5-6 лет недостаточным исследованием возможностей игровой деятельности в этом процессе.
Проблема исследования: Каковы возможности игр и игровых заданий в формировании у детей 5-6 лет общих исследовательских умений?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр игровых заданий возможно, если:
- определен с учетом возрастных особенностей детей комплекс игр с правилами и игровых заданий, обеспечивающий освоение операционально - деятельностного состава формируемых общих исследовательских умений;
- определена логика работы с детьми, обеспечивающая переход от непосредственного обучающего воздействия педагога к реализации сформированных умений в самостоятельной игровой деятельности детей;
- в игротеке познавательного центра группы представлены игры с правилами и игровые задания, позволяющие детям применить сформированные общие исследовательские умения в самостоятельной игровой деятельности.
Задачи исследования.
1. Выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
3. Разработать и апробировать комплекс игр и игровых заданий, обеспечивающих формирование у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет общих исследовательских умений после реализации разработанных игр и игровых заданий.
Теоретические основы исследования:
- положения о формировании у детей исследовательских умений (Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, Н.Н, Поддъяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, B. В. Щетинина и др.);
- деятельностный подход к развитию личности ребенка (А.Н. Леонтьев,
C. Л. Рубинштейн др.);
- теоретические основы игровой деятельности дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: охарактеризована представленность проблемы в современных исследованиях; доказана возможность формирования у детей 5-6 лет общих исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Теоретическая значимость исследования: уточнены показатели проявления у детей 5-6 лет общих исследовательских умений, охарактеризованы их уровни.
Практическая значимость: специалисты дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические материалы и комплекс игр и игровых заданий по формированию у детей 5-6 лет общих исследовательских умений.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ пгт. Междуреченск СП д/с «Ромашка». В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 наименование), 3 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 19 таблицами.
Анализ современных исследований показал важность формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста, поскольку их уровень определяет успешность познавательно- исследовательской деятельности и ее эффективность. Формирование данных умений предполагает освоение всей совокупностью действий и операций, определяющих ее специфику.
Изучение исследований в связи с необходимостью определения средств формирования общих исследовательских умений дошкольников показало возможность использования игровой деятельности, прежде всего игры с правилами, которая может реализоваться как дидактическая игра и как самостоятельная игровая деятельность детей.
В исследованиях ряда авторов представлены подходы к выделению исследовательских умений дошкольников. Были выделены следующие умения, по которым и проводилась диагностика детей: умение задавать вопросы, умение высказывать предположения и выдвигать гипотезы, умение давать определение понятиям, умение осуществлять классификацию, умение делать выводы и умозаключение, умение структурировать текст по результатам познания, умение объяснять и доказывать свою идею.
При анализе результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений, анализ календарно-тематического плана и анкетирование воспитателей показало недостаточное проведение работы по формированию выделенных умений посредством игр и игровых заданий.
В ходе проведения формирующего эксперимента мы осуществили поэтапную работу: подготовительный и основной. Целью подготовительного этапа было разработка комплекса игр с правилами и игровых заданий, которые были затем включены в календарно-тематический план образовательной работы с детьми; и пополнение игротеки познавательного центра группы разработанными настольно-печатными играми и игровыми заданиями по формированию у детей общих исследовательских умений. На основном этапе работа с детьми была реализована по блокам счетом выделенных общих исследовательски умений. Комплекс игр и игровых заданий был определен с учетом возрастных особенностей детей и обеспечивал освоение операционально-деятельностного состава формируемых общих исследовательских умений. Логика работы с детьми была, обеспечивала переход от непосредственного обучающего воздействия педагога к реализации сформированных умений в самостоятельной игровой деятельности детей созданной в группе игротеке.
Повторная диагностика детей позволила нам выявить существенную положительную динамику в уровне сформированности исследовательских умений у детей после проведения формирующего эксперимента, что доказывает эффективность работы.
Задачи нашего исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Министерство образования науки России от 17 октября 2013 года № 1155 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 14.11.2013; Российская газета. - 2013. - 14 ноя. - № 30384
2. Советский энциклопедический словарь. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002 - 1456 с.
3. Словарь. Исследовательская деятельность [Текст] / Е.А. Шашенкова. - М. : УЦ «Перспектива»,2010. - 88 с.
4. Богуславская, М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / М. Богуславская, Е.О Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2008. - 175 с.
6. Васильченко, Л.В. Воспитание и развитие дошкольников [Текст] / Л.В. Васильченко. - М. : Просвещение, 2000. - 50 с.
7. Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] / И.Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). -СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 33-35. http://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691.
8. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьёва. - М. : Воспитание дошкольника, 2010. - 128 с.
9. Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности - один из путей развития познавательной активности ребенка [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина. / Психологические аспекты социального
развития детей дошкольного возраста. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. - С. 91-96.
10. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002. - 131 с.
11. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: Монография [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 157 с.
12. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Подъяков; под ред. О.В. Дыбиной; Под ред. О.В. Дыбиной. - Перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
13. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н.В. Ивановой. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
14. Короткова, Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] / Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко // Журнал Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С.10-15.
15. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Т.А. Короткова // «Дошкольное воспитание». - 2003. - №3 - С. 11-12.
16. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей [Текст] /
А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1996. - 304 с.
17. Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности школьников [Текст] / В.И. Лозовая, Е.Н. Камышанченко. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2000. - 231 с.
18. Михайленко, Н.Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - Екатеринбург : Деловая книга,1999.- 160 с.
19. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2012. - 176 с.
20. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. - М. : Издательство «Гном и Д», 2000. - 96с.; 3-е изд., испр. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 96 с.
21. Морозова, И.С. Познавательная деятельность личности [Текст] / И.С. Морозова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 214 с.
22. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М. : Просвещение, 2000. - 266 с.
23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
24. Савенков, А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и
родителей. - 2004. № 2 . - С. 22-56.
25. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в
дошкольном образовании [Текст] / А.И. Савенков // «Дошкольное
воспитание». - 2005. - № 12.
26. Савенков, А.И. - С. 3-7.
Исследовательские методы обучения в
дошкольном образовании [Текст] / А.И. Савенков // «Дошкольное
воспитание». - 2006. - № 1. - С. 21-24.
27. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в
дошкольном образовании» [Текст] / А.И. Савенков // «Дошкольное
воспитание». - 2006. - № 4. - С. 10-12.
28. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить
дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. - Ярославль:
Академия развития, 2002. - 240 с.
29. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. - Самара : Издательство «Ученая литература», 2005. - 32 с.
30. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] /А.И. Савенков.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2010.
31. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / А.И. Савенков. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
32. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. - М. : «Ось-89», 2006. - 408 с.
33. Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов [Текст] / А.И. Савенков. - М. : Генезис, 2005. - 203 с.
34. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб. : Питер, 2004г. - 272 с.
35. Савенков, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методик [Текст] / А.И. Савенков // «Дошкольное воспитание». -
2000. - № 2. - С. 8-10.
36. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солнцева. - М. : Сфера, 2010. - 176 с.
37. Щетинина, В.В. К вопросу о развитии познавательно¬
исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной и др. // Проблемы дошкольного образования на
современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях, Ч.2. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, - 2012. - С.133-143.
38. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4 - С. 441-444.
39. Щетинина, В.В. Определение подходов к характеристике поисково-информационных умений дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Волжский вестник науки - № 1 - 2016. - С 32-38.
40. Щетинина, В.В. Познавательное развитие дошкольников: учебно-методическое пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения [Текст] / В.В. Щетинина. - Тольятти : ТГУ, 2010. - 64 с.
41. Щукина И.Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] И.Н. Щукина // Вектор науки ТГУ. - № 4 - (22). - 2012. С. 445¬447.