Административно-правовой статус государственного пожарного надзора Российской Федерации»
|
Введение 3
Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности органов государственного пожарного надзора 8
1.1 Становление органов государственного пожарного надзора
России в исторической ретроспективе 8
1.2 Раскрытие понятия административно-правового статуса органов
государственного пожарного надзора 18
Глава 2 Осуществление полномочий органов государственного пожарного надзора 31
2.1 Новая система надзора 31
2.2 Правовое регулирование, вызванное стихийным бедствием на
примере России и Великобритании 36
Глава 3 Проблемы и предложения по усовершенствованию деятельности органов государственного пожарного надзора 42
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 63
Приложение А Структура органов ГПН Самарской области 71
Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности органов государственного пожарного надзора 8
1.1 Становление органов государственного пожарного надзора
России в исторической ретроспективе 8
1.2 Раскрытие понятия административно-правового статуса органов
государственного пожарного надзора 18
Глава 2 Осуществление полномочий органов государственного пожарного надзора 31
2.1 Новая система надзора 31
2.2 Правовое регулирование, вызванное стихийным бедствием на
примере России и Великобритании 36
Глава 3 Проблемы и предложения по усовершенствованию деятельности органов государственного пожарного надзора 42
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 63
Приложение А Структура органов ГПН Самарской области 71
Актуальность исследования. Обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе обеспечение пожарной безопасности, является основной задачей для развитого государства. В России решение данной проблемы возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), возглавляет данное Министерство Президент Российской Федерации. Основные проблемы и задачи пожарной безопасности находятся в введении органов государственного пожарного надзора (далее-ГПН), входящих в состав указанного Министерства.
Комплексные меры в борьбе с пожарами позволили стабилизировать обстановку с ними и позволили создать устойчивую тенденцию сокращения их числа, а также сократить количество погибших при пожарах, но по-прежнему пожар-является одним из страшнейших разрушительных явлений, даже в современном мире.
В качестве трагических примеров: в здании «Главного управления внутренних дел Самарский области» погибло 57 сотрудников. Большой пожар, который вызвал огромный интерес Российского общества в развлекательном ночном клубе г. Перми «Хромая лошадь», который унес жизнь 156 людям. Самый резонансный пожар за последнее столетие в результате, которого по только официальным данным погибло 60 человек, из них 37 детей это трагедия, произошедшая в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в городе Кемерово.
Правовой вакуум в законодательной сфере органов ГПН Российской Федерации и коррупция - это одна из главных основных и системных причин пожаров. Согласно сведениям «международных ассоциаций пожарных и спасательных служб - Россия имеет одни из самых значительных в мире показателей смертей, совершающихся из-за пожаров — за период с 2001 по 2020 годы этот показатель составил 7,5 смертей на 100 тыс. жителей по
сравнению с 1 в США, 2,7 в Казахстане и 0,5 во Франции и Германии». Согласно World Life Exрectаncy [36] по данным Всемирной Организации Здравоохранения в 2020 году Россия с показателем в 7 смертей от пожаров на 100 тыс. человек занимала 45 место, уступая по показателю лишь 127 странам.
Указанные примеры подтверждают, то что в обстоятельствах, когда в нашем государстве создается научно-технический рост и рыночные отношения, возводятся многофункциональные торгово-развлекательные комплексы, особую актуальность, а также общественную значимость обретает проблема пожарной защищенности. Данная проблема, «требует изучения с научной точки зрения, таким образом административно-правовые нормы и правила должны соответствовать» новейшим условиям, и гарантировать защищенность нашему обществу и государству в целом на международном современном уровне.
Указанные сведения определили значимость темы диссертации, а также установили его теоретическую и практическую важность.
Степень научной разработанности темы. Данный административно-правовой институт на протяжении многих лет привлекал внимание многих наших специалистов, однако комплексное теоретическое исследование отличительных особенностей административно-правового статуса органов ГПН рассматривают в первый раз. Единичные аспекты деятельности ГПН ранее рассматривались в работах А.В. Борисова, В.Б. Гольцов, В.А. Гуциева, Ю.Н. Коряковцева, С.В. Макаркина, К.В. Карелина и др.
Диссертационное изучение отдано изучению функций, целей и задач, компетенций органов ГПН и его особенностей, отличающие данный орган исполнительной власти от других.
При изучении понятийного аппарата рассматриваемой темы были использованы труды ученых в области теории государства и права, среди них можно отметить: С.С. Алексеева, А.Б. Мицкевича, Ю.А. Тихомирова и многих других.
Научный прогресс ученых в сфере административного права: Д.Н. Бахрах; Б.М. Лазарев, С. М. Берцинский, И. П. Трайнин, И. Н. Ананов, и другие,позволил детально изучить структуру и систему органов исполнительной власти, выделить роль и место органов ГПН в вертикали власти, а также выявить характерные черты.
Также были применены труды технических специалистов для исследования проблем обеспечения пожарной защищенности, таких как: В.И. Козлачкова, Д.А. Бесперстова, Г.Н. Кириллова и т.д.
На основании теоретических исследований был подготовлен фундамент для комплексного исследования административно-правового статуса органов ГПН.
Объектом диссертационного исследования является совокупность правоотношений, возникающих в процессе осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора.
Предмет диссертационного исследования федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, административно-правовые нормы, научные исследования и необходимая правоприменительная практика.
Научная задача, решаемая в диссертации, состоит в самостоятельности административно-правового статуса органов ГПН при осуществлении своих должностных полномочии, раскрытии проблем и нахождении путей решения.
Цель и задача данной диссертации состоит выявлении особенностей административно-правового статуса органов ГПН, как органа исполнительной власти. Раскрытие и апробация административно-правового статуса органов ГПН России. Разработка выводов и предложений, направленных на усовершенствование деятельности ГПН.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
- изучить становление органов ГПН в исторической ретроспективе;
-раскрыть понятие административно-правового статуса органов ГПН;
-провести анализ правоприменительной практики зарубежных стран;
-рассмотреть правовое регулирование двух стран России и Великобритании;
- выявить основные проблемы деятельности надзорной (контрольной) деятельности ГПН и рассмотреть пути решения по их устранению.
Методологическая основа при работе с диссертацией основана с помощью следующих научных методов: аналитический, структурно-функциональный, системный анализ, диалектический, исторический, формально-юридический.
Диалектический метод дал возможность в комплексе изучить социальные отношения, образующиеся в ходе работы органов ГПН. Метод систематизации предоставил возможность более детально рассмотреть свойственные особенности административно-правового статуса органов ГПН. Исторический метод позволил изучить процессы возникновения и появления ГПН в обще советский промежуток. С помощью статистического метода были проанализированы главные характеристики работы органов ГПН. Формально-юридический метод позволил установить терминологическое устройство, обнаружить характерные особенности рассматриваемых категорий, осуществить систематизацию, изучить сущность законных предписаний. С помощью структурно- функционального метода была установлена роль, а также значимость ГПН в системе органов исполнительной власти.
Эмпирическую базу исследования В качестве эмпирического материала применялась сведения, находящиеся в глобальной сети, в том числе на официальных источниках министерств и ведомств.
Научная новизна исследования обусловлена попыткой нового мнения также систематизации существующих данных согласно проблеме изучения.
Основные положения, выносимые на защиту: представляющиеся новыми, либо включающие элементы новизны:
1. Выделены более важные рубежи формирования ГПН в истории Российской Федерации.
2. Исследовано юридическое понятие административно-правового статуса органов ГПН, в результате чего установлена правовая структура и выявлено наполнение каждого структурного элемента.
3. Проведен анализ правового регулирования, в результате трагических событий двух стран России и Великобритании.
4. Выявлены главные проблемы, возникающие при осуществлении полномочии ГПН и предложены пути решения.
Абстрактная, а также фактическая важность итогов исследования определена актуальностью, а также свежим взглядом рассмотренных в труде вопросов. Полученные труды диссертации привносят определенный вклад в процесс науки административного права и имеют возможность, быть использованы при изучении курсов «Административное право», «Административное право органов государственного пожарного надзора».
Структура диссертации установлена проблемой, предметом, целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, входящих в состав пять параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Комплексные меры в борьбе с пожарами позволили стабилизировать обстановку с ними и позволили создать устойчивую тенденцию сокращения их числа, а также сократить количество погибших при пожарах, но по-прежнему пожар-является одним из страшнейших разрушительных явлений, даже в современном мире.
В качестве трагических примеров: в здании «Главного управления внутренних дел Самарский области» погибло 57 сотрудников. Большой пожар, который вызвал огромный интерес Российского общества в развлекательном ночном клубе г. Перми «Хромая лошадь», который унес жизнь 156 людям. Самый резонансный пожар за последнее столетие в результате, которого по только официальным данным погибло 60 человек, из них 37 детей это трагедия, произошедшая в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в городе Кемерово.
Правовой вакуум в законодательной сфере органов ГПН Российской Федерации и коррупция - это одна из главных основных и системных причин пожаров. Согласно сведениям «международных ассоциаций пожарных и спасательных служб - Россия имеет одни из самых значительных в мире показателей смертей, совершающихся из-за пожаров — за период с 2001 по 2020 годы этот показатель составил 7,5 смертей на 100 тыс. жителей по
сравнению с 1 в США, 2,7 в Казахстане и 0,5 во Франции и Германии». Согласно World Life Exрectаncy [36] по данным Всемирной Организации Здравоохранения в 2020 году Россия с показателем в 7 смертей от пожаров на 100 тыс. человек занимала 45 место, уступая по показателю лишь 127 странам.
Указанные примеры подтверждают, то что в обстоятельствах, когда в нашем государстве создается научно-технический рост и рыночные отношения, возводятся многофункциональные торгово-развлекательные комплексы, особую актуальность, а также общественную значимость обретает проблема пожарной защищенности. Данная проблема, «требует изучения с научной точки зрения, таким образом административно-правовые нормы и правила должны соответствовать» новейшим условиям, и гарантировать защищенность нашему обществу и государству в целом на международном современном уровне.
Указанные сведения определили значимость темы диссертации, а также установили его теоретическую и практическую важность.
Степень научной разработанности темы. Данный административно-правовой институт на протяжении многих лет привлекал внимание многих наших специалистов, однако комплексное теоретическое исследование отличительных особенностей административно-правового статуса органов ГПН рассматривают в первый раз. Единичные аспекты деятельности ГПН ранее рассматривались в работах А.В. Борисова, В.Б. Гольцов, В.А. Гуциева, Ю.Н. Коряковцева, С.В. Макаркина, К.В. Карелина и др.
Диссертационное изучение отдано изучению функций, целей и задач, компетенций органов ГПН и его особенностей, отличающие данный орган исполнительной власти от других.
При изучении понятийного аппарата рассматриваемой темы были использованы труды ученых в области теории государства и права, среди них можно отметить: С.С. Алексеева, А.Б. Мицкевича, Ю.А. Тихомирова и многих других.
Научный прогресс ученых в сфере административного права: Д.Н. Бахрах; Б.М. Лазарев, С. М. Берцинский, И. П. Трайнин, И. Н. Ананов, и другие,позволил детально изучить структуру и систему органов исполнительной власти, выделить роль и место органов ГПН в вертикали власти, а также выявить характерные черты.
Также были применены труды технических специалистов для исследования проблем обеспечения пожарной защищенности, таких как: В.И. Козлачкова, Д.А. Бесперстова, Г.Н. Кириллова и т.д.
На основании теоретических исследований был подготовлен фундамент для комплексного исследования административно-правового статуса органов ГПН.
Объектом диссертационного исследования является совокупность правоотношений, возникающих в процессе осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора.
Предмет диссертационного исследования федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, административно-правовые нормы, научные исследования и необходимая правоприменительная практика.
Научная задача, решаемая в диссертации, состоит в самостоятельности административно-правового статуса органов ГПН при осуществлении своих должностных полномочии, раскрытии проблем и нахождении путей решения.
Цель и задача данной диссертации состоит выявлении особенностей административно-правового статуса органов ГПН, как органа исполнительной власти. Раскрытие и апробация административно-правового статуса органов ГПН России. Разработка выводов и предложений, направленных на усовершенствование деятельности ГПН.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
- изучить становление органов ГПН в исторической ретроспективе;
-раскрыть понятие административно-правового статуса органов ГПН;
-провести анализ правоприменительной практики зарубежных стран;
-рассмотреть правовое регулирование двух стран России и Великобритании;
- выявить основные проблемы деятельности надзорной (контрольной) деятельности ГПН и рассмотреть пути решения по их устранению.
Методологическая основа при работе с диссертацией основана с помощью следующих научных методов: аналитический, структурно-функциональный, системный анализ, диалектический, исторический, формально-юридический.
Диалектический метод дал возможность в комплексе изучить социальные отношения, образующиеся в ходе работы органов ГПН. Метод систематизации предоставил возможность более детально рассмотреть свойственные особенности административно-правового статуса органов ГПН. Исторический метод позволил изучить процессы возникновения и появления ГПН в обще советский промежуток. С помощью статистического метода были проанализированы главные характеристики работы органов ГПН. Формально-юридический метод позволил установить терминологическое устройство, обнаружить характерные особенности рассматриваемых категорий, осуществить систематизацию, изучить сущность законных предписаний. С помощью структурно- функционального метода была установлена роль, а также значимость ГПН в системе органов исполнительной власти.
Эмпирическую базу исследования В качестве эмпирического материала применялась сведения, находящиеся в глобальной сети, в том числе на официальных источниках министерств и ведомств.
Научная новизна исследования обусловлена попыткой нового мнения также систематизации существующих данных согласно проблеме изучения.
Основные положения, выносимые на защиту: представляющиеся новыми, либо включающие элементы новизны:
1. Выделены более важные рубежи формирования ГПН в истории Российской Федерации.
2. Исследовано юридическое понятие административно-правового статуса органов ГПН, в результате чего установлена правовая структура и выявлено наполнение каждого структурного элемента.
3. Проведен анализ правового регулирования, в результате трагических событий двух стран России и Великобритании.
4. Выявлены главные проблемы, возникающие при осуществлении полномочии ГПН и предложены пути решения.
Абстрактная, а также фактическая важность итогов исследования определена актуальностью, а также свежим взглядом рассмотренных в труде вопросов. Полученные труды диссертации привносят определенный вклад в процесс науки административного права и имеют возможность, быть использованы при изучении курсов «Административное право», «Административное право органов государственного пожарного надзора».
Структура диссертации установлена проблемой, предметом, целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, входящих в состав пять параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
В завершении исследования можно обозначить все выводы, к которым мы пришли в данной работе.
В диссертационном исследовании были выполнены следующие задачи:
- изучено становление органов ГПН в исторической ретроспективе;
-раскрыто понятие административно-правового статуса органов ГПН;
-проведен анализ правоприменительной практики зарубежных стран;
-рассмотрено правовое регулирование двух стран России и Великобритании;
- выявлены основные проблемы деятельности надзорной (контрольной) деятельности ГПН и рассмотреть пути решения по их устранению.
По мнению диссертанта, органы Государственного пожарного надзора в ближайшем будущем будут иметь еще большее регулирующее значение в современном мире.
Является важным выделить ряд более значимых и важных этапов развития ГПН в истории России:
Этап 1. Центральный орган пожарной охраны.
Пожарный совет РСФСР (1918-1920)
Начало общей государственной стратегии в борьбе с огнем. Пожарная профилактика. Подписание декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», определившего основные задачи и функции пожарной безопасности и ставший основой для создания Государственного пожарного надзора. Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» объявивший государственную монополию страхования.
Этап 2. НКВД союзных республик (1920-1921)
-СНК РСФСР принимает Постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД», которым пожарное дело отделяется от страхового, в составе Управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР создается Центральный пожарный отдел (ЦПО) во главе с заведующим А.Г.Кривошеевым, с переходом пожарной охраны в ведение НКВД, как в центре, так и на местах, вводится единовластие.
В апреле 1921 в соответствии с Постановлением СТО «О мерах борьбы с пожарами», при НКВД формируется комиссия из представителей Наркомтруда, ВЧК и НКВД, а при пожарных отделах губернских и уездных исполкомов. В июне 1921 года издано Постановление СНК РСФСР «Об учете пожарного имущества в Республике», где опубликован перечень средств пожаротушения и спасения людей на пожарах.
Этап 3. Противопожарная служба СССР (1922-1959).
В декабре 1922 года Президиум Московского Совета рабочих и солдатских депутатов принял постановление об организации Управления пожарной охраны Москвы и Московской губернии. В декабре 1923 СТО принято Постановление «О статистическом учете пожаров», возложившее эту деятельность на Главное управление государственного страхования. В 1926 проведено Всесоюзное совещание пожарных. В апреле 1927 СНК по предложению ЦПО издает постановление, согласно которому вся ответственность за пожарную безопасность ложится на руководителей объектов народного хозяйства.
В июне 1927 Постановлением ВЦИК и СНК утверждено Положение «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», в документе указывается, что руководство пожарной охраной на территории РСФСР принадлежит НКВД РСФСР и автономных республик, НКВД осуществляет свои функции через Центральный пожарный отдел Главного управления коммунального хозяйства НКВД, положением устанавливается порядок образования и определяются функции местных пожарных органов. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 апреля 1936 утверждено «Положение о Государственном пожарном надзоре СССР». Проведение надзорно-профилактической работы на объектах народного хозяйства страны, в городах и населённых пунктах. Нормативно-профилактическая работа, особенно на крупных новостройках. Разработка и контроль новых противопожарных правил.
Этап 4. Промежуток застоя (1960-1990).
Для данного периода было характерно увеличенное количество пожаров ввиду того, что профилактикой никто не занимался. Органы власти халатно относились к вопросам пожарной безопасности. В это время начали активно работать так называемые пожарные дружины. В практику вошла научно-техническая деятельность. Начало внедрения противопожарной автоматики.
Этап 5. (90-е годы). Был принят Федеральный закон о пожарной безопасности №69 [48], который определил государственную политику в области пожарной безопасности. На этом этапе Государственная противопожарная служба переходит в подчинение МЧС России.
Этап 6. Наше время (2000-настоящее время)
Создание независимой оценки пожарного риска, отнесение объектов защиты к категории риска, разработка специальных технических условий. Усовершенствование нормативной базы путем «Регуляторная гильотины».
Все вышеперечисленное дает весомое основание в возрастающей роли Органов государственного пожарного надзора в нашей стране, и проводимая Административная реформа служит усиливающим фактором этой роли.
Органы ГПН осуществляют ежедневное (оперативное) руководство, это очень важно, так как их деятельность напрямую связана с сохранением жизни и здоровья граждан и материальных ценностей.
Руководство деятельностью органов ГПН принадлежит Министру МЧС, назначенного на должность Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Министр МЧС России генерал армии Зиничев Евгений Николаевич.
Органы исполнительной власти являются самостоятельным структурным подразделением, состоящего из конкретного штата сотрудников, которые выполняют ряд функции целенаправленного характера.
Деятельность органов ГПН носит управленческий, организационный, исполнительный, контрольный и административный характер. В результате работы решаются и реализуются государственные задачи и функции.
Функций, которые перед ними стоят способствуют решению поставленных перед ними задач и достижению поставленных целей. Если рассматривать функции органов ГПН, то главным приоритетным наполнением в данном блоке будут: надзор (контроль), планирование административной деятельности, кадровое обеспечение, финансовое и материально-техническое обеспечение. Проведённый анализ роли и места органов государственного пожарного надзора в системе органов власти предоставил возможность сделать вывод.
Место органов государственного пожарного надзора в системе органов исполнительной власти, определившим цели исполнения государственно-властных полномочий в сфере пожарной безопасности, а также другие цели, которые являются дополнительными и не могут противоречить основной цели создания указанного органа обеспечению пожарной безопасности.
АПС органов ГПН был исследован через правовую структуру. В результате исследования было определено, то что статус имеет общие черты правового положения.
- Характер действий органов ГПН юридически закреплен.
- Органы ГПН наделены властными полномочиями в соответствии с законодательством РФ.
- «Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим» [26].
Также статус в своем административном составе имеет 5 компетенции, которые в свою очередь определяют статус как вид административной власти.
- задачи органа гпн;
- функции;
- права и обязанности;
- ответственность;
- методы и форма деятельности.
Проведя анализ № 248-ФЗ особое внимание обращают на себя вопросы повышения эффективности работ по предотвращению пожаров на основе улучшения деятельности государственного пожарного надзора. Деятельность такой сложной системы зависит как от качества управленческой деятельности, так и от ресурсов, необходимых для ее реализации. Между тем, указные органы исполнительной власти имеют ограниченные ресурсы и время для предотвращения пожаров.
Актуальность применения цифровых технологий в надзорно-профилактической деятельности сегодня высока. Быстрое принятие решений, в результате цифровизации и анализу цифровых данных, сможет повысить обоснованность стратегию повышения эффективности предпринятых профилактических мер. В современных условиях увеличения числа опасных производственных объектов, система организации деятельности органов ГПН.
В заключении нужно сказать, что автоматизации надзорных функций - это будущее, на это делается огромная ставка, и не нужно быть достаточно прозорливыми, чтобы понимать, что будущее все равно за цифровыми форматами. И здесь органы ГПН ведут очень активную работу с другими субъектами, в том числе и предпринимательской деятельности и уже нацелены на, то, что не далеко за горами, то время, когда будут функционировать мониторинговые центры. Когда созданы цифровые двойники всех объектов защиты, органы ГПН смогут осуществлять дистанционный надзор, а контроль будет проводить эти мониторинговые центры.
Анализ правового регулирования между двух стран, на примере двух крупнейших пожаров можно выделить следующее одна из главных проблем заключается в том, что существующие функциональные требования не являются результативными, которые согласуются с предложенной культурой, насколько это разумно осуществимо. Это связано с тем, что в рамках функциональных требований явно выражено предположение о том, что существует эталон адекватной безопасности, за пределами которого дальнейшие меры пожарной безопасности не требуются. Это противоречит подходу насколько это разумно осуществимо это требует, чтобы (независимо от абсолютного уровня безопасности) всегда применялись дополнительные меры пожарной безопасности, если они разумно осуществимы.
Это противоречие представляет собой фундаментальную угрозу для реализации общей цели - в основе нормативной базы, основанной на результатах, должны лежать законодательные требования, которые действительно основаны на результатах. Поэтому мы предлагаем более системное решение, в соответствии с которым необходимо, чтобы ОГПН подписывали все проекты пожарной безопасности. Для зданий, которые следуют указаниям, ОГПН должны только проверить, что руководство было применено правильно и использовано надлежащим образом, в то время как для более сложных зданий они могут выступать в качестве интегратора проектирования, привлекая других специалистов по пожарной безопасности по мере необходимости. Сотрудник ОГПН должно стать защищенной профессией в соответствии с государственным законодательством. В то же время МФЭ должен принять меры для обеспечения того, чтобы сотрудники ОГПН обладали адекватным уровнем компетентности, и чтобы действующие сотрудники проверялись на предмет их компетентности. Пересмотр законодательства должен также четко указать, что сотрудник ОГПН, подписывающий проект, несет ответственность за последствия этого проекта.
Также мы предполагаем, что регулирование, основанное на результатах, полностью зависит от решения проблемы компетентности. Если правила пожарной безопасности должны продолжать придерживаться подхода функциональных требований, то необходимо иметь компетентного человека, ответственного за выполнение этих требований. Однако, как было описано выше, правительство делегировало вопрос повышения компетентности тем же организациям. В то время как общеотраслевое повышение компетентности желательно, такой широкий подход рискует привести к ослаблению ответственности. Вместо того, чтобы все чувствовали ответственность, может оказаться, что никто не берет на себя ответственность, и культура внутри отрасли может в конечном итоге привести к возобновлению «гонки на дно».
Для нашей страны крайне необходимы серьезные изменения, направленные на усовершенствование контрольно-надзорной деятельности. Экономическое развитие нашей страны неразделимо с устойчивым правовым регулированием. Изменения, которые предлагает диссертант позволят привести правила законов в соответствие с Конституцией РФ. В частности, разграничит предмет контроля и надзора. Наладят рабочий баланс между другими органами исполнительной власти, тем самым улучшат сферу деятельности органов федерального государственного пожарного надзора.
Экономическое развитие нашей страны неразделимо с устойчивым правовым регулированием. Для усовершенствования деятельности органов ГПН необходимо переработать документы, связанные с осуществлением их в деятельности и внедрить их в практику.
В контрольное (надзорную) деятельность, считаю необходимостью ввести проверки сотрудниками МЧС России на соответствие лицензионных требований в процессе деятельности любой организации, посредством проведения внеплановой проверки. Также для данной процедуры должен быть определен порядок.
В диссертационном исследовании были выполнены следующие задачи:
- изучено становление органов ГПН в исторической ретроспективе;
-раскрыто понятие административно-правового статуса органов ГПН;
-проведен анализ правоприменительной практики зарубежных стран;
-рассмотрено правовое регулирование двух стран России и Великобритании;
- выявлены основные проблемы деятельности надзорной (контрольной) деятельности ГПН и рассмотреть пути решения по их устранению.
По мнению диссертанта, органы Государственного пожарного надзора в ближайшем будущем будут иметь еще большее регулирующее значение в современном мире.
Является важным выделить ряд более значимых и важных этапов развития ГПН в истории России:
Этап 1. Центральный орган пожарной охраны.
Пожарный совет РСФСР (1918-1920)
Начало общей государственной стратегии в борьбе с огнем. Пожарная профилактика. Подписание декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», определившего основные задачи и функции пожарной безопасности и ставший основой для создания Государственного пожарного надзора. Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» объявивший государственную монополию страхования.
Этап 2. НКВД союзных республик (1920-1921)
-СНК РСФСР принимает Постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД», которым пожарное дело отделяется от страхового, в составе Управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР создается Центральный пожарный отдел (ЦПО) во главе с заведующим А.Г.Кривошеевым, с переходом пожарной охраны в ведение НКВД, как в центре, так и на местах, вводится единовластие.
В апреле 1921 в соответствии с Постановлением СТО «О мерах борьбы с пожарами», при НКВД формируется комиссия из представителей Наркомтруда, ВЧК и НКВД, а при пожарных отделах губернских и уездных исполкомов. В июне 1921 года издано Постановление СНК РСФСР «Об учете пожарного имущества в Республике», где опубликован перечень средств пожаротушения и спасения людей на пожарах.
Этап 3. Противопожарная служба СССР (1922-1959).
В декабре 1922 года Президиум Московского Совета рабочих и солдатских депутатов принял постановление об организации Управления пожарной охраны Москвы и Московской губернии. В декабре 1923 СТО принято Постановление «О статистическом учете пожаров», возложившее эту деятельность на Главное управление государственного страхования. В 1926 проведено Всесоюзное совещание пожарных. В апреле 1927 СНК по предложению ЦПО издает постановление, согласно которому вся ответственность за пожарную безопасность ложится на руководителей объектов народного хозяйства.
В июне 1927 Постановлением ВЦИК и СНК утверждено Положение «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», в документе указывается, что руководство пожарной охраной на территории РСФСР принадлежит НКВД РСФСР и автономных республик, НКВД осуществляет свои функции через Центральный пожарный отдел Главного управления коммунального хозяйства НКВД, положением устанавливается порядок образования и определяются функции местных пожарных органов. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 апреля 1936 утверждено «Положение о Государственном пожарном надзоре СССР». Проведение надзорно-профилактической работы на объектах народного хозяйства страны, в городах и населённых пунктах. Нормативно-профилактическая работа, особенно на крупных новостройках. Разработка и контроль новых противопожарных правил.
Этап 4. Промежуток застоя (1960-1990).
Для данного периода было характерно увеличенное количество пожаров ввиду того, что профилактикой никто не занимался. Органы власти халатно относились к вопросам пожарной безопасности. В это время начали активно работать так называемые пожарные дружины. В практику вошла научно-техническая деятельность. Начало внедрения противопожарной автоматики.
Этап 5. (90-е годы). Был принят Федеральный закон о пожарной безопасности №69 [48], который определил государственную политику в области пожарной безопасности. На этом этапе Государственная противопожарная служба переходит в подчинение МЧС России.
Этап 6. Наше время (2000-настоящее время)
Создание независимой оценки пожарного риска, отнесение объектов защиты к категории риска, разработка специальных технических условий. Усовершенствование нормативной базы путем «Регуляторная гильотины».
Все вышеперечисленное дает весомое основание в возрастающей роли Органов государственного пожарного надзора в нашей стране, и проводимая Административная реформа служит усиливающим фактором этой роли.
Органы ГПН осуществляют ежедневное (оперативное) руководство, это очень важно, так как их деятельность напрямую связана с сохранением жизни и здоровья граждан и материальных ценностей.
Руководство деятельностью органов ГПН принадлежит Министру МЧС, назначенного на должность Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Министр МЧС России генерал армии Зиничев Евгений Николаевич.
Органы исполнительной власти являются самостоятельным структурным подразделением, состоящего из конкретного штата сотрудников, которые выполняют ряд функции целенаправленного характера.
Деятельность органов ГПН носит управленческий, организационный, исполнительный, контрольный и административный характер. В результате работы решаются и реализуются государственные задачи и функции.
Функций, которые перед ними стоят способствуют решению поставленных перед ними задач и достижению поставленных целей. Если рассматривать функции органов ГПН, то главным приоритетным наполнением в данном блоке будут: надзор (контроль), планирование административной деятельности, кадровое обеспечение, финансовое и материально-техническое обеспечение. Проведённый анализ роли и места органов государственного пожарного надзора в системе органов власти предоставил возможность сделать вывод.
Место органов государственного пожарного надзора в системе органов исполнительной власти, определившим цели исполнения государственно-властных полномочий в сфере пожарной безопасности, а также другие цели, которые являются дополнительными и не могут противоречить основной цели создания указанного органа обеспечению пожарной безопасности.
АПС органов ГПН был исследован через правовую структуру. В результате исследования было определено, то что статус имеет общие черты правового положения.
- Характер действий органов ГПН юридически закреплен.
- Органы ГПН наделены властными полномочиями в соответствии с законодательством РФ.
- «Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим» [26].
Также статус в своем административном составе имеет 5 компетенции, которые в свою очередь определяют статус как вид административной власти.
- задачи органа гпн;
- функции;
- права и обязанности;
- ответственность;
- методы и форма деятельности.
Проведя анализ № 248-ФЗ особое внимание обращают на себя вопросы повышения эффективности работ по предотвращению пожаров на основе улучшения деятельности государственного пожарного надзора. Деятельность такой сложной системы зависит как от качества управленческой деятельности, так и от ресурсов, необходимых для ее реализации. Между тем, указные органы исполнительной власти имеют ограниченные ресурсы и время для предотвращения пожаров.
Актуальность применения цифровых технологий в надзорно-профилактической деятельности сегодня высока. Быстрое принятие решений, в результате цифровизации и анализу цифровых данных, сможет повысить обоснованность стратегию повышения эффективности предпринятых профилактических мер. В современных условиях увеличения числа опасных производственных объектов, система организации деятельности органов ГПН.
В заключении нужно сказать, что автоматизации надзорных функций - это будущее, на это делается огромная ставка, и не нужно быть достаточно прозорливыми, чтобы понимать, что будущее все равно за цифровыми форматами. И здесь органы ГПН ведут очень активную работу с другими субъектами, в том числе и предпринимательской деятельности и уже нацелены на, то, что не далеко за горами, то время, когда будут функционировать мониторинговые центры. Когда созданы цифровые двойники всех объектов защиты, органы ГПН смогут осуществлять дистанционный надзор, а контроль будет проводить эти мониторинговые центры.
Анализ правового регулирования между двух стран, на примере двух крупнейших пожаров можно выделить следующее одна из главных проблем заключается в том, что существующие функциональные требования не являются результативными, которые согласуются с предложенной культурой, насколько это разумно осуществимо. Это связано с тем, что в рамках функциональных требований явно выражено предположение о том, что существует эталон адекватной безопасности, за пределами которого дальнейшие меры пожарной безопасности не требуются. Это противоречит подходу насколько это разумно осуществимо это требует, чтобы (независимо от абсолютного уровня безопасности) всегда применялись дополнительные меры пожарной безопасности, если они разумно осуществимы.
Это противоречие представляет собой фундаментальную угрозу для реализации общей цели - в основе нормативной базы, основанной на результатах, должны лежать законодательные требования, которые действительно основаны на результатах. Поэтому мы предлагаем более системное решение, в соответствии с которым необходимо, чтобы ОГПН подписывали все проекты пожарной безопасности. Для зданий, которые следуют указаниям, ОГПН должны только проверить, что руководство было применено правильно и использовано надлежащим образом, в то время как для более сложных зданий они могут выступать в качестве интегратора проектирования, привлекая других специалистов по пожарной безопасности по мере необходимости. Сотрудник ОГПН должно стать защищенной профессией в соответствии с государственным законодательством. В то же время МФЭ должен принять меры для обеспечения того, чтобы сотрудники ОГПН обладали адекватным уровнем компетентности, и чтобы действующие сотрудники проверялись на предмет их компетентности. Пересмотр законодательства должен также четко указать, что сотрудник ОГПН, подписывающий проект, несет ответственность за последствия этого проекта.
Также мы предполагаем, что регулирование, основанное на результатах, полностью зависит от решения проблемы компетентности. Если правила пожарной безопасности должны продолжать придерживаться подхода функциональных требований, то необходимо иметь компетентного человека, ответственного за выполнение этих требований. Однако, как было описано выше, правительство делегировало вопрос повышения компетентности тем же организациям. В то время как общеотраслевое повышение компетентности желательно, такой широкий подход рискует привести к ослаблению ответственности. Вместо того, чтобы все чувствовали ответственность, может оказаться, что никто не берет на себя ответственность, и культура внутри отрасли может в конечном итоге привести к возобновлению «гонки на дно».
Для нашей страны крайне необходимы серьезные изменения, направленные на усовершенствование контрольно-надзорной деятельности. Экономическое развитие нашей страны неразделимо с устойчивым правовым регулированием. Изменения, которые предлагает диссертант позволят привести правила законов в соответствие с Конституцией РФ. В частности, разграничит предмет контроля и надзора. Наладят рабочий баланс между другими органами исполнительной власти, тем самым улучшат сферу деятельности органов федерального государственного пожарного надзора.
Экономическое развитие нашей страны неразделимо с устойчивым правовым регулированием. Для усовершенствования деятельности органов ГПН необходимо переработать документы, связанные с осуществлением их в деятельности и внедрить их в практику.
В контрольное (надзорную) деятельность, считаю необходимостью ввести проверки сотрудниками МЧС России на соответствие лицензионных требований в процессе деятельности любой организации, посредством проведения внеплановой проверки. Также для данной процедуры должен быть определен порядок.
Подобные работы
- Административно-правовой статус государственного пожарного надзора Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - Ответственность юридических лиц по Кодексу об
административных правонарушениях Российской Федерации
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Оценка деятельности надзорных органов по осуществлению государственного надзора в области защиты от чрезвычайных происшествий (на примере территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 8 городского округа «город Новоалтайск»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы правового регулирования военной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Правовая защита прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля (надзора)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Административный надзор и его виды
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Организационно - правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



