Введение 4
1. Теоретические основы управления образованием в муниципальном районе .. 7
1.1 Содержание государственной политики в сфере образования 7
1.2 Особенности муниципального управления развитием системы образования и
его нормативно-правовое регулирование 13
2. Анализ муниципального управления развитием системы образования в
Кораблинском муниципальном районе 18
2.1 Краткая характеристика Кораблинского муниципального района Рязанской
области 18
2.2 Оценка муниципального управления развитием системы образования 26
3. Совершенствование муниципального управления развитием системы
образованием в Кораблинском муниципальном районе 39
3.1 Предложения по совершенствованию муниципального управления развитием
системы образования в Кораблинском муниципальном районе Рязанской области
39
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 48
Заключение 58
Список используемой литературы 64
Приложение 67
Актуальность темы исследования. Уровень образованности населения, на данный момент, характеризуется как один из наиважнейших показателей в сфере муниципального образования, благодаря которому определяются уровень конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности населения. Определение качества образовательного потенциала общества, достаточно длительный процесс, к тому же требующий значительных финансовых вливаний. Как нам известно, расходная часть статьи "образование" в большинстве муниципальных образований, является наибольшей статьей местного бюджета.
Особая роль на данном этапе развития современного образования отдана демократизации его получения, а так же поиску, разработке и внедрению инновационно новых методик, технологий и форм обучения. Базируясь на характерной современной системе образования платформе обучения, обучающийся обязан максимально раскрыть имеющийся у него в наличие творческий потенциал, развить данные ему способности, утвердиться в необходимости и пользе процесса непрерывного самосовершенствования, а так же несении ответственности за свое воспитание и развитие.
В соответствии с провозглашением ориентации на новый путь развития, страна, немаловажную роль отдает наличию стимула подталкивающего к совершенствованию системы образования, что при более детальном изучении представляется первоочередной задачей, как государства в целом, так и муниципалитетов в частности. В соответствии с чем, можно с полной уверенностью утверждать, что тема «Совершенствование муниципального управления развитием системы образования» носит сегодня актуальный и востребованный характер.
Степень научной разработанности темы. Общетеоретические аспекты, изучающие тенденции развития современного российского образования, существующие теории управления в данной сфере, а так же его роль на данном этапе развития, изложены в работах Садовничего В.А., Смолина О.Н., Васильковой Ю.В. Выготского Л.С. и др.
Проблемная сторона развития изучаемой области и ее управление в разрезе различных уровней (федерального, регионального и муниципального) отражены такими авторами как: Жукова М.В., Огнева В.В., Васютин Ю.С., Рудакова E.H. и др.
Оптимизационная и оценочная стороны системы управления образованием рассмотрены Морозовой Г.В., Тарского Ю.И., Тарской О.Ю. и др. Однако следует отметить, что в обилии публикаций, рассматривающих разнообразные аспекты эффективной деятельности органов управления образованием, все чаще находит свое отражение недостаточность проводимых работ в этой области. Отмечена данными авторами и недостаточность уровня применения имеющегося практического опыта по ведению образовательной деятельности в целом и опыта по управлению им, в частности, из-за чего наблюдается наличие негативно окрашенного осадка в области развития системы образования и управления.
Вышеизложенное, позволяет нам сформулировать цель работы, которая будет заключаться в проведении разработки путей совершенствования муниципального управления развитием системы образования на примере Кораблинского муниципального района Рязанской области.
Объектом исследования в данном случае будет являться - управление развитием системы образованием в Кораблинском муниципальном районе Рязанской области.
Предметом исследования - система, осуществляющая управление развитием образования в Кораблинском муниципальном районе Рязанской области.
Цель работы определяет постановку и решение следующих задач:
1. проведение анализа основных теоретических положений и функций управления образованием в муниципальном районе;
2. изучение особенностей в соответствии с которыми осуществляется управление образованием в муниципальном районе;
3. определение недостатков (проблемных сторон) системы образования на примере Кораблинского муниципального района Рязанской области;
4. установка основных направлений по осуществлению мероприятий в области совершенствования управления образованием на примере Кораблинского муниципального района Рязанской области;
5. предложить рекомендации по совершенствованию работы Управления образования и молодежной политики Кораблинского района и произвести оценку эффективности внедряемых нововведений.
Методологическая основа исследования. При написании данной работы, были применены следующие методы исследования: анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, сравнение, статистический метод и др.
Использование метода анализа позволило изучить систему общего образования в отдельных ее частях. Применение метода индукции способствовало установлению причинно-следственных связей. Внедрение метода сравнения, при рассмотрении существующего опыта в области проводимого исследования, позволило провести наиболее полный анализ управления системой общего образования.
Особенности муниципальной политики образовательной отрасли, регламентируются государственной политикой, и базируется на таких принципах как: гуманистическая направленность характера образовательной деятельности, приоритет в которой отдан общечеловеческим ценностям, жизни и здоровью человека, а так же свободному развитию личности; общедоступности и адаптированности системы, в соответствии с уровнями и особенностями характерными развитию и подготовке обучающихся; наличие светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свободы и плюрализма в системе образования.
Однако сегодня нельзя с полной уверенность утверждать о полной и качественной реализации базовых функций управления образованием, особенно если это касается процессов развития данной сферы. И связано это в первую очередь с тем, что цели развития системы образования носят субъективный и фрагментарный характер. Прослеживается отсутствие контроля и мониторинга процессов развития системы общего образования в целом, а соответственно мы не можем определить относительную достоверность данных отражающих динамику и тренд изменений происходящих в результате применения тех или иных методик по ведению образовательной деятельности в области реализации инновационных проектов. Именно неимение достоверной информации является тем камнем преткновения, из-за которого сейчас нельзя говорить о надежности проводимых анализов существующей ситуации и следовательно не может быть и речи, о обоснованности принятых на основе них управленческих решениях.
Рассмотренная нами образовательная деятельность, применительно к Управлению образования и молодежной политикой Кораблинского района Рязанской области демонстрирует, наличие объективных и достаточно существенных изменений происходящих в образовательной политике, вызванных в первую очередь наличием социально-экономических преобразований по всей стране в целом и по регионам в частности. Основой данной политики, на сегодня, является наличие и следование установки направленной на повышение эффективности образовательной деятельности, а так же эффективности функционирования образовательных систем.
Решением поставленной проблемы может быть осуществление деятельности в нескольких направлениях, одним из которых оправданно может быть, использование системного управления качеством образовательных учреждений на муниципальном уровне.
Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Анализ деятельности Управления образованием и молодежной политикой в Кораблинском муниципальном районе показал, что недостаточно организована управленческая работа в направлении организации, регулирования и контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, выполнением государственных образовательных стандартов, т.к. качество успеваемости выпускников оставляет желать лучшего: многие показатели, характеризующие уровень обученности ниже областных (ниже областного показателя ЕГЭ средний балл по русскому языку, математике, географии, обществознанию, химии, биологии).
Таким образом, несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе управления образованием Кораблинского муниципального района Рязанской области в 2017 году актуальными, остаются следующие вопросы:
- недостаточно организована управленческая работа в направлении организации, регулирования и контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, выполнением государственных образовательных стандартов, повышение качества образовательного процесса;
- необходимо совершенствование системы воспитательной работы;
- проблемы в организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, необходимо выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, повышение доступности образования,
- необходимо совершенствование координации деятельности по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшение организации снабжения муниципальных образовательных учреждений учебниками, учебными пособиями;
- рациональное использование всех имеющихся ресурсов,
- своевременный анализ и прогнозирование потребности образовательных учреждений района в педагогических кадрах.
-поиск внутренних источников развития, в том числе ресурсов эффективного управления,
- ответственности педагогических коллективов и органов управления образованием за результат.
Исходя, из обозначенных актуальных вопросов сформированы цели, задачи и приоритетные направления развития системы управления образования в Кораблинском муниципального района Рязанской области.
В целях совершенствования муниципального управления развитием системы образования в Кораблинском муниципальном района, развития системы обеспечения качества образовательных услуг разработана Программа реализации предложений по совершенствованию муниципального управления развитием системы образования в Кораблинском муниципальном районе.
Основной стратегической целью Программы реализации предложений по совершенствованию муниципального управления развитием системы образования в Кораблинском муниципальном района является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
Социальные эффекты реализации Программы по совершенствованию муниципального управления развитием системы образования в Кораблинском муниципальном районе оцениваются по следующим направлениям:
а) повышение качества общего образования:
- выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);
- повышение функциональной грамотности выпускников
общеобразовательной школы;
б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:
- профилирование школьного образования;
- расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
- расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения;
- обеспечение доступности образования.
В результате реализации мероприятий Программы по совершенствованию муниципального управления развитием системы образования в Кораблинском муниципальном районе предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
а) на муниципальном уровне:
- повышение конкурентоспособности и эффективности экономики Кораблинского муниципального района, обусловленное повышением качества человеческого капитала, более полным удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся экономики, повышением эффективности использования трудовых ресурсов Кораблинского муниципального района;
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
- введение новых форм управления в системе образования Саткинского муниципального района;
- модернизацию технологической и социальной инфраструктуры образования Кораблинского муниципального района;
- снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования Кораблинского муниципального района;
б) на уровне образовательных учреждений:
- увеличение количества инновационных научно-образовательных проектов и сетевых образовательных структур;
- улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности образовательных учреждений сферы образования Кораблинского муниципального района, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
в) в сфере социальной привлекательности образования:
- расширение возможностей профессиональной
- повышение уровня доходов работников сферы образования;
- предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
- сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров.
1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С учетом изменений, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. - № 2-ФКЗ и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6 - ФКЗ - Москва: Проспект, 2015. - 32 с.
2. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017). СПР Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016) II Российская газета. - N 303. - 31.12.2012, Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683//СЗ РФ. 2016, N 1 (часть II), ст. 212.
5. Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России. -URL:http://www.kremlin.ru/Дата обращения: 20.04.2016.
6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. от 29 декабря 2014 г. № 2765 -р II СЗ РФ..2015, № 2, ст.541. 7.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р ПСЗ РФ. 2008. № 47, ст. 5489.
8. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. URL: http://docs.cntd.ru/
9. Баженова Н.Г., Луценко Е.Л. Мониторинг среды вуза как компонент системы оценки качества образования // Высшее образование в России. 2015. №3.
10. Васютин Ю.С. Профессиональное образование без отрыва от производства, технологии самостоятельной работы // Управление печати, полиграфии и СМИ администрации Орловской области. Орел, 1998.
11. Жукова М.В. Современная государственная политика реформирования российской системы образования (политический аспект): Автореф. дисс...канд. полит, наук. 23.00.02. - Ростов-на-Дону, 2015. - С.6.
12. Жукова М.Б. Современная государственная политика реформирования российской системы образования (политологический аспект): дисс.... канд. полит, наук: 23.00.02. - Москва, 2015. -191 с.
13. Заиченко H.A. Институциональные предпосылки образовательных политик // Управленческое консультирование. - 2013. - № 5 (53). - С. 113-120.
14. Исаев A.B., Поповичева Н.Е. Формирование и развитие образовательного кластера как механизма регионального развития // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 226-23.
15. Ковальчук О.В. Направления совершенствования и развития муниципальной системы управления качеством образования // СИСП. 2011. №4.
16. Мазитов Минулла Абдуллович, Сагитов Рамиль Фаргатович Система менеджмента качества в образовании // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121).
17. Морозова Г.В. Модернизация отечественной системы образования: итоги и оценки // Вестник Поволжского института управления. - 2014. - № 5 (44). - С. 4-11.
18. Огнева В.В. Реформа государственного управления в современной России: в поисках новой модели // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. - Политология. - 2012. -Т. 22.- №7(126).-С. 250-255.
19. Рудакова E.H. Сущность образовательной политики российского государства в условиях глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2013. - № 1. - С. 84-87.
20. Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. - 2014. - 493 с.
21. Тарский Ю.И., Тарская О.Ю. Политические контексты интегративных процессов в сфере образования // Вестник Поволжского института управления. - 2012. - № 1. - С. 128-133.