Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

Работа №117844

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений 8
1.1 Теоретический анализ проблемы развития у детей 4-5 лет
коммуникативных умений 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет
коммуникативных умений 14
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого¬педагогических условий развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений 19
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет
коммуникативных умений 19
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития у
детей 4-5 лет коммуникативных умений 34
2.3 Выявление динамики в развитии у детей 4-5 лет
коммуникативных умений 42
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 59
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 60
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 62
Приложение Г Тематическое планирование 64
Приложение Д Конспекты занятий


Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает создание условий для формирования личности каждого ребенка, поддержки инициативы и самостоятельности «на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».
К важнейшим задачам дошкольного образования, как первой ступени общего образования, относится воспитание личности, способной к эффективному общению. Главным компонентом успешного общения на личностном уровне является сформированность коммуникативных умений, длительный путь, к овладению которой, начинается в раннем детстве.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования связывает с развитием у дошкольников коммуникативных умений сразу две образовательные области (социально-коммуникативную и речевую), подчеркнув этим ценность умения свободно общаться с взрослыми и детьми, используя конструктивные способы и средства взаимодействия с окружающими.
Общительность и умение взаимодействовать с людьми - необходимый элемент самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему со стороны других. Именно поэтому формирование коммуникативных умений - важное условие нормального психического развития ребенка и подготовки его к школьной и взрослой жизни.
Обзор работ российских педагогов и психологов показал, что коммуникативные умения, их формирование и развитие у детей - объект исследования многих ученых (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, О.Е. Смирнова, Г.А. Урунтаева, М.И. Яшина и других).
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость организации занятий для полноценного развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений.
В ходе исследования было выявлено противоречие: между необходимостью развития у детей коммуникативных умений и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих данному процессу.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: какими должны быть психолого-педагогические условия, необходимые для развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений?
Практическая и социальная значимость данной проблемы исследования побудила нас выбрать тему исследования: «Психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений.
Гипотеза исследования: развитие у детей 4-5 лет коммуникативных умений будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- уточнены показатели развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет;
- в непрерывную образовательную деятельность включен комплекс занятий по развитию коммуникативных умений, соответствующий возрастным особенностям детей 4-5 лет;
- обеспечена поэтапная организация работы по развитию у детей 4-5 лет коммуникативных умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития коммуникативных умений детей 4-5 лет.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений.
4. Выявить динамику в развития коммуникативных умений детей 4 -5 лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- концепция социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
- коммуникативно-деятельностный подход (А.В. Запорожец, Г.И. Капчеля, А. Целик, А.В. Казак, Е.Е. Кравцова);
- теоретические положения о развитии коммуникативных умений
(Я. Йирасек, Г. Гетпер, С. Штребел; Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин);
- теоретические аспекты развития у детей 4 -5 лет коммуникативных умений (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.Е. Кравпова, Е.О. Смирнова, Д Б. Эльконин, Т.И. Шульга).
- исследования о влиянии психолого-педагогических условий на развитие у детей 4-5 лет коммуникативных умений (Л.А. Венгер, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова, г. Жигулевска, структурное подразделение: детский сад «Святлячок».
В данном исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 4-5 лет.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы создания психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений, уточнены компоненты коммуникативных умений.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий развития у детей 4 -5 лет коммуникативных умений; уточнении понятия «коммуникативные умения детей 4-5 лет».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные диагностические материалы по выявлению уровня развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений, а также содержание образовательный работы с детьми могут быть использованы в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований) и 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы, 10 рисунков. Основной текст работы изложен на 58 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процесс изучения теоретических основ развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений было выявлено, что коммуникативные умения - произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками. Развитие умения к общению актуальна и востребована в наши дни, поскольку школа предъявляет к выпускникам ДОО высокие требования. Готовность к общению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими. В норме в 4-5 лет дошкольник становится полноправным участником процесса коммуникации.
Мы установили, что дети 4-5 лет начинают активно обмениваться своими знаниями и опытом со сверстниками в группе. Для детей среднего дошкольного возраста характерен такой вид общения, как кооперативно-соревновательный. Определили, что игры выступают полноценным средством формирования коммуникативных умений детей 4-5 лет, учат ребенка выполнять задания, вступать во взаимоотношения со сверстниками и тренировать свою силу воли.
При выявлении уровня развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений 7 (35 %) детей, средним - 11 (55 %) детей и высоким уровнем развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений обладают 2 (10 детей. В контрольной группе: 7 (35 %) детей обладает низким уровнем, у 11 (55 %) детей был выявлен средний уровень и у 2 (10 %) - высокий.
Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения психолого-педагогических условий, способных оказать положительное влияние на развитие у детей 4-5 лет коммуникативных умений. В процессе формирующего этапа эксперимента были уточнены показатели развития коммуникативных умений у детей 4 -5 лет. В непрерывную образовательную деятельность включен комплекс занятий по развитию коммуникативных умений, соответствующий возрастным особенностям детей 4-5 лет. Была обеспечена поэтапная организация работы по развитию у детей 4-5 лет коммуникативных умений.
Посредством повторной диагностики (контрольного среза) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня стал ниже на 25 %. Так, если на констатирующем этапе он был выявлен у 7 (35 %) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей. Средний уровень вырос на 15 %, с 11 (55 %) детей на констатирующем, до 14 (70 %) на контрольном этапе эксперимента. Высокий уровень развития у детей 4-5 лет коммуникативных умений на контрольном этапе поднялся у 2 детей, то есть на 10 %, что является хорошим показателем положительного влияния разработанных и внедренных психолого-педагогических условий.
Иначе дело обстояло в контрольной группе, низкий уровень был выявлен у 7 (35 %) детей, средний уровень - у 11 (55%). Можно констатировать, что изменений в контрольной группе не наблюдается.
Таким образом, анализ результатов показал, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Антонова Г. П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет (Монография). М.: Педагогика, 2018. 125 с.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: Форум, 2017. 144 с.
3. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2019. 128 с
4. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. М.: Дошкольное воспитание, 2017. 184 с.
5. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2016. 317 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2019. 174 с.
7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 2019. 195 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : ТЦ «Сфера», 2014. 240 с.
9. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2020. №2. С.51-56.
10. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М. : Слово, 2016. 216 с.
11. Ерофеева Т. И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М. : Проф. образование, 2019. 296 с.
12. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2018. 321 с.
13. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: Просвещение, 2019. 332 с.
14. .Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 2019. 144 с.
15. Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: «Питер», 2019. 209 с.
16. Максакова А.И. Учите детей играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 2017. 376 с.
17. Пичаевская Я. Л., Удина Е. Н. Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно- экспериментальной деятельности // Молодой ученый. 2016. №8. С. 1011— 1016.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. :Питер, 2017. 705 с.
19. Рузская А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. М. : Академия, 2020. 327 с.
20. Смирнова Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2020. 163 с.
21. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2019. № 3. C. 62-70.
22. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: Проф. образование, 2020. 296 с.
23. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. М.: Издат. центр «Академия», 2016 368 с.
24. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание, 2017. № 7. С. 32-34.
25. Чен Н. В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии. М.: Методическая копилка, 2018. 153 с.
26. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике. М.: Просвещение, 2018. 351 с.
21. Эльконин Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 лет. М.: Педагогика, 2015. 318 с.
28. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. 360 с.
29. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 13-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ