Методика развития двигательно-координационных способностей девочек 7-8 лет в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Особенности развития двигательно-координационных
способностей юных гимнасток 7
1.2 Эффективные средства и методы, используемые в тренировочном
процессе по целенаправленному развитию двигательно - координационных способностей юных гимнасток 13
1.3 Особенности развития двигательно-координационных
способностей у юных гимнасток групп начальной подготовки 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1 Особенности экспериментальной методики развития двигательно -
координационных способностей юных гимнасток 7-8 лет 31
3.2 Результаты общей физической подготовки юных гимнасток 7-8 лет
в ходе педагогического эксперимента 40
3.3 Результаты тестирования координационных способностей юных
гимнасток в ходе педагогического эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Особенности развития двигательно-координационных
способностей юных гимнасток 7
1.2 Эффективные средства и методы, используемые в тренировочном
процессе по целенаправленному развитию двигательно - координационных способностей юных гимнасток 13
1.3 Особенности развития двигательно-координационных
способностей у юных гимнасток групп начальной подготовки 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1 Особенности экспериментальной методики развития двигательно -
координационных способностей юных гимнасток 7-8 лет 31
3.2 Результаты общей физической подготовки юных гимнасток 7-8 лет
в ходе педагогического эксперимента 40
3.3 Результаты тестирования координационных способностей юных
гимнасток в ходе педагогического эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность исследования. В последние годы достижения российских гимнасток на мировой арене более чем значительны: золотые медали в абсолютном первенстве и групповых упражнениях на олимпийских играх. Однако некоторые учёные отмечают: «плотность результатов настолько велика, что проблема совершенствования технической подготовки гимнасток на всех этапах многолетней тренировки с целью повышения уровня спортивного мастерства, его надежности и стабильности остается актуальной» [26].
Теория и практика художественной гимнастики пока не способны дать ответы на многие вопросы предметной подготовки юных гимнасток. В научных работах Н.А. Овчинникова, С.Л. Рукавицына, А.Н. Ключникова, Ю.И. Архипова, А.С. Беклемишева и других в качестве основного вопроса разрабатывается совершенствование техники выполнения упражнений гимнастками групп спортивного совершенствования и учебно - тренировочных групп [22]. Для адекватного выбора средств и методов подготовки гимнасток к выполнению упражнений требуются исследования по определению двигательно -координационных способностей, необходимых гимнасткам для качественного выполнения соревновательных упражнений. Однако данная проблема в специальной литературе остается не совсем разработанной.
Как отмечает в своих работах по художественной гимнастике И.А. Винер-Усманова: «в многолетней системе подготовки гимнасток этап начальной подготовки является очень важным. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития двигательно-координационных способностей спортсменок, закладывать основы техники владения предметами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике» [23].
Под художественной гимнастикой понимается особый вид спорта, который наиболее полно соответствует особенностям женского организма. Данный вид спорта удовлетворяет присущее девочкам стремление к танцу, пластике и грациозности, а также помогает нормальному развитию и функциональному совершенствованию организма. По перечисленным специфическим особенностям художественной гимнастики выбирают программный материал, а также методическую последовательность обучения.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных гимнасток 7-8 лет на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика развития двигательно-координационных способностей девочек 7-8 лет в художественной гимнастике.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика улучшит развитие двигательно -координационных способностей девочек 7-8 лет и будет способствовать эффективному обучению упражнениям с предметами.
Цель исследования: совершенствовать методику развития двигательно-координационных способностей юных гимнасток на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методику развития двигательно-координационных способностей девочек 7-8 лет в МБОУ ДОД СШ им. Лобановой Ж.Б. г. Димитровград по художественной гимнастике.
2. Разработать и внедрить экспериментальную методику развития двигательно-координационных способностей девочек 7-8 лет в МБОУ ДОД СШ им. Лобановой Ж.Б. г. Димитровград по художественной гимнастике.
3. Определить влияние экспериментальной методики на уровень развития двигательно -координационных способностей юных гимнасток 7-8 лет и качество выполнения базовых элементов соревновательных упражнений с предметами.
Новизна работы: экспериментальная методика основана на совершенствовании развития специальных координационных способностей юных гимнасток средствами общефизической подготовки и работе над техникой выполнения базовых соревновательных упражнений с предметами.
Практическая значимость: результаты педагогического исследования внедрены в практику подготовки юных гимнасток 7-8 лет групп начальной подготовки.
Теория и практика художественной гимнастики пока не способны дать ответы на многие вопросы предметной подготовки юных гимнасток. В научных работах Н.А. Овчинникова, С.Л. Рукавицына, А.Н. Ключникова, Ю.И. Архипова, А.С. Беклемишева и других в качестве основного вопроса разрабатывается совершенствование техники выполнения упражнений гимнастками групп спортивного совершенствования и учебно - тренировочных групп [22]. Для адекватного выбора средств и методов подготовки гимнасток к выполнению упражнений требуются исследования по определению двигательно -координационных способностей, необходимых гимнасткам для качественного выполнения соревновательных упражнений. Однако данная проблема в специальной литературе остается не совсем разработанной.
Как отмечает в своих работах по художественной гимнастике И.А. Винер-Усманова: «в многолетней системе подготовки гимнасток этап начальной подготовки является очень важным. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития двигательно-координационных способностей спортсменок, закладывать основы техники владения предметами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике» [23].
Под художественной гимнастикой понимается особый вид спорта, который наиболее полно соответствует особенностям женского организма. Данный вид спорта удовлетворяет присущее девочкам стремление к танцу, пластике и грациозности, а также помогает нормальному развитию и функциональному совершенствованию организма. По перечисленным специфическим особенностям художественной гимнастики выбирают программный материал, а также методическую последовательность обучения.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных гимнасток 7-8 лет на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика развития двигательно-координационных способностей девочек 7-8 лет в художественной гимнастике.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика улучшит развитие двигательно -координационных способностей девочек 7-8 лет и будет способствовать эффективному обучению упражнениям с предметами.
Цель исследования: совершенствовать методику развития двигательно-координационных способностей юных гимнасток на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методику развития двигательно-координационных способностей девочек 7-8 лет в МБОУ ДОД СШ им. Лобановой Ж.Б. г. Димитровград по художественной гимнастике.
2. Разработать и внедрить экспериментальную методику развития двигательно-координационных способностей девочек 7-8 лет в МБОУ ДОД СШ им. Лобановой Ж.Б. г. Димитровград по художественной гимнастике.
3. Определить влияние экспериментальной методики на уровень развития двигательно -координационных способностей юных гимнасток 7-8 лет и качество выполнения базовых элементов соревновательных упражнений с предметами.
Новизна работы: экспериментальная методика основана на совершенствовании развития специальных координационных способностей юных гимнасток средствами общефизической подготовки и работе над техникой выполнения базовых соревновательных упражнений с предметами.
Практическая значимость: результаты педагогического исследования внедрены в практику подготовки юных гимнасток 7-8 лет групп начальной подготовки.
В заключение исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Художественная гимнастика - это особый вид спорта, который наиболее полно соответствует особенностям женского организма, он удовлетворяет присущее девочкам стремление к танцу, пластике и грациозности. Девочки 7-8 лет имеют хорошие двигательные реакции и координацию, благодаря чему учатся выполнять довольно сложные двигательные задачи. Дополнительно требуются исследования по определению двигательно-координационных способностей, необходимых гимнасткам для качественного выполнения соревновательных упражнений с предметами. Гимнастки 7-8 лет овладевают техникой работы с тремя из пяти предметов, входящих в программу соревнований в художественной гимнастике. Отмечается, что к 11-12 годам необходимо полностью сформировать навык владения различными предметами, Из вышесказанного следует, возраст 7-8 лет требует интенсивного обучения юных гимнасток новым и сложным координационным движениям.
2. По мере роста квалификации элементы, выполняемые юными гимнастками становятся сложнее и разнообразнее, и техника их исполнения не должна препятствовать работе с предметом. Соответствующий уровень трудности, по правилам соревнований в художественной гимнастике, должна иметь определённый уровень сложности. Основным принципом при подборе средств является непременное присутствие элемента новизны в упражнениях, необходимость постоянного усложнения движений. Отмечается высокое значение точности воспроизведения движения по пространственному, силовому и временному параметрам при осуществлении всех видов двигательных актов спортсменки с предметами. Рациональное распределение усилий в фазах упражнения - характеристика данного проявления точности. В дальнейшем гимнастки должны овладеть навыками выполнения упражнений под музыку, уметь правильно сопоставлять движение и музыку.
3. В ходе педагогического наблюдения проводился анализ физического состояния юных гимнасток с целью подбора правильной нагрузки на занятиях. По окончанию педагогического эксперимента, мы анализировали динамику выполнения теста «Три кувырка вперед» нами установлено, что исходные показатели данного теста составили 5,61 ± 1,08 с. в контрольной группе девочек и 4,74 ± 0,91с в экспериментальной группе девочек. При выполнении контрольного теста «Челночный бег 3 х 10 м» среднее значение в экспериментальной группе девочек составил 8,64 ± 1,18 с, в контрольной группе данный тест имел результат 10,37 ± 1,14 с. По окончанию экспериментального исследования данный показатель был выше у девочек экспериментальной группы. Сравнивая динамику выполнения теста «Проба Ромберга», характеризующего статическое равновесие, нами установлено, что контрольная группа девочек показала результат 9,0 ± 3,1 с, а экспериментальная группа девочек 13,3 ± 3,5 с. Отмечался наибольший прирост времени удержания статической позы у девочек экспериментальной группы. Контрольный тест - равновесие «пассе» руки в сторону удержание в сек. с обеих ног, девочки экспериментальной группы показали результат 6,0±0,8 с, а девочки контрольной группы 4,0±0,9 с. Итоги результатов тестирования доказывают положительное влияние подобранной методики на формирования двигательно - координационных показателей юных гимнасток.
Во всех контрольных упражнениях с предметами девочки экспериментальной группы показали результаты выше девочек контрольной группы. В ходе педагогического эксперимента разработанная методика улучшила развитие двигательно -координационных способностей девочек 7-8 лет и способствовала эффективному обучению юных гимнасток упражнениям с предметами.
1. Художественная гимнастика - это особый вид спорта, который наиболее полно соответствует особенностям женского организма, он удовлетворяет присущее девочкам стремление к танцу, пластике и грациозности. Девочки 7-8 лет имеют хорошие двигательные реакции и координацию, благодаря чему учатся выполнять довольно сложные двигательные задачи. Дополнительно требуются исследования по определению двигательно-координационных способностей, необходимых гимнасткам для качественного выполнения соревновательных упражнений с предметами. Гимнастки 7-8 лет овладевают техникой работы с тремя из пяти предметов, входящих в программу соревнований в художественной гимнастике. Отмечается, что к 11-12 годам необходимо полностью сформировать навык владения различными предметами, Из вышесказанного следует, возраст 7-8 лет требует интенсивного обучения юных гимнасток новым и сложным координационным движениям.
2. По мере роста квалификации элементы, выполняемые юными гимнастками становятся сложнее и разнообразнее, и техника их исполнения не должна препятствовать работе с предметом. Соответствующий уровень трудности, по правилам соревнований в художественной гимнастике, должна иметь определённый уровень сложности. Основным принципом при подборе средств является непременное присутствие элемента новизны в упражнениях, необходимость постоянного усложнения движений. Отмечается высокое значение точности воспроизведения движения по пространственному, силовому и временному параметрам при осуществлении всех видов двигательных актов спортсменки с предметами. Рациональное распределение усилий в фазах упражнения - характеристика данного проявления точности. В дальнейшем гимнастки должны овладеть навыками выполнения упражнений под музыку, уметь правильно сопоставлять движение и музыку.
3. В ходе педагогического наблюдения проводился анализ физического состояния юных гимнасток с целью подбора правильной нагрузки на занятиях. По окончанию педагогического эксперимента, мы анализировали динамику выполнения теста «Три кувырка вперед» нами установлено, что исходные показатели данного теста составили 5,61 ± 1,08 с. в контрольной группе девочек и 4,74 ± 0,91с в экспериментальной группе девочек. При выполнении контрольного теста «Челночный бег 3 х 10 м» среднее значение в экспериментальной группе девочек составил 8,64 ± 1,18 с, в контрольной группе данный тест имел результат 10,37 ± 1,14 с. По окончанию экспериментального исследования данный показатель был выше у девочек экспериментальной группы. Сравнивая динамику выполнения теста «Проба Ромберга», характеризующего статическое равновесие, нами установлено, что контрольная группа девочек показала результат 9,0 ± 3,1 с, а экспериментальная группа девочек 13,3 ± 3,5 с. Отмечался наибольший прирост времени удержания статической позы у девочек экспериментальной группы. Контрольный тест - равновесие «пассе» руки в сторону удержание в сек. с обеих ног, девочки экспериментальной группы показали результат 6,0±0,8 с, а девочки контрольной группы 4,0±0,9 с. Итоги результатов тестирования доказывают положительное влияние подобранной методики на формирования двигательно - координационных показателей юных гимнасток.
Во всех контрольных упражнениях с предметами девочки экспериментальной группы показали результаты выше девочек контрольной группы. В ходе педагогического эксперимента разработанная методика улучшила развитие двигательно -координационных способностей девочек 7-8 лет и способствовала эффективному обучению юных гимнасток упражнениям с предметами.
Подобные работы
- ЙОГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Методика спортивного отбора в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Методика воспитания выносливости и координационных способностей у гимнасток младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Оценка уровня координационных способностей девочек 6-8 лет в спортивной гимнастике на начальном этапе отбора
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения работе с предметами в художественной гимнастике девочек дошкольного возраста (4-6 лет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координационных способностей девочек младшего школьного возраста, занимающихся художественной гимнастикой
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Влияние партерной гимнастики на физические качества юных гимнасток
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК
С УЧЕТОМ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016



