Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение педагогического мастерства учителя в вопросах нравственного воспитания младших школьников

Работа №117726

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические предпосылки повышения педагогического мастерства в вопросах нравственного воспитания младших школьников 12
1.1. Повышение педагогического мастерства учителя как психолого-педагогическая проблема 12
1.2. Современное состояние системы повышения педагогического мастерства учителей начальных классов 34
1.3. Педагогические условия повышения педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания 42
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания 55
2.1. Диагностика уровня педагогического мастерства учителей начальных классов 55
2.2. Разработка и реализация программы повышения педагогического мастерства в вопросах нравственного воспитания 68
2.3. Результаты диагностики на этапе контрольного эксперимента 80
Выводы по второй главе 86
Заключение 89
Список используемой литературы 92
Приложение 97

Одной из первостепенных задач, которые в настоящий момент наиболее актуальны в системе непрерывного педагогического образования, теоретики и практики называют включение в систему повышение педагогического мастерства учителей вопросов нравственного воспитания. Существующие проблемы современного общества вызывают необходимость воспитывать гражданина с новым мышлением и мировоззрением, обладающего высокой нравственной культурой. Нравственная позиция, знание законов морали и этических норм представляют собой важную составляющую всесторонне развитой личности, представляющую собой конечную цель современного воспитательно-образовательного процесса. Особое место в системе нравственного воспитания занимает начальная школа, где вслед за воспитательно-образовательными процессами, имеющими место в период дошкольного воспитания, целенаправленно закладываются основы нравственных и этических знаний и представлений.
Однако уровень наличия у детей нравственной культуры не соответствует требованиям современной жизни. Н.Е. Щуркова, С.Л. Рубинштейн и др. отмечают недостаточно сформированные нравственные качества учащихся начальных классов, слабое представление у них об этических понятиях. Не смотря на присутствие нравственной составляющей в педагогической деятельности учителя начальных классов на уроках и в воспитательном процессе во внеучебное время, стоит отметить разрозненность и фрагментарность предоставляемой информации. Разрабатываемые в поурочных и тематических планах учителей вопросы нравственного воспитания носят неопределенный характер и не подразумевают включение таких аспектов как мировоззренческие, нравственные, этические. В следствии чего необходимо проводить работу по целенаправленному планированию системы нравственного воспитания в младшей школы, с учетом методологической, мотивационной и теоретической составляющей.
Причиной упомянутой проблемы является низкий уровень нравственного воспитания учащихся начальной школы и отсутствие практико-ориентированных знаний по нравственному воспитанию у учителей начальных классов. Кроме отсутствия необходимой базы теоретических знаний в вопросах нравственного воспитания, многие педагоги не в полной мере осознает важность вопросов этики и нравственности в системе организуемой воспитательной работы. Зачастую вопросы нравственного воспитания в воспитательном пространстве младшей школы решаются бессистемно, не всегда достигаются цели, не уделяется должного внимания значимости нравственного воспитания в комплексе разносторонне развитой личности. Практика показывает, что учителя, работающие в начальной школе не в полной мере подготовлены к реализации задач нравственного воспитания учащихся в плане мотивационном, теоретическом, методическом, не всегда имеют необходимый практический опыт в вопросах нравственного воспитания учащихся младших классов. В связи с вышеизложенными фактами, решением задач нравственного воспитания может стать система повышение педагогического мастерства учителя начальных классов в данных вопросах.
В контексте исследования теоретических вопросов данной проблемы был выявлен ряд противоречий между:
- постоянной необходимостью профессионального роста педагогических работников и недостаточным уровнем личностной мотивации учителей; -требованием повышения научно-теоретического уровня педагогического мастерства и не востребованностью этого уровня из-за неумения использовать его в практической деятельности;
- необходимостью непрерывного повышения педагогического мастерства в области нравственного воспитания и отсутствием необходимого количества программ, ориентированных на данное направление.
Сформулированные противоречия обозначили проблему настоящего исследования, которая звучит следующим образом: какими должны быть содержание и организация повышения педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания учащихся?
В целом, необходимо отметить, что современное состояние повышения педагогического мастерства и подготовки учителя к практическим аспектам в системе нравственного воспитания младшего школьника характерно наличием существенных теоретических пробелов в таких основных пунктах, как:
1) теоретические основы подходов к организации нравственного воспитания в системе повышения педагогического мастерства учителя начальных классов;
2) методическая система повышения педагогического мастерства в аспекте нравственного воспитания младших школьников;
3) экспериментальная и диагностическая база в системе повышения педагогического мастерства учителей начальных классов.
В ходе теоретического анализа исследуемой проблемы учитывался имеющийся опыт исследований, в котором отображен спектр проблем вузовской подготовки студентов при решении задач нравственного воспитания учащихся в системе школьного образования.
В помощь решению вопросов нравственного воспитания имеется соответствующая правовая и нормативная база: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 мая 015 г. N 996-р и Закон «Об образовании», в котором среди принципов государственной политики в области образования выделяется: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Наряду с вопросами нравственного воспитания ученые занимаются решением проблем подготовки квалифицированных кадров, необходимых для реализации обозначенных задач.
Совершенствованию и реформированию системы повышения уровня педагогического мастерства учителей посвящены работы С.Г. Вершловского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной и др. Продолжаются исследования по проблемам непрерывного образования взрослых (А.П. Владиславев, Г.С. Сухобская и др.), по структуре профессиональной деятельности учителя (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.Я. Синенко и др.). Труды О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и других исследователей посвящены формированию педагогических умений обучающихся в вузе и в системе повышения уровня педагогического мастерства.
Теоретический анализ литературных источников, диссертационных исследований затрагивающий интересующие нас вопросы повышения педагогического мастерства в образовательных организациях дает возможность заключить о недостаточной разработанности проблемы содержания образовательных программ, форм и методов организации процессов, позволяющих педагогам повысить уровень педагогического мастерства в вопросах нравственного воспитания. Существующие программы, организационные формы и методы повышения педагогического мастерства не всегда ставят перед собой цель замотивировать педагога, имеют эпизодический характер, при этом не достаточно эффективны формы и методы, направленные на решение проблем нравственного воспитания младших школьников. В связи с чем, назревает необходимость разработать программу повышения педагогического мастерства учителя начальных классов, ориентированную на вопросы нравственного воспитания младшего школьника.
С учетом этого была определена тема исследования: «Повышение педагогического мастерства учителя в вопросах нравственного воспитания младших школьников».
Цель исследования: повышение педагогического мастерства в вопросах нравственного воспитания на основе разработки и апробации программы «Повышение педагогического мастерства учителя в вопросах нравственного воспитания младших школьников.»
Объект исследования: процесс повышения педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания учащихся.
Предмет исследования: содержание и организация процесса повышения педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания школьников.
Гипотеза исследования: процесс повышения педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания школьников станет эффективным, если:
• определить содержание программы повышения педагогического мастерства учителей исходя из обязательности ее нравственной составляющей, уровня профессиональной подготовленности, и выявляемых запросов и потребностей учителя в данном процессе;
• разработать программу повышения педагогического мастерства учителей в вопросах нравственного воспитания младших школьников;
• осуществлять на протяжении всего срока повышения педагогического мастерства учителей начальных классов мониторинг, отражающий динамику данного процесса в вопросах нравственного воспитания школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;
2. Разработать программу и выявить формы деятельности учителей начальных классов в условиях повышения их педагогического мастерства по вопросам нравственного воспитания обучающихся;
3. Реализовать педагогические условия для повышения педагогического мастерства учителей начальных классов;
4. Определить компоненты педагогического мастерства учителей начальных классов и их уровни;
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы повышения уровня педагогического мастерства учителей начальных классов.
В основе теоретико-методологической базы исследования находятся: концептуальные основы непрерывного профессионального образования, в том числе образования профессионалов и повышения педагогического мастерства учителей, позволяющие проектировать данный процесс (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Э.М. Никитин, В.Я. Синенко, В.А. Сластенин и др.), теории личностно ориентированного подхода к обучению (И.А. Зимняя, И.С. Якиманская), педагогические исследования в области андрагогики С.Г. Вершловский, М.Ноулз и др.), теории нравственного развития детей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), положение об особой регулирующей роли взрослого в моральном развитии ребенка (В.В. Давыдов, А.В. Петровский).
В процессе проведения диссертационного исследования были использованы такие методы как теоретические и эмпирические:
• изучались источники психолого-педагогических исследований, применялся теоретический анализ философской и методической литературы по проблемам исследования, нормативных документов и законодательных актов правительства РФ, учебно-методической документации;
• изучался и был обобщен практический опыт повышения педагогического мастерства практикующих учителей;
• были использованы анкетирование, беседа; методы оценивания (самооценка, экспертная оценка; тестирование; обобщение и систематизация полученных результатов методами математической статистики).
База и этапы исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе СОШ №7, г. Жигулевска, через апробацию разработанных компонентов системы повышения педагогического мастерства учителей начальных классов по нравственному воспитанию.
Экспертами выступали: ресурсный центр городского округа Жигулевск, директор и завуч базовой школы, преподаватели Тольяттинского государственного университета, занимающиеся проблемами повышения уровня педагогического мастерства специалистов образовательных учреждений.
На первом этапе (сентябрь 2016 г - март 2017г) была изучена научно-методическая литература по проблеме повышения педагогического мастерства в вопросах нравственного воспитания младших школьников, определена гипотеза, цели и задачи исследования, создана программа опытно-экспериментальной работы и осуществлен отбор соответствующих методов исследования. На данном этапе разработан понятийный аппарат и проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (апрель 2017г. - январь 2018г.) проведена экспериментальная работа, разработан диагностический инструментарий, были проанализированы результаты экспериментальной работы, окончательно определена и откорректирована гипотеза исследования.
На третьем этапе (февраль 2018г. - апрель 2018г.) проведена обработка и систематизация результатов эксперимента, уточнены, сформулированы выводы, оформлены результаты.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана программа повышения уровня педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания учащихся, включающая такие её виды, как:
1) комплекс методических семинаров для учителей начальных классов по решению исследуемой проблемы в теоретических и практических аспектах;
2) подготовка будущих педагогов в вузах и ресурсном центре (в реферируемом исследовании городского округа Жигулевск);
3) активное самообразование педагогов.
2. Установлено, что включение нравственной составляющей в научно-теоретический, психолого-педагогический и методический блоки повышения педагогического мастерства обеспечивает эффективность подготовки учителей начальных классов по проблемам нравственного воспитания школьников.
3. Обосновано содержательное наполнение программы повышения педагогического мастерства учителей начальных классов по нравственному воспитанию учитывающее:
- интеграцию учебной и профессионально педагогической деятельности;
- блочно-модульную структуру и поэтапность реализации программы повышения педагогического мастерства (установочный, исследовательско- поисковый, рефлексивный этапы);
- образовательную среду.
4. Определились базовые составляющие педагогических условий (содержательный, методический, диагностический), которые по мнению экспериментаторов обеспечивают педагогическое мастерство учителя в вопросах нравственного воспитания учащихся начальных классов.
5. Определены компоненты педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания школьников (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный).
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено содержание понятия «педагогическое мастерство»;
• разработана и апробирована программа повышения уровня педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания учащихся.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по проблеме подготовки учителей начальных классов для реализации задач нравственного воспитания младших школьников; разработанная методика может быть использована в вузах при подготовке будущих учителей и в процессе последующего повышения уровня педагогического мастерства.
На защиту выносятся:
1. Программа, направленная на повышение уровня педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания.
2. Педагогические условия, обеспечивающие повышение педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитании младших школьников, включают следующие компоненты процесса повышения педагогического мастерства учителей:
• содержательный, предполагающий включение в содержание проблемных вопросов нравственного воспитания в начальной школе;
• диагностический с мониторингом индивидуальных особенностей в содержании деятельности учителя, уровней его знаний и умений в области нравственного воспитания;
• методический, связанный с внедрением в учебный процесс форм, методов и приемов.
3. Мотивационный, информационный, деятельностный и рефлексивный компоненты обеспечивают выявление эффективности предлагаемых педагогических условий реализации программы повышения педагогического мастерства учителей начальных классов в области нравственного воспитания учащихся начальных классов.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 67 наименований (из них 6 на иностранном языке), содержит 8 таблиц, 6 рисунков, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сформулировать определенные выводы.
Нравственное воспитание учащихся начальных классов может быть эффективным лишь при условии соответствующей подготовленности учителя. Анализ состояния системы нравственного воспитания в школах г.о. Жигулевск позволил выявить тот факт, что более 80% учителей отдают отчет важности целенаправленному решению задач нравственного воспитания, однако затрудняются в процессе определения целей, содержания, дидактических форм и методов. Данный факт привел к необходимости разработки комплекса мер по подготовке учителей к решению задач нравственного воспитания в процессе повышения его педагогического мастерства.
В процессе работы над диссертационным исследованием было изучено состояние проблемы повышения педагогического мастерства учителей в вопросах нравственного воспитания младших школьников в педагогической теории и в практической деятельности образовательных организаций. Разработано содержание программы повышения педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания, в основе которых три основных блока: научно-теоретический, психолого-педагогический и методический, при этом в каждый из блоков включена нравственная компонента. Выявлены основные структурные составляющие подготовки учителей в условиях повышения педагогического мастерства (цели, содержание деятельности, система форм и методов, контроль и оценка готовности к данному виду деятельности).
В качестве компонентов педагогического мастерства учителей были определены: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Также были выделены и описаны следующие уровни представленности данных компонентов у педагогов: низкий, средний, высокий, высший.
Обосновано, что эффективность исследуемой системы повышения педагогического мастерства обеспечивается путем разработки комплекса мер, направленных на формирование у учителей начальных классов теоретических знаний и практических умений для осуществления работы в вопросах нравственного воспитания:
• поэтапное осуществление повышения педагогического мастерства;
• сочетание теоретической и методической подготовки;
• организация совместной познавательной деятельности учителей, повышающих педагогическое мастерство;
• возможность выбора учителем приемлемых видов деятельности, соответственно собственным интересам и уровню готовности.
Обоснованы необходимые и достаточные педагогические условия, способствующие успешному функционированию процесса повышения педагогического мастерства учителей начальных классов в вопросах нравственного воспитания младших школьников. В ходе исследования установлено, что комплексное сочетание данных условий дает полноценную подготовку учителя к осуществлению процесса нравственного воспитания. Условиями являются:
• интеграция учебной и профессионально-педагогической деятельности;
• региональный компонент содержания;
• блочно-модульная структура и поэтапность организации повышения педагогического мастерства (установочный, исследовательско-поисковый, рефлексивный этапы);
• образовательная среда.
Разработан диагностический инструментарий, система измерителей уровней мастерства учителя при осуществлении процесса нравственного воспитания, дидактические материалы для обеспечения продуктивной организации процесса повышения педагогического мастерства.
В ходе экспериментальной проверки установлена положительная динамика мастерства учителя начальных классов в вопросах осуществления процессов нравственного воспитания, уменьшилось число учителей с низким и средним уровнями мастерства, увеличилось число учителей с высоким и высшим уровнями мастерства.
Таким образом, можно сделать вывод, что результаты анализа психолого-педагогических исследований по проблеме повышения педагогического мастерства учителей в вопросах нравственного воспитания, а также данные опытно-экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.
Изученная проблема позволяет определить вектор возможных направлений дальнейшей исследовательской работы. Перспективными направлениями по изучению вопросов повышения педагогического мастерства педагогов в контексте нравственного воспитания могут быть подготовка в учреждениях дополнительного профессионального образования руководителей школ (в частности, заместителей директоров по учебно­воспитательной работе в начальной школе), педагогов дополнительного образования, усовершенствование технологий подготовки, переподготовки в системе повышения педагогического мастерства и использование новых инновационных технологий; изучение особенностей формирования умений учителя, необходимых в вопросах нравственного воспитания, находящегося в разных образовательных средах (вуз — школа — система повышения педагогического мастерства); дальнейшая разработка учебно-методических материалов по данной проблеме.


1. Аббасова О. С. Система непрерывного образования: реальность и перспективы Ташкент: Укитвичи, 1983. 159 с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
3. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994. С.20-23.
4. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания М., Амрита, 016. 336с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: Вт. / под ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова. Спбгу, 007. Т.1. 961 с.
6. Анисимов Н. По поводу развития инновационных способностей // Высшее образование в России / М.: 1997. № 4, С. 94-97.
7. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений / Информационный сборник № 14.М.: 009. С.19-21.
8. Бодалев А. А. Личность и общение.М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 352 с.
10. Болотов В.А. и др. Проектирование профессионального педагогического образования. Педагогика. 009. № 4 С. 66-72.
11. Вершловский С. Г. Становление андрагогики как науки и как учебного предмета. Методист. 002. № . С. 17.
12. Владиславлев А.Р. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. М.: Мол. Гвардия, 1978. 175 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. Питер, Мастера психологии. 017. 432 с.
14. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Педагогика. 1996. 18с.
15. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования М.: Логос, 000.223 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ