Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры досуга в семейном воспитании

Работа №117586

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры досуга в процессе воспитания в семье 9
1.1 Исследование вопросов формирования культуры досуга в
процессе семейного воспитания 9
1.2 Особенности формирования культуры досуга в семье 13
Глава 2 Организация исследования процесса формирования культуры досуга в семейном воспитании 20
2.1 Выявление уровня сформированности культуры досуга у
младших школьников 20
2.2 Рекомендации по взаимодействию школы и семьи в
формировании культуры досуга у младших школьников 27
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы по
формированию культуры досуга у младших школьников в семье .. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение А Формы досуга 43
Приложение Б Карта интересов для младших школьников 44
Приложение В Тест на саморазвитие 46
Приложение Г Анкета для младших школьников 47
Приложение Д Результаты анкетирования младших школьников на оценку знаний об организации досуга 49
Приложение Е Методика «Оценка уровня познавательной активности». 53
Приложение Ж Диагностический тест по выявлению мотивов к
досуговой деятельности 55
Приложение И Конспект родительского собрания «Семейный досуг» .... 57
Приложение К Конспект родительского собрания «Чтение с ребенком - хорошая семейная традиция» 59
Приложение Л Конспект родительского собрания «Творчество с детьми»
62


В современном обществе существует необходимость переосмысления культуры досуга в связи с усилением роли досуга в общественной жизни. Организация досуга в семье является одним из важных элементов, сопровождающих процесс семейного воспитания. От того, как в семье организован досуг, зависит процесс воспитания детей, поведение ребенка в обществе. В процессе становления личности главную роль играет семья. Семьей признается социальный институт, который характеризует совокупность различных социальных норм поведения, регулирующих отношения внутри семьи, между супругами, родителями и детьми и выполняет множество важных общественных функций. Значение семьи в жизни ребенка как первичного социального института очень трудно переоценить, поскольку именно в семье дети впервые осознают себя как личность, учатся мыслить, чувствовать, самовыражаться. Изначально именно родители определяют интересы, увлечения, своего ребенка. От того, насколько правильно строится воспитательная деятельность в отношении ребенка, будет зависеть все последующее его отношение к миру, обществу и своей роли в этом обществе.
Ошибка многих родителей при формировании культуры досуга в том, что не уделяется внимание детским типам досуга. Основной принцип организации семейного досуга - ориентироваться на всех членов семьи, учитывая возрастные и психофизиологические особенности, а также их интересы и ценности. Внутрисемейный досуг отражается на психологическом климате. Организация совместной общественно-полезной и досуговой деятельности родителей с детьми положительно влияет на укрепление и сплочение семьи. Семейный досуг характеризуется отсутствием жестких стандартов, норм и регламентаций, свободой выбора вида и способа досуговой деятельности. Благодаря своим психологическим особенностям досуг для ребенка - это развлечения. Для развития личности, укрепления его здоровья, формирование интереса и мотивации к творческому, интеллектуальному и др. труду. Родителям важно организовать досуг правильно. Однако современные родители достаточно часто заменяют личное общение с детьми играми в гаджетах или просмотром мультфильмов. Все вышесказанное говорит об актуальности проблемы формирования культуры досуга в семейном воспитании.
Исследуемой проблеме посвящены работы многих авторов. Так, например, Н.И. Бочарова и О.Г. Тихонова представили основные модели и технологии семейного досуга, разработали рекомендации по организации совместного семейного досуга, также предложили способы организации досуга в детских домах. А.Ф. Воловик и В.А. Воловик определили педагогический процесс организации досуга как предмет педагогики досуга, рассматривали досуговую деятельность как самостоятельное явление, выделили педагогические формы, методы и средства организации досуговой деятельности, определили роль досуга в процессе социализации и развития личности. М.Б. Зацепина разработала программу культурно-досуговой деятельности в детском саду, предложила различные сценарии праздников для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, представила классификацию культурно-досуговой деятельности. Т.В. Кудренко доказала влияние правильно организованного семейного досуга на благополучие в семье, установила важность взаимодействия образовательного учреждения с семьей в формировании культуры досуга у детей. Т.В. Мамченко устанавливает взаимосвязь между семейным досугом и развитием внутрисемейных отношений, выявляет проблемы организации семейного досуга и предлагает решения этих проблем.
Однако вопросы условий формирования культуры досуга в семье недостаточно изучены в психолого-педагогической литературе. Таким образом, выделена проблема исследования: определить условия организации семейного воспитания, направленные на формирования культуры досуга детей.
Цель исследования: повышение уровня сформированности культуры досуга у младших школьников посредством реализации разработанных педагогических условий формирования культуры досуга в семье.
Объектом исследования является процесс формирования культуры досуга ребенка в семье. Предмет исследования - педагогические условия формирования культуры досуга младшего школьника.
Основываясь на цели и научном аппарате исследования, определена гипотеза исследования - формирование культуры досуга в семье будет осуществляться более эффективно, если:
- установить эффективную взаимосвязь образовательного учреждения с семьей в вопросах формировании культуры досуга ребенка;
- семья приобщится к организации содержательной досуговой деятельности;
- ребенок будет выступать в организации досуговой деятельности как субъект этой деятельности.
На основе поставленной цели определим следующие задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры досуга в семейном воспитании;
- выявить уровень сформированности культуры досуга у младших школьников;
- провести формирующий эксперимент по повышению уровня сформированности культуры досуга;
- реализовать педагогические условия по формированию культуры досуга в семейном воспитании и доказать их эффективность.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие теоретические и практические методы:
- анализ литературных источников по теме исследования;
- метод наблюдения;
- метод эмпирического исследования;
- метод тестирования;
- методы обработки и анализа данных.
Новизна исследования заключается в разработке и реализации педагогических условий формирования культуры досуга младших школьников в семейном воспитании.
Практическая значимость. Выделенные условия формирования культуры досуга могут быть использованы в работе учителей начальных классов с семьей.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области лицей (технологический) с. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя следующие структурные элементы: введение, в котором определены проблема, цель, задачи исследования, сформулирована гипотеза; две главы, в первой рассматриваются теоретические основы формирования культуры досуга в процессе воспитания в семье, во второй главе представлена организация исследования процесса формирования культуры досуга в семейном воспитании; заключение, в которым представлены основные выводы о проведенном исследовании; список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе рассматривается как семейное воспитание влияет на формирование культуры досуга младших школьников. Анализ литературных источников показал, что существует множество подходов к понятию досуга и культуры досуга. Изучив мнения разных авторов, определено, что досуг - это часть свободного времени, когда человек может выбрать деятельность, которая позволяет восстановить его физическое и психическое состояние. Формирование культуры досуга начинается в семье. Именно родители решают, как ребенок проводит свой досуг. По мнению многих психологов, семейный досуг способен наладить взаимоотношения между членами семьи, повысить взаимопонимания и уровень доверия.
Во многих семьях существует немало проблем в организации досуга, что отражается на уровне культуры досуга ребенка. Культура досуга, сформированная у ребенка в семье, отразится на общении ребенка в социуме. Чем выше уровень культуры, тем проще ребенок общается со сверстниками, быстро находит общий язык с окружающими, легко заводит друзей.
Процесс формирования культуры досуга в семье зависит от множества факторов. Очень важно тесное взаимодействие в формировании культуры досуга семьи с образовательными учреждениями, которые посещает их ребенок, поскольку важнейшим фактором правильного формирования культуры досуга являются условия, в которых происходит процесс его воспитания.
Исследование проводилось на базе ГБОУ лицей (технологический) с. Хрящевка, в котором приняли 43 учащихся 3 классов (3 «А» - 22 человека, 3 «Б» - 21 человек.
Для оценки уровня сформированности применялось несколько диагностических методик. Карта интересов, которая состоит из 35 вопросов. Если ответ на вопрос очень нравится, то ставится «++», если просто нравится, то - «+», если не нравится - «-». Диагностика реализации потребностей в саморазвитии включает в себя 15 утверждений, оценив каждое из них поставить 5, если согласен, 4, если скорее согласен, чем нет, 3 - и, да и нет, 2 - скорее не согласен, 1 - не согласен. Анкета для младших школьников для оценки знаний об организации досуга включает в себя 5 вопросов. Для оценки уровня поисковой активности проведена диагностика по методике «Оценка уровня познавательной активности». Диагностический тест по выявлению мотивов к досуговой деятельности, который позволяет выделить уровень развития познавательных мотивов, предложено 5 групп утверждений, в каждой группе выбрать по одному утверждению за выбор утверждения под буквой «а» - 2 балла, буква «б» - 1 балл, буква «в» - 0 баллов.
Учитывая результаты диагностики по всем перечисленным выше методикам был выявлен уровень сформированности культуры досуга младших школьников на контрольном эксперименте. Высокий уровень культуры досуга у 18% учеников ЭГ и у 14% - КГ, средний уровень у 41% учеников ЭГ и у 48% - КГ, низкий уровень у 41% учеников ЭГ и у 38% - КГ.
На уровень культуры досуга в большей мере влияет обстановка в семье. Учитывая, что родители мало знакомы с правилами организации досуга, мало проводят времени с детьми, сами выбирают пассивный досуг, уровень сформированности культуры досуга у детей такой низкий. Также у детей в выборе досуга преобладает игровой мотив.
Для повышения уровня культуры досуга младших школьников было предложено провести родительские собрания для ознакомления родителей с формами и видами досуга, получения знаний по организации досуга младшего школьника, установления взаимодействия родителей со школой в вопросах формирования культуры досуга и улучшения взаимоотношений между детьми и родителями. Организация и проведения родительских собраний осуществлялись с привлечением детей. Учитывая занятость родителей и рабочий график, для экспериментальной группы было создано единое образовательное пространство, с помощью которого учитель начальных классов успешно может взаимодействовать с родителями . Для сплочения детей и родителей предложено ввести практику подготовки мероприятий на день именинника. Также было предложено ввести в практику организации семейного досуга еще ряд мероприятий.
После проведения эксперимента проведена контрольная диагностика, которая показала, повышение уровня реализации потребностей в саморазвитии среди учеников ЭГ. Младшие школьники ЭГ приобрели навыки организации более содержательного досуга, дети стали уделять время творчеству, спорту, приобрели стремление к саморазвитию. В ЭГ вырос уровень познавательной активности, учеников с низким уровнем не осталось. Вырос уровень развития познавательных мотивов у ЭГ в выборе досуговой деятельности.
Таким образом, уровень культуры досуга у учеников ЭГ значительно повысился. Хоть и преобладает средний уровень у 50% учеников ЭГ, существенно повысилась доля учеников с высоким уровнем до 41%, низкий уровень у 9% учеников ЭГ.



1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб.для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2011. 236 с.
2. Антонова Л.Ю. Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды: автореф. дис. Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т. Тюмень, 2012. 26 с.
3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для академического бакалавриата: 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 218 с.
4. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. Москва: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. 232 с.
5. Гарипов Л.Ф. Формирование культуры досуга младших школьников в процессе компьютерных игр. дисс. на соискание ученой степени к. п. н. Киров, 2015. 152 с.
6. Головина Г.В. Культура досуга как условие адекватного развития личности // Аналитика культурологии. 2011. № 1 (19). С. 241-244.
7. Головина Г.В., Ведерников В.П. Досуговая культура личности и процесс ее формирования в современном информационном обществе // Научный вестник южного института менеджмента. 2016. № 1. С. 88-92.
8. Гребениченко Т.В. Культура досуга в современном социокультурном
пространстве // ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» С. 29-35. URL:
https://amgpgu.ru/upload/iblock/2e4/grebenichenko_t_v_kultura_dosuga_v_sovre mennom_sotsiokulturnom_prostranstve_.pdf (дата обращения: 23.07.2021).
9. Давлетчин И.Л. Понятие «Культура досуга подростков» //
Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 137-141.
10. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к. п. н. Москва, 2005. 48 с.
11. Зацепина М.Б. Культура досуга в семье // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. №2. С. 74-82.
12. Зиннуров Ф.К., Кочнев И.Ю. Понятие и сущность культуры досуга //Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2019. № 3 (85). С. 139-144.
13. Карта интересов для младших школьников Электронный ресурс]. URL: http://mboutsosh. ru/images/document/Resurs__сеп1ег/Карта__интересов__для_ младших_школьников_А.И._Савенков.р4Г (дата обращения: 23.09.2021).
14. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06. Краснодар: КГУ, 2003. 20 с.
15. Кудренко Т.В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2013. С. 149-150.
16. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: учеб.
пособие. Казань: Медицина, 2003. 125 с.
17. Мамченко Т.В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №1. С. 246-250.
18. Международная энциклопедия социальных наук [Электронный
ресурс]. URL:: //www.abbreviationfinder.org/ru/acronyms/iess_international-
encyclopedia-of-the-social-sciences.html (дата обращения: 23.07.2021).
19. Метод диагностики Ч. Д. Спилбергера [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2020/11/22/metod- diagnostiki-ch-d-spilbergera(дата обращения: 18.09.2021).
20. Методики диагностики мотивации учебной деятельности
младших школьников Электронный ресурс]. URL:
https://uchitelya.com/pedagogika/152466-metodiki-diagnostiki-motivacii- uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov.html(дата обращения: 28.09.2021).
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского язык. Обновленное 28-е издание. М.: Мир и образование, 2017. 1376 с.
22. Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск, 1983. 176 с.
23. Патрушев В.Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности и мотивы). М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. 164 с.
24. Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе: Теорет. анализ соотношения свободного времени о-ва и личности. Москва: Наука, 1974. 311 с.;
25. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М.: Наука, 1972. 335 с.
26. Родиченко М. С. Формирование культуры досуга младших подростков в образовательном пространстве школы: автореферат дис. к.п.н.: 13.00.01. Архангельск, 2011. 19 с.
27. Роздольская И. В., Яковлева Л. Р. Проблематика управления культурно-досуговой сферой муниципального образования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 6 (67). С. 9-23.
28. Саркисова И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи: автореф. дис. канд. социол. наук. СПб., 1992. 18 с.
29. Сведения об образовательной организации // Официальный сайт
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области лицей (технологический) с. Хрящевка муниципального района Ставропольский. URL: http://hryaschevka-sch.cuso-edu.ru/vizitka/ (дата
обращения: 15.09.2021
30. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977. 207 с.
31. Степанова Д.Г., Пимонова А.А., Закирова А.Р. Роль родителей в организации культурного досуга детей // Символ науки. 2020. № 12 -2. С. 116-117.
32. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2002. 178 с.
33. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. М.: Издательство института психотерапии, 2002. 362 с.
34. Ярошевич Т.М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 299-304.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ