Формирование культуры досуга в семейном воспитании
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры досуга в процессе воспитания в семье 9
1.1 Исследование вопросов формирования культуры досуга в
процессе семейного воспитания 9
1.2 Особенности формирования культуры досуга в семье 13
Глава 2 Организация исследования процесса формирования культуры досуга в семейном воспитании 20
2.1 Выявление уровня сформированности культуры досуга у
младших школьников 20
2.2 Рекомендации по взаимодействию школы и семьи в
формировании культуры досуга у младших школьников 27
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы по
формированию культуры досуга у младших школьников в семье .. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение А Формы досуга 43
Приложение Б Карта интересов для младших школьников 44
Приложение В Тест на саморазвитие 46
Приложение Г Анкета для младших школьников 47
Приложение Д Результаты анкетирования младших школьников на оценку знаний об организации досуга 49
Приложение Е Методика «Оценка уровня познавательной активности». 53
Приложение Ж Диагностический тест по выявлению мотивов к
досуговой деятельности 55
Приложение И Конспект родительского собрания «Семейный досуг» .... 57
Приложение К Конспект родительского собрания «Чтение с ребенком - хорошая семейная традиция» 59
Приложение Л Конспект родительского собрания «Творчество с детьми»
62
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры досуга в процессе воспитания в семье 9
1.1 Исследование вопросов формирования культуры досуга в
процессе семейного воспитания 9
1.2 Особенности формирования культуры досуга в семье 13
Глава 2 Организация исследования процесса формирования культуры досуга в семейном воспитании 20
2.1 Выявление уровня сформированности культуры досуга у
младших школьников 20
2.2 Рекомендации по взаимодействию школы и семьи в
формировании культуры досуга у младших школьников 27
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы по
формированию культуры досуга у младших школьников в семье .. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение А Формы досуга 43
Приложение Б Карта интересов для младших школьников 44
Приложение В Тест на саморазвитие 46
Приложение Г Анкета для младших школьников 47
Приложение Д Результаты анкетирования младших школьников на оценку знаний об организации досуга 49
Приложение Е Методика «Оценка уровня познавательной активности». 53
Приложение Ж Диагностический тест по выявлению мотивов к
досуговой деятельности 55
Приложение И Конспект родительского собрания «Семейный досуг» .... 57
Приложение К Конспект родительского собрания «Чтение с ребенком - хорошая семейная традиция» 59
Приложение Л Конспект родительского собрания «Творчество с детьми»
62
В современном обществе существует необходимость переосмысления культуры досуга в связи с усилением роли досуга в общественной жизни. Организация досуга в семье является одним из важных элементов, сопровождающих процесс семейного воспитания. От того, как в семье организован досуг, зависит процесс воспитания детей, поведение ребенка в обществе. В процессе становления личности главную роль играет семья. Семьей признается социальный институт, который характеризует совокупность различных социальных норм поведения, регулирующих отношения внутри семьи, между супругами, родителями и детьми и выполняет множество важных общественных функций. Значение семьи в жизни ребенка как первичного социального института очень трудно переоценить, поскольку именно в семье дети впервые осознают себя как личность, учатся мыслить, чувствовать, самовыражаться. Изначально именно родители определяют интересы, увлечения, своего ребенка. От того, насколько правильно строится воспитательная деятельность в отношении ребенка, будет зависеть все последующее его отношение к миру, обществу и своей роли в этом обществе.
Ошибка многих родителей при формировании культуры досуга в том, что не уделяется внимание детским типам досуга. Основной принцип организации семейного досуга - ориентироваться на всех членов семьи, учитывая возрастные и психофизиологические особенности, а также их интересы и ценности. Внутрисемейный досуг отражается на психологическом климате. Организация совместной общественно-полезной и досуговой деятельности родителей с детьми положительно влияет на укрепление и сплочение семьи. Семейный досуг характеризуется отсутствием жестких стандартов, норм и регламентаций, свободой выбора вида и способа досуговой деятельности. Благодаря своим психологическим особенностям досуг для ребенка - это развлечения. Для развития личности, укрепления его здоровья, формирование интереса и мотивации к творческому, интеллектуальному и др. труду. Родителям важно организовать досуг правильно. Однако современные родители достаточно часто заменяют личное общение с детьми играми в гаджетах или просмотром мультфильмов. Все вышесказанное говорит об актуальности проблемы формирования культуры досуга в семейном воспитании.
Исследуемой проблеме посвящены работы многих авторов. Так, например, Н.И. Бочарова и О.Г. Тихонова представили основные модели и технологии семейного досуга, разработали рекомендации по организации совместного семейного досуга, также предложили способы организации досуга в детских домах. А.Ф. Воловик и В.А. Воловик определили педагогический процесс организации досуга как предмет педагогики досуга, рассматривали досуговую деятельность как самостоятельное явление, выделили педагогические формы, методы и средства организации досуговой деятельности, определили роль досуга в процессе социализации и развития личности. М.Б. Зацепина разработала программу культурно-досуговой деятельности в детском саду, предложила различные сценарии праздников для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, представила классификацию культурно-досуговой деятельности. Т.В. Кудренко доказала влияние правильно организованного семейного досуга на благополучие в семье, установила важность взаимодействия образовательного учреждения с семьей в формировании культуры досуга у детей. Т.В. Мамченко устанавливает взаимосвязь между семейным досугом и развитием внутрисемейных отношений, выявляет проблемы организации семейного досуга и предлагает решения этих проблем.
Однако вопросы условий формирования культуры досуга в семье недостаточно изучены в психолого-педагогической литературе. Таким образом, выделена проблема исследования: определить условия организации семейного воспитания, направленные на формирования культуры досуга детей.
Цель исследования: повышение уровня сформированности культуры досуга у младших школьников посредством реализации разработанных педагогических условий формирования культуры досуга в семье.
Объектом исследования является процесс формирования культуры досуга ребенка в семье. Предмет исследования - педагогические условия формирования культуры досуга младшего школьника.
Основываясь на цели и научном аппарате исследования, определена гипотеза исследования - формирование культуры досуга в семье будет осуществляться более эффективно, если:
- установить эффективную взаимосвязь образовательного учреждения с семьей в вопросах формировании культуры досуга ребенка;
- семья приобщится к организации содержательной досуговой деятельности;
- ребенок будет выступать в организации досуговой деятельности как субъект этой деятельности.
На основе поставленной цели определим следующие задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры досуга в семейном воспитании;
- выявить уровень сформированности культуры досуга у младших школьников;
- провести формирующий эксперимент по повышению уровня сформированности культуры досуга;
- реализовать педагогические условия по формированию культуры досуга в семейном воспитании и доказать их эффективность.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие теоретические и практические методы:
- анализ литературных источников по теме исследования;
- метод наблюдения;
- метод эмпирического исследования;
- метод тестирования;
- методы обработки и анализа данных.
Новизна исследования заключается в разработке и реализации педагогических условий формирования культуры досуга младших школьников в семейном воспитании.
Практическая значимость. Выделенные условия формирования культуры досуга могут быть использованы в работе учителей начальных классов с семьей.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области лицей (технологический) с. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя следующие структурные элементы: введение, в котором определены проблема, цель, задачи исследования, сформулирована гипотеза; две главы, в первой рассматриваются теоретические основы формирования культуры досуга в процессе воспитания в семье, во второй главе представлена организация исследования процесса формирования культуры досуга в семейном воспитании; заключение, в которым представлены основные выводы о проведенном исследовании; список используемой литературы.
Ошибка многих родителей при формировании культуры досуга в том, что не уделяется внимание детским типам досуга. Основной принцип организации семейного досуга - ориентироваться на всех членов семьи, учитывая возрастные и психофизиологические особенности, а также их интересы и ценности. Внутрисемейный досуг отражается на психологическом климате. Организация совместной общественно-полезной и досуговой деятельности родителей с детьми положительно влияет на укрепление и сплочение семьи. Семейный досуг характеризуется отсутствием жестких стандартов, норм и регламентаций, свободой выбора вида и способа досуговой деятельности. Благодаря своим психологическим особенностям досуг для ребенка - это развлечения. Для развития личности, укрепления его здоровья, формирование интереса и мотивации к творческому, интеллектуальному и др. труду. Родителям важно организовать досуг правильно. Однако современные родители достаточно часто заменяют личное общение с детьми играми в гаджетах или просмотром мультфильмов. Все вышесказанное говорит об актуальности проблемы формирования культуры досуга в семейном воспитании.
Исследуемой проблеме посвящены работы многих авторов. Так, например, Н.И. Бочарова и О.Г. Тихонова представили основные модели и технологии семейного досуга, разработали рекомендации по организации совместного семейного досуга, также предложили способы организации досуга в детских домах. А.Ф. Воловик и В.А. Воловик определили педагогический процесс организации досуга как предмет педагогики досуга, рассматривали досуговую деятельность как самостоятельное явление, выделили педагогические формы, методы и средства организации досуговой деятельности, определили роль досуга в процессе социализации и развития личности. М.Б. Зацепина разработала программу культурно-досуговой деятельности в детском саду, предложила различные сценарии праздников для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, представила классификацию культурно-досуговой деятельности. Т.В. Кудренко доказала влияние правильно организованного семейного досуга на благополучие в семье, установила важность взаимодействия образовательного учреждения с семьей в формировании культуры досуга у детей. Т.В. Мамченко устанавливает взаимосвязь между семейным досугом и развитием внутрисемейных отношений, выявляет проблемы организации семейного досуга и предлагает решения этих проблем.
Однако вопросы условий формирования культуры досуга в семье недостаточно изучены в психолого-педагогической литературе. Таким образом, выделена проблема исследования: определить условия организации семейного воспитания, направленные на формирования культуры досуга детей.
Цель исследования: повышение уровня сформированности культуры досуга у младших школьников посредством реализации разработанных педагогических условий формирования культуры досуга в семье.
Объектом исследования является процесс формирования культуры досуга ребенка в семье. Предмет исследования - педагогические условия формирования культуры досуга младшего школьника.
Основываясь на цели и научном аппарате исследования, определена гипотеза исследования - формирование культуры досуга в семье будет осуществляться более эффективно, если:
- установить эффективную взаимосвязь образовательного учреждения с семьей в вопросах формировании культуры досуга ребенка;
- семья приобщится к организации содержательной досуговой деятельности;
- ребенок будет выступать в организации досуговой деятельности как субъект этой деятельности.
На основе поставленной цели определим следующие задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры досуга в семейном воспитании;
- выявить уровень сформированности культуры досуга у младших школьников;
- провести формирующий эксперимент по повышению уровня сформированности культуры досуга;
- реализовать педагогические условия по формированию культуры досуга в семейном воспитании и доказать их эффективность.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие теоретические и практические методы:
- анализ литературных источников по теме исследования;
- метод наблюдения;
- метод эмпирического исследования;
- метод тестирования;
- методы обработки и анализа данных.
Новизна исследования заключается в разработке и реализации педагогических условий формирования культуры досуга младших школьников в семейном воспитании.
Практическая значимость. Выделенные условия формирования культуры досуга могут быть использованы в работе учителей начальных классов с семьей.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области лицей (технологический) с. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя следующие структурные элементы: введение, в котором определены проблема, цель, задачи исследования, сформулирована гипотеза; две главы, в первой рассматриваются теоретические основы формирования культуры досуга в процессе воспитания в семье, во второй главе представлена организация исследования процесса формирования культуры досуга в семейном воспитании; заключение, в которым представлены основные выводы о проведенном исследовании; список используемой литературы.
В работе рассматривается как семейное воспитание влияет на формирование культуры досуга младших школьников. Анализ литературных источников показал, что существует множество подходов к понятию досуга и культуры досуга. Изучив мнения разных авторов, определено, что досуг - это часть свободного времени, когда человек может выбрать деятельность, которая позволяет восстановить его физическое и психическое состояние. Формирование культуры досуга начинается в семье. Именно родители решают, как ребенок проводит свой досуг. По мнению многих психологов, семейный досуг способен наладить взаимоотношения между членами семьи, повысить взаимопонимания и уровень доверия.
Во многих семьях существует немало проблем в организации досуга, что отражается на уровне культуры досуга ребенка. Культура досуга, сформированная у ребенка в семье, отразится на общении ребенка в социуме. Чем выше уровень культуры, тем проще ребенок общается со сверстниками, быстро находит общий язык с окружающими, легко заводит друзей.
Процесс формирования культуры досуга в семье зависит от множества факторов. Очень важно тесное взаимодействие в формировании культуры досуга семьи с образовательными учреждениями, которые посещает их ребенок, поскольку важнейшим фактором правильного формирования культуры досуга являются условия, в которых происходит процесс его воспитания.
Исследование проводилось на базе ГБОУ лицей (технологический) с. Хрящевка, в котором приняли 43 учащихся 3 классов (3 «А» - 22 человека, 3 «Б» - 21 человек.
Для оценки уровня сформированности применялось несколько диагностических методик. Карта интересов, которая состоит из 35 вопросов. Если ответ на вопрос очень нравится, то ставится «++», если просто нравится, то - «+», если не нравится - «-». Диагностика реализации потребностей в саморазвитии включает в себя 15 утверждений, оценив каждое из них поставить 5, если согласен, 4, если скорее согласен, чем нет, 3 - и, да и нет, 2 - скорее не согласен, 1 - не согласен. Анкета для младших школьников для оценки знаний об организации досуга включает в себя 5 вопросов. Для оценки уровня поисковой активности проведена диагностика по методике «Оценка уровня познавательной активности». Диагностический тест по выявлению мотивов к досуговой деятельности, который позволяет выделить уровень развития познавательных мотивов, предложено 5 групп утверждений, в каждой группе выбрать по одному утверждению за выбор утверждения под буквой «а» - 2 балла, буква «б» - 1 балл, буква «в» - 0 баллов.
Учитывая результаты диагностики по всем перечисленным выше методикам был выявлен уровень сформированности культуры досуга младших школьников на контрольном эксперименте. Высокий уровень культуры досуга у 18% учеников ЭГ и у 14% - КГ, средний уровень у 41% учеников ЭГ и у 48% - КГ, низкий уровень у 41% учеников ЭГ и у 38% - КГ.
На уровень культуры досуга в большей мере влияет обстановка в семье. Учитывая, что родители мало знакомы с правилами организации досуга, мало проводят времени с детьми, сами выбирают пассивный досуг, уровень сформированности культуры досуга у детей такой низкий. Также у детей в выборе досуга преобладает игровой мотив.
Для повышения уровня культуры досуга младших школьников было предложено провести родительские собрания для ознакомления родителей с формами и видами досуга, получения знаний по организации досуга младшего школьника, установления взаимодействия родителей со школой в вопросах формирования культуры досуга и улучшения взаимоотношений между детьми и родителями. Организация и проведения родительских собраний осуществлялись с привлечением детей. Учитывая занятость родителей и рабочий график, для экспериментальной группы было создано единое образовательное пространство, с помощью которого учитель начальных классов успешно может взаимодействовать с родителями . Для сплочения детей и родителей предложено ввести практику подготовки мероприятий на день именинника. Также было предложено ввести в практику организации семейного досуга еще ряд мероприятий.
После проведения эксперимента проведена контрольная диагностика, которая показала, повышение уровня реализации потребностей в саморазвитии среди учеников ЭГ. Младшие школьники ЭГ приобрели навыки организации более содержательного досуга, дети стали уделять время творчеству, спорту, приобрели стремление к саморазвитию. В ЭГ вырос уровень познавательной активности, учеников с низким уровнем не осталось. Вырос уровень развития познавательных мотивов у ЭГ в выборе досуговой деятельности.
Таким образом, уровень культуры досуга у учеников ЭГ значительно повысился. Хоть и преобладает средний уровень у 50% учеников ЭГ, существенно повысилась доля учеников с высоким уровнем до 41%, низкий уровень у 9% учеников ЭГ.
Во многих семьях существует немало проблем в организации досуга, что отражается на уровне культуры досуга ребенка. Культура досуга, сформированная у ребенка в семье, отразится на общении ребенка в социуме. Чем выше уровень культуры, тем проще ребенок общается со сверстниками, быстро находит общий язык с окружающими, легко заводит друзей.
Процесс формирования культуры досуга в семье зависит от множества факторов. Очень важно тесное взаимодействие в формировании культуры досуга семьи с образовательными учреждениями, которые посещает их ребенок, поскольку важнейшим фактором правильного формирования культуры досуга являются условия, в которых происходит процесс его воспитания.
Исследование проводилось на базе ГБОУ лицей (технологический) с. Хрящевка, в котором приняли 43 учащихся 3 классов (3 «А» - 22 человека, 3 «Б» - 21 человек.
Для оценки уровня сформированности применялось несколько диагностических методик. Карта интересов, которая состоит из 35 вопросов. Если ответ на вопрос очень нравится, то ставится «++», если просто нравится, то - «+», если не нравится - «-». Диагностика реализации потребностей в саморазвитии включает в себя 15 утверждений, оценив каждое из них поставить 5, если согласен, 4, если скорее согласен, чем нет, 3 - и, да и нет, 2 - скорее не согласен, 1 - не согласен. Анкета для младших школьников для оценки знаний об организации досуга включает в себя 5 вопросов. Для оценки уровня поисковой активности проведена диагностика по методике «Оценка уровня познавательной активности». Диагностический тест по выявлению мотивов к досуговой деятельности, который позволяет выделить уровень развития познавательных мотивов, предложено 5 групп утверждений, в каждой группе выбрать по одному утверждению за выбор утверждения под буквой «а» - 2 балла, буква «б» - 1 балл, буква «в» - 0 баллов.
Учитывая результаты диагностики по всем перечисленным выше методикам был выявлен уровень сформированности культуры досуга младших школьников на контрольном эксперименте. Высокий уровень культуры досуга у 18% учеников ЭГ и у 14% - КГ, средний уровень у 41% учеников ЭГ и у 48% - КГ, низкий уровень у 41% учеников ЭГ и у 38% - КГ.
На уровень культуры досуга в большей мере влияет обстановка в семье. Учитывая, что родители мало знакомы с правилами организации досуга, мало проводят времени с детьми, сами выбирают пассивный досуг, уровень сформированности культуры досуга у детей такой низкий. Также у детей в выборе досуга преобладает игровой мотив.
Для повышения уровня культуры досуга младших школьников было предложено провести родительские собрания для ознакомления родителей с формами и видами досуга, получения знаний по организации досуга младшего школьника, установления взаимодействия родителей со школой в вопросах формирования культуры досуга и улучшения взаимоотношений между детьми и родителями. Организация и проведения родительских собраний осуществлялись с привлечением детей. Учитывая занятость родителей и рабочий график, для экспериментальной группы было создано единое образовательное пространство, с помощью которого учитель начальных классов успешно может взаимодействовать с родителями . Для сплочения детей и родителей предложено ввести практику подготовки мероприятий на день именинника. Также было предложено ввести в практику организации семейного досуга еще ряд мероприятий.
После проведения эксперимента проведена контрольная диагностика, которая показала, повышение уровня реализации потребностей в саморазвитии среди учеников ЭГ. Младшие школьники ЭГ приобрели навыки организации более содержательного досуга, дети стали уделять время творчеству, спорту, приобрели стремление к саморазвитию. В ЭГ вырос уровень познавательной активности, учеников с низким уровнем не осталось. Вырос уровень развития познавательных мотивов у ЭГ в выборе досуговой деятельности.
Таким образом, уровень культуры досуга у учеников ЭГ значительно повысился. Хоть и преобладает средний уровень у 50% учеников ЭГ, существенно повысилась доля учеников с высоким уровнем до 41%, низкий уровень у 9% учеников ЭГ.
Подобные работы
- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТИЛЕЙ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ
ТРАДИЦИЯМ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРА ДОСУГА В ЧАНЪАНИ ЭПОХИ ТАН (618 - 907гг.)
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста в условиях семейного воспитания
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020



