Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трудовая деятельность как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (Уральский государственный педагогический университет)

Работа №117538

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: старшая группа МАДОУ − детский сад № 43 ( г. Екатеринбург).
Выборкам: 15 дошкольников.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПО СРЕДСТВОМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста: анализ понятия, нормативно-правовые основы 17
1.3 Воспитание самостоятельности старших дошкольников в трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАДОУ №43. 32
2.1 Анализ деятельности специалистов МАДОУ №43 по воспитанию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. 32
2.2. Диагностическое исследование уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 36
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию самостоятельности у детей старшей дошкольной группы посредством трудовой деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 66

Актуальность темы исследования. В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного строя, произошли изменения в отношении к труду, его общественному значению, его функциям в обществе, что не могло не отразиться на процессе детского трудового воспитания.
Основы государственной политики в сфере образования Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ Ст. 64, говорят о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности, воспитании гражданственности, трудолюбии, соблюдении прав и свобод человека. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования усилен акцент на содержание трудового воспитания дошкольников, формирование у них положительного отношения к труду.
Проблема приобщения дошкольников к труду обусловлена тем, что дошкольный возраст считается сенситивным периодом в формировании первых форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда как фактора успешной социализации детей в современный мир.
Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом государства и общества на образование, заключающимся главным образом в развитии социально активной и ответственной личности дошкольника, любящего труд, способность преображать окружающий мир.
На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования заключается в том, что формирование у детей трудовых навыков является важнейшим направлением социального развития дошкольников. Проблемами трудового воспитания дошкольников занимались ученые Г. М. Киселева,
В.Г. Нечаева, М.В.Крулехт, К.П.Кузовкова, Л.И. Сайгушева, Д.В.Сергеева и др. Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания дошкольников проводились также Г. Н. Годиной, Р. С. Буре,
Е. И. Радиной, А. Д. Шатовой, Д.О. Дзинтером, и др. Именно эти исследования дают ответ на вопрос о содержании , средства, методы, формы организации труда и его роль в воспитании личности детей дошкольного возраста.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на разработки ученых, служащие теоретической базой проблеме развития трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, уделяется недостаточное внимание в практике дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения теории трудового воспитания дошкольников
А.В.Запорожец, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
А.Г. Ковалев; - по теории сенситивных периодов развития личности, рассматриваемой разными авторами: Л. С. Выготский, Л. И. Божович,
Д. Б. Эльконин В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев;
- разработки представителей передовой педагогической мысли в области изучения активности и самостоятельности дошкольников П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский, А.Л. Венгер, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович;
- исследование значения труда как одного из условий развития личности ребенка В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий.
Одной из важнейших задач в свете приоритетов ФГОС является развитие у ребенка инициативы, индивидуальных качеств, самостоятельности и творчества в процессе работы. Задачи воспитания самостоятельности в организации разнообразной трудовой деятельности ребенка, умения ставить цель, осуществлять план, проявлять творческие идеи также являются приоритетными задачами. Самостоятельность в трудовой деятельности предполагает умение человека планировать. Продумывать его реализацию и получение положительного результата.
В ходе этой деятельности самостоятельный человек переходит к выполнению поставленных задач без посторонней помощи, имеет возможность найти необходимую информацию, сопоставляет полученные результаты с тем, что было ранее спроектировано. Дошкольники, погружаясь в систематическую педагогическую деятельность, вырабатывают навыки самостоятельности в различных видах трудовой деятельности.
В связи с вышесказанным, выделили проблему исследования: определить теоретическую основу воспитания самостоятельности детей в трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность темы и выявленные противоречия позволили определить тему исследования: «Трудовая деятельность как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Цель: изучив теоретические положения по теме исследования способствовать воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
2. раскрыть определение трудовая деятельность дошкольников: понятие, сущность;
3. проанализировать процесс воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
4. выявить уровень сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий, направленного на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда.
6. Проанализировать результаты экспериментальной работы по воспитанию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
 теоретические: анализ теоретических источников по теме исследования;
 эмпирические методы: беседы с воспитателями; анкетирование родителей; наблюдение;
Практическая значимость работы заключается в установлении определенной системы занятий по воспитанию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности, которая может быть использована в деятельности образовательных организаций дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МАДОУ – детский сад №43 г. Екатеринбург.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведённой работы, на основе анализа литературы дана характеристика понятию «самостоятельность». Это − обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Выявлены психолого-педагогические особенности воспитания самостоятельности у дошкольников старшей группы. К ним относятся: стремление решать поставленные задачи без помощи взрослых людей и сверстников, умение ставить цель в процессе выполнения работы, уметь осуществлять элементарное планирование, добиваться реализации плана и достигать намеченного результата, а также способность проявлять воображение, инициативу и творческий подход в решении возникающих проблем.
Определены возможности совместной трудовой деятельности педагогов, родителей и воспитанников в воспитании самостоятельности у детей старшей дошкольной группы. К ним относиться: совместная трудовая деятельность, развитие умения отвечать на вопросы, слушать объяснение, самим осуществлять задуманное, выполнять задания и т.д. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: помочь маме помыть посуду, убрать игрушки, полить растения.
4. Проведено диагностическое исследование исходного уровня воспитанности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Были выделены следующие показатели самостоятельности:
− планирование этапов своей деятельности;
− понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий;
− использовать способы преобразований;
− доводить начатое дело до конца и добиваться результатов;
− устанавливать причинно-следственные связи;
− организовать рабочее место.
Для выявления уровня воспитанности самостоятельности у детей мы использовали диагностическую методику О.В. Дыбиной.
Получены следующие результаты диагностики: только один ребенок уверенно владеет необходимыми навыками участия в совместной трудовой деятельности, самостоятельно занимается предложенной трудовой деятельностью, помогает сверстникам советами по декоративно-прикладному искусству и организует коллективную выставку. Почти половина группы выполняет работу только при активном участии взрослого, нуждаются в поддержке, дополнительной помощи взрослого. Кроме того, большинство членов группы с трудом понимали поставленную задачу, планировали деятельность, не стремились к качественной работе, не проявляли самостоятельности.
Используя данные, полученные в результате практического исследования, мы убедились в недостаточной сформированности самостоятельности дошкольников в процессе трудовой деятельности и необходимости развивающей работы. Мы разработали комплекс занятий ручного труда на 4 месяца, с целью воспитания самостоятельности дошкольников.
Старшие дошкольники учатся планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, умения договориться по поводу способов достижения цели, распределении обязанностей, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Трудовые действия постепенно становятся более точными, быстрыми и координированными, когда ребенок чувствует ответственность перед коллективом сверстников.
По результатам проведенной работы были сделаны следующие выводы:
дошкольники учатся не только планировать собственную деятельность, но и работать вместе со сверстниками, что проявляется в определении плана работы, умении договариваться о средствах достижения цели, разделении обязанностей и взаимопонимании. взаимной ответственности за достижение цели. Трудовая деятельность становится все более точной, быстрой и скоординированной, когда ребенок чувствует ответственность перед группой сверстников.
Повторная диагностика показала положительную динамику развития самостоятельности детей. А это свидетельствует о том, что трудовая деятельность оказывает влияние на воспитание самостоятельности детей старшей дошкольной группы.



1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Амирова Л.Р. Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Амирова Л.Р., Кузнецова З.М. // Современные проблемы образования в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 9–10 марта 2021 г. – Екатеринбург, 2021. – С. 195-199
3. Баркова И.П. Развитие ручной умелости и сенсомоторного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр из фетра с использованием нестандартного оборудования – ширмы-копилки / Баркова И.П., Аносова Н.Н., Упатова Л.В. // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 15 нояб. 2019 г. – Чебоксары, 2019. – С. 86-88.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
6. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т.М. Бондаренко. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 208 c.
7. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 317 c.
8. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
9. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
10. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
11. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
12. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
13. Давыдович О.В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования // Молодой ученый. – 2017. – № 47.1 (181.1). – С. 56-59.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В. — СПб.: Питер, 2017. — 480 c.
15. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье: методические рекомендации. / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 1985. – 220 с.
16. Золотухина И.Д. Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №1. - с. 213-214.
17. Карлюк Г.А., Шабалин Е.С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - 34. - с. 54-56.
18. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан Л.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
19. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
20. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
21. Комарова, Тамара Трудовое воспитание в детском саду / Тамара Комарова, Людмила Куцакова , Лариса Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 2421 c.
22. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.
23. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.
24. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 2360 c.
25. Лабутина, Н.В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 2481 c.
26. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. - М.: Сфера, 2012. - 727 c.
27. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.
28. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
29. Тафинцева Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО / Н.А.
30. Тафинцева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 169-174.
31. Тарабарина Т.И. Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми // Педагогический вестник. - 2012. -№3. - с. 15-19.
32. Хабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста /И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24- 27.
33. Шемелова О.Ю. Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности / О.Ю. Шемелова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 1-1 (8). - С. 160-162. -
34. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2014. - 191 c.
35. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
36. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. - М.: Речь, 2002. -79 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ