Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования общих компетенций обучающихся медицинского колледжа 9
1.1 Исследование проблемы формирования общих компетенций обучающихся в среднем профессиональном образовании 9
1.2 Характеристика общих компетенций обучающихся медицинского колледжа 16
1.3 Модель формирования общих компетенций в среднем профессиональном образовании 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию общих компетенций у студентов медицинского колледжа 33
2.1 Исследование особенностей сформированности общих компетенций обучающихся медицинского колледжа 33
2.2 Реализация модели формирования общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа в процессе изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» 43
2.3. Контрольный срез формирования общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа 49
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А «Формирование компетенций обучающихся по структурным элементам учебного плана» 66
Приложение Б «Соотношение содержания общих компетенций и качеств личности обучающегося» 67
Приложение В Анкета «Социальная значимость профессии медсестра/медбрат» 68
Приложение Г Данные по показателям ТСЛ контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента 70
Приложение Д Данные по тесту «Принятие ответственности» на основе материалов С.Розенцвейга контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента 71
Приложение Е Данные по диагностическому заданию на определение стандартной/нестандартной ситуации контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента 72
Приложение Ж Данные по «Методике оценки наличия аналитических способностей» А.А. Карелина 73
Приложение И Итоговые результаты констатирующего эксперимент 74
Приложение К Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения 76
Приложение Л Рабочая программа учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» 78
В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» определена «подготовка квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования.... способных использовать знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения». Выполнение запроса региона на подготовку кадров в среднем профессиональном образовании и удовлетворение спроса обучающихся на освоение профессии медицинская сестра/медицинский брат является приоритетной задачей среднего профессионального образования.
Вступление России в Болонское соглашение и в единое европейское образовательное сообщество послужило причиной унифицирования всех понятий, используемых в образовательном пространстве. В российской образовательной системе появилось понятие «компетенция». Компетенции базируются на усвоенных знаниях, умениях, навыках и являются целенаправленно сформированными личностными качествами обучающихся.
Необходимость формирования личностных качеств повлекла за собой сложные процессы изменения педагогических подходов к образовательному процессу. Процесс формирования компетенций представляет собой сложный многоярусный путь, в котором максимально должны быть использованы возможности педагогической практики .
Теоретической составляющей понятия компетенция занимались в свое время И.А. Зимняя, Г.А. Сергеев, Е.О. Иванова. Продуктивность формирования общих компетенций зависит от образовательной среды. Вопросами создания комфортных взаимоотношений и условий образовательной среды занимались В.А. Ясвин, В.И. Панов, В.И. Солободчиков. Вопросами структуры и функции, а также содержания компонентов в структуре формирования компетенций занимались Э.Ф. Зеер, Б.С. Гершунский, Г.К.Селевко. Психологические механизмы формирования личностных качеств и различные педагогические практики по их формированию рассматривали в своих работах С.М. Бондаренко, Н.Ф. Талызина, Л. А. Барановская, Д.Б. Эльконин, Д.Б. Богоявленская.
На текущий момент в области среднего профессионального образования, в контексте формирования общих компетенций, возможности педагогической практики используются недостаточно.
В процессе анализа сложившейся ситуации в среднем профессиональном образовании были выявлены следующие противоречия между:
- потребностями региона в специалистах, обладающих определенными в ФГОС СПО компетенциями и недостаточной реализацией возможностей по формированию данных компетенций в образовательном процессе;
- потребностью педагогической практики в средствах обучения, способствующих качественному формированию общих компетенций.
Сложившаяся ситуация и поиск направлений разрешения обнаруженных противоречий позволили определить проблему исследования: каковы средства активных методов обучения, способствующих формированию общих компетенций у обучающихся? Проблема позволила сформулировать тему исследования: формирование общих компетенций у студентов медицинского колледжа. С учетом реально сложившейся обстановки в регионе, спровоцировавшей возникновение данной проблемы в области образования и здравоохранения, выбранная тема магистерской диссертации является актуальной.
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность структурно-содержательной модели и активных форм и методов формирования общих компетенций у студентов медицинского колледжа.
Объект исследования: процесс обучения студентов медицинского колледжа.
Предмет исследования: структурно-содержательная модель и условия ее реализации при формировании общих компетенций (ОК1,ОК3,ОК4) у студентов медицинского колледжа.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа будет более успешным если:
• разработана структурно-функциональная модель, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты;
• выделены условия и механизмы реализации активных форм и методов обучения при развитии общих компетенций и профессиональных качеств будущих медицинских работников;
• модифицировано содержание рабочей программы учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» с учетом условий и механизмов формирования общих компетенций;
• проведен цикл занятий по дисциплине с учетом личностно-ориентированного подхода с использованием смешанных технологий при доминировании активных методов обучения.
Для достижения поставленной цели, согласно гипотезе, были определены следующие задачи исследования:
1 Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения закономерностей и механизмов формирования общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа;
2 Разработать структурно-содержательную модель формирования общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа;
3 Выявить и разработать условия реализации активных форм и методов обучения с целью формирования общих компетенций (ОК1,ОК3,ОК4) у обучающихся медицинского колледжа;
4. Экспериментально проверить эффективность структурно-содержательной модели и условий применения активных форм и методов обучения при формировании общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Структурно-функциональная модель позволяет представить процесс обучения через целевой, содержательный, организационной- деятельностный и оценочно-результативный компоненты процесса формирования общих компетенций специалиста;
2. Образовательный процесс с использованием активных форм и методов обучения способствует формированию общих компетенций и профессиональных качеств будущих медицинских работников;
3. Модифицированное содержание учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» способствует формированию общих компетенций студентов;
4. Проведенный цикл занятий по учебной дисциплине способствовал продуктивному формированию общих компетенций и профессиональных качеств будущих медицинских работников.
Методы исследования: комплекс теоретических методов исследования включал в себя: теоретический анализ и синтез; абстрагирование и конкретизацию; моделирование. Комплекс эмпирических методов включал изучение литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение эффективного опыта организации учебного процесса, анкетирование, естественный педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Практической базой исследования было государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тольяттинский медицинский колледж» (ГБПОУ «ТМедК»).
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2018 г) проводилось изучение педагогической литературы; была установлена и теоретически осмыслена проблема исследования; проанализировано состояние изученности данной проблемы; определены научный аппарат и база для проведения исследования.
На втором этапе (январь-июнь 2019 г) были изучены многочисленные определения понятия «компетенция»; подходы к их формированию; рассмотрены теоретические аспекты их формирования; разработана структурно-функциональная модель формирования общих компетенций. Публиковались материалы теоретического изучения данной проблемы.
На третьем этапе (сентябрь 2019 г-май 2020 г) проводилось экспериментальная работа по формированию общих компетенций и исследование их сформированности; полученные данные обрабатывались и анализировались результаты исследования; осуществлялась качественная и количественная обработка полученных экспериментальных данных. В этот период публиковались работы практического характера, принималось участие в научно-практических конференциях.
Теоретическая значимость исследования включает в себя следующие результаты:
- разработку структурно-функциональной модели формирования общих компетенций у студентов медицинского колледжа.
- определение комплекса эффективных форм и методов активного обучения в рамках изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» с целью развития общих компетенций обучающихся среднего профессионального образования.
Научная новизна исследования представляет собой следующие результаты работы:
- разработана структурно-содержательная модель формирования общих компетенций у студентов медицинского колледжа;
- модифицирована и реализована в формирующем этапе эксперимента программа учебной дисциплины федерального компонента «Общественное здоровье и здравоохранение» с использованием форм и методов активного обучения;
Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования активных форм и методов обучения на основе структурно-функциональной модели в процессе преподавания дисциплины федерального компонента «Общественное здоровье и здравоохранение».
Результаты исследования представлены на Областной научно-практической конференция Среднего профессионального образования «Актуальные механизмы модернизации» 15 марта 2019 г (очное участие в качестве докладчика в пленарном заседании с докладом на тему « Создание условий для формирования общих компетенций студентов медицинского колледжа», с публикацией), на Международной научно-практической конференция Современные научные исследования: теория, методология, практика 13 июня 2019 г (Диплом II степени за статью Педагогические подходы к формированию общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования, публикация), на Международной научно-практической конференции «Участие студентов в процедурах гарантии качества высшего образования: европейский и российский опыт» 6 января 2020 г (со статьей Использование технологии дифференцированного обучения для формирования общих компетенций у студентов, публикация).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения и основной части, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основная часть состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной. Заключение содержит характеристику исследовательского пути, выводы.
Система среднего профессионального образования в России является самой распространенной и востребованной. Согласно требованиям Самарского региона, подготовка обучающихся ведётся с максимальной практикоориентированностью. Особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Важное место в решении задачи конкурентноспособности обучающегося занимает наличие у выпускника необходимых общих компетенций, которые указаны к формированию в федеральном государственном образовательном стандарте.
Полученные, в результате проведенного эксперимента, данные доказали правильность первоначальной гипотезы диссертации и позволили сделать следующие выводы:
• констатирующий эксперимент выявил недостаточную сформированности общих компетенций у обучающихся 3 курса (48 человек) по специальности Сестринское дело ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж». Для дальнейшего изучения уровня сформированности общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа были выбраны три общие компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
• формирующий этап эксперимента заключался в модификации действующей рабочей программы учебной дисциплины федерального компонента «Общественное здоровье и здравоохранение», путем применения в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода с использованием активных форм и методов обучения. Рабочая программа дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» состоит из 26 лекций, 8 семинарских занятий и 18 практических занятий. На данном этапе эксперимента был проведен цикл занятий в контрольной и экспериментальной группах по данной дисциплине. В контрольной группе занятия проводились на основе ранее разработанной рабочей программы учебной дисциплины, в экспериментальной - на основе модифицированной рабочей программы учебной дисциплины;
• контрольный эксперимент был проведен после изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» среди тех же обучающихся, формирование общих компетенций которых, было изучено на первом этапе эксперимента. Методики, которые применялись на констатирующем эксперименте были применены и на контрольном этапе с целью выявления динамики формирования выбранных общих компетенций.
1. Акимова М. К. Гуревич К.М., Индивидуальные различия в некоторых видах интеллектуальной деятельности и сила нервной системы // Сетевое научно-педагогическое сообщество. 1978. № 12 С.6-21. URL: https://predu.livejournal.com/1518176.html (дата обращения 04.03.2020)
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1997. 254 с.
3. Барановская Л.А, Диссертация на тему «Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве» 17 мая 2012 года (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук)
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1983. 173 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна /Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
6. Бондаренко С.М. Формирование интереса к профессии: теория и практика в процессе научно-исследовательской деятельности Укртехпрес, 1997. 216 с // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С.149152
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Вопросы теории и истории психологии. М: ПЕДАГОГИКА, 1982. 487 с.
8. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХ1 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций): М: Совершенство: 1998. 680 с.
9. Жолондевская С.П. Развитие аналитических способностей учащихся на уроках информатики [Электронный ресурс] URL:www.h-asveta.by (дата обращения 18.03.2020 г).
10. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М:Издательский центр «Академия»: 2015.176 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.второе, доп., испр. и перераб.М: Логос, 2014. 384 с.
12. Зимняя. И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 23 - 39.
13. Иванова Е.О. Формирование универсальных компетенций студентов
14. Консультант плюс [Электронный ресурс] : «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России). URL : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 144190/ (дата обращения 04.03.2020)
15. Консультант плюс [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502 (ред. от 24.07.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32766). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166959/ (дата обращения 03.03.2020)
...