Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ 7
1.1. Особенности организации учебно-тренировочного процесса по волейболу 7
1.2. Последовательность изучения программного материала в волейболе 11
1.3. Формирование технических приемом и тактических умений в волейболе 16
Выводы по главе 25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 27
Выводы по главе 28
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29
3.1. Особенности экспериментальной методики обучения техническим приемам игры в волейбол 29
3.2. Результаты физической подготовки мальчиков в ходе педагогического эксперимента 34
3.3. Результаты выполнения нормативов по технической подготовке мальчиков в ходе педагогического эксперимента 37
Выводы по главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность исследования. Всесторонне подготовленный игрок всегда имеет большее преимущество в игре перед волейболистом, который в своей тренировке обращает внимание только на технику владения мячом. Поэтому новичкам с самого начала надо понимать, какое большое значение для волейболиста имеет совершенное владение всеми своими движениями. К этой мысли надо приучить игрока с первых его шагов на площадке при изучении перемещения. Ведь в игре постоянно меняется ситуация, и это заставляет волейболиста передвигаться непрерывно в зависимости от обстоятельств. А для того чтобы осознать игру и хорошо ее провести, волейболисту надо своевременно, быстро и экономично координировать свои движения. Чем игрок лучше освоит элементы передвижения, тем он будет более подготовлен к современной динамичной игре и будет более полезен для своей команды. После овладения правильным движением приступают к разучиванию стоек из различных положений, с поворотами (при ходьбе, беге, поворотах, прыжках, из положения лежа, с колена и т.д.). Тренер должен остро реагировать и не допускать отступления от правильной техники, когда, например, игроки не считают нужным находиться в одной из стоек ожидания, а принимают нужную исходную позицию только тогда, когда видят, что мяч летит на них. В ходе спортивной борьбы игроку некогда думать о правильном техническом выполнении отдельных приемов (элементов) он выполняет их автоматически, при этом повторяет старые ошибки, что обычно сказывается не только на игре, но и на углублении старых недостатков. Эти неправильные навыки движения в дальнейшем очень сложно и подчас даже невозможно совсем устранить, а также и усвоить новые правильные навыки.
Теоретическая база исследования: основы методики физического воспитания (Л.М. Беженцева, Л.И. Беженцева), основы спортивной тренировки (С.М. Гордон, В.П. Губа, О.С. Морозов), научные исследования в физической культуре и спорте (Л. В. Капилевич, В.В. Пономарев).
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по волейболу.
Предмет исследования: методика обучения техническим приемам игры в волейбол.
Цель исследования - совершенствование методики обучения техническим приемам игры в волейбол.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Разработать и внедрить методику обучения техническим приемам игры в волейбол мальчиков 11-12 лет.
2. Определить эффективность влияния разработанной методики на техническую подготовку занимающихся и успешность применения технических приемов в ходе игры.
3. Выявить влияние учебно-тренировочных занятий волейболом на особенности физического развития мальчиков ходе педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что совершенствуя методику обучения техническим приемам игры в волейбол, будут решены основные задачи технической подготовки занимающихся и эффективного применения полученных знаний и умений в условиях игры в волейбол и во время соревнований.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тесты), метод математической статистики.
Научная новизна: разработанная методика обучения техническим приемам игры в волейбол позволит сформировать двигательный навык, который будет способствовать хорошей технической подготовке занимающихся, и эффективному применению знаний и умений в условиях игры и на соревнованиях.
Практическая значимость заключается в том, что при обучении техническим приемам игры в волейбол мальчики осваивают необходимые технические навыки игры в волейбол и на их основе овладевают более сложными техническими приёмами, необходимыми в ходе игры и на соревнованиях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 12 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 45 страницах.
1. В игре волейболисты упускают много выгодных моментов лишь из- за того, что не умеют выбирать в единоборстве с противником лучшие способы удара. При описании техники игры необходимо останавливается на основах техники, последовательности движения отдельных звеньев тела, скорости и их амплитуды при выполнении различных технических приемов, эти факторы являются решающими для достижения эффективности действий волейболиста. При нападающем ударе и блокировании важно проводить наблюдения за противником во время выполнения приема, поэтому необходимо в процессе обучения и совершенствования прививать у занимающихся мальчиков умение наблюдать за движениями противника все время, вплоть до удара по мячу. Во всех играх, связанных с мячом, основное внимание игрока должно быть сосредоточено на движущемся мяче, несоблюдение этого правила приводит к частым неточным попаданиям по мячу. Конечно, игроков надо приучать к тому, чтобы они умели наблюдать за противником, но при этом прямое наблюдение проводится до определенного предела, а в момент непосредственной подготовки и выполнения удара основное внимание уделяется мячу, и наблюдение за окружающей обстановкой осуществляется только за счет периферического зрения. При обучении игре в волейбол очень важна правильная последовательность изучения. В процессе обучения мы систематически чередовали формы обучения, имеющие разную направленность - при разучивании элементов техники по частям и в целом.
2. Уровень физической подготовки мальчиков в ходе педагогического эксперимента мы изучали по контрольным испытаниям (тестам): челночный бег 3х10, бег на 30 м, бег на 60 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок, прыжок вверх с места с взмахом рук. Тестовые упражнения были подобраны таким образом, чтобы при обработке материала можно было определить скоростную и скоростно-силовую характеристики отдельных мышечных групп, а также проанализировать координацию движений. Скоростные возможности на коротких дистанциях и средние показатели (особенно в беге на 60 м) были выше у мальчиков в экспериментальной группе и лучшие прыжковые возможности при повторных испытаниях показали мальчики экспериментальная группа.
3. В ходе педагогического эксперимента изучали эффективность влияния разработанной методики на техническую подготовку и эффективность применения знаний и умений занимающихся в ходе игр. Уровень технической подготовки мальчиков в ходе педагогического эксперимента мы изучали по контрольным нормативам: передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование); вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4. Так же использовали: подачу на точность, прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность, прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность, блокирование одиночное нападающего из зоны 4 или 2 по диагонали. Мальчики экспериментальной группы показали лучше результаты, чем мальчики контрольной группы при выполнении контрольных нормативов по технической подготовке. Это связано с особенностью экспериментальной методики, в которой больше времени отводилось на отработку технических приёмов, мальчики экспериментальной группы отрабатывали их и в парах, тройках и в комбинациях, различной сложности.
1. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников/ Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И.- Электрон. текстовые данные.- Москва: Академический Проект, 2008.- 208 с.
2. Вайнштейн, М.З. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вайнштейн М.З., Вайнштейн В.М., Кононова О.В.- Электрон. текстовые данные.- Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011.- 216 с.
3. Виноградов, П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2013. - 144 с.
4. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. М.: Физкультура и спорт, 2008. 256 с.
5. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Губа В.П., Пресняков В.В.- Электрон. текстовые данные.- Москва: Человек, 2015.- 288 с.
6. Денисова, О. П. Психология и педагогика: учебное пособие / О. П. Денисова. - 4-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 237 с.
7. Зефирова, Е. В. Начальное обучение технике передачи двумя руками сверху в волейболе: методическое пособие / Е. В. Зефирова, В. А. Платонова, Е. Г. Удин. - Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2010. - 59 с.
8. Зиамбетов, В.Ю. Основы научно-исследовательской деятельности студентов в сфере физической культуры [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Зиамбетов В.Ю., Матявина С.И., Холодова Г.Б.- Электрон. текстовые данные.- Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015
9. Иорданская, Ф. А. Функциональная подготовленность волейболистов: диагностика, механизмы адаптации, коррекция симптомов дизадаптации / Ф. А. Иорданская. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 176 с. Капилевич, Л.В. Научные исследования в физической культуре: учебное пособие.- Томск: ТГУ, 2013. - 184 с.
10. Комлацкий, В.И. Планирование и организация научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Комлацкий В.И., Логинов С.В., Комлацкий Г.В.- Электрон. текстовые данные.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 205 с.
11. Межман, И. Ф. Научись играть в волейбол: учебное пособие / И. Ф. Межман. - Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. - 335 с.
12. Михайлова, Т. В. Дневник спортсмена / Т. В. Михайлова, В. П. Губа. - Москва: Спорт-Человек, 2017. - 78 с.
13. Мясникова, Т.И. История и основы методологии научных исследований в спорте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мясникова Т.И.- Электрон. текстовые данные.- Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015.- 244 с.
14. Новиков, А.М. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Новиков А.М., Новиков Д.А.- Электрон. текстовые данные.- Москва: Либроком, 2010.- 280 с.
15. Основы обучения технике игры в волейбол: учебное пособие / А. А. Гераськин, И. А. Рогов, Б. П. Сокур, Т. А. Колупаева. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 280 с.
...