Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Задачи на доказательство по алгебре и началам математического анализа как средство формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников

Работа №117416

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Методические основы формирования познавательных универсальных учебных действий через задачи на доказательства в курсе алгебры и начал математического анализа 9
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий 9
1.2 Задачи на доказательство в школьных учебниках математики 13
Глава 2 Реализация формирования познавательных универсальных учебных действий через задачи на доказательства в курсе алгебры и начал математического анализа 20
2.1 Технология усвоения методов доказательства 20
2.2 Проектирование изучения темы «Тригонометрические тождества» 32
2.3 Элективный курс «Задачи на доказательство в курсе алгебры и начал математического анализа» 42
2.4 Описание педагогического эксперимента 46
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Ответы к тесту КОТ 75

Актуальность и научная значимость. На протяжении всего развития общества требуется постоянное совершенствование практических умений и открытие новых теоретических знаний. В настоящее время система образования претерпевает реформирование и модернизацию. Основные изменения нацелены на многогранное формирование личности. Одним из наиболее важных аспектов развитой личности является уровень сформированности логического мышления.
Мышление формируется в процессе изучения каждого предмета. Далеко не последнюю роль в его развитии играет обучение математике. Она способствует развитию у школьников навыков анализа данных, принятия решений и аргументировать свою позицию.
Основную долю формирования навыков проведения доказательства берёт на себя курс геометрии. Большое количество заданий на доказательство способствует развитию логического мышления, учит анализировать данные и аргументировать ту или иную позицию. Однако, в курсе алгебры задачи на доказательство занимают не менее важное место.
Одной из многих целей обучения математики служит обучение применению методов и способов проведения доказательств при решении задач. Простые задания, состоящие из одного или двух шагов доказательства, должны присутствовать с самого начала систематического изучения курса алгебры.
Решение стандартных задач на применение изученных свойств требует выработки определённых навыков, что обеспечивает усвоение теоретического материала и умение использовать его при выполнении математических упражнений.
В свою очередь, они позволяют развить логическое мышление, развить умение рассуждать, побуждают учащихся к анализу, аргументации, обоснованию, доказыванию. Они также могут являться неотъемлемой частью решения вычислительных задач. Главное отличие от задач на доказательство в геометрии алгебраические доказательства отличаются абстрактностью и отсутствием чертежей. Большая часть доказательств в алгебре проводят в общем виде.
Основное место в психолого-педагогической литературе и в методике обучения математике занимает процесс формирования умений проведения доказательств. Данный процесс является сложным и многогранным. Поэтому вопрос о его сущности, поиске удобного и краткого доказательства, обучении проведения математических доказательств не оставляет равнодушным многих исследователей.
«Вопрос о сущности математического доказательства изучался в работах Ф.Ф. Притуло [41], А.А. Столяра [50] и др.
А.А. Столяр [50] считает, что в строгом смысле о доказательстве можно говорить лишь в рамках какой-нибудь формальной аксиоматической системы. По его мнению, любое доказательство представляет собой конечную последовательность предложений математической теории.
Ф.Ф. Притуло [41] рассматривает доказательство как мыслительный процесс обоснования какого-либо суждения с помощью ранее известных истинных суждений.
Результаты данных исследований обладают большим значением для улучшения методики обучения учащихся проведению доказательств. Однако теория и практика сильно расходятся. Знания и умения по проведению доказательств находятся на низком уровне, а также присутствует формализм в их знаниях» [10].
Нельзя отрицать тот факт, что взаимосвязь жизненных и школьных задач довольно большая. Основные приемы рассуждения и доказательства пересекаются при решении двух видов задач. «Поэтому процесс обучения учащихся методам и приёмам проведения рассуждений и доказательств на уроках алгебры в старших классах является одним из средств формирования познавательных универсальных учебных действий, их воспитания и подготовки к будущей производственной деятельности» [10].
Анализ основной и дополнительной учебной литературы показывает, что на уроках алгебры в старших классах уделяется недостаточное количество времени задачам на доказательство. Что приводит к неполному формированию познавательных универсальных учебных действий учеников и не готовность выпускников школы к решению жизненных задач. Данная ситуация и определяет актуальность и научную значимость проблемы исследования.
Вопросы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках в школе, в том числе и алгебры, а также, во внеурочное время, затрагивались в различных диссертационных работах. Можно отметить исследования авторов Смирновой В.А. [48], Чоповой С.В. [62], Чулановой Н.А. [63], Фирер А.В. [57].
Проблема исследования представляется в определении задач на доказательство, влияющих на формирование познавательных универсальных учебных действий в курсе алгебры и начал математического анализа старшей общеобразовательной школе.
Под объектом исследования по теме данной исследовательской работы понимается процесс обучения математике в старшей общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступают задачи на доказательство в курсе алгебры и начал математического анализа 10 - 11 классов в общеобразовательной школе.
Цель данной работы заключается в исследовании и систематизации задач на проведение доказательств как средства формирования познавательных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования основана на том что детальное и акцентированное обучение способам проведения доказательства при решении задач в курсе алгебры и начал математического анализа, позволяет обеспечить положительный результат в формировании познавательных учебных универсальных действий.
Задачи:
• определить, что является сущностью понятия «познавательные универсальные учебные действия»;
• разработать элективный курс «Задачи на доказательство в курсе алгебры и начал математического анализа»;
• предоставить результаты педагогического эксперимента по влиянии элективного курса на процесс формирования ПУУД.
К теоретической и методологической основе данного исследования относятся учебные пособия 10-11 классов Н.Я. Никольского [34], [35], А.Г. Мерзляка [26], [27], [28], [29] А.Г. Мордковича [31], [32], [33], А.Г. Рубина [43], [44].
Базовыми для настоящей работы являются основные требования к знаниям, умениям учащихся по ФГОС СОО и анализ содержания теоретического и задачного материала по темам, включающее в себя решение задач на проведение доказательств в курсе алгебры и начал математического анализа старших классов общеобразовательной школы [54], [56].
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: изучение и систематизация научно-исследовательской и учебно-педагогической литературы; наблюдение, анализ и педагогический эксперимент; статистическая обработка данных.
Основные этапы исследования:
• 1 этап (2020/2021 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы педагогов по данной теме;
• 2 этап (2020/2021 уч.г.): определение теоретических основ исследования по теме диссертации;
• 3 этап (2021/2022 уч.г.): определение методических основ исследования, разработка элективного курса для обучающихся старших классов;
• 4 этап (2021/2022 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Российская Федерация, Московская область, г.о. Павловский Посад, «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2» корпус 2. В эксперименте принимали учащиеся старших классов.
Научная новизна проведенного исследования заключается в определении и обосновании методических особенностей формирования познавательных универсальных ученых действий через задачи на доказательство в курсе алгебры и начал математического анализа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем сформулированы теоретические основы обучения проведению доказательств в курсе математики старших классов, проанализированы соответствующие требования к подготовке учащихся; проанализирована методика обучения проведению доказательств учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в анализе задачного материала школьного курса алгебры и начал математического анализа по теме диссертации, разработке соответствующего элективного курса.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего времени проведения исследования. Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики(научно-исследовательской работы) и преддипломной практики на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики в «Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №2,корпус 2» (Российская Федерация, Московская область, г.о. Павловский Посад, ул. Каляева, д. 2).
На защиту выносятся:
• методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий с помощью задач на доказательство в курсе алгебры и начал математического анализа;
• элективный курс «Задачи на доказательство в курсе алгебры и начал математического анализа»;
• результаты педагогического эксперимента.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 8 рисунков, 7 таблиц, список используемой литературы (71 источник). Основной текст работы изложен на 74 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная жизнь на протяжении всего времени существования человечества оставляет свой отпечаток на процессе обучения. На разных этапах своего развития социуму требуются люди, обладающие определенными навыками и знаниями. В ФГОС СОО отмечено, что выпускники школ должны обладать познавательными УУД.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в курсе алгебры и начал математического анализа - процесс трудный и многоаспектный.
Его результаты являются неотделимой частью Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, который составляет основу для построения образовательного процесса. Курс математики в старшей школе обладает большим инструментарием для формирования познавательных УУД. В большей степени это связано со спецификой самого учебного предмета.
Поскольку в обучении старшеклассников математике уделяется большое внимание на развитие его логических способностей, абстрактному мышлению, умению анализировать и структурировать информацию, находить взаимосвязи между понятиями, лаконичному построению аргументации своей точки зрения, умению. Данные навыки, получаемые на уроках алгебры и начал математического анализа, существенно влияют на приспосабливаемость учащегося к жизни в социуме.
Современная реальность требует от выпускников школы уметь быстро принимать решения, аргументировать и доказывать свою позицию, обладать не только знаниями, но и уметь учиться. Именно для формирования этих умений идеально подходят задачи на доказательство. Связь умений доказывать математические утверждения и их практическое применение при решении жизненных ситуаций обуславливает актуальность данной темы исследования.
В ходе выполнения первой задачи был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, что позволило определить сущность познавательных универсальных учебных действий, а также, понять, что понимается под ними.
Например, Боженкова Л.И. отмечает, что «к познавательным общеучебным УУД относятся действия, связанные с переработкой учебной информации. Учебная информация становится знанием человека, если только она «присвоена» им, прибавлена к наличному умственному опыту, переработана с помощью познавательных действий» [28].
В данном пособии также отмечено, что для формирования познавательных УУД необходимо использовать задания, направленные на переработку полученных знаний в виде таблиц и схем. Там же приведены типовые задания для реализации такого подхода к развитию ПУУД. При таком подходе к проработке учебного материала ученики лучше его усваивают и формируют свои навыки по структурированию информации. Помимо этого, анализ учебных пособий для старшеклассников по курсу алгебры и начал математического анализа позволил убедиться в том, что на решение задач на доказательство уделяется недостаточное количество времени. Что существенно влияет на уровень сформированности познавательных УДД.
В ходе опытно - экспериментальной работы были получены следующие выводы.
Во-первых, благодаря специфике проведения математических доказательств и применения для этого логического и абстрактного мышления, задачи на доказательство являются эффективным средством в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся старших классов. В свою очередь, они учат старшеклассников кратко и аргументированно высказывать свою позицию, структурировать полученную информацию и соотносить с тем, что уже было изучено ранее.
Во-вторых, посредством структурирования и анализа учебной информации, в частности представления доказательств ключевых задач в виде схем, успешно развиваются познавательные универсальные действия.
В-третьих, увеличение учебного времени, уделяемого на обучение проведению математических доказательств, за счёт элективного курса оказывает положительное влияние на уровень сформированности познавательных универсальных действий и уровень обученности учеников к решению задач на доказательство в курсе алгебры и начал математического анализа.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, которая основана на том что детальное и акцентированное обучение способам проведения доказательства при решении задач в курсе алгебры и начал математического анализа, позволяет обеспечить положительный результат в формировании познавательных учебных универсальных действий. Тем самым, позволяя старшеклассникам получить навыки, необходимые для существования в социуме.
Таким образом, все поставленные задачи и цель были достигнуты.


1. Аввакумова И. А. Задачи на доказательство как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2020. № 5. С. 111-116.
2. Ажгалиев У. О некоторых способах составления тригонометрических тождеств // Математика и математическое образование : сборник трудов VI Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура». Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. С. 104—105/
3. Акберова Р.А. Элективный курс по математике «Элементы тригонометрии». Каран-Кункас, 2014.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2010. 336 с.
5. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
6. Боголюбов В.М. Введение в педагогическую технологию: учебное пособие. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. 232 с.
7. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре. М. : Лаборатория знаний, 2016. 240 с.
8. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. 2016. №1. С. 54-60.
9. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.: Смысл (Психодиагностическая серия), 1998. №4.
10. Ветошкина Е. С. Обучение учащихся проведению доказательств на уроках геометрии в основной школе :Дис. канд. пед. наук : 13.00.02. Коломна, 2004. 196 с.
11. Виленкин Н.Я. Индукция. Комбинаторика. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. 48с.
12. Виленкин Н.Я. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для учащихся общеобраз. организаций (углублённый уровень). М.: Мнемозина, 2014. 352 с.
13. Виленкин Н.Я. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник для учащихся общеобраз. организаций (углублённый уровень). М.: Мнемозина, 2014. 312 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика- пресс, 1996. 536 с.
15. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России, 2016. №7. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/diagnostika-sformirovannosti-poznavatelnyh- universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-osnovnoy-shkoly (дата обращения: 18.04.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ