Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формированиях детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования 11
1.1 Психолого-педагогические основы формирования системных знаний о здоровом образе жизни в дошкольном возрасте 11
1.2 Характеристика экспериментирования как средства формирования системных знаний о здоровом образе жизни в дошкольном возрасте 25
Вывод по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования 40
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни 40
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования 58
2.3 Исследование эффективности работы по формированию у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни 90
Вывод по второй главе 98
Заключение 100
Список используемой литературы 102
Приложение 109
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется образ жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ведения здорового образа жизни.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, A. А. Ошкина, Т.В. Поштарева, Л.Г.Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
На сегодняшний день существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения. Как известно, здоровье зависит от здорового образа жизни, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В соответствии с ФГОС ДО выделена образовательная область «Физическая культура» одной из задач которой является формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, и не только представлений, но именно системных и осознанных. По мнению исследователей (Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, И. Пригожий, B. Н. Сагатовский, А.Н. Уемов, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), формирование системных знаний предполагает изучение взаимоотношений и взаимодействий разных компонентов данного целого, объектов и их отношений с окружающей средой с целью нахождения способа упорядочения, иерархии отношений, определения преобладающей тенденции, основных закономерностей данного объекта и его компонентов.
Решение данной задачи строится с учетом деятельностного подхода, для которого характерны следующие признаки: основной акцент делается на организацию разнообразных видов деятельности детей; воспитатель выступает как организатор педагогического процесса, а не только как транслятор определенной суммы знаний; познавательный материал используется как средство освоения деятельности, а не как цель обучения. Признавая значимость теории ведущей деятельности для понимания механизмов развития личности ребенка, исследователи отмечают, что в реальной жизни ребенок участвует не в одной, а в достаточно большом количестве разнообразных видов деятельности. Поэтому для дошкольной дидактики важным является вопрос не о виде деятельности, в которой преимущественно развивается личность ребенка, а об использовании потенциала наиболее эффективной для решения той или иной задачи.
Выбор вида деятельности по формированию системных знаний о здоровом образе жизни зависит от целей, задач воспитания, возраста детей. Анализ ряда современных исследователей (Н.И. Апполонов, Д.И. Воробьева, З.А. Грачева, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, Н.Н. Поддъяков, В.В. Щетинина) свидетельствует о возможности и преимуществе использования поисковой деятельности (экспериментирования) в работе с дошкольниками. Исследования В.А. Деркунской и А.А. Ошкиной показали потенциал экспериментирования в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, обладающего системными знаниями о здоровом образе жизни и его влиянии на здоровье.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о здоровом образе жизни в процессе разных видов деятельности, в том числе и в ходе экспериментирования. Анализ исследований Н.А. Андреевой, В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, В.И. Логинова, И.М. Новиковой, А.А. Ошкиной, С.Е. Шукшиной свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте возможно сформировать такие знания.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений существуют затруднения при формировании системных знаний о ЗОЖ и организации экспериментирования для решения этой задачи.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между:
• социальным заказом общества на реализацию функций, связанных с формированием активной личности, владеющей системными знаниями о здоровом образе жизни, и существующими в дошкольных образовательных учреждениях традиционными подходами, недостаточно уделяющими внимание системности;
• декларируемой необходимостью формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях разных видах деятельности и отсутствием соответствующих теоретических и практических разработок использованию потенциала экспериментирования с целью формирования системности знаний о здорового образа жизни;
• необходимостью использовать потенциал экспериментирования в дошкольном образовании и недостаточностью методических разработок по организации экспериментирования в рамках формирования у детей здорового образа жизни.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 6-7лет системных знаний о здоровом образе жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования.
Объект исследования - формирование детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни.
Предмет исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством экспериментирования.
Гипотеза базировалась на предположении о том, что:
• системные знания о здоровом образе жизни рассматривается нами как совокупность знаний о целостности понятия «здоровый образ жизни», о зависимости состояния здоровья от каждого элемента ЗОЖ (рациональное питание, режим дня, культурно-гигиенические мероприятия, двигательная деятельность, медицинская активность, психоэмоциональная регуляция, закаливание);
• формирование у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни обеспечивается посредством экспериментирования;
• процесс формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни обеспечивается разработкой серии экспериментов, отражающих содержание элементов здорового образа жизни; реализацией принципов активности и инициативности в ходе экспериментирования; организацией интеграции экспериментирования с другими видами детской деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни, выявить специфику экспериментирования и обосновать его потенциальные возможности в формировании элементов здорового образа жизни.
2. Определить комплекс диагностических заданий и выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни.
3. Разработать и экспериментально проверить содержание и организацию формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования.
Теоретической основой исследования выступили: теории формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко и др.); исследования по проблеме формирования здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения (Л.В. Абдульманова, Ю.Ф. Змановский, Л.Г. Татарникова и др.); исследования организации экспериментирования для дошкольников (Н.Н. Поддъяков, Савенков).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение); методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе МБУ детского сада № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2015 по 2017 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2016 - 2017 гг.). Реализована программа экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
• доказана возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством экспериментирования;
• определен комплекс диагностических заданий по выявлению у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни.
Теоретическая значимость исследования.
• уточнено понятие «системные знания о здоровом образе жизни».
• определено и теоретически обосновано содержание и организация формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность перестроить процесс формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования. В практике работы дошкольных организаций может быть использован перспективно-тематический план формирования системных знаний о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет с включением экспериментирования, комплекс диагностических заданий на выявление у детей 6-7 лет уровня сформированности системных знаний о здоровом образе жизни.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в сборнике научных статей «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти 2015 г., 2016 г., 2017 г.), в сборнике «Материалы студенческой научно-практической конференции «Дошкольник на современном этапе» (28 марта - 12 апреля 2016, Тольятти, 2016), в сборнике «Материалы международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (7 - 28 ноября 2016, Тольятти, 2016).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни обеспечивается посредством организации экспериментирования;
2. Системные знания о здоровом образе жизни рассматривается нами как совокупность знаний о целостности понятия «здоровый образ жизни», о зависимости состояния здоровья от каждого элемента ЗОЖ (рациональное питание, режим дня, культурно-гигиенические мероприятия, двигательная деятельность, медицинская активность, психоэмоциональная регуляция, закаливание).
3. Процесс формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни обеспечивается разработкой серии экспериментов, отражающих содержание элементов здорового образа жизни; реализацией принципов активности и инициативности в образовании; организацией интеграции экспериментов с другими видами детской деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (59) и приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Исследования Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.М. Буянова, B. К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.В. Колбанова, Ю.П. Лисицына, C. В. Попова, Л.Г. Татарниковой, Б.Н. Чумакова и других подчеркивают важность формирования системных знаний о здоровом образе жизни у подрастающего поколения, начиная с дошкольного детства
Изучив фундаментальные исследования по проблеме формирования здорового образа жизни философов К. Гельвеций, Дж. Локк, М.В. Ломоносов, К. Маркс, А. Смит и другие, психологов В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, и другие, ученых-медиков Н.М. Амосов, М.М. Буянов, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков и другие, педагогов В.А. Деркунская, Л.Г. Касьянова, И.М. Новикова, А.А. Ошкина, которые пытались решить проблему формирования здорового образа жизни у детей и разработали многочисленные труды о сохранении здоровья, мы определили, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются устойчивый интерес к здоровому образу жизни, способности устанавливать иерархичность понятий в системе знаний о здоровье и ЗОЖ.
Формирование у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни, а значит обо всех элементах ЗОЖ (рациональное питание, режим дня, культурно-гигиенические мероприятия, двигательная деятельность, медицинская активность, психоэмоциональная регуляция, закаливание) обеспечивается организацией экспериментирования.
В констатирующей части экспериментальной работы, с помощью специальных диагностических заданий, направленных на выявление уровня сформированности системы знаний о здоровом образе жизни, мы определили, что дошкольники 6-7 лет обладают небольшим запасом знаний об элементах здорового образа жизни, у них практически отсутствуют оценочные суждения. Это свидетельствует о необходимости развития представлений о ЗОЖ у детей 6-7 лет.
В процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни реализуются специально разработанные опыты и эксперименты, отражающие особенности освоения детьми элементов здорового образа жизни.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования экспериментирования и положительную динамику в формировании системных знаний о ЗОЖ у детей 6-7 лет после ее апробации. После формирующего этапа количественная характеристика изменилась. У большинства детей - 85% (17 человек) - преобладает средний и высокий уровень сформированности системных знаний о ЗОЖ у детей 6-7 лет.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни посредством экспериментирования. Дальнейшая работа может быть посвящена разработке интегрированных видов деятельности с целью формирования системных знаний о ЗОЖ у детей в разных возрастных группах ДОО.