ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ...9
1.1 Подвижные игры как средство физического воспитания ..9
1.2 Состояние разработанности проблемы физического воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики …………………………………........22
1.3 Особенности физического воспитания в подростковом возрасте ………...27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР .……………34
2.1 Состояние использования народных подвижных игр в физическом воспитании подростков …………………………………………………………34
2.2 Организация педагогического процесса по физическому воспитанию подростков и его технологии ……………………………………………….......48
2.3 Содержание и результаты опытно-экспериментального
исследования …………………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….........78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
B современной России среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических изменений одной из важных является проблема физического и нравственного здоровья молодого поколения. От того, каким образом решается эта проблема зависит будущее страны. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья молодежи затрудняет противостояние неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического устройства государства. По данным Всероссийского НИИ гигиены и профилактики детей и подростков показали, что лишь 10% школьников могут считаться здоровыми, у 40-45% имеется хроническая патология, 45% с функциональными отклонениями.
Cложившаяся система физического воспитания не обеспечивает необходимую потребность организованной двигательной активности, освоение учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепление их здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. На уроках физической культуры в рамках школьной программы не в полной мере учитываются индивидуальные, возрастные, психологические, национальные особенности учащихся, что не позволяет использовать народный опыт физического воспитания.
Положение с национальной игровой культурой у большинства народов России критическое. Требуется объединение усилий всех, кому дороги судьбы родной культуры, ибо, потеряв одно из своих незаменимых звеньев, порвется цепь передачи традиций культуры от поколения к поколению. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа.
При реализации принципов гуманизации и демократизации школы в национальном регионе важным представляется использование подвижных игр в физическом воспитании подростков.
Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие, двигательные действия, выполняемые в рамках правил. Исторически сложившиеся составные части подвижной игры позволяют рассматривать ее в качестве одного из важных средств физического воспитания подростков. Это средство при педагогически оправданном использовании становится эффективным методом физического воспитания. Использование игрового метода может быть эффективным при учете конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры.
O воспитательном значении подвижных игр высказывались педагоги и ученые. Ян Амос Коменский высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Епифаний Славинецкий указывал, что занятия играми должны помогать укреплению здоровья и развитию физических сил детей. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци положительно оценивал подвижные игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно. Сохраняют свое значение взгляды К.Д. Ушинского по вопросу применения народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся. П.Ф. Лесгафт подвижные игры рассматривал в качестве одного из главных факторов физического воспитания.
Hародные подвижные игры не требуют специальной подготовленности и имеют много вариантов по своей целенаправленности и особенностям содержания. Рассмотрение проблемы использования народных подвижных игр с различных сторон является важным и полезным для обогащения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей. Актуальность исследования возрастает в связи с тем, что в Республике Тыва проблема физического воспитания подростков с использованием народных подвижных игр до сих пор не являлось предметом исследования ВКР. Проблемы формирования гармонично развитой личности будут своевременны всегда, пока существует человечество, а использование подвижных игр и народного опыта в физическом воспитании подростков никогда не теряют свою актуальность. Следовательно,
такие ценности как культура здоровья, активное долголетие могут рассматриваться как критерии социального прогресса.
Hедостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, с одной стороны потребность образовательных учреждений в активизации физического воспитания, с другой потребность семьи определили выбор темы исследования «Использование подвижных игр тувинцев в физическом воспитании подростков».
Cуществует ряд противоречий актуализирующих данную тему, в особенности между:
- требованиями времени к здоровью, уровню физической подготовленности и современным состоянием системы физического воспитания подростков в школе;
- необходимостью эффективного использования подвижных игр и народного опыта физического воспитания и недостаточной разработанностью вопросов, связанных с реализацией физической подготовки подростков в условиях Республики Тыва.
Aктуальность исследования и наличие противоречий определили проблему исследования: каковы возможности использования подвижных игр народа в физическом воспитании молодого поколения.
Pешение этой проблемы является целью исследования.
Oбъект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе, направленный на совершенствование системы физического воспитания учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия использования народных подвижных игр в физическом воспитании подростков.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что физическое воспитание подростков в школе с использованием подвижных игр народа будет эффективным, если:
- выявить и проанализировать, народные подвижные игры Республики Тыва и их влияния на их морфо-функциональные изменения организма подростков;
- раскрыть игровую деятельность как целостный личностно-ориентированный процесс, организованный на основе освоения опыта физического воспитания народа;
- обеспечить непрерывность учебно-педагогической деятельности по освоению опыта физического воспитания народа и возможности его использования на современном этапе;
Задачи исследования:
1.Выявить основные подходы к определению содержания физического
воспитания с использованием подвижных игр;
2.Рассмотреть сущностные характеристики физического воспитания подростков, раскрыть их структуру и механизмы;
3.Показать, что использование подвижных игр народа может оказать
положительное влияние на процесс физического воспитания подростков;
4.Раскрыть содержание и выявить роль народных подвижных игр как средства
физического воспитания учащихся;
Mетодологической основой исследования явились: руководство философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества; о единстве духовного, психического и физического в структуре личности. Они дополняются психолого-педагогическими положениями, определяющими сущность образовательного процесса, психолого-педагогическими закономерностями формирования знаний, умений и навыков. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.
Tеоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов,
Е.Н. Шиянов и др.);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Т.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, В.В. Макаев, В.К. Кочисов, Б.А. Тахохов и др.);
- этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, Х.Д-Н. Ооржак, Е.М.Аг-оол, К.Б.Салчак, К.Б.Семенов, СБ.Узденова, Е.Е. Хатаев и др.);
- педагогические, культурологические и социологические работы, анализирующие физическую культуру как общественное явление, как фактор воспитания личности (В.У. Агеевец, И.М. Быховская, М.В. Выдрин, Н.Н. Визитей, Л.И. Лубышева, В.П. Лукъяненко, В.А. Магин, Л.П. Матвеев, О.А. Милыптейн, Н.А. Пономарев, В.И. Столяров и др.);
- теории физического воспитания (Н.И. Понамарев, А.Д. Новиков, Л.П.
Матвеев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы -анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, историко-этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические наблюдения - прямое и включенное, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, математические методы обработки полученных данных.
База исследования: 240 учащихся 5-7 классов средних общеобразовательных школ г. Кызыла Республики Тыва.
Oсновные этапы исследования:
Первый этап (2020-2021 гг.) - определение темы исследования и изучение литературы по проблеме.
Bторой этап (2021-2022 гг.) - установление степени научной разработанности вопросов физического воспитания подростков; изучение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация данных; уточнение научной концепции и экспериментальных методик реализации задач исследования, проведение опытно-экспериментальной работы.
Tретий этап (2022-2023 гг.) - параллельно с проведением теоретической работы продолжался преобразующий эксперимент. Уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации, оформлялся текст выпускной квалификационной работы (ВКР).
Hаучная новизна исследования заключается в следующем:
- конкретизирована сущность физического воспитания с использованием народных подвижных игр;
- выявлены требования к развитию разносторонней личности в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей подростков;
- определены возможности использования подвижных игр и народного опыта физического воспитания подрастающего поколения в современной воспитательной практике.
- разработана и предложена модель использования народных подвижных игр в
физическом воспитании учащихся подросткового возраста.
Tеоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что: - уточнены сущность, структура и основные характеристики физического воспитания, которые могут послужить ориентиром для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических парадигм воспитательной работы со школьниками;
- установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны углубить теоретические представления о содержании, средствах и методах физического воспитания с использованием народных подвижных игр.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных выводов в решении задач физического воспитания с использованием подвижных игр. Экспериментально проверены и предложены для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы научно-методические рекомендации по использованию подвижных игр в физическом воспитании подростков, которые могут быть успешно использованы в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики физического воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей школ.
Tеоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках физической культуры, на факультативах, во внеклассной работе. Положения и выводы ВКР могут использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей физической культуры, работников образования.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература по физической культуре.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования.
Физическое воспитание - одна из составных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием и обучением. Цель физического воспитания - всестороннее воспитание личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных умений и навыков и укрепление здоровья.
Oсновные средства физического воспитания - физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т. п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.). Физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей. Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения дают возможность использовать физические упражнения для достижения целей физического воспитания. Естественные силы природы в физическом воспитании выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и как средство закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования.
Tрадиционная народная педагогика преследовала цель дать всестороннее развитие личности. Возможности её вследствие объективных причин, прежде всего, неразвитостью науки, почти сплошной неграмотностью трудящихся людей. Тем не менее, народными массами был выработан тот идеал совершенной личности, который сродни нашему современному представлению о всесторонне развитой личности. Родство этих идеалов идёт от освоения поколениями, выработанных принципов и приемов народной педагогики в области трудового, умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания.
Bо всесторонней подготовке подрастающего поколения народная педагогика придавала важное значение. Тувинцы создали свою народную самобытную систему физического воспитания в процессе многовековой трудовой деятельности, которая была направлена на укрепление здоровья и физическое развитие молодежи.
Большую роль играли многочисленные детские подвижные игры на свежем воздухе во все времена года. Для молодежи хорошей школой физической закалки являлись многочисленные народные игры, по которым проводились соревнования ежегодно два раза во время традиционных праздников трудящихся в честь окончания пахоты весной и после окончания уборки урожая осенью.
Bерным средством в физическом развитии подростков играет то рациональное, что есть в народной системе физического воспитания. Добрую услугу учителям физкультуры и тренерам окажет народная педагогика, в арсенале которой значительное место занимают детские игры. Неприхотливые относительно средств, они могут содействовать достижению массовости в физкультурном движении.
По этому необходим решительный подход к использованию традиционных народных подвижных игр в практике работы школ и дошкольных учреждений. При этом учащиеся через родное, национальное лучше будут усваивать и основной программный материал по физическому воспитанию.
Pазвитие умений, навыков и отношений, способствующих физическому развитию, использование в педагогическом процессе технологий физического воспитания, которые дают школьникам возможность осознать понятие здоровья как личностную и общественную ценность могут и должны найти место в воспитательной практике. Применение богатого педагогического наследия народа, в части физического воспитания, создание благоприятных условий, а также систематическое диагностирование и коррекция состояния физической воспитанности подростков позволяют формировать разносторонне развитую личность.
1. Адыги, балкарцы и тувинцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. - Нальчик, 1974, - 688 с.
2. Айбазова М.Ю. Проблема эстетического воспитания в народной педагогике Карачая. Автореф. дисс. канд. наук. - Майкоп, 1997.- 21с.
3. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Республике Тыва. -М., 1971.-201 с.
4. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в
воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, С. 48-50.
5. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., Педагогика, 1988. -160 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. - 376 с.
7. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика.-Баку,1970.-84 с.
8. Гусинский Э.Н. Образование личности. - М.: Интерпракс, 1994. -136 с.
9. Джанибеков СЮ. Использование национальных традиций и обычаев
горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа Ч.П. - Черкесск, 1994, - 9 с.
10. Егоров С.Ф. Российское образование: методология и проблемы //Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки. - М.: РАО, 1992, С. 47-50.
11. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Республике Тыва. -
Ставропольск. кн. изд., 1964. - 78 с.
12. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
13. Историко-педагогические основания стратегии развития отечес-твенного образования. Под. ред. З.И. Равкина. - М.: РАО, 1994. - 88 с.
14. Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт // Тезисы докладов и выступлений на XV сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки /27-28 сентября 1993 г./. - М.: РАО, 1993. - 238 с.
15. Каракетов М.Д. Из традиционно-обрядовой культовой жизни тувинцев.
-М.: Наука, 1995. -345 с.
16. Тувинцы. - Черкесск, 1978. - 360 с.
17. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск, 1980. - 256 с. Ковалев СВ. Психология современной семьи. - М.: 1988. - 224 с.
18. Коменский Я.А. Великая дидактика: сочинения в 2-х тт.-Т1.-М.,1982-76с.
19. Конституция Российской Федерации. Принята всенародн.голосованием
12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. литер., 1993. - 64 с.
20. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: 1994. -124 с.
21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: здательский центр Академия», 2000. -232с.
22. Кухтарева О.А. Нравственное воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта. Автореф. дисс. канд. наук. - Карачаевск, 2003.-24с.
23. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике тувинцев (монограф. исследование).-Ставрополь: КЧГПУ, 2000. - 192с.
24. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, №10, с.13-19.
25. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М.: Педагогика, 1983. -192 с. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч.2. Собр. пед. соч. Т.2. -М., 1952).
26. Макаев В.В. К вопросу о методологии исследований по истории отечественной педагогики // Гуманистическая направленность педагогики в России / до октября 1917/. Тезисы докладов на межвузовской научно-практической конференции / май 1994/. - Пятигорск: изд. ПГПИИЯ, 1994, с. 3-6.
27. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования //
28. Технология развития педагогического творчества. - Ставропольская
29. лаборатория по проблемам НОПТ: 1994, с. 74-82.
30. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Соч. в 7-ми томах. Т.4. - М., 1957.
31. Меретукова З.К. Теоретичес.и практические основы развивающего обучения. - Майкоп, 1994, - 228 с.
32. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана.- Махачкала,1986.-124с.
33. Мосолов В.А. О личностно-ориентированных историко-педагогичес-ких исследованиях //Историко-педагогический процесс и современ ные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы доклады - М.:РАО, 1993, С. 38-40.
34. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании // Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1990. -198 с.
35. Наин А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика, 1995, №5, С. 44-49.
36. Нарты. Героическ.эпос балкарцев и тувинцев.-М.:Наука,1994.-656 с.
37. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, №9, С. 41-47.
38. Овсянников А. и др. Советуют социологи // Нар. образование, 1994, №4, С.10-14.
39. Подласый И.П. Педагогика новый курс: Учебник для студ.пед. вузов: в 2кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.-576с.
40. Подласый И.П. Педагогика новый курс: Учебник для студ.пед. вузов: в 2кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-Кн.2: Процесс воспитания.-256с.
41. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика, 1995, №5, С. 18-24.
42. Пословицы и поговорки Республики Тыва. Оригинал и перевод на русский язык. - Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990.-366 с.
43. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник - справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 449 с.
44. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-
педагогических исследований. - М.: РАО, 1993, - 93 с.
45. Равкин З.И. История педагогики и современность - как актуальная
методологическая проблема исследований в образовании // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. ... - М.: РАО, 1993, С. 28-31.
46. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / концепция исследован./ //Педагогика, 1995, №5, С. 87-90.
47. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Р76 Гл. ред. В.В. Давыдов - М.: БСЭ, 1998 - 672с.
48. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
49. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: АГУ, 2000. - 307с.
50. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В. Макаева. -Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. - 51 с.
51. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. - М.: Педагогика, 1990. - 287 с.
52. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии //Дисс.канд.пед.наук. -М., 1979. - 197с.