Введение 4
1. Экономическая роль и значение конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики 11
1.1 Определение и сущность конкурентоспособности 11
1.2 Анализ конкурентного положения предприятия на рынке 23
1.3 Управления конкурентоспособностью предприятия на основе системы
сбалансированных показателей 31
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Энерготехмаш» 40
2.1 Краткое описание деятельности предприятия 40
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятий, производящих
алюминиевые профили 46
2.3 Возможные стратегические направления развития предприятия 53
3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия 62
3.1 Внедрение инструментов стратегического управления 62
3.2 Система развития конкурентных преимуществ сотрудниками
предприятия и экономическое обоснование предлагаемых решений 70
Заключение 79
Список используемых источников 82
Приложение А Показатели финансово-хозяйственной деятельности 91
Приложение Б Система сбалансированных показателей. Проект внедрения на
ООО «Энерготехмаш» 92
Приложение В Разработка плана стратегических инициатив
Актуальность и научная значимость настоящего исследования подтверждается уровнем социально-экономического развития России и возрастающей конкуренцией на рынке товаров и услуг. С одной стороны, она способствует более эффективному использованию имеющихся материальных, финансовых и людских ресурсов предприятий, более полному удовлетворению потребностей, а с другой - вынуждает субъектов конкурентных отношений испытывать колоссальное давление со стороны более успешных бизнес-единиц рынка. Вместе с тем, конкуренция — это фундамент для развития успешного бизнеса, основа формирования и проявления конкурентоспособности как товара или услуги, так и фирмы, его производящей. Поэтому создание успешного, конкурентоспособного предприятия является в такой ситуации значимой и актуальной проблемой для менеджмента, требующей для ее решения специальных знаний и умений ведения бизнеса в таких условиях. Прежде всего, необходимо обладать способностью анализировать рыночную ситуацию и оценивать свои возможности, свои резервы.
Необходимость выявления резервов конкурентоспособности предприятия обусловлена рядом причин:
во-первых, конкурентоспособность - показатель динамичный, зависящий от рыночной ситуации. Поэтому стратегические цели фирмы и ее задачи должны быть всегда соотнесены с ситуацией на рынке и своими возможностями;
во-вторых, находясь в рыночной конкурентной среде, необходимо постоянно оценивать свои конкурентные позиции и сравнивать их с позициями реальных конкурентов;
в-третьих, интеграция предприятия в мировое разделение труда возможна лишь при определенном уровне конкурентоспособности.
Все вышесказанное стимулирует каждое предприятие оценивать уровень своей конкурентоспособности, искать резервы ее повышения и выявлять более результативные схемы менеджмента. Это обосновывает выбор темы исследования и ее актуальность.
Анализ рыночной ситуации и объективная оценка положения предприятия и его конкурентных преимуществ на рынке, выявление слабых сторон производственной деятельности дадут возможность обеспечить и принять эффективные управленческие решения, направленные на повышение его конкурентоспособности.
Степень разработанности темы. Ряд зарубежных и отечественных учёных: М. Портера, Ж.-Ж. Ламбена, И. Ансоффа, Г. Саймона, Ф. Кросби, И. Астахова, О. Виханский, Е.А. Горбашко, П. Завьялов, Р.А. Фатхутдинов и др. посвятили свои исследования теоретическим и практическим вопросам прогнозирования, анализа и совершенствования методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг и предприятий их оказывающих.
Хотя данной проблеме посвящено довольно много работ, однако еще не все аспекты проблемы конкурентоспособности отражены в исследованиях. В частности, не в полной мере, на наш взгляд, отражены в них вопросы, связанные с резервами предприятий и их использования для достижения необходимого уровня конкурентоспособности в условиях цифровой экономики и необходимостью цифровых трансформаций для совершенствования внутренних производственных процессов. Все это и предопределило выбор темы исследования (магистерской диссертации), цель и задачи.
Целью магистерской диссертации является разработка направлений по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью предприятия на основе проведенного анализа и изучения теоретических аспектов конкурентоспособности.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи исследования:
- изучить влияние конкурентоспособности предприятия на его развитие в условиях рыночной экономики;
- провести анализ конкурентной позиции ООО «Энерготехмаш» в условиях рынка алюминиевых профилей и выявить резервы предприятия, использование которых способно привести к повышению его конкурентоспособности;
- разработать рекомендации, направленные по повышение конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования - промышленные предприятия, функционирующие на конкурентных рынках алюминиевого профиля.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия и резервы ее повышения.
Гипотеза исследования состоит в том, что конкурентоспособность предприятия в современных условиях цифровой экономики можно повысить, если:
- внедрить систему сбалансированных показателей как цифровой контролер с обратной связью, включающий в себя комплекс оценочных инструментов результативности, которые за счет постоянного сравнения контролируемых показателей с нормативным значением, обеспечивают возможность осуществление их корректировок при необходимости;
- систематизировать, классифицировать и интегрировать совокупность финансовых и нефинансовых индикаторов с учетом причинно- следственных связей между показателями результатов и факторов, под влиянием которых они формируются с целью обеспечения возможности детального мониторинга деятельности экономического субъекта в рамках стратегического развития его конкурентоспособности.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена необходимостью выработки эффективных способов своевременного решения выявленных проблем конкурентоспособности в условиях цифровых трансформаций ведения бизнеса, отсутствием единых подходов к оценке конкурентоспособности предприятия в российской экономической практике.
Теоретической и методической основой диссертационного исследования являются результаты достигнутых решений проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в современных условиях развития цифровой экономики, в том числе и результаты механизмов повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. В качестве научных подходов применялись системный, синергетический, информационный, комплексный, процессный и компетентностный подходы, а также инструментальные средства цифровизации, информационных и компьютерных технологий. Первичная документация, характеризующая деятельность ряда промышленных предприятий использовалась в виде информационной базы. Также. информационной базой послужили материалы, опубликованные в периодической печати: авторефераты диссертаций, монографии, специализированные научные журналы, материалы научных и научно-практических конференций.
Научная новизна состоит в разработке комплекса методических рекомендаций и направлений, сориентированных на рост конкурентоспособности предприятия.
К числу основных результатов диссертационного исследования, определяющих научную новизну, относится следующее:
- автором магистерской диссертации предложена уточненная характеристика понятия «конкурентоспособность предприятия», экономическая сущность которой состоит в способности предприятия производить и реализовывать свою продукцию, конкурентоспособность которой обеспечивается эффективностью производства. Для повышения эффективности производства необходимо совершенствовать технологический процесс, повышать качество выпускаемой продукции, тем самым повышать лояльность потребителей продукции, иметь квалифицированные кадры, систему мотивации работников, системно и планомерно снижать издержки производства.
- выявлена причинно - следственная связь между показателями конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой экономики и факторами, под влиянием которых они формируются и обоснована интеграция финансовых и нефинансовых показателей, определяющих четыре стратегических направления функционирования хозяйствующего субъекта на рассматриваемый временной период: финансы, клиенты, внутренние бизнес- процессы, развитие;
- разработана стратегическая карта развития конкурентоспособности предприятия, в которой в единую цепочку формирования ценностей связаны стратегические перспективы развития, причинно-следственные связи, обеспечивающие интеграцию оцениваемой группы показателей и определяющие последовательность переходов от одного уровня экономического управления к другому, позволяющие оценивать, насколько нижние цели и задачи обеспечивают решение вышестоящих целей и задач повышения конкурентоспособности;
- предложена модель мониторинга показателей эффективности функционирования предприятия в условиях конкурирующего рынка на основе интеграции методов ССП и информационных технологий, позволяющих реализовать функции цифрового контроллера показателей конкурентоспособности предприятия в динамике развития;
- показано, что резервы, как неиспользованный потенциал предприятия, являются факторами повышения его конкурентоспособности;
Методы исследования: методы экономического, статистического структурно-функционального и сравнительного анализа, а также методы наблюдения, коэффициентного анализа, экспертной оценки и группировки, прогнозирования и моделирования, графической визуализации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении экономического понятия "конкурентоспособность" предприятия в условиях цифровой экономики.
Практическая значимость работы состоит из рекомендаций прикладного характера, направленных на повышение эффективности использования резервов повышения конкурентоспособности предприятия.
Апробация работы. Основные научные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и были положительно оценены на XVIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Актуальные проблемы социально-экономического развития. Управление развитием экономических систем. Цифровая экономика в 2021г. (г. Тольятти).
Структура работы. Магистерская диссертация структурно состоит из: введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, приложения. Содержание работы изложено на 96 листах машинописного текста, включает 9 таблиц (включая Приложения), 16 рисунков.
В первом разделе магистерской диссертации раскрыты теоретические особенности экономической роли конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики, необходимости цифровых трансфертов и выявлению проблем анализа конкурентного положения предприятия на рынке, а также проведено исследование методик оценки конкурентных преимуществ производственных структур.
Во втором разделе показан конкурентный анализ хозяйственной деятельности объекта изучения и представлена оценка его конкурентоспособности на основе стратегического анализа внешней и внутренней среды и оценки эффективности управления и организации основного производства, а также выявления возможных резервов повышения конкурентоспособности в условиях цифровой экономики.
Третий раздел носит рекомендательный характер. В ней приводятся рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Энерготехмаш» в современных условиях рыночных отношений, за счет внедрения инструментов стратегического управления, повышения квалификации сотрудников и мотивации их труда, а также показаны возможности расчет экономической эффективности от внедрения проектируемых мероприятий.
В заключении сделаны краткие выводы о достигнутых результатах магистерского исследования.
В приложении представлены аналитические таблицы конкурентного анализа группы предприятий рынка алюминиевого профиля за период 2018¬2020 в динамике. Также, в приложении показаны фрагменты внедрения инструмента стратегического менеджмента в виде компонентов системы сбалансированных показателей.
В списке литературы представлено 90 источников, среди них 7 зарубежных.
В ходе диссертационного исследования вопросов, касающихся конкурентоспособности предприятия, были обоснованы факторы ее повышающие, выявлены резервы предприятия, благодаря использованию которых возможно повысить показатели конкурентоспособности, предложено использовать систему сбалансированных показателей для повышения эффективности функционирования предприятия, разработана гибкая система оплаты труда персонала, учитывающая результаты труда и способствующая оживлению инновационной деятельности менеджеров и специалистов.
1. Автором магистерской диссертации определено понятие конкурентоспособности, в котором отражена ее сущность - способность производить и реализовывать свою продукцию. Отмечено, что конкурентоспособность обеспечивается эффективностью производства. Неэффективное производство не может выпускать продукцию, пользующуюся спросом. Для повышения эффективности производства необходимо внедрить инструмент стратегического менеджмента, систему сбалансированных показателей и совершенствовать технологический процесс, иметь квалифицированные кадры, систему мотивации работников, системно и планомерно снижать издержки производства.
2. Выявлены некоторые резервы предприятия, использование которых может повысить уровень его конкурентоспособности. К ним относятся: развитие инновационной активности работающих, совершенствование системы оплаты труда менеджеров и специалистов, развитие менеджмента качества. Внедрение системы сбалансированных показателей позволит систематизировать процессы управления деятельностью предприятия на основе системного мониторинга контролируемых показателей в разрезе оцениваемых групп: финансы, процессы, клиенты, развитие.
3. Предлагаемые нововведения системы сбалансированных показателей и совокупности авторских моделей, включающих модель системного мониторинга, реализующую функции цифрового контроллера с обратной связью, позволят предприятию снижать издержки производства, что, несомненно, будет укреплять его конкурентные позиции за счет варьирования ценой товара. Это, в свою очередь, даст возможность расширить рынок сбыта продукции. Благодаря этому повысится его финансовая устойчивость.
4. Предлагаемая система оплаты труда, может служить высоким мотивационным фактором повышения инновационной активности работников. Кроме того, предлагаемая система будет способствовать созданию команды единомышленников, которая четко знает цели и задачи и перспективы. Здесь же предлагается использовать нормативные показатели рентабельности, что так же мобилизует коллектив на их достижение.
К числу основных результатов диссертационного исследования, определяющих научную новизну, относится следующее:
- дана развернутая характеристика понятия «конкурентоспособность предприятия», экономическая сущность которой состоит в способности предприятия производить и реализовывать свою продукцию, конкурентоспособность которой обеспечивается эффективностью производства. Для повышения эффективности производства необходимо совершенствовать технологический процесс, повышать качество выпускаемой продукции, тем самым повышать лояльность потребителей продукции, иметь квалифицированные кадры, систему мотивации работников, системно и планомерно снижать издержки производства.
- выявлена причино-следственная связь между показателями конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой экономики и факторами, под влиянием которых они формируются и обоснована интеграция финансовых и нефинансовых показателей, определяющих четыре стратегических направления функционирования хозяйствующего субъекта на рассматриваемый временной период: финансы, клиенты, внутренние бизнес- процессы, развитие;
- разработана стратегическая карта развития конкурентоспособности предприятия, в которой в единую цепочку формирования ценностей связаны стратегические перспективы развития, причинно-следственные связи, обеспечивающие интеграцию оцениваемой группы показателей и определяющие последовательность переходов от одного уровня экономического управления к другому, позволяющие оценивать, насколько нижние цели и задачи обеспечивают решение вышестоящих целей и задач повышения конкурентоспособности;
- предложена модель мониторинга показателей эффективности функционирования предприятия в условиях конкурирующего рынка на основе интеграции методов ССП и информационных технологий, позволяющих реализовать функции цифрового контроллера показателей конкурентоспособности предприятия в динамике развития;
- показано, что резервы, как неиспользованный потенциал предприятия, являются факторами повышения его конкурентоспособности. К числу основных результатов диссертационного исследования, подтверждающих практическую значимость, относится:
- обновленная система оплаты труда побуждает работников к повышению эффективности выполнения своих функциональных обязанностей и активизации инновационной деятельности.